Научная статья на тему 'Развитие автоматизированной системы Федерального казначейства'

Развитие автоматизированной системы Федерального казначейства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1477
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА / СУФД-ОНЛАЙН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ "ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ" / FEDERAL TREASURY / PUBLIC FINANCE MANAGEMENT / AUTOMATED SYSTEM OF THE FEDERAL TREASURY / SUFD-ONLINE / INFORMATION / COMMUNICATION INTEGRATED MANAGEMENT INFORMATION SYSTEM "THE ELECTRONIC BUDGET"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьева В.В.

Одной из основных задач, поставленных Федеральному казначейству Правительством РФ, является обеспечение прозрачности и доступности финансовых потоков государства, создание эффективной системы государственного контроля. В этих условиях особенно важной становится задача дальнейшего совершенствования автоматизированной системы Федерального казначейства, которая позволит обеспечить реализацию основных принципов управления государственными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the main tasks set for the Federal Treasury, the Russian Government is ensuring transparency and availability of financial flows of the state, the creation of an effective system of state control. In these circumstances, especially important is the task of further improvement of the automated system of the Federal Treasury, which will allow for the implementation of the basic principles of public Finance management.

Текст научной работы на тему «Развитие автоматизированной системы Федерального казначейства»

Терентьева В.В.

доцент кафедры финансов

РГЭУ (РИНХ)

E-mail: venver.@yandex.ru

РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Одной из основных задач, поставленных Федеральному казначейству Правительством РФ, является обеспечение прозрачности и доступности финансовых потоков государства, создание эффективной системы государственного контроля. В этих условиях особенно важной становится задача дальнейшего совершенствования автоматизированной системы Федерального казначейства, которая позволит обеспечить реализацию основных принципов управления государственными финансами.

Ключевые слова: Федеральное казначейство, управление государственными финансами, Автоматизированная система Федерального казначейства, СУФД-онлайн, информационные коммуникации интегрированной информационной системы управления «Электронный бюджет».

Terenteva V.V.

THE DEVELOPMENT OF THE A UTOMA TED SYSTEM OF THE FEDERAL TREASURY

One of the main tasks set for the Federal Treasury, the Russian Government is ensuring transparency and availability offinancial flows of the state, the creation of an effective system of state control. In these circumstances, especially important is the task of further improvement of the automated system of the Federal Treasury, which will allow for the implementation of

the basic principles of public Finance management.

Keywords: Federal Treasury, public Finance management, Automated system of the Federal Treasury, SUFD-online, information, communication integrated management information system "the Electronic budget".

Одно из условий повышения эффективности работы казначейских органов и всей казначейской системы страны - организация и функционирование на всех уровнях перспективной и эффективной автоматизированной системы [5]. С момента создания органов казначейства, автоматизированные казначейские технологии, существенно изменились. Информационные технологии, автоматизация обработки финансовой информации в той или иной степени применялись в Федеральном казначействе практически с самого момента его создания[3].

В настоящее время реализуется автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК), программный продукт, созданный в рамках Проекта модернизации органов казначейства. АСФК является важнейшей информационной системой Казначейства России, обеспечивающей соблюдение главных принципов, заложенных в управление государственными финансами.

Внедрение автоматизированной системы Федерального казначейства осуществлялось в три этапа: разработка и тестирование; внедрение первоочередных задач; полнофункциональная реализация и тиражирование (рис. 1)[4].

На разных этапах развития АС ФК органами казначейства решалисьразно-образные задачи в сфере информационных технологий.

Так, первоначально органы федерального казначейства создавали и внедряли надежную систему передачи информации, обеспечивающую защиту

информации от несанкционированного доступа к ней.

Для развития АС ФК был разработан технологический процесс казначейского исполнения бюджета со строго определенной последовательностью взаимодействия участников бюджетно-

го процесса на всех этапах исполнения бюджета. В условиях внедрения Федерального закона №83-ФЗ появляются не только участники, но и неучастники бюджетного процесса, что требует отражения в информационных технологиях Федерального казначейства (рис. 2).

Стадии создания АС ФК

Цель создания:

Разработка и тестирование

Создание ППО АС ФК и подготовка пилотных объектов к внедрению ППО

едрение первоочередных^олнофункциональная реа-задач лизация и тиражирование

Опытная эксплуатация базовой системы на пилотных объектах

Внедрение базовой системы на всей территории РФ, разработка полнофункциональной системы, внедрение полнофункциональной системы на пилотных объектах и на всей территории РФ

Автоматизированная система Федерального казначейства

1. Назначение, архитектура построения, принцип работы автоматизированной системы Федерального казначейства

2. Интеграция АС ФК с системой электронного документооборота ФК

3. Доступ к СУФД других участников бюджетного процесса с использованием сети Интернет

Рисунок 2 - Организационные аспекты внедрения информационных технологий в системе Федерального казначейства

Таким образом, автоматизированная система Федерального казначейства должна была стать базой для развития всей автоматизированной системы управления общественными финансами РФ [1].

За 2015 год в рамках развития АСФК были автоматизированы положения и требования 64 новых (измененных) нормативных правовых актов, 5 редакций форматов информационного взаимодействия с Банком России

(УФЭБС), 14 системных писем Минфина России и Банка России, 110 системных писем Федерального казначей-ства[2].

Актуальные изменения в информационных технологиях, используемых в системе Федерального казначейства, предопределили необходимость перехода на новые автоматизированные технологии клиентов, обслуживаемых в органах казначейства. Таким образом, повсеместно была внедрена Система

управления финансовым документооборотом (СУФД). Система позволяет клиенту в режиме «онлайн» отслеживать этапы прохождения документов, направленных на исполнение в орган Федерального казначейства. К настоящему времени определены наиболее приоритетные направления и реализованы доработкиСУФД-портала, обеспечивающие как появлениеновой функциональности, так и улучшение эргономики продукта[2]:

• электронный документооборот с финансовыми органами при предоставлении бюджетныхкредитов;

• электронный документооборот с клиентамипо запросам банков на уточнение реквизитовплатежей (ЭД243/ ЭД244);

•автоформирование протоколов при пакетном импорте документов;

• автоматическое сохранение редактируемых документов при разрывах связи;

• нотификация клиентов о поступивших документах;

• одновременное подписание документов и вложений.

На современном этапе продолжает внедряться Государственная автоматизированная информационная система «Управление» - информационная система, которая предназначена для сбора, учета, анализа и обработки информации из государственных и негосударственных источников. Основная цель создания системы - поддержка принятия управленческих решений органами исполнительной власти всех уровней. Система разработана в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

Основная задача ГАС «Управление» - обеспечение процесса сбора информации о требуемых измеримых показателях от одного ведомства или ре-

гиона к другому ведомству, информационных системах, в которых они содержатся, и последующая интеграция этих информационных ресурсов с ГАС «Управление» с целью повышения эффективности государственного управления. В целях реализации Положения о ГАС «Управление» Минэкономразвития России, Федеральное казначейство и ФСО России осуществляют организационную, методическую и техническую поддержку федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Таким образом, ГАС «Управление» должна стать узловой системой, в которую будут интегрированы ведомственные системы, содержащие необходимую пользователям ГАС «Управление» информацию - хранилищем этой информации с возможностью ее обработки. Важным аспектом ГАС «Управление» является хранение и передача только востребованной информации.

С 1 января 2011 года был запущен в эксплуатацию Официальный сайт сети Интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (ГМУ), оператором которого является Федеральное казначейство

С момента создания сайта Федеральное казначейство постоянно проводит работы по развитию и модернизации Официального сайта ГМУ. За последние два года выполнены доработки Официального сайта ГМУ в части предоставления возможности размещения на Официальном сайте ГМУ информации о годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с приказами Минфина России от 26 января 2012 г. № 138н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н» и № 139н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта

2011 г. № 33н». Для органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, реализована возможность формирования своей подведомственной сети учреждений, а также возможность контроля размещения на Официальном сайте ГМУ сведений подведомственными учреждениями.

Для повышения качества, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 98н «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации», на Официальном сайте ГМУ разработан функционал личного кабинета учредителя, который позволяет формировать подведомственную сеть учреждений на основании данных Перечня государственных и муниципальных учрежденийи Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Также можно строить различные аналитические выборки, включая мониторинг своевременного размещения информации на сайте по подведомственным учреждениям и хода исполнения государственных (муниципальных) заданий; сверять данные, размещенные учреждениями, с данными, размещаемыми учредителями в личном кабинете. Предусмотрена также возможность мониторинга средней заработной платы сотрудников подведомственных учреждений и проведение анализа плановых и фактических показателей по поступлениям и выплатам на основании размещенной на Официальном сайте ГМУ информации.

Реализованы мероприятия «Совместного плана работ Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства по развитию Официального сайта в сети Интернет для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru на 2014 год» от 22 июля 2014 г., утвержденного первым заместителем Министра финансов Рос-

сийской Федерации Т.Г. Нестеренко, в части развития сервисов Официального сайта ГМУ:

- обеспечена возможность загрузки базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ на Официальный сайт ГМУ, переданных ГИИС «Электронный бюджет», а также возможность просмотра и поиска по данным перечням в открытой части;

- для учреждений обеспечена возможность размещения иной информации об учреждениях: сведений об организациях, в которых открыты лицевые счета, сведений о лицензируемых видах деятельности, сведений об аккредитации учреждений, сведений о платежных реквизитах (в соответствии с приказом Минфина России от 23 сентября 2013 г. № 98н);

- разработаны баннеры Официального сайта ГМУ для размещения на различных информационных ресурсах;

- реализованы дополнительные сервисы обратной связи с пользователями сайта.

Создан и прошел процедуру пилотирования ЕКЦ ФК по сопровождению ГИИС «Электронный бюджет». Создана и внедрена подсистема СУЭ «Электронный ФАП». Организован проактивный технологический мониторинг работоспособности Федеральных сервисов для 30 пилотных регионов. Создана и внедрена подсистема «Информирование и отчетность СУЭ». Создана и внедрена подсистема «Управлениеи мониторинг инфраструктуры регионов».Создана и внедрена подсистема «Управлениеи мониторинг сервисов пилотных регионов».

В ближайшей перспективе планируется:

1. Создание и пилотирование ЕКЦ ФК по сопровождению: ГАС «Управление»; Государственной информационной системы государственные (муниципальные) платежи;Официального сайта ГМУ;АСФК в части поддержки пользо-

вателей СУФД(клиенты Федерального казначейства);ИАС КПЭ;ЕИС.

2. Создание стандартных ИТ-запросов в СУЭпилотных регионов в ЦАФК согласно ПриказуФедерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 401«Об организации работ по формированию, актуализации, распространению и мониторингу нормативно-справочной информации, используемой в информационных системах федерального казначейства»

Таким образом, в 2017-2020 годах органам Федерального казначейства предстоит продолжить работу по внедрению подсистем интегрированной государственной системы управления «Электронный бюджет», обеспечивающей прозрачность, доступность, открытость и подотчетность деятельности органов государственного сектора. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Приказ Федерального казначейства от 23.12.2009 г. №295 «Об организации работ по тиражированию прикладного программного обеспечения автоматизированной системы Федерального казначейства» // СПС «Консультант плюс».

2. Итоговый доклад о результатах деятельности федерального казначейства за 2015 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. http://www.roskazna.ru -сайт Федерального казначейства

3. Богославцева Л.В. Стратегические направления деятельности Федерального казначейства по обеспечению оптимизации расходных обязательств. В сборнике: Материалы XII Международной НПК молодых ученых, студентов,

аспирантов, преподавателей вузов Российской федерации и Украины. - Ростов н/Д, 2013. С. 8-14

4. Лопина Л.А. Презентация основных положений концепции АС ФК Федеральное казначейство // www/rostov.roskazna.ru

5. Терентьева В.В. Особенности обеспечения наличными денежными средствами организаций в условиях реформирования системы бюджетных платежей//Финансовые исследования. 2015. №3(48)

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. The order of the Federal Treasury from 23.12.2009 №295 "About organization of works on duplication of the application software of the automated system of the Federal Treasury" // ATP "Consultant plus".

2. Final report on the results of operations of the Federal Treasury for 2015 and the main directions of activities in the medium term./ http://www.roskazna.ru website of the Federal Treasury

3. Bogoslavtseva L. V. Strategic directions of the Federal Treasury to ensure the optimization of expenditure commitments. In the book: proceedings of XII International SPC of young scientists, students, postgraduates, teachers of higher education institutions of the Russian Federation and Ukraine. Rostov-on-don, 2013. S. 8-14

4. Lapina L. A. Presentation of the main provisions of the concept as FC Federal Treasury// www/rostov.roskazna.EN

5. Terentyevа V. V. Features of ensure cash organizations in terms of reforming the system of budgetary pay-ments//Financial research. 2015. No. 3(48)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.