Научная статья на тему 'Развитие информационной культуры студентов как педагогическая проблема'

Развитие информационной культуры студентов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Валентина Александровна

В статье обосновывается актуальность решения проблемы развития информационной культуры студентов; анализируется философское, социологическое, психологическое и педагогическое основание понятия «информационная культура»; предлагаются пути решения проблемы эффективного развития информационной культуры студентов в образовательном и воспитательном процессе в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной культуры студентов как педагогическая проблема»

В.А. Челнокова

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Преамбула, В статье обосновывается актуальность решения проблемы развития информационной культуры студентов; анализируется философское, социологическое, психологическое и педагогическое основание понятия «информационная культура»; предлагаются пути решения проблемы эффективного развития информационной культуры студентов в образовательном и воспитательном процессе в вузе.

Актуализация обращения к исследуемой проблеме характеризуется технологическим развитием общества в 50-60-х годах XX века, что привело к ускорению процессов обмена информацией, которая становится одним из важных современных ресурсов, играющим существенную роль в обеспечении и развитии экономических, социальных и других институтов общества. В связи с тем, в научной литературе появляются такие понятия как информационное общество, информатизация, информационное образование и информационная культура. В центре внимания государственной политики всех стран мирового сообщества и многих международных организаций находятся вопросы развития информационной культуры общества, как необходимого условия его устойчивого и безопасного развития в принципиально новой высокоавтоматизированной среде. Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы все чаще находят свое отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвященных перспективам направления развития образования для XXI века. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на подготовку специалистов различного уровня, готовых к деятельности в информационном обществе, обладающих достаточно высоким уровнем информационной культуры.

Несмотря на возросший в последнее время интерес к исследованиям проблем информатизации научно-исследовательской и образовательной деятельностям, количество работ по проблемам информационной культуры недостаточно велико. Причиной этого, на наш взгляд, является недостаточное осознание и теоретическая нераз-

работанность самой сути понятия «информационной культуры» будущего специалиста, которое базируется на двух весьма сложных понятиях: «информация» и «культура».

Понятие «информационная культура» было введено в мировую практику профессором Московского историко-архивного института Г.Г. Воробьевым в его книге «Твоя информационная культура». Обращение к проблематике «информационной культуры» обозначилось в 70-80 годы XX века, причем в различных научных областях: философии, культурологии, информатике, психологии и педагогике. Дальнейшее развитие представлений об информационной культуре характеризуется увеличением количества подходов к изучению этого понятия.

С философской точки зрения информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, различных социальных групп, отдельной личности. Философско-мировоззренческий подход появился в работах А.П. Суханова и в дальнейшем был развит такими учеными, как Э.П. Семенюк, А.Д-. Урсул, Ю.А. Шрейдер, Н.И. Юзвишин.

В социологии значение информационной культуры заключается в формировании у личности социально необходимого уровня информированности, выступающего обязательным условием ее социализации и выполнения многообразных функций в обществе. Необходимость формирования информационной культуры общества и отдельной личности - это важная социальная проблема. Без создания особой социокультурной среды, в которой осознаются законы и методы информатизации, постоянно используются новые информационные технологии, не-

92

Вестник КГУ им, H.A. Некрасова ♦ 2008, том 14

©В.А. Челнокова, 2008

возможен реальный переход на новую ступень развития. Культурологический подход в научной разработке данного явления становится доминирующим и находит свое отражение в работах А.И. Арнольдова, Н.П. Вашекина, НЛ4. Гендиной, А.А. Гречихиной, Н.Б. Зиновьевой и других.

В психологии информационная культура заключается в выработке оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения личности, в формировании умения действовать в условиях избыточной информации и ее дефицита, оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющейся информацией, критически переосмысливать, свертывать и развертывать, вырабатывать навыки психогигиены восприятия информации, рациональные привычки, свойства личности для защиты от информационного шума. Эти и другие проблемы информационной культуры в области образования, нашли отражение в работах А.П. Ершова, К.К. Колин, Н.В. Макаровой, В.М. Монахова, И.В. Роберт, В .А, Терехина и многих других.

«Информационная культура» является сложным и неоднозначным понятием. Оно включает в себя обозначенные выше понятия «информация» и «культура». Поэтому можно выделить два подхода к определению информационной культуры: «информациологический» и «культурологи-чес кий».

В рамках первого подхода информационная культура представлена как совокупность знаний, умений отбора, переработки и поиска информации, то есть действия, направленные на удовлетворение информационных потребностей (Ю.С, -Зубов, А.П. Ершов, Н.В. Макарова, В.М. Монахов и др.).

Культурологический подход позволяет более широко рассмотреть содержание этого понятия. Информационную культуру представляют и как способ жизнедеятельности в информационном обществе, и как способ гармонизации внутреннего мира, и как компоненту общей культуры. Культурологический подход в научной разработке данного явления стал доминирующим и находит свое отражение в работах Н.И. Гендиной, А. А. Г]речихиной, Н.Б. Зиновьевой и других.

Культурологический подход обеспечивает связь культуры, ее ценностей с личностью и творческой деятельностью студентов. Культурологический подход раскрывает культурную обуслов-

ленность информационной культуры.

Анализируя различные подходы к изучению информационной культуры, мы пришли к выводу, что информационная культура включает: умения работы с информацией, наличие определенных информационных потребностей, знания средств информационных и компьютерных технологий, умения эффективно применять их для решения познавательных и практических задач.

К.К. Колин также характеризует информационную культуру общества как «... его способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационные технологии в интересах обеспечения своих жизнедеятельности и развития» [2, с. 4].

Определения такого типа даны с точки зрения всего общества и рассматривают информационную культуру как социальное явление. Личность является объектом данного процесса. Информационная культура общества находится в прямой связи с культурой людей, живущих в этом обществе. Акцентируем внимание на информационной культуре личности.

Другие исследователи понимают под информационной культурой умение целенаправленно работать с информацией, использовать ее, обрабатывать, хранить и передавать.

Студенты должны научиться не просто самостоятельно осваивать и накапливать информацию, но и иметь определенный уровень культуры работы с информацией, в применении информационных технологий.

К данному подходу близки А.П. Ершов, В.М. -Монахов, которые выделяют в информационной культуре следующие компоненты: умения грамотной постановки задач; элементарные знания о математическом моделировании; знания алгоритмических структур; элементарные умения программирования; умения грамотно интерпретировать результаты решенных задач; использовать возможности ЭВМ при решении прикладных задач.

Анализ определений «информационной культуры» позволяет объединить их по следующим основным направлениям:

- информационная культура как комплекс знаний и практических умений в области информационных технологий;

- информационная культура как специфический набор личностных качеств: информационно-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2008

93

го поведения, информационного мышления, информационного мировоззрения и т. д.;

- информационная культура как составная часть общечеловеческой культуры.

Мы рассматриваем информационную культуру как сложную целостную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивно-операционного, мотивационно-цен-ностного и деятельностно-праксиологического компонентов.

Решение проблемы развития информационной культуры студентов предполагает выбор стратегии, основой которой может выступать один или синтез нескольких подходов к исследованию. Развитие информационной культуры - это непрерывный процесс, который начинается и продолжается вне стен вуза.

Нами спроектирована модель развития информационной культуры студентов, которая включает следующие компоненты: целевой, функциональный, организационный, результативный. Целевой компонент представлен целями и решаемыми задачами. Выявление сущности и структуры информационной культуры позволили нам представить ее как сложную систему взаимосвязанных компонентов (когнитивно-опера-ционного, мотивационно-ценностного, деятельностно-праксеологического). Содержание выделенных компонентов информационной культуры раскрывается в ее функциях, которые мы объединили в функциональном блоке модели. Активные методы, средства и формы обучения, комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность функционирования модели, составляют основу организационного компонента модели. Результативный компонент модели представлен критериями информационной культуры (высокая информационная грамотность, наличие системы операционных умений; наличие потребности саморазвития и самосовершенствования; умение использовать источники информации), выделенными уровнями информационной культуры (низким, средним, высоким), показателями, характеризующими уровень информационной культуры, а также методами их диагностики.

Модель развития информационной культуры опирается на комплекс педагогических условий, которые выступали при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитывались при построении образовательно-воспитательного процесса вуза.

Первое педагогическое условие - научно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе направленного на развитие информационной культуры студентов, основанное на информационных технологиях - направлено на информатизацию различных сфер профессиональной деятельности студентов, на использование воспитательного потенциала компьютерных технологий в развитии интеллектуальной сферы личности, на повышение уровня информированности индивида, соответствующего уровню развития общества, на организацию студенческого общения на основе общности интересов в сфере компьютерных технологий, на формирование системы ценностных ориентаций, проявляющейся в отборе циркулирующей информации, ее оценке и критическом осмыслении, на использование компьютерных технологий в социально-культурной деятельности.

Второе условие - интеграция различных видов информационной деятельности в процессе участия студентов в общественной деятельности - направлено на формирование информационного мировоззрения, эффективной информационной деятельности, умения принимать решения и прогнозировать их последствия в интересах общества, что позволяет развивать навыки анализа и самоанализа студентов, саморегуляции, способствует личностному росту будущих специалистов технического профиля.

Третьим условием является мониторинг процесса развития информационной культуры студентов технических вузов, что позволило определить уровни информационной культуры студентов при помощи диагностической программы исследуемого процесса, включающей в себя определение объекта и предмета, выявление критериев и показателей формирования информационной культуры студентов технических вузов.

На основе разработанной модели развития информационной культуры студентов и условий ее эффективного функционирования обеспечивается эффективность изучаемого процесса.

Библиографический список

1. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие /Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И. Л., Старо-дубоваГ.А. - М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.

2. Колин К. К. Информационная глобализа-

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.