Научная статья на тему 'Структура, критерии и показатели формирования информационной культуры студентов туристского вуза в процессе изучения информатики'

Структура, критерии и показатели формирования информационной культуры студентов туристского вуза в процессе изучения информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Ольга Юрьевна

Центральное понятие статьи информационная культура студента, формирование которой приобретает особую актуальность в условиях информатизации современного общества. Дается определение понятия «информационная культура», описаны структура, критерии и показатели формирования информационной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура, критерии и показатели формирования информационной культуры студентов туристского вуза в процессе изучения информатики»

О.Ю. ГЕРАСИМОВА

СТРУКТУРА, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Центральное понятие статьи - информационная культура студента, формирование которой приобретает особую актуальность в условиях информатизации современного общества. Дается определение понятия «информационная культура», описаны структура, критерии и показатели формирования информационной культуры студентов.

Наиболее значимыми характеристиками XXI века, которые не могут не сказаться на системе туристского образования, являются глобализация и информатизация. Происходит многоаспектное сближение стран и народов, становление единого взаимозависимого мира, получившего название глобального или глобализирующегося, в рамках которого расширяются экономические, политические и культурные связи между странами. В данных условиях изменяется само общество, оно становится информационным, для которого характерно утверждение культа знаний, осознание того, что ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации.

Теоретической основой информатизации общества является информатика. Здесь уместно привести определение К. Нюгарда: «Информатика - это наука об информационных процессах и связанных с ними явлениях в обществе, природе и человеческой деятельности» [9]. В этой связи полное право на существование имеют, например - экономическая, туристская, военная информатика и так далее, представляющие области конкретных приложений информационных систем и компьютерных информационных технологий.

Современные информационные технологии способны значительно облегчить формирование содержания профессионального туристского образования, особенно в связи с техническими возможностями быстрого распространения и обмена качественными и экономически доступными программами и базами данных. Они также содействуют демократизации процесса профессионального туристского образования, особен-

но благодаря обеспечению равного доступа к этой информации. Как отметил в своем выступлении на Конференции заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по образованию Колин Пауэр, «мир движется в направлении экономической системы, основанной на информационных технологиях, где эффективность отдельного предприятия или страны обусловливается качеством выпускаемой продукции или услуг. Системы производства, в основу которых положены новые технологии, обеспечивающие большую производительность и гибкость, предполагают постоянное повышение квалификации и предпринимательских качеств всех работников».

Информатизация общества является не только необходимым условием успешного развития системы образования, но и важным фактором достижения ее главных целей - повышения уровня образованности и воспитанности людей, формирования у них нового научного мировоззрения. Ключевым условием успеха и социальной эффективности процесса информатизации общества является высокий уровень информационной культуры человека.

Одним из приоритетов современной педагогической теории и практики является необходимость изучения развивающих возможностей образования личности. Это в полной мере относится к информационному образованию. Одним из центральных понятий информационного образования при рассмотрении условий и результатов изучения информатики является понятие информационная культура.

Соотнесение определений информационная культура, данное различными авторами, позволило выявить разноплановость этого понятия, представленного следующими областями:

© О.Ю. Герасимова, 2008 111

ной подготовки студентов туристского вуза исследуют В.А. Квартальное, В.И. Зорин, А.А. Ос-тапец-Свешников К.В. Кунаев, Б.П. Юсов, Е.А. Бородина, Н.И. Пироженко, Н.Г. Терских и другие.

Вопрос формирования информационной культуры у студентов, является одним из приоритетных составляющих базовой культуры личности. Термин «информационная культура» восходит к ранним публикациям инициаторов школьной информатики А.П. Ершова и В.М. Монахова, которые внесли огромный вклад по формированию системы соответствующего понятийного аппарата и научной терминологии по информатике.

В современных исследованиях просматриваются различные позиции по поводу отдельных сторон информационной культуры, вследствие чего предлагается множество определений информационной культуры, представим лишь некоторые: (таблица 1).

Таблица 1

Автор и источник Определение и сущностные признаки дефиниции

Г.Г. Воробьев [и Умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными

Е.А. Медведева [7] Уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаим о действию

Н.И. Гендина [2] Систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей в информации.

Е.Г. Силяева [8] Результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, производств, распространения, потребления объектов культуры.

А.А. Гречихин[3] Информационная деятельность аксиологического характера, то есть обусловленная ценностями культуры.

а) «информологическом» - как «совокупность умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей»;

б) «культурологическом» - «рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества» [5].

Научные труды С.Ф. Анисимовой, В А. Бочи-нина, Ю.И. Ефимова, И.В. Мелик-Гайназяна,

В.Б. Симоненко, А.Д. Урсула, позволяют подойти к информационной культуре как к процессу формирования профессионального типа личности посредством усвоения норм, правил, ценностей, характерных для информационного общества.

Культурологические аспекты профессиональ-

і

Проведенный анализ позволяет определить информационную культуру студента как слож-их системное образование. Её структура представлена комплексом компонентов: мотивационный, когнитивный и компонент синтеза творчества и креативности.

Формирование мотивационного компонента информационной культуры студента туристского вуза согласуется с формированием мотивов, побуждающих студента, а потом и специалиста к непрерывному образованию. В рамках нашего исследования, основное внимание мы уделяем духовным потребностям мотивационной сферы личности студента. Для студентов наиболее важны такие духовные мотивации, как познавательная, творческая и профессиональная [4].

Познавательная мотивация студента тесно связана с индивидуальной направленностью познавательной деятельности и потребностью достижений в этой области (удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных компьютерных технологий; развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования компьютерных информационных технологий).

Творческая мотивация реализуется в стремлении к самостоятельности и саморазвитию (самосовершенствованию), (использования компьютерной графики и так называемых когнитивных технологий, специально ориентированных на развитие способностей человека к творчеству; повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора).

Профессиональная мотивация заключается в личностном развитии и установлении (определении) социального статуса (готовность к информационно-познавательной деятельности в своей профессиональной сфере, к анализу информационной обстановки, осознанному выбору традиционных и инновационных информационнокоммуникационных технологий).

Когнитивный компонент информационной культуры характеризует отношение обучающегося к теоретическим и практическим знаниям в области информатики. Здесь ключевыми понятиями являются компьютерная и информационная грамотности. Первое предполагает, прежде всего, умение человека работать на компьютере в качестве рядового пользователя и способность его ориентироваться в возможностях использо-

вания компьютера в тех или иных целях. Второе -использовать компьютер в своей работе с информацией и логично, что компьютерная грамотность является необходимым условием грамотности информационной.

Мы в своем исследовании выделяем две ступени овладения компьютерной грамотностью: абсачютная и относительная. Абсолютная компьютерная грамотность - это умение пользоваться современными информационными технологиями в соответствии с принятыми процедурами обработки информации в целом и в конкретной области деятельности. Относительная компьютерная грамотность — это умение использовать информационные технологии в соответствии с принятыми процедурами обработки информации в конкретной области деятельности.

Несмотря на то, что в Государственном стандарте высшего профессионального образования РФ по специальности 061100 «Менеджмент организации», формулируется задача «выработать прочные умения работы на компьютере», в туристском вузе не ставится цель обеспечить абсолютную компьютерную грамотность выпускников. Такая цель не выдвигается, во-первых, потому, что она практически недостижима, поскольку к ней могут быть отнесены лишь те немногие специалисты самого высокого класса, которые во многом определяют нынешнее состояние и пути развития теории программирования, во-вторых, в блоке социально-гуманитарных дисциплин учебных планов информатике отведен не большой процент учебного времени. И, наконец, в профессиональной деятельности менеджера многие процедуры обработки информации используются чрезвычайно редко.

Поэтому целью работы по информатике на факультете менеджмент организации является формирование у студентов относительной компьютерной грамотности, уровень которой определяется программой по информатике и нормами оценки знаний, умений и навыков

Компонент синтеза творчества и креативности определяется умениями и навыками планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуни-

- кации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности. Использования современных технических средств в жизни необходимы в готовности студента к творческой и креативной информа-

ционной деятельности.

Особое внимание в образовательном процессе (среде) на основе компьютерных информационных технологий должно уделяться развитию креативности обучающихся. При этом креативность понимается как интегральная устойчивая характеристика личности, определяющую её способности к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей [6].

Следует разделять понятия «творчество» и «креативность». Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. В креативном процессе, главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям.

Анализ научных работ о формировании информационной культуры личности позволил нам сформулировать понятие «информационная культура специалиста туристского профиля».

Информационная культура специалиста туристского профиля - это знание ими потенциальных возможностей современных информационных технологий в сфере информационного обеспечения своей профессиональной деятельности, умение использовать эти возможности в повседневной работе, в процессе принятия управленческих решений в их будущей профессиональной деятельности. Это умение анализировать, предвидеть и прогнозировать экономические ситуации с использованием всего арсенала средств вычислительной техники, программного обеспечения, умение ориентироваться в современной информационной среде, умение искать, отбирать и критически анализировать ресурсы Интернет, умение общаться с помощью современных средств коммуникации, умение в потоке информации оперативно оценить ее полезность и в дальнейшем целенаправленно и сознательно использовать для повышения эффективности и качества обслуживания туристов.

В «Концегщии развития туризма в Российской Федерации», принятой в 2002 г., отмечено,

что в стране имеется дефицит квалифицированных туристских кадров, и одна из основных задач - создание современной системы туризма. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» также уделено много внимания вопросам подготовки кадров в туризме.

Исходя из того, что обобщенным критерием информационной культуры специалиста любого профиля могут рассматриваться результаты его практической деятельности, обоснование критериев и показателей рассматриваемого феномена у будущих менеджеров туризма, целесообразно осуществлять через систему объективных и субъективных характеристик управленческого труда.

В качестве объективных характеристик в данном случае выступают цели и задачи управленческой деятельности, ее структура, круг проблем решаемых менеджером и выполнение им профессиональных функций с целью достижения желаемого результата.

Субъективная сторона управленческого труда представлена через деятельностно-ролевые характеристики и субъективно-деятельностные качества, необходимые для выполнения менеджером профессиональных функций. Это, прежде всего:

- профессиональные знания как объективно необходимые сведения о всех сторонах труда менеджера, складывающиеся из востребованных практикой общих и профессиональных компонентов Они составляют основу для формирования профессиональных умений, навыков;

- профессиональные умения и навыки, представляющие собой действия и приемы менеджера, применяемые им для реализации обязанностей и функций в управленческой деятельности.

Выделение и обоснование характеристик управленческого труда, структурных компонентов информационной культуры будущих менеджеров туристского бизнеса, механизмов ее формирования в образовательном процессе вуза находятся в тесном взаимодействии. Измерение информационной культуры может осуществляться как измерение качества деятельности, с помощью экспертных оценок, тестирования, анкетирования, и других методов. При этом проблема измерения информационной культуры связана с проблемой критериев и показателей ее сфор-мированности.

Для объективного установления сформиро- студента нами выделяются следующие критерии

ванности информационной культуры личности и показатели.

Критерии Показатели

Личностно- смысловой Осознание личной и профессиональной значимости информационной культуры, устойчивый интерес при изучении информационной теории, устойчивая потребность и навыки самообразовательной деятельности, интерес к творческой информационной деятельности.

Познавательный Усвоение ведущих информационных идей, понятий; степень взаимосвязи понятий, использование современных технических средств.

Деятельностный Свободное владение универсальным прикладным программным обеспечением, владение специализированным прикладным программным обеспечением специальное™ и их перенос в практическую деятельность.

Эмоционально- ценностный Содержание информационных потребностей и интересов. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания. Предпочтительность каналов получения необходимой информации. Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности. Отношение к девиантному поведению в Интернет.

Выводы:

1) Информатизация общества способствует повышению уровня образованности и воспитанности людей. Успех эффективности процесса информатизации общества является высокий уровень информационной культуры человека.

2) Структура информационной культуры представлена комплексом компонентов: мотивационный, когнитивный и компонент синтеза творчества и креативности.

3) Для объективного установления сформированное™ информационной культуры личности студента нами выделены личностно-смысловой, познавательный, деятельностный, эмоцио-

нально-ценностный критерии и описаны показатели к ним.

4) Информационная подготовка будущих специалистов должна носить непрерывный характер. Поэтому можно утверждать, что формирование информационной культуры должно осуществляться на всех ступенях высшего образования и по всем направлениям изучаемых курсов.

Библиографический список

1. Воробьев Г.Г. Твоя информационная куль-тура.-М.: Молодая гвардия, 1988.-С. 303.

2. Гендина Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как ус-

ловие успеха информатизации региона // Информационные ресурсы. - 2001. - №2. - С. 22-25.

3. Гречихин А.А. Информационная культура: (Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб.статей.-М.: 1994.-С. 12-39.

4. Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004.-С. 509.

5. Калиновская Н.А. Информационная культура личности и общества: наполнение понятия /

/ Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф.

- Краснодар, 1997. - С. 93-94.

6. Кречетников К.Г. Проектирование креа-

тивной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: Монография. - М.: Госкоорцентр, 2002.-С. 296.

7. Медведева Е.А. Основы информационной кулыуры: (программа курса для вузов) // Социс. -1994.-№11.-С.59-67.

8. Силяева Е.Г. Методологические основы взаимосвязей информационной культуры личности и общества // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конф.-Краснодар, 1996.-С. 11.

9. Nygaard К., An Emergency Toolkit // Ciborra

С. The Labirintfas of Information. Oxford University Press, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.