Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры педагога'

Формирование информационной культуры педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2206
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хурум Разиет Юнусовна

В статье рассматриваются вопросы формирования информационной культуры студентов гуманитарных специальностей в процессе изучения курса информатики. Анализируется состояние подготовки будущих педагогов в области информационных технологий и предлагается примерное содержание курса информатики, отвечающего указанным критериям сформированности информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры педагога»

УДК 378. 02: 372.8: 74. 580. 22: 98

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Хурум Р.Ю., - соискатель

Адыгейский государственный университет

В статье рассматриваются вопросы формирования информационной культуры студентов гуманитарных специальностей в процессе изучения курса информатики. Анализируется состояние подготовки будущих педагогов в области информационных технологий и предлагается примерное содержание курса информатики, отвечающего указанным критериям сформированности информационной культуры.

The article deals with the problems of forming of informational culture of art students in the process of learning informatics courses. The state of the preparation future teachers in the information technologies is analyzed and the approximate contents of the informatics courses, corresponding to the criteria of formed informational culture are suggested.

Ключевые слова: ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГ

История всей мировой цивилизации показывает, что наиболее

приоритетной ценностью сегодня становится система образования как один из важнейших социальных институтов, формирующих общественное сознание и интеллектуальный потенциал нации. Одна из характерных особенностей современного периода развития цивилизации заключается в том, что окружающий нас мир все более стремительно изменяется. При этом масштабы изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности общества, столь значительны, а их социальноэкономические и психологические последствия столь радикальны, что можно вполне обоснованно говорить о возникновении новой глобальной проблемы развития цивилизации - проблемы человека в изменяющемся мире [3]. Существо этой проблемы состоит в том, что общественное сознание миллионов наших современников, уровень их профессиональных знаний и навыков, а также степень развития общей культуры общества и, в частности, такой ее важной составляющей, как информационная культура, начинают все больше отставать от темпов развития научно-технического прогресса и уже не соответствуют новым условиям существования

человечества в изменяющемся мире [4]. Г лавным важнейшим составляющим политики государства является образовательная политика -инструмент обеспечения прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

В настоящее время в ранг государственной политики России возведена проблема формирования единой информационной образовательной среды, решение которой необходимо для создания перспективной системы образования, способной подготовить специалистов в новых условиях. Основной целью этой политики является повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных компьютерных технологий (ИКТ) [13].

Внедрение новых информационных технологий во все сферы производства, обслуживания, культуры и обновление их технического обеспечения требует формирования соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков. Умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества -таковы приоритеты нового века.

Следовательно, потребностями общества диктуются новые требования к уровню грамотности и образованности будущего специалиста. Широкая информатизация, изменение технического оснащения рабочих мест специалистов, конкуренция на рынке труда, повышение квалификации, непрерывное образование на протяжении всей жизни - всё это не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться системе образования. Важным условием в период поэтапного перехода от индустриального к информационному обществу, является формирование информационной культуры педагога. И только педагог,

владеющий современными информационно-коммуникационными

технологиями способен к созданию и эффективному использованию в процессе обучения методического обеспечения.

В соответствии с концепцией информатизации высшего образования Российской Федерации основной целью информатизации образования является повышение эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, то есть подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

В обществе результатом достижения этой цели должна быть массовая компьютерная грамотность и новая информационная культура мышления. Информатизация образования должна также привести к повышению качества образования.

Основные цели и задачи создания информационной образовательной среды является:

- повышение эффективности педагогической деятельности в сфере образования;

- автоматизация сбора, накопление, систематизации и обработки информации об изучаемых процессах, явлениях, объектах;

- научное обоснование методологии информатизации общего и профессионального образования;

- освоение новых информационных технологии, как средства развития и совершенствования функциональной грамотности личности;

- обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, формирование у них информационной культуры;

- формирование творческого мышления;

- обеспечение подготовки педагогических кадров по использованию информационных технологии в

профессиональной деятельности.

В Академическом словаре русского языка дано следующие определение: культура - уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. Таким образом, в настоящее время информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека [11].

Информационная культура [12] предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, из множества источников (независимо от места их расположения). Кроме этого, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Он должен также уметь общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики, подобно тому, как культурные в обычном понимании люди умеют разговаривать друг с другом. Можно сказать, что информационная культура - это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности.

Для повышения качества обучения студентов ВУЗов по предметам гуманитарных дисциплин необходимо, чтобы деятельность преподавателя ВУЗа была направлена на формирование благоприятной среды по внедрению в образовательный процесс современных средств обработки и

передачи информации. А также целесообразно создавать соответствующие педагогические условия, направленные на формирование информационной культуры преподавателей, совершенствование подготовки студентов по информатике.

Основными причинами несоответствия между возможностями информационных технологий и их реализацией в процессе преподавания гуманитарных дисциплин являются:

- низкая информационная культура педагогических коллективов;

- педагогическая и методическая неподготовленность многих преподавателей к работе с новыми информационными технологиями;

- низкая мотивация преподавателей и студентов к использованию информационных технологий в процессе обучения.

Устранение данного противоречия и совершенствование преподавания учебных дисциплин, в том числе гуманитарного цикла, возможно по нескольким направлениям. Одним из них является формирование информационной культуры у преподавателей вузов. Формирование информационной культуры педагога предполагает создание у него определенного мировоззрения, владение им системой знаний, навыков и умений, полагающих осуществлять педагогическую деятельность с использованием информационных технологий.

Критериями информационной культуры студента-гуманитария можно считать:

- умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

- эффективно осуществлять поиск нужной информации;

- перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

- умение адекватно отбирать и оценивать информацию;

- способность к информационному общению;

- наличие компьютерной грамотности.

Формирование и развитие информационной культуры студента-гуманитария нужно связать с гибкостью мышления, четким виденьем проблемной ситуации и умением быстро разрешить её, способностью мыслить аналогиями, мгновенно активизировать в памяти нужную информацию. Высокий уровень профессиональной культуры специалиста характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т. е. развитым профессиональным мышлением и сознанием. Формировать информационную культуру значит показывать необходимость систематического самообразования и развивать те навыки и умения, которые для этого требуется.

Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры. Профессионально-педагогическую культуру можно определить как сложное системное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессиональноценностных ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности [2]. Педагогическая культура современного преподавателя гуманитария в числе многих других компонентов сегодня должна включать и такой важный массив профессиональных знаний, умений, личностных качеств, приоритетов, которые в совокупности могут быть названы информационно- педагогической компетентностью. Использование новых информационных технологий существенно повышает профессиональные возможности педагога, расширяет границы его педагогической культуры, а значит, служит повышению результативности его профессиональной деятельности, то есть повышению качества образовании.

Концепция модернизации российского образования определяет основу подготовки будущего специалиста как формирование компетенции. Под

компетенцией понимается интегрированная характеристика, совокупность взаимосвязанных качеств личности, умений, навыков, опыта деятельности, понимания и воли. Б. С. Гершунский [1] анализируя понятие «профессиональная компетентность» с позиции философии образования, отмечает, что в своей качественной характеристике образование - это не только ценность, система или процесс. Это по самому своему смыслу ещё и результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния «потребительской продукции» образовательной сферы государства, общества, каждого человека, всей цивилизации в целом.

М.В. Лебедева и О.Н. Шилова определяют компетенцию будущего педагога в области информационных и коммуникационных технологий как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий [6]. Авторы выделяют базовый, общий и профессиональные этапы формирования информационной компетентности и четко разделяют применение информационных технологии в учебной деятельности и использование технологий для решения профессиональных задач.

Чтобы подойти к пониманию сущности информационной компетентности будущего преподавателя - гуманитария рассмотрим различные подходы к определению информационной культуры личности и компетентности, которые встречаются в научно- педагогической литературе.

Общая или базисная информационная культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких специальных видов деятельности,

выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности.

Н.В. Насырова [10], считает, что решение задачи формирования информационной компетентности студентов требует сформированности специфических умений и навыков системного подхода к поисковой деятельности в сфере технических, программных средств и информации. Это во многом определяет успешность преодоления барьера между миром человека и миром компьютеров, способствует формированию информационного мировоззрения, развитию системного мышления студентов, ориентации в массе программных средств и выборе конфигурации компьютера, необходимого для оптимального решения своих задач. В своей работе также Н.Н. Масленикова считает, что информационная культура преподавателя университета включает в себя следующие параметры: [9]

- овладение компьютерной грамотностью (программа минимум - как пользователь, программа максимум - как программист, проектировщик образовательного процесса.);

- способность к овладению информационно - коммуникативными технологиями как новыми средствами для решения проблем образования;

- умение сотрудничать со студентами в учебном процессе в режиме саморазвития, используя сети телекоммуникации;

- способность быстрее других отследить, оценить, понять

предложенную информацию и включить её в учебный процесс.

В условиях информатизации образования, формирование

информационной культуры преподавателя ведет к расширению множества педагогических методов и приемов, которые влияют на характер

преподавательской деятельности. А также комплекс профессионально -важных качеств, необходимых для успешности профессиональной

деятельности, дополняется такими специфическими качествами как, http://ej.kubagro.ru/2007/02/pdf/06.pdf

стремление, позиция и личностные качества, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога. К ним относится следующее.

Стремление:

- потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной деятельности;

- профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Позиция:

- отношение к информации, объектам и явлениям в информационной среде;

- стиль педагогического общения внутри информационной среды;

- критическое отношение к информационному потреблению.

Личностные качества:

- активность, ответственность;

- согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием информационных технологий;

- уверенность в правильности принятия нестандартных решении.

Формирование будущего специалиста происходит сегодня в условиях

быстро меняющегося мира. Сегодня будущему специалисту необходимо владеть компьютерной грамотностью и опытом практического использования компьютеров. В нашей стране у большинства будущих специалистов, к сожалению, уровень информационной культуры очень низок. С одной стороны, это объясняется ещё недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой стороны - отсутствием системы подготовки

грамотных пользователей информационных систем и потребителей

информации. Новые информационные технологии открывают доступ к информации, а значит к знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний. И от этого зависит уровень образованности и культуры общества в целом, в ближайшем будущем. Поэтому формирование информационной культуры будущего специалиста

- очень важная задача. В первую очередь, решением этой задачи должна заниматься высшая школа.

Впервые курс «Информатика» для гуманитарных специальностей появился в общеобразовательном стандарте 1994 года. Актуальность изучения информатики отраженна в ГОС ВПО, согласно которому данный курс входит в федеральный компонент раздела «Общие математические и естественно - научные дисциплины».

Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования предусматривает федеральный и национальнорегиональный компоненты содержания обучения. Появление двух компонентов в содержании образования объясняется необходимостью повышения качества образования, реализацией принципов гуманизации образования, обеспечения академических свобод личности и другими основополагающими положениями современной системы образования [14]. Информатика - как наука способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов студентов; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо студентам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Исходя из многолетнего опыта преподавания информатики для различных специальностей, можно сделать вывод, что информационная культура студента гуманитарных дисциплин сегодня не отвечает требованием, предъявляемым к ней происходящими глобальными преобразованиями. И остается по-прежнему актуальной проблема

недостаточной сформированности информационной культуры будущих преподавателей. Для дополнительного обоснования данного вывода, был проведен ряд диагностических процедур, позволивших оценить современное состояние проблемы готовности будущих преподавателей гуманитарных дисциплин к осуществлению информатизации образования и их отношение к его реформе в этом направлений. Исследование проводилось на базе Адыгейского государственного университета, которое дало возможность проанализировать ситуацию, сложившуюся в университете при подготовке специалистов в области гуманитарных дисциплин (историков). Результаты диагностического эксперимента позволили сделать вывод о том, что уровень сформированности информационной культуры у студентов низкий и это не позволит эффективно в будущей профессиональной деятельности осуществлять проектирование и внедрение в учебный процесс современные информационные технологий.

Чаще всего, представления студентов об учебной деятельности ограничивается педагогической ситуацией урока (лекции, семинара, практических занятии, лабораторные работы) и методикой построения моделей собственной деятельности и деятельности обучаемого. Такую деятельность, скорее всего нельзя назвать педагогической, это только взаимное присутствие студента и преподавателя на данном занятии.

Так 60% студентов оказались не способны организовать целенаправленную учебную деятельность; научиться квалифицированно, оперировать учебным материалом; обеспечить обратную связь, следовательно, они не могут организовать учебный процесс на таком уровне, который придал бы ему целостность и управляемость. Многие студенты (55%) в качестве критериев учебного процесса называли: содержание изучаемой темы, уровень усвоения изучаемого материала, успеваемость, то есть процесс обучения как система ими не

воспринимался, а значит, соответственно на практике не будет

реализоваться.

Полученные нами, в данном исследовании сведения показывают, что преподаватели на занятиях уделяют больше внимания на объем

информации, а не на её структуру; представляют материал, а не

организуют поисковую деятельность; междисциплинарные связи не

устанавливаются; новые информационные технологии применяются недостаточно, хотя возможности учебных компьютерных программ позволяют делать то, что традиционными средствами достичь невозможно, а если и применяется в учебном процессе компьютер, то используется как контролирующее средство.

Все это привело к поиску новых путей в преподавании курса информатики на историческом факультете с целью повышения уровня их информационной культуры. В связи, с чем был разработан спецкурс, отвечающий указанным выше критериям сформированности информационной культуры студента. В данном случае за основу формирования информационной культуры была взята концепция И.Я. Лернера, согласно которой содержание образования, включает четыре компонента: когнитивный опыт личности, опыт практической

деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности [141]. Применяемая нами (исходя из концепции И.Я. Лернера) модель процесса подготовки будущего преподавателя гуманитарных дисциплин, направленная на формирование его информационной культуры предполагает следующие этапы и цели (таблица 1):

Таблица 1 - ЭТАПЫ И ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

№ Этапы Цели

1 Пользовательский Формирование пользовательской составляющей информационной культуры учителя историка.

2 Профессионально -педагогической Формирование профессиональнопедагогической составляющей информационной культуры учителя историка.

3 Мировоззренческий Формирование мировоззренческой составляющей информационной культуры учителя историка.

Таким образом, исходя из целей и задач современной системы образования, данная дисциплина будет решать следующие задачи:

- обучение будущих учителей гуманитариев (историков)

ориентации в информационных ресурсах по образованию, педагогическим наукам, предметной сфере;

- освоение информационного поиска, овладение методами

переработки информации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование технологии подготовки и оформления

результатов учебно-методической работы;

- осознание возможностей новых информационных технологии в

гуманитарных исследованиях;

- о точках пересечения и интеграции данного курса с другими

изучаемыми дисциплинами и о различных подходах к решению задач профессиональной сферы.

Реализация спецкурса с целью формирования информационной культуры позволит выполнить основное требование, предъявляемое к

учителю гуманитарию - наличие профессионального образования в области педагогики и методики гуманитарных дисциплин.

Литература

1. Гершунский Б.С. Философия образования.-М.:Флинта,1998. 492с

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект : Учеб. пособие-Белгород, 1992. 168с.

3. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов. - “Alma mater” (Вестник высшей школы).-М.,1999.- №10.

4. Колин К.К. Информатизация образования: Новые приоритеты.

http://www/smolensk.ru/user/sqma/MMORPH/N-7-html/kolin/html.

5. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Изд. Центр «Академия»,2003.-624с.

6. Лебедева М.В., Шилова О.Н. Что такое ИКТ- компетентность студентов педагогического университета и как её формировать//Информатика и образование. 2004. №3 с. 96-100.

7. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности/И.Я. Лернер.- М.,1980.-с.213.

8. Макарова Н.В. Информатика: учебник / Н.В. Макарова М.: Из-во Финансы и статистика, 1998.-96с.

9. Маленикова Н. Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета//Дисс. кан. пед. наук Ростов - на Дону,1999. 170с.

10. Насырова Н.В. Технология развития информационной компетентности студентов гуманитарных факультетов.//Материалы телеконференции

«Информационные технологий в гуманитарных науках». -http://www/kcn.ru/ tat_-

ru/universitet/gum_konf/otl.htm- май 2000г.

11. Словарь русского языка//Под редакцией А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984.

12. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики//НТИ. Сер.1, 1994, №7-с34-37

13. Филиппов В.М. Модернизация российского образования. М.: Просвещение, 2003.

14. Чермит К. Д., Левченко В.Г. Высшее образование: реалии и перспективы. Редакционно-издательский отдел АГУ-Майкоп,2001. 202с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.