Научная статья на тему 'Информационная культура будущего педагога'

Информационная культура будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хурум Р. Ю.

В настоящее время в ранг государственной политики России возведена проблема формирования единой информационной образовательной среды, решение которой необходимо для создания перспективной системы образования, способной осуществлять подготовку специалистов в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура будущего педагога»

Р. Ю.ХУРУМ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В настоящее время в ранг государственной политики России возведена проблема формирования единой информационной образовательной среды, решение которой необходимо для создания перспективной системы образования, способной осуществлять подготовку специалистов в новых условиях.

Основной целью этой политики является повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-пе-дагогического потенциала страны, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных компьютерных технологий (1). Широкая информатизация, изменение технического оснащения рабочих мест специалистов, конкуренция на рынке труда, повышение квалификации, непрерывное образование на протяжении всей жизни - это неполный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться системе образования. Внедрение новых информационных технологий во все сферы производства, обслуживания, культуры требует формирования у будущих специалистов соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков. Важным условием в период поэтапного перехода от индустриального к информационному обществу является формирование информационной культуры педагога.

Информационная культура (2) предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, из множества источников (независимо от места их расположения). Кроме того, человек, обладающий информационной культурой, должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать ее, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Для повышения качества обучения студентов вузов по предметам гуманитарных дисциплин необходимо, чтобы деятельность преподавателя была направлена на формирование благоприятной среды по внедрению в образовательный процесс современных средств обработки и передачи информации. Также целесообразно создавать соответствующие педагогические условия, направленные на формирование информационной культуры преподавателей, совершенствование подготовки студентов по информатике.

Формирование информационной культуры педагога предполагает, что у него сложилось оп-

ределенное мировоззрение, он владеет системой знаний, навыков и умений, позволяющих ему осуществлять педагогическую деятельность с использованием информационных технологий. Критериями информационной культуры студен-та-гуманитария можно считать умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации, перерабатывать ее и создавать качественно новую, адекватно отбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению и наличие компьютерной грамотности.

Формирование и развитие информационной культуры студента-гуманитария нужно связать с гибкостью мышления, четким видением проблемной ситуации и умением быстро разрешить ее, способностью мыслить аналогиями, мгновенно активизировать в памяти нужную информацию. Высокий уровень профессиональной культуры специалиста характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т. е. развитым профессиональным мышлением и сознанием. Формировать информационну ю культуру значит показывать необходимость систематического самообразования и развивать те навыки и умения, которые для этого требуются.

В нашей стране у большинства будущих специалистов, к сожалению, уровень информационной культуры очень низок. С одной стороны, это объясняется еще недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой -- отсутствием системы подготовки грамотных пользователей информационных систем и потребителей информации.

Исходя из многолетнего опыта преподавания информатики для различных специальностей, мы приходим к выводу, что информационная культура студента гуманитарных дисциплин сегодня не отвечает требованиям, предъявляемым к ней происходящими глобальными преобразованиями. По-прежнему остается актуальной проблема недостаточной сформированное™ информационной культуры будущих преподавателей. Для дополнительного обоснования данного вывода нами был проведен ряд диагностических процедур, позволивших оценить современное состояние проблемы, готовность будущих преподавателей гуманитарных дисциплин к осуществлению информатизации образования и его реформе в

этом направлении. Исследование, которое проводилось нами на базе Адыгейского государственного университета, дало возможность проанализировать ситуацию, сложившуюся в этом вузе при подготовке специалистов в области гуманитарных дисциплин - историков. Результаты диагностического эксперимента позволили сделать вывод, что низкий уровень сформированное™ информационной культуры у студентов не позволит им в будущей профессиональной деятельности эффективно осуществлять проектирование и внедрение в учебный процесс современных информационных технологий.

Чаще всего представления студентов об учебной деятельности ограничиваются педагогической ситуацией урока (лекции, семинара, практического занятия, лабораторной работы) и методикой построения моделей собственной деятельности. Такую деятельность, скорее всего, нельзя назвать педагогической.

Так, 50% студентов оказались неспособными организовать целенаправленную учебную деятельность, не умели квалифицированно оперировать учебным материалом. Многие студенты (55%) в качестве критериев учебного процесса называли: содержание изучаемой темы, уровень усвоения изучаемого материала, успеваемость. Таким образом, процесс обучения как система ими не воспринимался, а значит, они не смогут организовать учебный процесс на таком уровне, который придаст ему целостность и управляемость.

Полученные в данном исследовании сведения показывают, что преподаватели на занятиях уделяют больше внимания не структуре изучаемого материала, а его объему, не организуют поисковую деятельность студентов, не устанавливают междисциплинарные связи. Они недостаточно применяют новые информационные технологии, хотя учебные компьютерные программы позволяют делать то, что невозможно осуществить с помощью традиционных средств, а если и применяют, то используют их как контролирующее средство. Все это привело к поиску новых путей в преподавании курса информатики на историческом факультете. Для повышения уровня информационной культуры студентов нами был разработан спецкурс, отвечающий указанным выше критериям сформированности информационной культуры студента. В данном случае за основу

формирования информационной культуры была взята концепция И. Я. Лернера, согласно которой содержание образования включает следующие компоненты: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности (3).

Применяемая (исходя из концепции И. Я. Лернера) модель процесса подготовки будущего преподавателя гуманитарных дисциплин, направленная на формирование его информационной культуры, предполагает следующие этапы:

- пользовательский (формирование пользовательской составляющей информационной культуры учителя-историка);

- профессионально-педагогической (формирование его профессионально-педагогической составляющей);

- мировоззренческий (формирование его мировоззренческой составляющей).

Таким образом, исходя из целей современной системы образования, данная дисциплина будет решать следующие задачи: обучить будущих учи-телей-гуманитариев (историков) ориентированию в информационных ресурсах по педагогическим наукам, в предметной сфере, в методике поиска и обработки информации, в обработке результатов учебно-методической работы, познакомить их с возможностями использования новых информационных технологий в гуманитарных исследованиях, показать возможности интеграции данного курса с другими изучаемыми дисциплинами, продемонстрировать различные подходы к решению задач профессиональной сферы.

Изучение данного спецкурса позволило нам выполнить одно из основных требований, предъявляемых к выпускникам гуманитарных специальностей, а именно: более целенаправленно формировать основы информационной культуры как составляющей общей культуры специалиста-гуманитария.

Литература

1. Филиппов В. М. Модернизация российского образования. М., 2003. С. 96.

2. Семенюк Э. Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1994. № 7. С. 34-37.

3. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. С. 213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.