УДК 159 ББК 73+60.55.
Т-51
Токтаньязова Аида Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ» (ИКЛ)
(рецензирована)
В данной статье раскрывается сущность понятия «информационная культура личности». Исследованы и обобщены взгляды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся вопросов становления и развития ИКЛ, предложена своя формулировка и понимание понятия «информационная культура».
Ключевые слова: информационная культура, информационная революция,
информатизация, информационная среда.
Toktanyazova Aida Edwardovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Foreign Languages of the Faculty of Information systems in economics and law of Maikop State Technological University.
THE ESSENCE OF THE CONCEPT “PERSONAL INFORMATION CULTURE” (PIC)
(Reviewed)
This article reveals the essence of the concept "personal information culture." The views of domestic and foreign scholars on issues offormation and development of the PIC have been examined and summarized, formulation and understanding of the concept "information culture" has been offered.
Keywords: information culture, information revolution, information, media environment.
Важной социально-образовательной предпосылкой информатизации общества в целом, и образования в частности, является распространение информационной культуры в обществе. На современном этапе развития социума информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. В XXI веке информация сама становится основной культурной ценностью, которая образует культурный феномен информированности человека, характеризующийся превращением потенциальной информации в реальные сведения и индивидуальные знания.
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы», то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура по своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется: а) в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов [1]; б) как творческое содержание деятельности [2]; в) как способ деятельности, ее технологии [3]; г) как качественная характеристика деятельности и ее результатов [4].
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с
информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура (ИК).
Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах и означал культуру рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей.
Проведенный терминологический анализ показал, что как в России, так и за рубежом используется неунифицированная терминология, отсутствует четкое определение понятий. В русском языке в качестве близких по смыслу используются термины «библиотечнобиблиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографичес-кие знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура». В англоязычной терминологии информационная подготовка связывается с употреблением таких терминов, как «Information literacy», «Hypertext literacy», «Information retrieval skills», «Multimedia literacy», «Multimedia culture» и других. Терминологические проблемы существенно затрудняют взаимопонимание как российских исследователей, так и ученых из разных стран. В последние годы в России и других странах бывшего СССР (за исключением стран Балтии) стал широко использоваться термин «информационная культура». В английском языке лидирующее положение занял термин «информационная грамотность».
Н.М. Розенберг рассматривает информационную культуру как важнейший компонент духовной культуры человека в самом общем смысле этого слова и приводит ряд ее составляющих: общеучебная культура как комплекс взаимосвязанных
приобретенных знаний и умений, необходимых для успешного усвоения других предметных знаний и умений, и культура диалога, включающая следующие умения: адекватно относиться к чужому мнению, представлять информацию в требуемой форме, излагать свою точку зрения и доказывать свою правоту, находить общие решения и составлять программы совместного действия для достижения общих целей или в диалоге «человек - человек», или в диалоге «человек - компьютер».
С.В. Михайлиди выделяет в понятии «информационная культура» три компонента: мировоззренческий, коммуникативный и алгоритмический.
Мировоззренческий компонент информационной культуры содержит в себе представления о роли компьютерных технологий в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов и т.д.
Коммуникативная составляющая включает в себя следующие блоки: общение с людьми; «общение» с символьной информацией; «общение» с компьютерной техникой.
Алгоритмический компонент информационной культуры рассматривается как один из рациональных способов мыслительной деятельности.
В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.
В философском словаре [5] под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
А.П. Суханов, с философских позиций, определяет информационную культуру как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации».
Ю.С. Зубов и Н.А. Сляднева рассматривают информационную культуру в разрезе микропроцессов, происходящих в настоящее время в обществе, и считают, что информационная культура - «что методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации».
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина [6], А.И. Ракитова [7], Э.П. Семенюка [9] и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры».
В настоящее время в науке используется большое количество определений понятия культуры и, соответственно, ее значений. Вопросы становления и развития ИКЛ
обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов [8, 9]. По их мнению, ИКЛ предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая информационная революция - изобретение письменности, открывшая новый способ фиксации и передачи знаний от поколения к поколению, который радикально изменил общество, культуру и организацию деятельности людей.
Вторая информационная революция - изобретение книгопечатания (середина XV в.), привела к существенному качественному и количественному росту источников информации, обеспечила формирование «памяти человечества».
Третья информационная революция - изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио (конец XIX в.), позволяющие накапливать и оперативно передавать информацию на расстоянии.
Четвертая информационная революция - изобретение микропроцессорной техники и появление персонального компьютера (70-е гг. XX в.), открыла новую эру в развитии человеческого общества, реализовав принцип «информация здесь и сейчас», усилив интеллектуальные возможности человека и общества в целом. Этот период характеризует три фундаментальные инновации:
- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
- миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
- создание программно-управляемых устройств и процессов.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль -информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.
Сегодня информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому, по мнению К.К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации - информационного общества [8].
Итак, с точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые, тем самым обогащая содержание информационной культуры.
На уровне общества информационная культура анализируется в работах М.Г. Вохрышевой, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова и др. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты.
Технологический аспект понимания информационной культуры представлен в работах Э.П. Семенюка [9], К.К. Колина [8] и др. Так, например, Э.П. Семенюк говорит о том, что информационная культура - это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией».
Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к
переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения (Т.И. Шорохова).
Проблема определения ИКЛ затруднена, на наш взгляд, многозначностью данного понятия. Ее можно понимать как феномен, как часть личностного знания, общей культуры человека; как уровень развития знаний, умений, навыков и т.п.; как область знаний, исследующую некоторые проблемы; как учебную дисциплину. В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой абсолютно противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают. Изучив литературные источники отечественных и зарубежных авторов, и обобщив существующие определения «информационной культуры», мы выявили, что данный термин рассматривается учеными с позиций различных научных подходов, имеет различные сущностные признаки и не имеет однозначного толкования. Наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности. В нашем понимании информационная культура личности представляет совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.
Литература:
1. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
2. Гуревич П.С. Философия культуры: учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 1994. 317 с.
3. Выготский Л.С., Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: в традиции культурно-ист. теории Л.С. Выготского. М.: Тривола, 1994. 167 с.
4. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.
5. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. 303 с.
6. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). Л.: Мысль, 1983. 285 с.
7. Брановский Ю.С., Беляева А.Н. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. 2002. №1. С. 81-87.
8. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 350 с.
9. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Серия 1. 1994. №7. С. 3.
10. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001. 320 с.
11. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.
12. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учеб.-метод. пособие. 1999. Ч. 1.
13. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: введение в курс: учеб. пособие / под ред. И.И. Горловой. Краснодар, 1996.
References:
1. Philosophical Dictionary / Ed. I.T. Frolov. M.: Republic, 2001. 719 p.
2. Gurevich P.S. Philosophy of Culture: textbook. M.: Aspect-Press, 1994. 317p.
3. Vygotsky L.S., Elkonin B.D. Introduction to the psychology of development: in the tradition of cult.-hist. L.S. Vygotsky's theory. M.: Trivola, 1994. 167p.
4. Kagan M.S. Philosophy of Culture. SPb.: Petropolis, 1996. 415 p.
5. Zlobin N.S. Culture and social progress. M.: Nauka, 1980. 303 p.
6. Markarian E.S. The theory of culture and modern science (logical and methodological analysis). L.: Mysl, 1983. 285 p.
7. Branovsky Y.S., Belyaeva A.N. Work in the information environment // Higher Education in Russia. 2002. №1. P.81-87.
8. Colin K. K. The fundamentals of computer science: social science: a manual for high schools. M.: Academic Project; Ekaterinburg: Business Book, 2000. 350 p.
9. Semeniuk E.P. Information culture of society and progress of computer science // STI. Ser.1. 1994. №7. P.3.
10. Shamova T.I., Tretyakov P.I., Kapustin N.P. Management of educational systems: textbook. M.: VLADOS, 2001. 320 p.
11. Rakitov A.I. The philosophy of the computer revolution. M.: Politizdat, 1991. 287p.
12. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A. Personal information culture: diagnosis, technology of formation: manual. 1999. Part 1.
13. Zinovieva N.B. Personal information culture:introduction: manual / ed. I.I. Gorlova. Krasnoda, 1996.