Научная статья на тему 'Дидактические основы формирования информационной культуры при подготовке будущих специалистов'

Дидактические основы формирования информационной культуры при подготовке будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' ACTIVENESS / INFORMATION CULTURE / TECHNOLOGY OF FORMATION OF INFORMATIONAL CULTURE / FORMING THE PROFESSIONAL SKILLS / PROFESSIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Елена Евгеньевна, Бернавская Майя Владимировна

Рассматриваются вопросы, связанные с формированием информационной культуры в процессе подготовки инженера-механика, и в связи с этим предлагается технология формирования информационной культуры, направленная на повышение эффективности подготовки студентов инженеров-механиков и развитие личности обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Елена Евгеньевна, Бернавская Майя Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic foundations of future specialists informational culture formation

This article deals with the problems related to the formation of the informational culture of would-be mechanical engineers. The author suggests a technology of formation of the informational culture which increases the efficiency of training students and aims at their personal development.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы формирования информационной культуры при подготовке будущих специалистов»

УДК 002.5: 42

Е. Е. Руденко, М. В. Бернавская

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рассматриваются вопросы, связанные с формированием информационной культуры в процессе подготовки инженера-механика, и в связи с этим предлагается технология формирования информационной культуры, направленная на повышение эффективности подготовки студентов - инженеров-механиков и развитие личности обучаемых.

Ключевые слова: информационная культура, дидактические основы, технология формирования информационной культуры, профессиональный интерес, активность студентов.

Didactic foundations of future specialists informational culture formation. ELENA E. RUDENKO, M.V. BERNAVSKAYA (Far Eastern State Technical University, Vladivostok).

This article deals with the problems related to the formation of the informational culture of would-be mechanical engineers. The author suggests a technology of formation of the informational culture which increases the efficiency of training students and aims at their personal development.

Key words: information culture, technology of formation of informational culture, forming the professional skills, professional interest, students’ activeness.

Изменение социального заказа на подготовку специалистов нового типа заставляет высшую школу вести научный поиск технологий обучения, рассчитанных на развитие у студентов тех профессионально и социально значимых качеств, которые невозможно сформировать традиционными средствами. Таким образом, новые требования к профессиональной подготовке специалистов и во многом устаревшие методы обучения входят в противоречие, а система высшего образования должна развить у студентов познавательную самостоятельность, поисковые умения на высоком уровне обобщения, информационную культуру (ИК), способность применять полученные при обучении знания, в различных ситуациях профессиональной деятельности. В этих условиях особое значение приобретает разработка путей и методов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных системах всех уровней, и особенно в высшей школе.

Предметом исследования, проводимого в рамках настоящей работы, является разработка и оценка пси-холого-дидактической эффективности системы формирования ИК будущих инженеров-механиков, а его цель состоит в поиске соответствующих методик и технологий.

Рассмотрение ИК обычно ведется в рамках двух подходов: информационного и культурологического.

Последний представляется наиболее обоснованным, поскольку предмет выходит далеко за рамки информатики и выступает как общечеловеческая ценность. Именно в этом ключе его рассматривали С.Г. Антонова, А.А. Витухновская, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, А.А. Гречихин, М.Я. Дворкина, Н.Б. Зиновьева, Ю.С. Зубов, В.Е. Леончиков, Э.П. Семенюк, В.А. Фо-кеев и др. [1-19].

Проблемы развития ИК в контексте высшего образования исследовались в работах Н.И. Гендиной, А.Г. Гук, Е.Н. Лапинковой, Г.Б. Паршуковой и др.

Можно сказать, что ИК - это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития умений получения и обработки информации, это одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и навыков, обеспечивающих целенаправленное самостоятельное удовлетворение индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных и новых технологий (так называемый функциональный уровень ИК).

Функциональный уровень ИК специалиста связан с операционной направленностью личности. Он включает в себя умение получать и рационально использовать информацию, находить оптимальные пути поиска ее источников; анализировать их, отбирать нужные,

РУДЕНКО Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Гуманитарного института Дальневосточного государственного технического университета, Владивосток (e-mail: rudenkoe@mail.ru), БЕРНАВСКАЯ Майя Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Гуманитарного института Дальневосточного государственного технического университета, Владивосток.

© РУДЕНКО Е.Е., БЕРНАВСКАЯ М.В., 2008

ПЕДАГОГИКА. СОЦИОЛОГИЯ

формулировать свои потребности и адекватно определять возможности. Эти умения сокращают непроизводительные затраты времени, повышают оперативность, точность и полноту получения новой информации, а также качественный уровень подготовки специалистов. Кроме того, владение ИК обеспечивает учащимся высокий уровень образованности, создает прочный фундамент для структурирования знаний. При этом формирование ИК студентов в ходе профессиональнотехнического обучения в вузе рассматривается в единстве его операционально-технического и мотивационно-потребностного компонентов, а мотивация выступает связующим звеном между учебной и профессиональной деятельностью. Она обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий обучаемых.

В целях формирования ИК у будущих инженеров-механиков (в частности умений, относящихся к ее функциональному уровню) на кафедре иностранных языков Дальневосточного государственного технического университета (ДВГУ) под руководством авторов был подготовлен и проведен педагогический эксперимент. Работа проходила в три этапа.

На первом этапе (1999-2001 гг.) проанализирована учебная деятельность студентов на предмет наличия у них умений, связанных с ИК, измерен уровень их мотивации к обучению, а также осознания ими значимости ИК как фактора повышения успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Проведен анализ учебных программ высшей школы и учебной деятельности студентов, обобщен педагогический опыт преподавателей и профессиональная деятельность практикующих инженеров, использовались наблюдение, беседы (интервью), анкетирование.

На втором этапе (2002-2003 гг.) разработана программа формирующего эксперимента на базе дисциплины «Иностранный язык», составлена методика его проведения, теоретически обоснована целесообразность создания экспериментальной системы по формированию ИК будущих инженеров-механиков, внедрен спецкурс «Основы информационной культуры инже-неров-механиков».

На третьем этапе (2004-2007 гг.) обрабатывались и анализировались результаты эксперимента, проверялась степень сформированности у обучаемых умений и навыков ИК, а также уровень овладения ими различными методами обработки информации (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Также подтверждалась психолого-педагогическая эффективность внедрения дидактической системы формирования ИК у будущих специалистов.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что абсолютное большинство обучаемых находятся на среднем и низком уровне развития ИК (17,4% и 73,9% соответственно).

С другой стороны, большинство (72 %) опрошенных студентов признали значимость ИК для будущей профессиональной деятельности, 64 % сообщили, что

52

испытывают трудности при работе с информацией, так как в учебном процессе их не учат ориентироваться в современной информационной среде, искать, отбирать и критически анализировать существующие ресурсы, 60 % признали необходимость введения спецкурса «Основы информационной культуры инже-неров-механиков».

В личных беседах студенты говорили, что настоящий профессионал должен быть в курсе новейших исследований, разработок, направлений развития своей отрасли, чтобы на основании этих знаний принимать быстрые и правильные решения, о которых он не будет впоследствии сожалеть; для будущей профессии очень важно постоянное повышение уровня знаний, а это успешно сможет делать лишь тот, кто владеет информационной культурой; человек, владеющий информационной культурой, имеет широкий кругозор, ему легче общаться с другими людьми и легче принимать решения в случае возникновения проблем.

Анализ традиционной системы обучения выявил ряд недостатков: слабую обратную связь между преподавателем и обучаемыми; несистематичность и фрагментарность контроля; отсутствие четкого механизма целеполагания в деятельности студентов, направленной на поиск и обработку информации; низкий уровень индивидуализации обучения. Это обусловило необходимость проведения эксперимента, направленного на формирование у обучаемых умений и навыков работы с информацией.

Установлено, что для формирования ИК необходимы следующие условия: включение обучающихся в активную информационную деятельность, профессионализм педагога, техническое оснащение, использование активных методов обучения, вооружение студентов рациональными приемами усвоения знаний.

В формирующем эксперименте приняли участие 46 человек. Были выделены экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы, равные по количеству и качеству: значимых различий в уровне академической успеваемости студентов обеих групп до начала эксперимента обнаружено не было.

КГ обучалась по традиционной системе, ЭГ - на базе дисциплины «Иностранный язык» по специальной программе, имевшей целью не только научить будущего специалиста читать литературу по специальности, но и сформировать у него необходимые умения. Кроме того, студентам ЭГ параллельно читался спецкурс «Основы информационной культуры инженеров-механиков».

Экспериментальная система представляет собой обучающий комплекс, объединяющий различные способы и технологии обучения ИК: организация содержания учебного предмета, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов, использование персональных компьютеров.

Уровень ИК измерялся методом экспертной оценки по следующим коэффициентам: полнота усвоения

ГИСДВ • № 4 • 2008

Дидактические основы формирования.

Е.Е. РУДЕНКО, М. В. БЕРНАВСКАЯ

содержания изучаемой дисциплины, полнота овладения умениями ИК и их эффективность.

Всего было сделано три контрольных проверки, позволяющие оценить эффективность эксперимента: до его начала, после внедрения «Основ информационной культуры инженеров-механиков» и экспериментального обучения по дисциплине «Иностранный язык» на первом курсе и по окончании - на втором. Сопоставление данных в КГ и ЭГ позволяет проследить динамику формирования знаний и умений в области ИК.

Итоговый контрольный срез показал положительную динамику ИК студентов в ЭГ, которую можно объяснить внедрением технологии по формированию ИК будущих инженеров-механиков. В КГ рост незначителен (см. таблицу).

Влияние технологии по формированию информационной культуры на ее уровень у студентов инженеров-механиков

Группа Уровень

низкий средний высокий

ЭГ 73, 95 / 13,05 17,4 / 39,15 8,7 / 47,85

КГ 69,6 / 56,55 21, 75 / 26,1 8,7 / 17,4

Примечание. Первое число - доля студентов в % до эксперимента, второе - после него.

Для проверки достоверности средних значений по каждой выборке мы использовали 1-критерий Стью-дента.

Результаты корреляции подтвердили наше предположение о том, что по мере роста знаний и умений у будущих специалистов будет развиваться и повышаться уровень ИК. В ЭГ коэффициент парной корреляции между уровнями сформированности профессиональных умений и развития ИК до начала эксперимента равнялся 0,38, после него - 0,89. В КГ этот показатель достиг 0,46. Коэффициент замеряемых параметров в ЭГ выше, чем в КГ, следовательно, чем выше у студентов уровень развития ИК, тем больше развиты у них профессиональные умения. Уровень ИК в наибольшей степени зависит от развития гностических, конструктивных и коммуникативных умений. Наибольшие коэффициенты парной корреляции выявлены между мотивами учебной деятельности, отношением студентов к дисциплине «иностранный язык», интересом и уровнем ИК. Все коэффициенты значимы на 1-процентном уровне. Это говорит о правомерности сделанных нами выводов.

Установлено, что целенаправленное формирование ИК на занятиях иностранным языком приводит к повышению успеваемости по этому предмету и другим дисциплинам. Обнаружен высокий коэффициент корреляции между оценкой уровня ИК и показателем средней общей академической успеваемости (0,89).

Таким образом, результаты корреляционного анализа полностью подтвердили выводы, сделанные в ходе исследования, а предложенная система ИК

у будущих специалистов позволяет студенту самостоятельно продвигаться по пути овладения знаниями,

умениями и навыками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова С.Г. Информационная культура личности: вопросы формирования // Высш. образование в России. 1994. № 1. С. 82-89.

2. Антонова С.Г Информационная культура специалиста: гуманитарные основания // Проблемы информационной культуры. М., 1994. С. 110-117.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.

4. Барышников Н.В. Когнитивно-коммуникативный подход к обучению чтению // Всерос. науч.-метод. конф. Когнитивная методика обучения иностранным языкам в различных условиях: [тезисы]. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. С. 5-6.

5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

6. Бочарова Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знаний: дис. ... доктора пед. наук. Владивосток, 1996. 565 с.

7. Ващекин Н.П. Информатизация общества как феномен культуры // Информатика и культура. Новосибирск, 1990. С. 24-49.

8. Вохрышева М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста // Проблемы информационной культуры. М., 1994. С. 117-124.

9. Гендина Н.И. Информационная культура и информационное образование // Междунар. науч. конф. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. Краснодар-Новороссийск, 17-19 сент. 1997 г.: [тезисы]. Краснодар, 1997. С. 102-104.

10. Горлова И.И. Формирование информационной культуры личности как непрерывный процесс в системе «Шко-ла-училище-вуз» // Межвуз. науч. конф. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы. Краснодар-Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г.: [тезисы]. Краснодар, 1993. С. 388-390.

11. Деркач А.А., Кузмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. 32 с.

12. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Краснодар, 1996. 136 с.

13. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования / науч. ред. Н. И. Гендина. Кемерово: Ке-меров. гос. акад. культуры и искусств, 1999. 181 с.

14. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. 167 с.

15. Медведева Е.А. Информационная культура как предмет преподавания в системе высшего образования // Между-нар. науч. конф. Информатизация и проблемы гуманитарного образования. Краснодар-Новороссийск, 14-15 сент. 1994. Краснодар, 1994.

16. Минкина В.А. Информационная культура и способность рефлексии // Высш. образование в России. 1995. № 4. С. 27-32.

17. Никитина Г.В., Романенко В.Н.Формирование умений в процессе профессионального обучения. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. 168 с.

18. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. 1994. № 1. С. 1-8.

19. Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев: Наук. думка, 1988. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.