УДК 378
Бернавская Майя Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет
Руденко Елена Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток
[email protected], [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием информационной культуры в процессе подготовки студентов и в связи с этим предлагается технология формирования информационной культуры, направленная на повышение эффективности подготовки бакалавров и магистов и развитие личности обучаемых.
Ключевые слова: информационная культура, дидактические основы, технология формирования информационной культуры, профессиональные умения, активность студентов.
Новые требования к профессиональной подготовке бакалавров и магистров и во многом устаревшие методы обучения входят в противоречие, а система высшего образования поставлена перед необходимостью развития у студентов познавательной самостоятельности, поисковых умений на высоком уровне обобщения, информационной культуры, способности применять знания, полученные в ходе обучения, в различных ситуациях профессиональной деятельности. Особое значение приобретает разработка путей и методов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Проводимое исследование посвящено разработке и оценке психолого-дидактической эффективности системы формирования информационной культуры бакалавров и магистров, и поиску соответствующих методик и технологий.
Обобщая взгляды специалистов, исследующих сущность информационной культуры и проблемы ее формирования, можно сказать, что информационная культура - это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития умений получения и обработки информации. Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения, обеспечивающего целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Владение информационной культурой обеспечивает будущему специалисту высокий уровень образованности, создает прочный фундамент для структурирования знаний. При этом процесс формирования информационной культуры студентов в ходе профессионально-технического обучения в вузе рассматривается в единстве его операционально-технического и мотивационно-потребност-ного компонентов, а мотивация выступает связующим звеном между учебной и профессиональной
деятельностью. Она обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий обучаемых.
Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии формирования информационной культуры и проверки ее эффективности проходила в три этапа.
На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого проведен анализ сфор-мированности информационной культуры, измерения уровня мотивации студентов к обучению, а также осознания ими значимости информационной культуры как фактора повышения успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
На втором этапе исследования разрабатывалась программа формирующего эксперимента на базе дисциплины «Иностранный язык»; составлялись методики его проведения; теоретически обосновывалась целесообразность создания экспериментальной системы по формированию информационной культуры выпускников.
На третьем этапе обрабатывались и анализировались результаты эксперимента, проверялась степень сформированное™ у обучаемых навыков информационной культуры, а также уровень овладения ими различными методами обработки информации (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Также подтверждалась психолого-педагогическая эффективность внедрения дидактической системы формирования информационной культуры у будущих специалистов.
Результаты исследований, проведенных в рамках констатирующего эксперимента, показали, что абсолютное большинство обучаемых находятся на среднем и низком уровне развития информационной культуры.
С другой стороны, большинство опрошенных студентов (72%) признали значимость наличия информационной культуры для будущей профессиональной деятельности инженера, 64% сообщили о том, что испытывают трудности при работе с информацией, так как в учебном процессе их не учат
206
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Бернавская М.В., Руденко Е.Е., 2014
Использование информационных технологий в обучении иностранному языку будущих специалистов
ориентироваться в современной информационной среде, искать, отбирать и критически анализировать существующие информационные ресурсы; поэтому многие студенты (60%) признали необходимость введения в учебный процесс особого спецкурса - «Основы информационной культуры».
В личных беседах студенты говорили о том, что «настоящий профессионал должен быть в курсе новейших исследований, разработок, направлений развития своей отрасли, чтобы на основании этих знаний принимать быстрые и правильные решения, о которых он не будет впоследствии сожалеть».
Проведя анализ традиционной системы обучения, мы выявили ряд недостатков: слабая обратная связь между преподавателем и обучаемыми; несистематичность и фрагментарность контроля; отсутствие четкого механизма целеполагания в деятельности студентов, направленной на поиск и обработку информации; низкий уровень индивидуализации обучения.
Все сказанное выше обусловило необходимость проведения эксперимента, направленного на формирование у обучаемых умений и навыков работы с информацией. В ходе подготовки эксперимента было установлено, что для формирования у студентов информационной культуры необходимы следующие условия: включение обучающихся в активную информационную деятельность; профессионализм педагога; техническое оснащение; использование активных методов обучения; вооружение студентов рациональными приемами усвоения знаний.
В формирующем эксперименте приняли участие 46 человек. Были выделены экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы, характеризующихся однородностью как количественного, так и качественного состава: сравнительный анализ показал, что значимых различий в уровне академической успеваемости студентов ЭГ и КГ до начала педагогического эксперимента обнаружено не было.
Контрольная группа обучалась по традиционной системе. В экспериментальной же группе обучение студентов проводилось на базе дисциплины «Иностранный язык» по специально разработанной программе, имевшей целью не только научить будущего специалиста читать литературу по специальности, но и сформировать у него умения, необходимые для осуществления информационной деятельности.
Кроме того, студентам экспериментальной группы параллельно введен спецкурс «Основы информационной культуры». Основной целью проведения спецкурса явилось формирование информационной культуры, способствующей эффективной информационной деятельности, развивающих информационное мировоззрение и информационное поведение, которые необходимы будущему специалисту для осуществления самообразования и ус-
пешной адаптации к современному информационному обществу.
Экспериментальная система формирования информационной культуры у студентов представляет собой обучающий комплекс, объединяющий в систему различные способы и технологии обучения информационной культуре, совместное применение которых содействует достижению лучших психологических и дидактических конечных результатов. В число основных модулей экспериментальной системы формирования информационной культуры у студентов входят: технология обучения информационной культуре посредством программированной организации содержания учебного предмета; технология обучения студентов информационной культуре через особую организацию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы; технология обучения информационной культуре с использованием персональных компьютеров.
Учебный процесс в современном вузе уже невозможно представить без использования информационно-образовательных технологий, реализуемых посредством компьютера. В последние годы компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появился даже специальный термин - «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и средств электронной коммуникации.
Под технологией мы понимаем «систему психологических, общепедагогических, дидактических, частных методических процедур взаимодействия педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленную на проектирование содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержания будущей профессиональной деятельности и требованиям к профессионально важным качествам специалиста» [6].
Под информационными технологиями в педагогике обычно понимаются все технологии обучения, использующие специальные средства вычислительной техники и соответствующее программное обеспечение.
Современное специализированное программное обеспечение, предназначенное для обучения иностранным языкам, характеризуется широким спектром функциональных возможностей, связанных с презентацией учебного материала и отработкой языковых и речевых навыков, что, наряду с использованием средств мультимедиа, позволяет использовать такое программное обеспечение для отработки навыков обучаемых в различных видах речевой деятельности.
Важной особенностью компьютера, выделяющей его в ряду прочих технических средств обуче-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
207
ния, является то, что благодаря интерактивному режиму взаимодействия с обучаемым, ЭВМ является «идеальным» средством реализации индивидуально-дифференцированного подхода к подготовке специалистов.
Кроме того, большой объем памяти современных вычислительных машин, их высокое быстродействие и возможность протоколирования действий обучаемых позволяет использовать компьютер для интенсификации самостоятельной работы студента [3].
Сопоставление данных контрольных срезов на разных этапах проведения эксперимента в контрольной и экспериментальных группах позволяет проследить динамику процесса формирования знаний и умений в области информационной культуры.
Итоговый контрольный срез показал, что количество студентов, владеющих информационной культурой на высоком уровне, возросло в ЭГ на 39,15%, в то время как в КГ количество студентов с высоким уровнем увеличилось на 8,7%.
Средним уровнем сформированности информационной культуры характеризуется 39,15% студента в ЭГ, тогда как в контрольной группе это соотношение составляет 26,1% соответственно.
На низком уровне владения информационной культурой остались 13,05% студентов в ЭГ, в свою очередь в КГ 56,55%.
Таким образом, наблюдается положительная динамика роста информационной культуры студентов в ЭГ. Полученные данные можно объяснить внедрением в учебный процесс ЭГ технологии по формированию информационной культуры выпускников. В КГ динамика роста информационной культуры наблюдается, но незначительная.
Результаты показали, что процесс формирования информационной культуры идет значительно более эффективно в экспериментальной группе. Коэффициент парной корреляции в этой группе между уровнем сформированности профессиональных умений и уровнем развития информационной культуры на «входе» равнялся г=0,38. После формирующего эксперимента коэффициент парной корреляции равнялся г=0,89. В контрольной группе данный коэффициент на «выходе» составил г=0.46. Следовательно, коэффициент замеряемых параметров выше в ЭГ, чем в КГ, поэтому на основании данных корреляционного анализа можно заключить, что чем выше у студентов уровень развития информационной культуры, тем больше развиты у них профессиональные умения. Уровень ин-
формационной культуры в наибольшей степени зависит от развития гностических, конструктивных и коммуникативных умений.
Наибольшие коэффициенты парной корреляции оказываются между мотивами учебной деятельности, отношением студентов к дисциплине «иностранный язык», интересом и уровнем информационной культуры. Все коэффициенты значимы на 1% уровне. Это говорит о правомерности сделанных выводов.
Установлено, что целенаправленное формирование информационной культуры будущих специалистов на занятиях иностранным языком, приводит к повышению учебной успешности по иностранному языку; от уровня развития умений и навыков информационной культуры зависит степень использования этих умений и навыков по другим учебным дисциплинам, что приводит к повышению общей академической успеваемости. Обнаружен высокий коэффициент корреляции между оценкой уровня информационной культурой и показателем средней общей академической успеваемости (г=0,89).
Эти результаты говорят о том, что с развитием уровня информационной культуры повышается общая академическая успеваемость за счет переноса обобщенных навыков и умений информационной культуры, полученных в результате целенаправленного обучения студентов на занятиях иностранным языком, на другие учебные дисциплины.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж, 2000. - 175 с.
3. Минкина В.А. Информационная культура и способность рефлексии // Высшее образование в России. - 1995. - № 4. - С. 27-32.
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. - 2006. - № 1. -С. 32-37.
5. Титова С.В. Информационно-коммуникативные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. - М., 2009. - 240 с.
6. Тюрина С.Ю. Формирование информационной культуры личности в процессе иноязычного образования в техническом вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 2. - С. 156-159.
208
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20