Научная статья на тему 'Влияние использования электронной дидактической системы на динамику формирования информационной культуры студентов экономического профиля вуза'

Влияние использования электронной дидактической системы на динамику формирования информационной культуры студентов экономического профиля вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТУДЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чирков Сергей Витальевич

В статье рассматривается влияние разработанной автором электронной дидактической системы, используемой при обучении информатике, на динамику формирования более высоких по сравнению с традиционным обучением показателей информационной культуры студентов экономического профиля. Приведено описание педагогического эксперимента по определению динамики показателей информационной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чирков Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние использования электронной дидактической системы на динамику формирования информационной культуры студентов экономического профиля вуза»

научной конференции «Педагогика развития: Образование и социализация личности в современном обществе» - Красноярск, - 2009. - С. 149-162.

5. Смолянинова, О. Г. Возможности и перспективы использования технологии электронного портфолио в практике учебного процесса Сибирского федерального университета. [Текст] /О. Г. Смолянинова, Н. Г. Шилина// Вопросы образования. -2010,-№2.-С. 164-177

6. Шилина, Н. Г. Электронный портфолио как элемент рейтинговой оценки деятельности преподавателя медицинского вуза. [Текст] /Н. Г. Шилина, Д. А. Рос-сиев // Материалы проектного семинара «Совершенствование системы аттестации преподавателей вузов на основе метода электронного портфолио». - Красноярск: Изд-во. СФУ, - 2009. - С. 29-38.

7. Шилина, Н. Г. Электронный портфолио как технология оценивания профессиональной деятельности педагога. [Текст] /Н. Г. Шилина, С. М. Геращенко// Материалы 19 международной научно-методической конференции «Диверсификация Российских архитектурных школ в условиях внедрения ГОС третьего поколения». - Воронеж: Изд-во. Воронежского ГАСУ, -2010. - С. 72-76

УДК 378.01

Чирков Сергей Витальевич

Старший преподаватель кафедры Информатики и дискретной математики Новосибирского государственного педагогического университета, s.v.chirkov@yandex.ru, Новосибирск

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ДИНАМИКУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВУЗА

Chirkov Sergey Vitalyevich

The teacher of department of computer science and the discrete mathematics of Novosibirsk state pedagogical university, s.v.chirkov@yandex.ru, Novosibirsk

INFLUENCE OF USE OF ELECTRONIC DIDACTIC SYSTEM

ON DYNAMICS OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS OF THE ECONOMIC PROFILE OF HIGH

SCHOOL

Современное общество ставит перед высшей школой задачи, связанные с подготовкой конкурентоспособных специалистов в области экономики. Важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе является наличие информационной культуры. Решение этих задач невозможно без качественной подготовки студентов высших учебных заведений в области информатики и инфор-

мационных технологий.

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий [8].

С точки зрения компетентностного подхода понятие информационной культуры связано с информационной компетентностью.

По-нашему мнению информационная компетентность представляет собой систему, включающую следующие компоненты:

- взаимосвязанную совокупность знаний, умений и опыта по использованию информационных и коммуникационных технологий;

- способность совершенствовать свои знания, умения;

- способность к принятию решения и прогнозированию с использованием новых информационных технологий в изменяющихся условиях или непредвиденных обстоятельствах.

Таким, образом, информационная культура - интегративное качество личности, обладающей информационным мировоззрением и осуществляющей информационную деятельность на уровне сформированной информационной компетентности.

Рассматривая информационную культуру специалиста экономического профиля, мы рассматриваем ее как «уровневую, развивающуюся во времени систему» [7, с. 45].

Л. А. Шипулина [7] выделяет три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический).

Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений будет их межпредмет-ность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки характеризуются специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем, ограниченностью области применения. «Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели этого уровня включают в себя как элемент показатели общего (базового) уровня. Именно это дает нам основание считать профессиональный уровень информационной культуры более высоким по сравнению с общим (базовым)» [7, с. 46] .

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. «Они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать

решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя знания, умения и навыки профессионального уровня информационной культуры» [7, с. 46].

На основе модели информационной культуры личности, предложенной Л. А. Шипулиной, автором была сформулирована модель информационной культуры специалиста экономического профиля [3]. На ее основе происходило формирование содержания учебного материала по дисциплинам курса информатики.

Анализ практики преподавания информатики в Экономическом институте НГАУ показал, что при традиционном подходе обучение студентов, а также организация их самостоятельной работы имеют недостаточную эффективность.

Появляется необходимость в поиске новых средств обучения, использование которых сможет разрешить указанные противоречия. Таким образом, проблема исследования состоит в устранении несоответствия между необходимостью подготовки в области информатики будущих специалистов экономического профиля, способных эффективно применять новые информационные технологии в своей профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью соответствующих этой цели средств обучения информатике студентов экономических специальностей.

Одним из вариантов решения задачи повышения эффективности подготовки студентов в области информатики и информационных технологий является внедрение в процесс обучения электронной дидактической системы (ЭДС).

Согласно А. В. Ковригину, «к ... электронным учебным системам относятся различного рода электронные справочники, электронные дидактические материалы и учебники. Так же в электронном виде можно встретить и версии отдельных печатных учебных изданий, которые могут быть дополнены различного рода тестирующими и проверяющими модулями» [1, с. 42]. Анализ системы обучения в вузе, приведенный в исследовании А. В. Ковригина [1], свидетельствует о снижении эффективности обучения при использовании полностью автоматизированной системы обучения и исключении преподавателя, что свойственно для электронного учебника. Результатом объединения двух оставшихся типов электронных учебных программ является «Электронная дидактическая система». «В ней присутствует как дидактическая часть в виде электронного справочника по изучаемым программам и технологиям с тестирующей системой самоконтроля, так и система выдачи и обработки заданий» [1, с. 116].

С целью проверки влияния ЭДС на динамику показателей информационной культуры студентов был проведен педагогический эксперимент. Опытно-экпериментальной базой исследования явился Экономический

институт Новосибирского государственного аграрного университета. В качестве показателя информационной культуры примем уровень сформированное™ знаний и умений в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Разработанная в рамках исследования электронная дидактическая система имеет модульную структуру, включающую управляющий, информационно-справочный, проверочный модули, а также модуль занятий.

Основной задачей управляющего модуля является интеграция всех модулей системы в единое целое, обеспечении возможности ее конфигурирования.

Информационно-справочный модуль охватывает все темы курса «Информатика» студентов экономического профиля вуза. Её можно использовать как при проведении практических занятий, так и при организации и стимулировании самостоятельной работы студентов экономического профиля.

Информационно-справочный модуль содержит большое количество мультимедиа-материалов, которые являются необходимыми компонентами электронной дидактической системы. Кроме того, ЭДС оснащена удобной и интуитивно понятной справочной системой, позволяющей получить помощь в работе.

Модуль занятий содержит задания для всех практических занятий по изучаемым дисциплинам курса. Практические задания состоит из двух частей: базовой (обязательной) компоненты и дополнительной компоненты, имеющей повышенную сложность. Первая компонента, включающая пошаговые инструкции по выполнению, служит для обучения студентов выполнению некоторых операций с обрабатываемой информацией. Вторая предназначается для обучения студентов самостоятельному поиску методов работы, на основе полученных ранее знаний и умений.

Проверочный модуль - один из важнейших компонентов электронной дидактической системы, предназначенный для проверки умения решать задачи, оценки усвоения студентами знаний.

Основными составляющими проверочного модуля ЭДС являются:

- база данных вопросов и задач;

- тренирующий блок;

- блок контроля знаний.

С точки зрения содержания проверочный блок состоит из вопросов и задач, предназначенных осуществления проверки знаний по курсу информатики и умений использовать информационные технологии в повседневной и профессиональной деятельности.

ЭДС представляет собой ASP.NET веб-приложение, функционирующее в локальной сети или сети Интернет под управлением веб-сервера IIS и имеющее клиент-серверную архитектуру. Вся учебная информация хранится на сервере в базе данных под управлением MS SQL Server

2005, а доступ к данным осуществляется с использованием тонкого клиента - браузера. Использование такого подхода к организации архитектуры системы позволяет избежать установки на учебные компьютеры дополнительного программного обеспечения. При разработке системы и ее развертывании, использовалось программное обеспечение из серии Express Edition, распространяемые бесплатно.

ЭДС имеет оконный графический интерфейс. Графический интерфейс системы представлен в виде рабочего стола, с расположенными на нем ярлыками, главного меню и панели задач, по аналогии с элементами интерфейса операционной системы Windows.

При входе в систему, студенты должны пройти процедуру аутентификации, это позволяет преподавателю отслеживать их работу, а студентам производить загрузку файлов с выполненными заданиями в базу данных электронной дидактической системы. Иерархическое навигационное меню ЭДС, предоставляет студентам возможность удобного перехода от одного модуля системы к другому.

Для преподавателя в системе открыты дополнительные возможности по отслеживанию результатов работы студентов и добавлению или изменению информационного содержимого - теоретического материала, заданий и вопросов.

В эксперименте по определению динамики показателей информационной культуры приняли участие 89 человек из контрольной и 67 человек из экспериментальной группы, всего 156 испытуемых. Структура педагогического эксперимента включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

На этапе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование, целью которого являлась оценка уровня подготовки студентов в области информатики и информационных технологий в начале обучения.

Проведение констатирующего этапа эксперимента осуществлялось с 2007 по 2008 гг. В указанный период автором исследования проводились практические занятия по информатике в Экономическом институте НГАУ. Занятия проводились традиционным образом без использования электронных обучающих средств.

В результате анкетирования студентов получены данные об уровне их подготовки в области информатики и информационных технологий (таблица 1). Для удобства данные поделены на четыре группы: низкий уровень - от 0 до 50, средний уровень - от 50 до 67, уровень выше среднего - от 67 до 84 и высокий уровень - от 84 до 100.

Обработка данных производилась при помощи критерия согласия , F-кригерия Фишера и 1 -критерия Стьюдента. Для каждой выборки были вычислены следующие показатели: выборочное среднее, среднеквадратическое отклонение, выборочная дисперсия.

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ...

2

В результате использования критерия согласия % было установлено, что выборки, полученные в результате констатирующего эксперимента, подчиняются нормальному закону распределения.

Проверка положения о равенстве дисперсий ~ 0 проводилась при ПОМОЩИ Р -критерия.

52 -

* = ^[6, С. 134].

Гипотезу о равенстве средних значений двух нормальных генеральных совокупностей обозначим яо5 альтернативную гипотезу нк Для подтверждения гипотезы использовалась следующая формула:

х-у I щпг

1(п,-1)*;+(п2-1)*?. \п,+п2 [6> с- 1281-

V П\ + П2 ~ 2

Статистический анализ показал, что на этапе констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах средние значения равны на уровне значимости 0,05.

* я = 0,957513,

наб. 7 7

* =1,9754881,

табл. 7 7

* * Г-

наач таб.л

Также в результате констатирующего эксперимента установлено, что, подготовка студентов в области информатики и информационных технологий в большинстве случаев находится на среднем и низком уровнях.

В качестве средства поддержки процесса обучения на занятиях по информатике и в плане организации и стимулирования самостоятельной работы учащихся выступала разработанная в рамках настоящего исследования электронная дидактическая система [2; 4; 5].

На формирующем этапе ЭДС была внедрена в процесс обучения студентов экспериментальной группы в Экономическом институте НГАУ. Для обоснования ее эффективности было осуществлено экспериментальное обучение студентов Экономического института НГАУ.

В результате этого было установлено, что использование ЭДС позволяет обеспечить следующие преимущества:

- широкие возможности по организации взаимодействия между преподавателем и студентами;

- эффективная организация и проведение практических занятий и самостоятельной работы;

- устранение недостаточной систематизации информационных ресурсов по предмету, предназначенных для студентов экономического профиля;

- экономия времени преподавателя за счет уменьшения выполняемых им рутинных операций;

- индивидуальный подход к обучению каждого студента, ведение учета его достижений и представление результатов в виде отчетов;

- возможность эффективного использования студентами времени, отводимого на самостоятельную работу по информатике;

Заключительным этапом педагогического эксперимента явился контрольный эксперимент. В ходе его была произведена проверка показателей информационной культуры. Результаты контрольного эксперимента были подвергнуты статистическому анализу.

Результаты педагогического эксперимента (ИК- информационная культура,

КГконтрольная группа, ЭГ-экспериментальная группа)

Показатели ИК Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

КГ ЭГ кг ЭГ

Высокие 3 3,37% 4 5,97% 6 6,74% 8 11,94%

Выше среднего 15 16,85% 11 16,42% 14 15,73% 16 23,88%

Средние 39 43,82% 32 47,76% 44 49,44% 32 47,76%

Низкие 32 35,96% 20 29,85% 25 28,09% 11 16,42%

В результате проверки выборочных данных, полученных для контрольной и экспериментальной групп на заключительном этапе эксперимента при помощи критерия согласия X' установлено, что они распределены по нормальному закону.

Применение ^-критерия позволило подтвердить гипотезу о равенстве дисперсий двух нормальных генеральных совокупностей на уровне значимости 0,05.

В результате использования ¿-критерия Стьюдента для сравнения средних выборочных двух групп была подтверждена гипотеза о том, что информационная культура в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе.

г ,= 2,130498,

наш 7 ?

г . =1,9754881,

Ш ООН 7 3

г . >г , .

наш та ач

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В итоге проведения контрольного эксперимента и обработки его результатов была показана статистическая значимость разницы между средним значением уровня информационной культуры в контрольной и экспериментальной группах. Проверка гипотезы проводилась на уровне значимости

0,05.

Внедрение ЭДС в образовательный процесс НГАУ позволило создать условия, способствующие положительной динамике информационной культуры учащихся. Студенты контрольной группы имеют на финальной стадии обучения в основном средние и низкие показатели информационной культуры: 49,44% и 28,09% соответственно. В экспериментальной группе 47,76% испытуемых имеют средние показатели, 23,88% находятся на уров-74

не выше среднего. Процент студентов, имеющих высокие показатели информационной культуры в экспериментальной группе, превосходит процент испытуемых имеющих тот же уровень в контрольной группе почти вдвое.

Экспериментально доказано, что студенты, обучение которых проходило с использованием электронной дидактической системы, имеют более высокие показатели информационной культуры по сравнению со студентами контрольной группы. Таким образом, влияние электронной дидактической системы на динамику формирования более высоких по сравнению с традиционным обучением показателей информационной культуры студентов экономического профиля подтвердилось в ходе педагогического эксперимента.

Библиографический список

1. Гендина, Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // БИБЛИОСФЕРА, [Текст]/ Н. И. Гендина, 2005, -№ 1, с. 55-62.

2. Мюллер, П. Таблицы математической статистики / П. Мюллер, П. Нойман, Р. Шторм; Пер. с нем. и предисл. В. М. Ивановой. - М.: Финансы и статистика, 1982. - 278 с., ил. - (Б-чка иностр. книг для экономистов и статистиков).

3. Построение курса информатики для гуманитарных специальностей педагогического вуза: На примере факультета иностранных языков: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02, Новосибирск, 2005.- 191 с.

4. Чирков, С. В. Использование интернет-технологий при организации самостоятельной подготовки студентов. С. 159-161. Информационные технологии в науке, экономике и образовании: материалы Всероссийской научной конференции 16-17 апреля 2009 года. В 2-х ч.; ч. 2 / под ред. О. Б. Кудряшовой; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. [Текст]/ С. В. Чирков. -Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. - 181 с.

5. Чирков, С. В. Модель профессиональной информационной культуры специалиста экономического профиля. С. 26-33. Аспирантский сборник НГПУ-2009 (по материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов): в 2 ч. [Текст]/ С. В. Чирков - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - Часть 1. - 193 с.

6. Чирков, С. В. Некоторые аспекты использования электронных дидактических систем в процессе преподавания информатики. С. 414-415. Наука и практика: Проблемы, Идеи, Инновации: Материалы IV международной научно-практической конференции. - Чистополь, ИНЭКА. - 428 с.

7. Чирков, С. В. Некоторые аспекты повышения эффективности обучения информатике студентов экономических специальностей за счет использования электронной дидактической системы. С. 247-249. Научное творчество XXI века: Сборник трудов Ежегодной Всероссийской научной конференции учащихся, студентов и молодых ученых «Научное творчество XXI века» (февраль 2009) Сборник трудов в 2-х томах. Т. 1. [Текст]/ С. В. Чирков. - Красноярск: Научно-информаци-онный издательский центр, 2009. - 380 с.

8. Шинулина, Л. А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08./ Л. А. Шипулина. - Ставрополь 2004. - 199 с. ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.