Научная статья на тему 'Дидактические Основы формирования информационной культуры в процессе подготовки будущих специалистов'

Дидактические Основы формирования информационной культуры в процессе подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS' ACTIVENESS / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / INFORMATION CULTURE / TECHNOLOGY OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE / FORMING THE PROFESSIONAL SKILLS / PROFESSIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Елена Евгеньевна, Бернавская Майя Владимировна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием информационной культуры в процессе подготовки инженера-механика и в связи с этим предлагается технология формирования информационной культуры, направленная на повышение эффективности подготовки студентов будущих инженеров-механиков и развитие личности обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Елена Евгеньевна, Бернавская Майя Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GROUNDS FOR FORMATION OF FUTURE SPECIALIST'S INFORMATION CULTURE

This article deals with the problems related to the formation of information culture of would-be mechanical engineers. The author suggests a technology of formation of information culture, which increases the efficiency of training students and aims at their personal development.

Текст научной работы на тему «Дидактические Основы формирования информационной культуры в процессе подготовки будущих специалистов»

Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2010 год № 2 (4)

13.00.00 Педагогические науки

УДК 002.5: 42

Е.Е.Руденко, М.В.Бернавская

Руденко Елена Евгеньевна - канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков ДВГТУ. E-mail: rudenkoe@mail.ru

Бернавская Майя Владимировна - канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков ДВГТУ. E-mail: bernavskaya@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием информационной культуры в процессе подготовки инженера-механика и в связи с этим предлагается технология формирования информационной культуры, направленная на повышение эффективности подготовки студентов - будущих инженеров-механиков и развитие личности обучаемых.

Ключевые слова: информационная культура, дидактические основы, технология формирования информационной культуры, профессиональные умения, активность студентов.

Elena Е. Rudenko, Maya V. Bernavskaya DIDACTIC GROUNDS FOR FORMATION OF FUTURE SPECIALIST’S

INFORMATION CULTURE

This article deals with the problems related to the formation of information culture of would-be mechanical engineers. The author suggests a technology of formation of information culture, which increases the efficiency of training students and aims at their personal development.

Key words: information culture, technology of formation of information culture, forming the professional skills, professional interest, students’ activeness.

Социальный заказ на подготовку специалистов нового типа побуждает высшую школу вести научный поиск технологий обучения, рассчитанных на

развитие у будущих специалистов тех профессионально и социально значимых качеств, которые современная высшая школа традиционными средствами формировать у них не в состоянии.

Таким образом, новые требования к профессиональной подготовке специалистов и во многом устаревшие методы обучения входят в противоречие, а система высшего образования поставлена перед необходимостью развития у студентов познавательной самостоятельности, поисковых умений на высоком уровне обобщения, информационной культуры, способности применять знания, полученные в ходе обучения, в профессиональной деятельности.

В этих условиях особое значение приобретает разработка путей и методов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных системах всех уровней, особенно в высшей школе.

Предметом исследования, проводимого в рамках настоящей статьи, является разработка и оценка психолого-дидактической эффективности системы формирования информационной культуры будущих инженеров-механиков, а его цель состоит в поиске соответствующих методик и технологий.

Говоря о сущности информационной культуры, следует отметить, что рассмотрение данного понятия обычно ведется в рамках двух подходов - информационного и культурологического. Последний представляется наиболее обоснованным, поскольку информационная культура выходит далеко за рамки информатики и выступает как общечеловеческая культурная ценность. Именно в этом ключе понятие и информационной культуры рассматривали такие исследователи, как С.Г.Антонова, Н.И.Гендина, Э.П.Семенюк и др. [1-7].

Обобщая взгляды специалистов, исследующих сущность информационной культуры и проблемы ее формирования, можно сказать, что информационная культура - это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития умений получения и обработки информации. Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному

удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (так называемый функциональный уровень информационной культуры).

Функциональный уровень информационной культуры специалиста связан с операционной направленностью личности. Он включает в себя следующие умения: получать нужную информацию, находить оптимальные пути поиска источников информации, анализировать источники, отбирать нужные, рационально использовать полученную информацию, формулировать свои информационные потребности и адекватно определять информационные возможности.

Наличие у обучаемых данных умений сокращает непроизводительные затраты времени, повышает оперативность, точность и полноту получения новой информации, повышает качественный уровень подготовки специалистов. Кроме того, владение информационной культурой обеспечивает будущему специалисту высокий уровень образованности, создает прочный фундамент для структурирования знаний.

При этом процесс формирования информационной культуры студентов в ходе профессионально-технического обучения в вузе рассматривается в единстве его операционально-технического и мотивационно-потребностного компонентов, а мотивация выступает связующим звеном между учебной и профессиональной деятельностью. Она обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий обучаемых.

В целях формирования у будущих инженеров-механиков информационной культуры (в частности, умений, относящихся к ее функциональному уровню) на кафедре иностранных языков Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ имени В.В. Куйбышева) под руководством авторов был подготовлен и проведен педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии формирования информационной культуры и проверки ее эффективности проходила в три этапа.

На первом этапе (1999-2001 гг.) был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого мы анализировали учебную деятельность студентов на предмет наличия у них умений, связанных с информационной культурой, измерения уровня их мотивации к обучению, а также осознания ими значимости информационной культуры как фактора повышения успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ в высшей школе, обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседы (интервью), анкетирование, анализ учебной деятельности студентов, педагогической деятельности преподавателей и профессиональной деятельности практикующих инженеров.

На втором этапе исследования (2002-2003 гг.) разрабатывалась программа формирующего эксперимента на базе дисциплины «Иностранный язык», составлялись методики его проведения, теоретически обосновывалась целесообразность создания экспериментальной системы по формированию информационной культуры будущих специалистов - инженеров-механиков, был разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Основы информационной культуры инженера».

На третьем этапе (2004-2007 гг.) проводилась заключительная фаза формирующего эксперимента, обрабатывались и анализировались его результаты. На данном этапе проверялась степень сформированности у обучаемых умений и навыков информационной культуры, а также уровень овладения ими различными методами обработки информации (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Также подтверждалась психолого-педагогическая эффективность внедрения дидактической системы формирования информационной культуры у будущих специалистов.

Результаты исследований, проведенных в рамках констатирующего эксперимента, показали, что абсолютное большинство обучаемых находятся на среднем и низком уровне развития информационной культуры (17,4% и 73,9% соответственно).

С другой стороны, большинство опрошенных студентов (72%) признали значимость наличия информационной культуры для будущей профессиональной деятельности инженера, 64% сообщили о том, что испытывают трудности при работе с информацией, т.к. в учебном процессе их не учат ориентироваться в современной информационной среде, искать, отбирать и критически анализировать существующие информационные ресурсы, поэтому многие студенты (60%) признали необходимость введения в учебный процесс особого спецкурса - «Основы информационной культуры».

В беседах студенты говорили о том, что «настоящий профессионал должен быть в курсе новейших исследований, разработок, направлений развития своей отрасли, чтобы на основании этих знаний принимать быстрые и правильные решения, о которых он не будет впоследствии сожалеть»; «для будущей профессии очень важно постоянное повышение уровня знаний, а это успешно сможет делать лишь тот, кто владеет информационной культурой»; «человек, владеющий информационной культурой, имеет широкий кругозор, ему легче общаться с другими людьми и легче принимать решения в случае возникновения проблем».

Проведя анализ традиционной системы обучения, мы выявили в ней ряд недостатков: слабая обратная связь между преподавателем и обучаемыми, не-систематичность и фрагментарность контроля, отсутствие четкого механизма целеполагания в деятельности студентов, направленной на поиск и обработку информации, низкий уровень индивидуализации обучения.

Все сказанное выше обусловило необходимость проведения формирующего эксперимента, направленного на формирование у обучаемых умений и навыков работы с информацией.

В ходе подготовки формирующего эксперимента было установлено, что для формирования у студентов - инженеров-механиков информационной культуры необходимы следующие условия: включение обучающихся в активную информационную деятельность, профессионализм педагога, техническое осна-

щение, использование активных методов обучения, вооружение студентов рациональными приемами усвоения знаний.

В формирующем эксперименте приняли участие 46 человек. Были выделенные экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы, характеризующиеся однородностью как количественного, так и качественного состава: сравнительный анализ показал, что значимых различий в уровне академической успеваемости студентов ЭГ и КГ до начала педагогического эксперимента нет.

Контрольная группа обучалась по традиционной системе. В экспериментальной же группе обучение студентов проводилось на базе дисциплины «Иностранный язык» по специально разработанной программе, имевшей целью не только научить будущего специалиста читать литературу по специальности, но и сформировать у него умения, необходимые для осуществления информационной деятельности.

Кроме того, студентам экспериментальной группы параллельно читался спецкурс «Основы информационной культуры инженера». Основной целью спецкурса явилось формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, способствующих эффективной информационной деятельности, развивающих информационное мировоззрение и информационное поведение, которые необходимы будущему специалисту для осуществления самообразования и успешной адаптации к современному информационному обществу.

Экспериментальная система формирования информационной культуры у студентов представляет собой обучающий комплекс, объединяющий в систему различные способы и технологии обучения информационной культуре, совместное применение которых содействует достижению лучших психологических и дидактических конечных результатов. В основные модули экспериментальной системы формирования информационной культуры у студентов входят: технология обучения информационной культуре посредством программированной организации содержания учебного предмета, технология обучения студентов информационной культуре через особую организацию аудиторной и

внеаудиторной самостоятельной работы, технология обучения информационной культуре с использованием персональных компьютеров.

Измерение динамики уровня информационной культуры у студентов в ЭГ и КГ проводилось с помощью метода экспертной оценки по следующим критериям: коэффициент полноты усвоения содержания изучаемой дисциплины, коэффициент полноты овладения умениями, коэффициент эффективности овладения студентами умениями в области информационной культуры.

Всего было сделано три контрольных среза, позволяющих оценить эффективность экспериментальной работы: до начала эксперимента, после внедрения спецкурса «Основы информационной культуры инженеров-механиков» и проведения экспериментального обучения по дисциплине «Иностранный язык» на первом курсе и по окончанию экспериментального обучения на втором курсе.

Сопоставление данных контрольных срезов на разных этапах проведения эксперимента в контрольной и экспериментальных группах позволяет проследить динамику процесса формирования знаний и умений в области информационной культуры.

Итоговый контрольный срез показал, что количество студентов, владеющих информационной культурой на высоком уровне, возросло в ЭГ на 39,15% , в то время как в КГ количество студентов с высоким уровнем увеличилось на 8,7%.

Средним уровнем сформированности информационной культуры характеризуется 39,15% студентов в ЭГ, тогда как в контрольной группе - 26,1%.

На низком уровне владения информационной культурой остались 13,05% студентов в ЭГ, в свою очередь, в КГ - 56,55%.

Таким образом, наблюдается положительная динамика роста информационной культуры студентов инженеров-механиков в ЭГ (рис. 1). Полученные данные можно объяснить внедрением в учебный процесс ЭГ технологии по формированию информационной культуры будущих инженеров-механиков. В КГ динамика роста информационной культуры наблюдается, но незначительная (рис. 2).

80 и 73,95 70 60 50 40 30 20 10 0

оУ ^

У «/ 0«/

, , •$>

У / </

** с/ /

Т----------------------1

□ ЭГ "вход" □ ЭГ'выход"

Рис.1. Уровни информационной культуры в ЭГ на «входе» и «выходе»

50 —

40 —

30 —

20 —

10 —

47,85

39,15

26,

3,05

17,

низкии средним высоким уровень уровень уровень

□ КГ "выход" □ ЭГ'выход"

Рис.2. Уровни информационной культуры в ЭГ и КГ на «выходе»

Для проверки достоверностей средних значений по каждому из выборок мы использовали 1-критерий Стьюдента.

Результаты показали, что процесс формирования информационной культуры у будущих инженеров-механиков идет значительно более эффективно в экспериментальной группе, чем в контрольной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если различие в уровнях сформированности информационной культуры студентов инженеров-механиков в ЭГ и КГ существенно и связь между ними статистически значима, то, согласно 1-критерию Стьюдента, различия результатов эксперимента не могут быть объяснены случайными причинами, а являются следствием специально организованной деятельности, что в нашем случае подтверждается специально разработанной и внедренной в учебный процесс технологией.

Результаты корреляционного анализа подтвердили наше предположение о том, что по мере роста знаний и умений у будущих специалистов будет развиваться и повышаться уровень информационной культуры. В экспериментальной группе мы отметили, что коэффициент парной корреляции между уровнем сформированности профессиональных умений и уровнем развития информаци-

1

0

онной культуры на «входе» равнялся г =0,38, после формирующего эксперимента коэффициент парной корреляции равнялся г =0,89. В контрольной группе данный коэффициент на «выходе» составил г =0,46. Следовательно, коэффициент замеряемых параметров выше в ЭГ, чем в КГ, поэтому на основании данных корреляционного анализа можно сделать выво: чем выше у студентов уровень развития информационной культуры, тем больше развиты у них профессиональные умения. Уровень информационной культуры в наибольшей степени зависит от развития гностических, конструктивных и коммуникативных умений.

Наибольшие коэффициенты парной корреляции оказываются между мотивами учебной деятельности, отношением студентов к дисциплине «Иностранный язык», интересом и уровнем информационной культуры. Все коэффициенты значимы на 1-м% уровне. Это говорит о правомерности сделанных нами выводов.

Установлено, что целенаправленное формирование информационной культуры будущих специалистов на занятиях иностранным языком приводит к повышению учебной успешности по иностранному языку, от уровня развития умений и навыков информационной культуры зависит степень использования этих умений и навыков в изучении других учебных дисциплин, что приводит к повышению общей академической успеваемости. Обнаружен высокий коэффициент корреляции между оценкой уровня информационной культуры и показателем средней общей академической успеваемости (г = 0,89).

Эти результаты говорят о том, что с развитием уровня информационной культуры повышается общая академическая успеваемость за счет переноса обобщенных навыков и умений информационной культуры, полученных в результате целенаправленного обучения студентов на занятиях иностранным языком, на другие учебные дисциплины.

Таким образом, результаты корреляционного анализа полностью подтвердили выводы, сделанные в ходе исследования, а предложенная система формирования информационной культуры у будущих специалистов позволяет студенту самостоятельно продвигаться по пути овладения знаниями, умениями и навыками.

1. Антонова С.Г. Информационная культура личности: вопросы формирования // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 82-89.

2. Григорьев А.Н. Боинчану Г.И. Современные подходы к технологизации образовательного процесса в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2009. №6 (10). С. 97-106.

3. Дулатова А.Н., Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности : учеб.-метод. пособие. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 176 с.

4. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. статей / под ред. Н.И.Гендиной. Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. 181 с.

5. Минкина В.А. Информационная культура и способность рефлексии // Высшее образование в России. 1995. № 4. С. 27-32.

6. Севрунова Н.В. Формирование информационной культуры будущего учителя: из опыта работы научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета // Библиотечное дело. 2009. №22. С. 6-7.

7. Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев: Наукова думка, 1988. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.