УДК 378.22 ББК З973р
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.02
Павлушина Вера Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатизации образования и методики информации, Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина; 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46; e-mail: [email protected]
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информатика; информационные технологии; информационная культура; подготовка бакалавров педагогического образования.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрены особенности информационной подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование (бакалавр)». Показано, что формирование информационной культуры возможно при системном и поэтапном изучении информационных дисциплин. Определяются компоненты информационной культуры педагога и компетенции, формируемые в процессе информационной подготовки бакалавров.
Pavlushina Vera Alekseevna,
Associate Professor of the Chair of Educational Informatization and Informatics Technology, Rjazan State University named after S. Esenin, Rjazan.
PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR INFORMATION CULTURE FORMATION OF BACHELORS TRAINED IN FIELD OF PEDAGOGICAL EDUCATION
KEY WORDS: computer science; information technology; information culture; bachelors of pedagogical education.
ABSTRACT. Features of the information preparation of bachelors of «Pedagogical education» are discussed in the article. The author shows that the formation of information culture is possible through the systematical and phased study of ICT. In the article the components of the information culture and competence of the teachers are defined.
С
тремительно обновляющаяся информационная инфраструктура современного общества приводит к постоянной модернизации образовательной системы: росту технических возможностей, накапливанию информационных ресурсов, появлению новых технологий и т. п. В таких условиях от нынешнего педагога требуются не только фундаментальные знания в своей области, но и гибкое умение осуществлять профессиональную деятельность с привлечением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В связи с этим приоритетным направлением является информационная подготовка бакалавров педагогического образования.
В государственном образовательном стандарте ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») прописывается, что будущий профессионал должен быть готов к педагогической и культурно-просветительской деятельности. Причем отдельной задачей выделяется использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Основные направления информационной подготовки студентов раскрываются в
Работа выполнена в рамках государственного задания высшим учебным заведениям, регистрационный номер НИР: 6.2012.2011
общекультурных и профессиональных компетенциях, связанных с информационной деятельностью:
- способность использования знаний о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применение методов математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- готовность к применению современных методик и технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
© Павлушина В. А., 2013
- способность применения современных методов диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).
Анализ выделенных компетенций показывает, что современная модель образования нацелена на формирование широкой профессиональной компетентности обучаемого вместо сообщения ему традиционных, устоявшихся знаний, умений и навыков. Сегодня, когда образование является неотъемлемым атрибутом личностного роста, важно не просто стать высоким профессионалом, но и оставаться им на протяжении всей трудовой деятельности. А значит, процесс обучения в вузе должен быть направлен на формирование способностей непрерывного приобретения новых знаний, требует от нынешнего студента освоения навыков работы с информацией всевозможных видов, формирования навыков самостоятельного, критичного типа мышления. И главным движущим фактором этого процесса является информационная культура личности.
Вопросам формирования информационной культуры в последние годы уделяется значительное внимание в педагогических, культурологических и др. исследованиях (Н. В. Герова, Н. Б. Зиновьева, Ю. С. Зубов, К. К. Колин, Е. С. Полат, Н. И. Гендина, А. Д. Урсул и др.). Разработка этого понятия с привлечением различных областей знаний, использование разнообразного понятийного аппарата привело к многомерности и неоднозначности самого понятия.
Не углубляясь в подробный анализ существующих подходов, остановимся лишь на тех характеристиках информационной культуры, которые значимы как результат образовательной деятельности. В методологии оценки качества образования можно проследить четкое представление о структуре и иерархии результативности учебного процесса, его преемственно связанные этапы: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет (3).
Выделяя из этой цепочки направление информационной подготовки, можно говорить о формировании информационной грамотной личности, демонстрирующей функциональную и общую грамотность в области компьютерных технологий. Грамотность и становится тем фундаментом, на котором впоследствии, развившись, выстроятся высшие образовательные приобретения личности.
Говоря о подготовке бакалавров педагогического образования, отметим, что достижение информационной грамотности происходит в основном в процессе школьного обучения. При освоении вузовской программы она переходит на уровень образованности и профессиональной компетентности, посредством включения профи-лизации, индивидуальной исследовательской работы, проектной и моделирующей деятельности. Так, Н. В. Герова отмечает, что одним из факторов, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности современного учителя гуманитарных общеобразовательных предметов являются качество его подготовки в области использования методов и средств информатики и ИКТ в условиях уровневого образования и способность уверенно ориентироваться в современном информационном мире; возможность организации инновационной деятельности с помощью последних достижений средств вычислительной техники, программного обеспечения, коммуникационного оборудования, IT-технологий и технологий e-learning (2).
Наконец, высшим проявлением грамотности, образованности и профессиональной компетентности является культура, квинтэссенцией которой является менталитет. Именно на уровне культуры может в наиболее полной мере реализоваться человеческая индивидуальность. Информационная культура в качестве одной из составляющих общей культуры человека определяется как совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий (1).
Такое понимание информационной культуры может стать стратегической целью при разработке обновленного содержания информационной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Этот процесс имеет многоступенчатую структуру и включает изучение базового курса информатики, информационных технологий, а также специализированных,
профильно ориентированных информационных дисциплин.
Первой ступенью в этом процессе является изучение дисциплины «Основы математической обработки информации», входящей в математический и естественнонаучный цикл базовой части профессиональной подготовки по направлению «Педагогическое образование (бакалавр)». Целями освоения учебной дисциплины являются формирование и развитие теоретических знаний и практических навыков применения математических методов обработки информации в рамках профессиональных и общекультурных компетенций. Содержание курса предполагает изучение следующих вопросов: понятие информации, ее свойства; кодировка данных; системы счисления; количество информации, объем данных, единицы измерения информации; булева алгебра логики, логические операции, законы алгебры логики, логические функции; основные математические структуры; аксиоматический метод; основы теории вероятностей и математической статистики. Изучение данной дисциплины направлено на формирование важнейшей общекультурной компетенции: владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Дальнейшее закрепление информационных компетенций происходит в рамках изучения дисциплины «Информатика». Целью ее изучения является формирование у студентов знаний, умений и навыков профессионального использования методов создания, накопления, хранения, обработки информации с помощью средств ИКТ для получения информационного продукта. Содержание дисциплины затрагивает широкий спектр вопросов, связанных с целями и задачами информатики как науки, а также разделы о технических и программных средствах реализации информационных процессов.
В плане практических навыков на данном этапе студенты должны показать уверенное владение интерфейсом операционных систем, программных оболочек, прикладных программ общего назначения, интегрированных программных систем и сред программирования. Формируются умения грамотного и рационального использования компьютерной и периферийной техники, применения текстовых редакторов, электронных таблиц, баз данных, электронных презентаций, поисковых систем и др.
Профессионально ориентированная подготовка в области ИКТ предполагает освоение специализированных технологий, что осуществляется на следующей ступени
подготовки в рамках дисциплины «Информационные технологии». Учитывая направление подготовки бакалавров педагогического образования, целью дисциплины является формирование у студентов профессионального представления о специфике использования современных ИКТ в сфере образования. Содержание дисциплины раскрывает основные вопросы информатизации образования: понятие и классификация информационных технологий; классификация информационных ресурсов образовательного назначения; основные подходы к созданию электронных средств учебного назначения; ИКТ в реализации систем контроля знаний и мониторинга учебных достижений; ИКТ в управлении образовательными учреждениями; экспертные и интеллектуальные обучающие системы; виртуальная реальность в образовании; дистанционное образование; интернет-ресурсы образования; оценка качества электронных средств учебного назначения.
Прикладная составляющая дисциплины предполагает изучение широкого круга актуальных и эффективных электронных ресурсов учебного назначения, а также овладение технологией их разработки. Кроме этого в процессе занятий отрабатывается методика использования средств ИКТ в учебных и внеучебных занятиях.
Полный курс информационный подготовки бакалавров педагогического образования также может продолжиться в процессе изучения курсов по выбору, предусмотренных вузами. Таким образом, соблюдается подобная преемственность дисциплин, учитывается взаимосвязь их целей и задач, и информационная подготовка студентов-бакалавров обретает системный характер. Осваивая указанные дисциплины, обучаемые планомерно совершенствуют свою информационную культуру, поэтапно формируя ее важнейшие компоненты:
- базовые знания современных ИКТ и основных методов информационной деятельности;
- знания, умения и навыки в области применения ИКТ в педагогической деятельности;
- общечеловеческие составляющие информационной культуры (общие учебные знания и умения, коммуникативные навыки, стремления, идеалы, убеждения, взгляды, позиции в области информационных процессов и отношений и т. д.);
- формирование особого мировоззрения и стиля мышления, адекватного современному информационному обществу.
Пройдя полный цикл обучения, студенты получают возможность полноценно выполнять профессиональные задачи педа-
гога, которые могут быть сгруппированы следующим образом (4):
- посредством современных систем диагностики «видеть» обучающихся в информационно-образовательной среде;
- создавать и применять в образовательных целях ресурсы информационнообразовательного пространства;
- владея интернет-технологиями,
«строить» образовательный процесс в виртуальном пространстве в режиме непрерывного сетевого взаимодействия;
- применяя интернет-коммуникации,
«отлаживать» интерактивное педагогическое взаимодействие в информационном пространстве;
ЛИТЕРАТУРА
1. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учебно-метод. пособие. М., 2002.
2. Герова Н. В., Андреев В. В., Тебенькова Т. В. Теоретические предпосылки повышения информационной культуры учителей гуманитарных общеобразовательных дисциплин // Российский научный журнал. 2009. № 4 (11).
3. Гершунский Б. С. Философия образования. М. : Моск. психолого-социальный ин-т, Флинта, 1998.
4. Диких Э. Р. О содержании подготовки бакалавра педагогики к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 1.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. А. Байкова.
- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование в информационно-образовательной среде.
Таким образом, информационная подготовка бакалавров педагогического образования носит междисциплинарный характер и несет в себе важный резерв для формирования профессиональных компетенций и новой методологии получения студентом учебных знаний. Информационные дисциплины развивают не только навыки информационной деятельности будущего профессионала, но и формируют его общую культуру как педагога, что серьезно повышает качество всего образовательного процесса.