Научная статья на тему 'Развитие информационной культуры руководителей профессионально-технических учебных заведений как проблема педагогической науки'

Развитие информационной культуры руководителей профессионально-технических учебных заведений как проблема педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / TRAINING / INFORMATION CULTURE / INFORMATION ACTIVITIES / PEDAGOGICAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягупов Василий Васильевич, Гуменный Александр Дмитриевич

Рассмотрены и проанализированы трудности повышения квалификации руководителей профессионально-технических учебных заведений в области информационной культуры как педагогическая проблема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягупов Василий Васильевич, Гуменный Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of information culture of managers of vocational educational institutions as a pedagogical problem

The article reviewed and analyzed one of pedagogical problems which is the difficulties in training managers of vocational education in the field of information culture.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной культуры руководителей профессионально-технических учебных заведений как проблема педагогической науки»

72

2013. Вып. 3 УДК 377.111.3

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

А.Д. Гуменный, В.В. Ягупов

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Рассмотрены и проанализированы трудности повышения квалификации руководителей профессионально-технических учебных заведений в области информационной культуры как педагогическая проблема.

Ключевые слова: повышение квалификации, информационная культура, информационная деятельность, педагогическая проблема.

Постановка проблемы. Успешное функционирование системы профессионально-технического образования (ПТО) в информационном обществе объективно связано с развитием информационной культуры руководителей профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ). Одновременно модернизация системы ПТО в Украине невозможна без внедрения в учебно-производственный процесс современных информационных технологий и повышения информационной культуры всех его субъектов, так как именно они во главе с директором ПТУЗ становятся ключевыми фигурами в профессиональной подготовке будущих квалифицированных работников.

Анализ последних исследований и публикаций. Немало наработок отечественных и зарубежных ученых и исследователей посвящено проблеме классификации, идентификации и использования информационных ресурсов в процессе управления и структурирования информационных массивов, совершенствования информационных потоков в управлении, определения информационных потребностей руководителей и потребителей информации в социальной сфере, в частности в образовании (Р. Абдеев, В. Андрущенко, Г. Артамонов, Д. Белл, В. Быков, В. Бирюков, Н. Винер, В. Воль-кенштейн, Б. Гершунский, Ю. Дорошенко, М. Жалдак, В. Кремень, С. Курдюмов, Н. Морзе, А. Урсул и др.).

Отечественные и зарубежные ученые также исследуют феномен информационной компетентности педагогических работников, но преимущественно учителей и будущих специалистов (В. Быков, Н. Баловсяк, В. Беспалов, М. Головань, Т. Гурина, Ю. Дорошенко, О. Зайцева, М. Жалдак, Н. Морзе, С. Тришина, А. Хуторской и др.).

Имеются диссертационные исследования, посвящённые информационной культуре разных категорий педагогов (Е. Значенко, А. Коломиец, О. Повидайчик, И. Смирнова, А. Столяревская, Л. Филиппова и др.), а также руководителей учебных заведений (Л. Гайдаренко, Е. Малкинаевна, С. Мало-видченко, И. Чекин и др.).

Безусловно, результаты этих исследований имеют свою теоретическую и практическую ценность. Но вне поля зрения исследователей осталась информационная культура руководителей ПТУЗ и педагогические аспекты её повышения. По мнению В. Кременя и В. Ягупова, одним из важнейших требований, предъявляемых обществом к руководителям в области образования, является их готовность к постоянному информационному поиску, результаты которого выражаются в пополнении и обновлении знаний для корректировки своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями информационного общества [9. С. 23-25; 13. С. 78-81].

Цель. Раскрыть содержание педагогической проблемы, которая касается развития информационной культуры руководителей ПТУЗ.

Результаты исследований. В Украине усиливается внимание со стороны общества и государства к проблемам информатизации образования, повышения информационной культуры различных категорий населения и субъектов педагогического процесса. Закон Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы» (от 9 января 2007 года № 537-У), Указ Президента Украины № 926/2010 от 29.09.2010 «О мерах по обеспечению приоритетного развития образования в Украине», Национальная стратегия развития образования в Украине на 2012-2021 гг., Государственная целевая программа развития профессионально-технического образования на 2011-2015 гг. на первый план выдвигают задачу обеспечения непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих работников в области информационной культуры и в

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

части использования новых информационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов, также существует необходимость повышения информационной культуры руководителей ПТУЗ в соответствии с требованиями информационного общества.

Для того чтобы рассмотреть вопрос о развитии информационной культуры руководителей ПТУЗ, необходимо определиться с понятием «информационная культура», сложность и многозначность которого сохраняется в науке и на сегодняшний день. В составе ведущих авторов, внесших вклад в разработку методологических проблем информационной культуры, находятся В. Быков, М. Вохрышева, Н. Гендина, А. Гречихин, Н. Зиновьева, Ю. Зубов, М. Жалдак, В. Минкина, Н. Морзе, В. Петров, Н. Сляднева, Э. Семенюк, Б. Семеновкер, Э, Скибицкий, А. Урсул, В. Фокеев, Ю. Шрей-дер и др. Заслугой этих и других авторов является разработка теоретических основ и формирование понятийно-терминологического аппарата информационной культуры. В то же время основная сложность вызвана полисемией лежащих в его основе базовых понятий - «информация» и «культура».

Рассмотрим некоторые определения понятия «информационная культура», которые даны исследователями. Например, М. Вохрышева, говоря о формировании науки об информационной культуре, дает следующее её определение: «область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» [3. С. 57]. По мнению Г. Воробьева, это умение человека использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными [2].

Е. Медведева под информационной культурой понимает уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [10. С. 59], а по мнению Г. Сбитневой, - это знания и умения правильно сформулировать тему запроса, видеть ее как предмет и аспект, осуществлять поиск, извлекать из документа необходимые сведения, владеть навыками анализа при составлении новых документов и т. п. [11. С. 218-222].

Ю. Зубов и Н. Сляднева определили назначение информационной культуры в информационном обществе так: это методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации [6. С. 12-17]. В своих работах А. Суханов подчеркивает, что информационная культура - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы их жизнедеятельности, в которой можно отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего; достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации. В то же время это и деятельность, направленная на оптимизацию всех видов информационного общения, создания наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности культуры были освоены человеком, вошли в его образ жизни [12. С. 39]. А. Гречихин подчеркивает важный аспект информационной деятельности, которая должна иметь, по его мнению, аксиологический характер [5. С. 15], то есть это деятельность человека, обусловленная ценностями культуры.

Наиболее системной является позиция С. Каракозова, который информационную культуру характеризует как составную часть базисной культуры личности, позволяющей ей эффективно участвовать во всех видах работы с информацией - получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании - и включающей грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу, развитую информационную рефлексию [7. С. 41-54].

А. Асмолов также выделяет ценностно-смысловой компонент информационной культуры личности, который представляет собой систему личностно значимых и ценностных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, верований в области информационных процессов [1. С. 39].

Таким образом, информационную культуру можно определить как качественную характеристику жизнедеятельности человека как социального и профессионального субъекта в области получения, передачи, хранения и использования разнообразной информации, в процессе реализации которых приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности, а не только прикладной аспект информации.

Информационная культура личности - это, по нашему убеждению, составляющая её общей культуры как социального и профессионального субъекта, которая включает информационное миро-

2013. Вып. 3

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

воззрение и систему информационных ценностей, отношений, знаний, навыков, умений и способностей, обеспечивающих целенаправленную социальную и профессиональную деятельность по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и современных информационных технологий, средств и источников. Её сформированность является, с одной стороны, предпосылкой информационной защищенности личности в обществе, а с другой -важнейшим условием её успешной как повседневной, так и профессиональной деятельности как социального и профессионального субъекта.

Безусловно, информационная культура разных личностей в разных обществах и социальных сферах, а также разных специалистов существенно отличается как по содержанию, так и по целям, технологиям, способам и результатам информационной деятельности. Так, группа российских учёных отмечает тот факт, что информационная культура отражает степень владения специалистом основами знаний в области методов и технологии работы с информацией, а также наличие опыта и навыков выполнения информационных процедур [4]. В практическом плане это означает необходимость знания специалистом специфики организации информационных процессов в ходе реализации должностных компетенций, владение для этого соответствующими информационными приемами, способами и средствами поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза разнообразной служебной информации, способность применять современные электронные и разнообразные технические средства для обработки информации и её доведения до определённых должностных лиц и исполнителей.

Например, информационная культура работника образования, по мнению О. Козловой, может быть представлена как целостная подсистема его профессиональной и общей культуры, связанная с ними едиными категориями - культуры мышления, поведения, общения и деятельности, и состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных элементов [8. С. 152-159]. Именно состав структурных элементов информационной культуры и их содержание демонстрируют её специфику у педагогических работников, которая включает такие обязательные, по нашему мнению, аспекты:

- ценностный (отношение педагога к информационной деятельности как педагога и её ценности);

- этично-коммуникативный (культура педагогического общения и поведения в области информационных контактов, эффективного использования информации для межличностного и педагогического общения, реализации основных функций педагога);

- познавательно-интеллектуальный (свободное ориентирование в области современных информационных технологий и знание того, как их применять в своей педагогической деятельности);

- прогностический (адаптивность практического мышления в постоянно обновляющихся информационных условиях, предвидения результатов, а также возможных последствий использования информации в педагогической деятельности);

- прикладной (эффективное использование современных информационных технологий для решения профессионально-педагогических задач в педагогической деятельности);

- правовой (знания правовых норм регулирования информационных отношений в обществе вообще и в педагогической деятельности в частности и способность их придерживаться в информационном обществе);

- эргономический (знания и умения безопасной и комфортной информационной деятельности в педагогической среде).

Именно ценностный и этично-коммуникативный аспекты информационной культуры подчеркивают, по нашему убеждению, в первую очередь её специфику у педагогов, то есть принцип «не навредить» остаётся на первом плане, а всё остальное - потом. Безусловно, все эти аспекты информационной культуры характерны и для директоров ПТУЗ как представителей педагогического сообщества и субъектов педагогической деятельности в системе профессионально-технического образования. Но их управленческая деятельность намного сложнее, чем у любого «рядового» педагогического работника в системе ПТО, так как они целенаправленно занимаются информационно-аналитической деятельностью в системе ПТО как одной из основных предпосылок их успешной управленческой деятельности. Для этого он должен:

- понимать роль информации в жизнедеятельности как личности и специалиста, так и в функционировании всего общества и его составляющих;

- осознать и принять феномен и предназначение информации в информационном обществе и педагогической среде, а также в профессиональной деятельности специалистов вообще и педагогов в частности;

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

- принимать информацию, переработать и использовать её в своей управленческой деятельности как субъекту профессиональной деятельности в системе ПТО;

- системно анализировать и оценивать профессиональную и специальную информацию для её целенаправленного использования в своей управленческой деятельности в ПТУЗе как субъекту управления.

Одновременно анализ директоров ПТУЗ по критерию «образование» показывает, что большинство из них не имеют как педагогического, так и управленческого образования. Поэтому возникает проблема как формирования, так и повышения/развития их информационной культуры как субъектов управления. Системный подход к анализу этой проблемы позволяет выявить её внутреннюю структуру, определить движущие силы и присущие ей внешние и внутренние противоречия, рассмотреть её во взаимообусловленности разных факторов - объективных и субъективных. К социальным факторам следует отнести социально-экономические особенности современного этапа развития украинского общества, которые порождают потребности в развитии системы ПТО, а к психологическим - те, которые характеризуют особенности личности и управленческой деятельности руководителя ПТУЗ как субъекта профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников: содержание и специфика его информационно-аналитической деятельности, осознаваемые профессиональные потребности в совершенствовании своей информационной культуры и реальный её уровень, сформиро-ванность информационно-аналитической компетентности как основной составляющей информационной культуры, субъектная позиция директора в отношении современной информационной учебной среды в ПТУЗ. Организационно-педагогические факторы связаны с особенностями самой подсистемы повышения/развития информационной культуры директоров ПТУЗ. К ним относят принципы развития информационной культуры руководителей ПТУЗ в межкурсовой период, а также блок педагогических факторов (качество учебных планов и программ, выявление и учет личностных потребностей руководителей в совершенствовании профессиональных информационных знаний и практических умений и др.). Существенно определяют процесс обучения и материально-технические факторы: наличие учебных и методических пособий для директоров ПТУЗ по современным информационным технологиям, оснащенность учебно-производственного процесса современной техникой, объем библиотечных фондов и т.п.

Анализ этих факторов показывает, что на их «пересечении» возникают определенные противоречия, которые при их осознании становятся «движущими силами» повышения/развития информационной культуры директоров ПТУЗ и определяют его специфику и содержание. Главным является противоречие между быстро происходящим обновлением системы ПТО, вызванным социально-экономическими преобразованиями в информационном обществе, и неготовностью руководителей ПТУЗ быстро и гибко реагировать на происходящие изменения, своевременно их учитывать в своей управленческой деятельности, а также внедрять современные информационные технологии в учебно-воспитательный процесс ПТУЗ. Острота этого противоречия бесспорна, в нем отражено внешнее несоответствие между современными социальными требованиями к профессиональному образованию, личности и деятельности руководителя и состоянием системы повышения уровня информационной культуры директоров ПТУЗ.

Вместе с тем существуют внутренние противоречия самого процесса повышения/развития уровня информационной культуры руководителей ПТУЗ между:

- быстро растущим объемом новой информации, касающейся управленческой и педагогической деятельности руководителей ПТУЗ в рыночных условиях функционирования системы ПТО, и уровнем сформированности их информационной культуры как субъектов управления в системе образования;

- субъектными и профессиональными потребностями руководителей ПТУЗ в расширении профессионального, информационного и управленческого кругозора и отсутствием системы повышения/развития их информационной культуры в межкурсовой период;

- сложившимися в практике стереотипами профессионального мышления, поведения и управления в системе ПТО и необходимостью усвоения и реализации нововведений и инновационных подходов, развития профессионального сознания и самосознания, творческого информационно-управленческого потенциала руководителей ПТУЗ в современных условиях функционирования системы ПТО;

2013. Вып. 3

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

- необходимостью индивидуализации и дифференциации развития информационной культуры руководителей ПТУЗ в межкурсовой период (в соответствии с широким разнообразием личностных потребностей, профессиональной направленностью, квалификацией и т.д.) и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий её развития в межкурсовой период.

Таким образом, повышение/развитие информационной культуры руководителей ПТУЗ можно определить как педагогическую проблему, разрешение которой заключается в снятии противоречия между знаниями потребностей руководителей в повышении/развитии информационной культуры и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий его решения в межкурсовой период.

Специфика развития информационной культуры руководителей ПТУЗ находит свое отражение в основных направлениях, по которым необходимо его организовать. Это:

- развитие функциональной информационной культуры руководителей ПТУЗ как у субъектов управления в системе ПТО и конкретно - в ПТУЗ, то есть совершенствование информационной культуры для использования информации в управлении ПТУЗ; в то же время появились новые функции, например, использование информации для влияния на внешнюю среду, так как современная образовательная практика выявила особую потребность для руководства ПТУЗ в разработке основ, например, маркетинга и менеджмента, актуализации научных исследований рынка труда как необходимой предпосылки определения актуальных направлений профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников для перспективных сфер экономики, сферы обслуживания и т. д.;

- развитие культуры взаимодействия директоров ПТУЗ при обмене информацией и её доведении до субъектов учебно-производственного и других процессов, которая необходима для их совершенствования и обеспечения эффективности; информационная культура взаимодействия рассматривает информацию как предмет обмена между органом управления ПТУЗ и социумом в широком и узком смысле слова. Между субъектом и объектом управления должны устанавливаться многочисленные информационные связи, сложные информационные схемы разного типа. Например, информационный мониторинг позволяет избегать ошибок в развитии ПТУЗ, его использование создает условия для стабильного своевременного реагирования на потребности рынка труда и конкретных работников. Качественная оценка информации путем мониторинга, обнародование его результатов влияет на выбор педагогическим, ученическим и родительским коллективами информации, формирует их информационные предпочтения в отношении, например, выбора профессии, методики проведения занятий и т. д.;

- развитие культуры работы с информацией, так как без информации прогнозировать будущие изменения в педагогической и материально-технической среде ПТУЗ невозможно. В сфере управления ПТУЗ существуют такие проблемы, как предотвращение конфликтов, поиск лучшего выхода из положения, оценка возможных последствий принятия рискованных решений, выявление тенденций и закономерностей профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников, текущее и перспективное планирование. Например, в системе управления ПТУЗ прогнозирование является неотъемлемой частью процесса принятия решений, так как без его применения, объективной экспертизы управленческих решений, управление ПТУЗ не может быть эффективным. От качества подготовленных руководителем аналитических документов (информационно-аналитических обзоров, справок), адекватных реальной педагогической и рыночной ситуации, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Также представление о текущей ситуации с профессиональной подготовкой учеников как субъектов будущей профессиональной деятельности, сложившееся у руководителя, с привнесением в него элементов субъективности, способно к саморазвитию и, в свою очередь, также влияет на развитие разнообразных процессов в ПТУЗ. Естественно, что это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Кроме того, это представление может быть сформировано на сообщениях, содержащих как искаженную и ложную информацию, так и целенаправленную дезинформацию;

- развитие информационной культуры открытости, так как гуманизация и демократизация управления ПТУЗ требует от директоров открытости и прозрачности своей управленческой деятельности. Открытость деятельности и управления руководителя ПТУЗ вызвана также необходимостью создания эффективной системы обратной связи между разными субъектами деятельности в ПТУЗ.

Вывод: в статье раскрыто содержание педагогической проблемы, которая касается повышения/развития информационной культуры руководителей ПТУЗ.

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Дальнейшим исследованием в данном направлении будет разработка организационно-

педагогических условий развития информационной культуры директоров ПТУЗ как субъектов

управления в межкурсовой период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 367 с.

2. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с.

3. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Методология и организация информационно-культурологических исследований: сб. ст. / науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. М.; Магнитогорск, 1997. Вып. 6: Методология и организация информационно-культурологических исследований.

4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-метод. пособие. Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. Ч. I. 143 с.

5. Гречихин А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / под. ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. М.: Изд -во Моск. гос. ун-та культуры, 1994.

6. Зубов Ю.С., Сляднева Н.А. Человек в пространстве и времени: информационный аспект проблемы // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. междунар. науч. конф. Краснодар, 1996.

7. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. М.: Изд -во Моск. гос. ун-та им. М. А. Шолохова, 2000. № 2. С. 41-55.

8. Козлова О.Н. Феномен учительства в информационном обществе // Соц.-полит. журнал. 1995. № 6.

9. Кремень В.Г. Модершзащя освгги - важливий чинник сощального, економiчного i политичного розвитку Украши // Вюник НАН Украши. 2001. № 3.

10. Медведева Е.А. Основы информационной культуры: программа курса для вузов // Социс. 1994. № 11.

11. Сбитнева Г.И., Смирнова Н.Г., Мартынова Е.В. Реализация принципа непрерывного образования в курсе «Основы информационной культуры» // Современные проблемы взаимодействия культуры, искусства и образования: сб. науч. тр. / СГИИ. Смоленск, 2002. Вып. III.

12. Суханов А.П. Информация и прогресс / отв. ред. А.Л. Симанов; АН СССР. Сиб. отд. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1988. 190 с.

13. Ягупов В.В. 1нформацшно-аналггачна компетентшсть керiвникiв професшно-техшчних навчальних закла-дiв: поняття, змют, структура // Науковий вюник 1нституту професшно-техшчно1 освгга НАПН Украши. 2012. № 3.

Поступила в редакцию 07.08.13

V. V. Yagupov, A.D. Gumenniy

Development of information culture of managers of vocational educational institutions as a pedagogical problem

The article reviewed and analyzed one of pedagogical problems which is the difficulties in training managers of vocational education in the field of information culture.

Keywords: training, information culture, information activities, pedagogical problem.

Ягупов Василий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: Yagupow-Wasyl@rambler.ru

Гуменный Александр Дмитриевич,

научный сотрудник

E-mail: gumenniyol@rambler.ru

Институт профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины 03045, Украина, г. Киев, Чапаевское шоссе, 98

Yagupov V.V., doctor of pedagogy, professor leading researcher

E-mail: Yagupow-Wasyl@rambler.ru

Gumenniy A.D., researcher E-mail: gumenniyol@rambler.ru

Professional Technical Education Institute, National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine 03045, Ukraine, Kyiv, Chapaevskoe highway, 98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.