Научная статья на тему 'Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения'

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / Э-ПОРТФОЛИО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCE / VOCATIONAL SCHOOL LEADER / ELECTRONIC PORTFOLIO / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Лариса Михайловна

Отображены результаты проектирования э-портфолио как технологии развития информационно-аналитической компетентности руководителей профессионально-технических учебных заведений. Представлена его структура и методика оценивания содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-portfolio application in vocational school leader''s information and analytical competence development

The article provides the results of electronic portfolio designing as a technology of information and analytical competence development of vocational school leaders. The structure and evaluation technique of the competence components have been presented.

Текст научной работы на тему «Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения»

УДК 377:37.012.7 ББК Ч 448.478

ГСНТИ 14.37.09; 14.31; 01.29

Код ВАК 13.00.08

Петренко Лариса Михайловна,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, докторант, Институт профессионально-технического образования, Национальная академия педагогических наук Украины; 03045, Украина, г. Киев, Чапаевское шоссе, д. 98; e-mail: lm_petrenko@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Э-ПОРТФОЛИО В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационно-аналитическая компетентность; руководитель профессионально-технического учебного заведения; э-портфолио; педагогическая технология.

АННОТАЦИЯ. Отображены результаты проектирования э-портфолио как технологии развития информационно-аналитической компетентности руководителей профессионально-технических учебных заведений. Представлена его структура и методика оценивания содержания.

Petrenko Larisa Mikhailovna,

Candidate of Pedagogy, Senior Research Associate, Doctoral Student, Institute of Vocational Education of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Centre for Doctoral Training.

E-PORTFOLIO APPLICATION IN VOCATIONAL SCHOOL LEADER'S INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCE DEVELOPMENT

KEY WORDS: information and analytical competence; vocational school leader; electronic portfolio; pedagogical technology.

ABSTRACT. The article provides the results of electronic portfolio designing as a technology of information and analytical competence development of vocational school leaders. The structure and evaluation technique of the competence components have been presented.

Р

езультаты проведенных исследований показали, что в условиях стремительного развития современных информационных процессов способность руководителей профессионально-технических учебных заведений (далее - ПТУЗ) воспринимать и анализировать огромные массивы информации, определять задачи, находить новые способы эффективной их реализации недостаточно развита, что отражается на своевременности и качестве принятия управленческих решений (5). Это свидетельствует о максимальном социально-педагогическом значении результатов их информационно-аналитической деятельности (далее - ИАД) и актуальности развития информационно-аналитической компетентности (далее ИАК).

Выбор форм, методов и технологий развития ИАК руководителей профессионально-технических учебных заведений обусловлен такими современными тенденциями развития профессионального образования, как переход на компетентностную парадигму подготовки кадров для всех отраслей экономики и активное использование современных компьютерных, сетевых или мобильных технологий в учебном процессе. Как показывает практика и результаты проведенных исследований, многие руководители ПТУЗ, имеющие огромный опыт управленческой работы в системе профессионального образования, испытывают определенные трудности в работе с

информацией и в применении информационно-аналитических технологий на практике. Показательной стала практика делегирования полномочий поиска и отбора информации секретарям, а их заместители в большинстве случаев обходятся тем минимумом знаний, умений и навыков, который им необходим для реализации служебных компетенций (подготовить информацию, набрать текст, отправить его по электронной почте). В связи с этим возникает необходимость использования таких технологий, которые бы обеспечили развитие всех компонентов ИАК руководителей ПТУЗ -когнитивного, функционального и мотивационно-ценностного, т. е. способствовали тренировке логического интеллекта и вербальных навыков в процессе коммуникации, более полному раскрытию творческих способностей, содействовали самовоспитанию, самосовершенствованию и саморазвитию, носили конкретно-предметный, адаптивный характер. С позиций авторской концепции (5) проектирование технологий развития ИАК руководителей ПТУЗ необходимо осуществлять на основе системного, акмеологического, компетентностного, информационного и субъектно-деятельностного подходов, гарантирующих оптимальное использование структуры и содержания рассматриваемой компетентности.

Концепция развития ИАК руководителей ПТУЗ соответствует основной идее принятой в 2011 г. в Украине Национальной

© Петренко Л. М. , 2013

рамки квалификаций. Ее 7-й уровень (полное высшее образование - специалист, магистр - которое должен иметь современный руководитель) описания квалификационных требований предполагает овладение способностью решать сложные задачи и проблемы в профессиональной деятельности или процессе обучения (проводить исследования и/или внедрять инновации), которые характеризуются неопределенностью условий и требований. Для этого он должен обладать специализированными концептуальными знаниями, приобретенными в процессе обучения и/или профессиональной деятельности на уровне новейших достижений, которые являются основой для оригинального мышления и инновационной исследовательской деятельности. От него требуется критическое осмысление проблем обучения и/или профессиональной деятельности на грани межпредметных отраслей. Такому специалисту должны быть присущи умения решать сложные задачи и проблемы, которые требуют обновления и интеграции знаний часто в условиях неполной/недостаточной информации и противоречивых требований; проведения исследовательской и/или инновационной деятельности. Национальной рамкой квалификаций четко определяются требования к коммуникативным способностям: понятное и недвузначное донесение собственных выводов, а также знаний и объяснений, на которых построены их обоснования, до специалистов и неспециалистов (например, педагогов, учащихся, вспомогательного персонала, родительской общественности). В описание требований квалификаций внесена графа «автономность и ответственность», которая предусматривает умения руководителя ПТУЗ принимать решения в сложных и непредвиденных условиях, требующих применения новых подходов и прогнозирования. На него возлагается ответственность за развитие нового профессионального знания и практик оценивания стратегического развития команды, способность к дальнейшему обучению, которое в большей степени является автономным и самостоятельным (7).

Отсюда следует, что в условиях модернизации образовательной системы обновляются требования к руководителям ПТУЗ: акценты переносятся с профессиональных знаний на уровень компетентностей и субъектной позиции руководителя в осуществлении управленческой деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы последипломного образования, которое приобретает признаки многоступенчатости и непрерывности. Изучение содержания и структуры э-портфолио, представленных разными авто-

рами, их критический анализ свидетельствуют о том, что данная технология отвечает всем этим требованиям (1; 4; 8; 9; 10). Отечественными и зарубежными исследователями э-портфолио рассматривается как: технология обучения; инструмент формирования профессиональных качеств; один из вариантов вербальной оценки компетенций, портфель достижений; средство повышения качества образования и индивидуального прогресса педагога; технология мониторинга и оценивания учебных достижений, часть процесса обучения, а не его результат. Сегодня уже накоплен и описан опыт использования э-портфолио в обучении школьников, учащихся профессиональных учебных заведений, студентов колледжей, университетов, в аттестации педагогов общеобразовательных школ. Однако вопрос применения э-портфолио в ком-петентностном развитии руководящего персонала ПТУЗ в Украине рассматривается впервые.

С нашей точки зрения, в условиях территориальной рассредоточенности учебных заведений, загруженности практической работой руководителей ПТУЗ, уровня их подготовки к работе с компьютером использование э-портфолио для повышения квалификации в межкурсовой период в системе методической работы областных учебно-методических центров профессионально-технического образования (далее ОУМЦ ПТО) является наиболее оптимальным. Ценность э-портфолио в данном случае заключается в развитии как теоретических, так и технологических информационно-аналитических знаний, умений и навыков с одновременным использованием их в практической деятельности, самонаблюдении, самосовершенствовании и самооценки результатов.

Под э-портфолио руководителя ПТУЗ следует понимать набор материалов в электронном варианте с динамичной информацией, демонстрирующий их информационно-аналитические, теоретические и технологические знания, умения, навыки и способность решать задачи ИАД в системе управления учебным заведением, его отдельными структурными подразделениями, выбирать стратегию и тактику управленческого поведения для оценивания уровня профессионализма. В результате проведенных исследований, отображенных в диссертациях украинских и зарубежных ученых, доказано и обосновано, что разностороннее использование ИКТ оказывает позитивное влияние на развитие личности. Формирование э-портфолио путем поиска, отбора, сохранения и качественной обработки необходимой информации осуществляется

непринуждённо. Естественным путем приобретаются навыки работы с поисковыми системами, базами данных. Развивается способность оценивать информацию уже на этапе ее поиска в максимально большом количестве источников, анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Таким образом, уровень развития умений использовать в практической деятельности ИКТ прямо пропорционально влияет на уровень развития ИАК руководителей ПТУЗ.

Исследованием влияния э-портфолио на процесс обучения при поддержке студентов, администраций высших учебных заведений Англии, Шотландии, США, Нидерландов и др. занимаются такие международные организации: Консорциум европортфолио (Europortfolio Consortium), Международная ассоциация для э-портфолио (Inter/National Coalition for Electronic Portfolio Research), Датский консорциум э-портфолио (Danish Consortium for ePortfolio). Появление э-портфолио во всем мире внесло кардинальные изменения в представления о технологиях обучения. Его применение дает возможность оценивать и подводить итоги определенных достижений личности на разных этапах обучения, начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей жизни. Анализ отчетов зарубежных высших учебных заведений, участников трехлетнего эксперимента по внедрению э-портфолио в систему подготовки специалистов, показал, что эта прогрессивная технология является ключевым звеном создания обучающегося сообщества не только для специалистов, но и для организаций (например, ПТУЗ) и целых регионов.

В странах с развитой экономикой развернулась активная работа по созданию инфраструктуры, необходимой для формирования и использования гражданами э-портфолио для собственного развития. Считается, что синергия э-портфолио «позволит создать единое образовательное электронное пространство» - виртуальное сообщество (virtual community, online community, online group), пользоваться которым смогут все без исключения граждане невзирая на возраст (11). Одновременно наблюдается его трансформация: в научной литературе появилось описание таких технологий, как онлайн- и web-портфолио, которые в той или иной степени отражают уровень учебных достижений или рост профессионализма специалиста. Но для их использования необходим более высокий уровень владения ИКТ. Используя э-портфолио в качестве технологии развития ИАК руководителей ПТУЗ на этапе

формирующего эксперимента, мы не исключаем переход в будущем к онлайн- и web-портфолио на следующем этапе овладения навыками работы с ИКТ в Интернете для формирования информационного образовательного пространства. С этой целью возможно использование индивидуальных и групповых, практико-ориентированных, проблемно-ориентированных, проблемноисследовательских и тематических web-портфолио. Могут иметь место web-портфолио достижений, web-портфолио личного роста, web-портфолио-коллектор, web-портфолио проекта (3, с. 58).

Учитывая имеющийся отечественный и зарубежный опыт, оценку данной технологии экспертами, нами начата работа по формированию э-портфолио руководителей ПТУЗ. В его структуру включены такие разделы: 1) портрет - презентационный раздел, в котором раскрывается личность участника эксперимента. Его оформление осуществляется в произвольной форме -подаются краткие данные о себе, своих профессиональных и научных интересах, любимых занятиях, хобби и др; 2) диагностические материалы - анкеты, тесты, листы опроса, карты самооценки, которые предлагаются руководителем эксперимента; 3) критерии и параметры оценивания уровней развития ИАК; 4) коллектор - накопительный файл, где размещаются все материалы, отображающие процесс обучения, рекомендации, списки литературы, видео-, аудиоматериалы; рабочие материалы - выполненные задания; достижения -результаты, отображающие ИАД, на основании которых в соответствии с разработанными критериями и показателями определяется уровень развития ИАК руководителя ПТУЗ (2).

Для того, чтобы работа носила целостный характер, была практико-ориентиро-ванной и востребованной, выбирается тема, актуальная для данного периода деятельности руководителя. Например, тема методической работы учебного заведения. По результатам ее изучения, в процессе которого отрабатываются разные методы анализа и синтеза информации (количественно-качественная переработка), принимается управленческое решение, разрабатывается стратегия, оформляется документ (меморандум мероприятия, план, аналитическая или докладная записка и т. д.). Управление работой по созданию э-портфолио как технологии развития ИАК руководителей ПТУЗ осуществляется через электронные средства коммуникации: электронная почта, Skype, блог. Посредством последнего формируется сообщество создателей э-портфолио в определенном регионе. В блоге помещаются ма-

териалы, которые носят установочный и консультационный характер. На одной из его страниц размещен перечень информационно-аналитических умений, которыми должен овладеть руководитель, критерии и параметры оценивания уровня развития его ИАК. Для осознанной работы над созданием э-портфолио в блоге представлены критерии оценивания его содержания: профессиональный, стандартный и базовый уровни.

В контексте рассматриваемого нами вопроса определенный интерес представляет позиция М. Никифоровой по отношению к понятию «портфолио»: 1) портфолио-

технология - современная образовательная технология, где используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности; 2) портфолио-продукт - «папка с документами», «папка специалиста». Аутентичное оценивание она рассматривает как вид оценивания, применяемый в практико-ориен-тированной деятельности и предусматривающий «оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения её в ситуацию, максимально приближённую к требованиям реальной жизни - повседневной или профессиональной» (3, с. 58). Это соответствует нашим целям использования рассматриваемой технологии для определения уровня развития ИАК руководителей ПТУЗ. Применение э-порт-фолио, с точки зрения многих отечественных и зарубежных ученых, позволяет достигнуть комплексности оценки: с одной стороны, компетентность оценивают экспертные (аттестационные) комиссии, с дру-

гой - используется самоанализ, самооценка, осуществляется проектирование саморазвития личности.

Как свидетельствует опыт использования э-портфолио, оценивание содержания необходимо осуществлять по разделам, составляющим его структуру. Критерии оценивания, разработанные и представленные нами в блоге, соответствуют основным уровням развития ИАК руководителя ПТУЗ и измеряются определенным баллом: базовый уровень - «1» балл, стандартный - «2», профессиональный - «3» балла. Выполненные проекты, в которых наилучшим образом отображены результаты развития ИАК руководителя ПТУЗ, размещаются на сайте ОУМЦ ПТО.

Оформляя э-портфолио, комплектуя его разделы, используя актуальный на определенном этапе материал для ИАД в процессе подготовки управленческого решения, руководители демонстрируют динамику ИАК, рост профессионализма и управленческой культуры. Представленные на сайте ОУМЦ ПТО э-портфолио - пример для педагогического коллектива в овладении навыками информационно-аналитической, исследовательской и инновационной деятельности, целеустремленной работы в овладении ИКТ. Одновременно осуществляется развитие образовательного пространства учебного заведения, в котором не только иллюстрируется процесс совершенствования профессионализма тех, кто обучает, но и накапливается опыт, рождаются идеи, развивается творчество, формируется новое знание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивлева Т. Н. Электронный портфолио как инструмент формирования управленческих качеств студентов // Мир науки, культуры, образования. № 5 (36). 2012.

2. Керівник професійно-технічного навчального закладу. URL: http://petrenko-work.blogspot.com/

3. Никифорова М. В. Электронный портфолио как средство формирования информационнокоммуникационной компетентности будущих педагогов // Вестник Московского гос. ун-та. № 3. 2010.

4. Переверзев В. Ю., Синельников С. А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // Среднее профессиональное образование. № 1. 2008.

5. Петренко Л. М. Концепція розвитку інформаційно-аналітичної компетентності керівників професійно-технічних навчальних закладів // Професійно-технічна освіта. 2012. № 3.

6. Петренко Л. М. Морфологія інформаційно-аналітичної компетентності керівників професійно-технічних навчальних закладів (емпіричні дані) / New Information Technologies in Education for All Learning Environment / Proceedings ITEA-2011. Ukraine, IRTC 22-23 November 2011. K., 2011.

7. Постанова Кабінету Міністрів України від 23.11.2011р. № 1341 «Про затвердження Національної рамки кваліфікацій». URL: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/1341-2011-%D0%BF

8. Рахманкулов Р. Р. Электронный портфолио педагога как средство повышения качества образования // Гаудемаус. № 2 (20). 2012.

9. Шкерина Л. В., Литвинцева М. В. Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. № 2. 2011.

10. Arter J. A., Spandel V., Culham R. Portfolios for assessment and instruction Educational Resources Information Center (ERIC) EDO-CG-95-10 Digest, Washington, D. C., 1995.

11. EPortfolio. URL: http://www.europortfolio.org

Статью рекомендует д-р пед. наук Н. М. Островерхова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.