Научная статья на тему 'Дорожная карта развития информационной культуры руководителей профессионально-технических учебных заведений'

Дорожная карта развития информационной культуры руководителей профессионально-технических учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ КАРТА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ / ROUTE MAP / INFORMATION CULTURE / DEVELOPMENT / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягупов Василий Васильевич, Гуменный Александр Дмитриевич

Статья вводит определение информационной культуры (ИК) руководителей ПТУЗ и рассматривает подходы к созданию дорожной карты её развития. Особый акцент сделан на планировании развития активов ИК, подробно описаны слагаемые планирования: актуальность; база методов развития ИК, управление знаниями, системное обеспечение, проекты и действия. Технологический компонент системного подхода к развитию ИК руководителей ПТУЗ базируется на моделировании. Построение модели развития связано с критериями оценивания деятельности руководителей ПТУЗ при разработке дорожной карты; в обеспечении условий изучения и внедрении современных технологий в педагогический процесс; в диагностике уровней развития ИК; актуализации и стимулировании овладеть новыми средствами, формами и методами саморазвития в информационно-аналитической деятельности; в интеграции индивидуальной и групповой деятельности относительно развития ИК средствами открытого информационного пространства ПТУЗ, персональных блогосфер, Интернет-сообществ и в корректировке дорожной карты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягупов Василий Васильевич, Гуменный Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROUTE MAP OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATIONAL CULTURE OF VOCATIONAL SCHOOLS MANAGERS

The article deals with the problem of developing the informational culture of vocational schools managers. The definition of informational culture of vocational schools managers is established and the approaches to create its route map are considered. A particular emphasis is made on the planning of assets development. The authors describe in detail the terms of the assets development planning, namely the relevance of developing the informational culture of school managers; the base of methods of the informational culture development, knowledge management, system support, projects and activities. The technological component of the system approach to develop the informational culture of vocational school managers is based on simulation. Building a model of development is associated with the criteria of evaluation of managers activity which concerns: the development of a route map; the maintenance of conditions to study and implement modern technologies in the educational process by teachers; diagnosis of the level of the informational culture development; actualization and stimulation of learning new tools, forms and methods of self-development in the information analysis activity; integration of individual and group activities by means of an open information space of vocational schools, personal blogospheres, online communities etc.; route map adjustment.

Текст научной работы на тему «Дорожная карта развития информационной культуры руководителей профессионально-технических учебных заведений»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_81_

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 4

УДК 007.3

В.В. Ягупов, А.Д. Гуменный

ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Статья вводит определение информационной культуры (ИК) руководителей ПТУЗ и рассматривает подходы к созданию дорожной карты её развития. Особый акцент сделан на планировании развития активов ИК, подробно описаны слагаемые планирования: актуальность; база методов развития ИК, управление знаниями, системное обеспечение, проекты и действия.

Технологический компонент системного подхода к развитию ИК руководителей ПТУЗ базируется на моделировании. Построение модели развития связано с критериями оценивания деятельности руководителей ПТУЗ при разработке дорожной карты; в обеспечении условий изучения и внедрении современных технологий в педагогический процесс; в диагностике уровней развития ИК; актуализации и стимулировании овладеть новыми средствами, формами и методами саморазвития в информационно-аналитической деятельности; в интеграции индивидуальной и групповой деятельности относительно развития ИК средствами открытого информационного пространства ПТУЗ, персональных блогосфер, Интернет-сообществ и в корректировке дорожной карты.

Ключевые слова: дорожная карта, информационная культура, развитие.

Постановка проблемы и ее связь с важными научными и практическими задачами.

На информационном этапе развития общества и в связи с развитием информационных технологий, их проникновением на рынок образовательных услуг возникла необходимость в постановке задач развития информационной культуры всех субъектов системы образования, особенно системы НТО. Руководители, педагоги ПТУЗ сталкиваются со многими неожиданностями, изменениями в структуре подготовки будущих квалифицированных работников ввиду сокращения затрат времени для этого. Конкуренция на рынке труда становится глобальной и все более жесткой, особенно в технологически развитых регионах с низкой ценой труда и высокими требованиями к рабочим. Руководителям ПТУЗ необходимо использовать эффективные инструменты также для непрерывного повышения собственной информационной культуры как функционального аргумента развития учебного заведения.

Анализ последних исследований и публикаций, посвященных данной проблеме на которые опирается автор, определение не решенных ранее частей общей проблемы.

Проблемами развития информационной культуры специалистов в разных аспектах занимаются следующие ученые: философией образования - В. Андрущенко, И. Зязюн, В. Кремень, В. Лутай и др.; непрерывным профессиональным образованием - С. Батишев, С. Гончаренко, Л. Лукьянова, В. Орлов, Н. Ничкало, В. Радкевич и др.; компетентностным подходом - Н. Бибик, Г. Ельникова, А. Овчарук, В. Ягупов и др.; внедрением современных информационно-коммуникационных технологий в систему образования - В. Быков, А. Гуржий, Ю. Жук, Л. Карташова, А. Литвин, Н. Морзе и др.

Как показывают результаты анализа психолого-педагогических источников, проблема развития информационной культуры руководителей ПТУЗ до сих пор не была предметом специальных исследований отечественных ученых. Есть отдельные публикации, посвященные социальной защищённости личности в информационном обществе и информационной культуре специалиста как фактору его успешной профессиональной деятельности (Н. Джинчарадзе, Р. Калюжный, А. Матвиенко, Н. Новицкая, Г. Павленко, Л. Петренко, С. Сливка, Н. Швец, В. Цимбалюк, Ю. Яцишин и др.); становление информационной культуры педагогов рассматривали (Т. Демиденко, А. Коломиец и др.).

Формулировка целей статьи (постановка задачи).

Аргументировать необходимость создания дорожной карты для саморазвития информационной культуры руководителей ПТУЗ, рассмотреть подходы к её созданию и акцентировать внимание на планировании активов её развития.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Создание «технологических дорожных карт» - путь определения требований социума к уровню информационной культуры руководителей ПТУЗ, совмещение требований по технологическим аль-

тернативам создания или получения нужной технологии её развития. Технологическая дорожная карта развития ИК определяет ценностные ориентиры, потенциал повышения и развития её уровня, критические системные требования и технологические альтернативы, а также промежуточные этапы на пути к достижению поставленной цели. Она помогает концентрировать собственные ресурсы на тех технологиях, которые необходимы для достижения выбранной цели, что способствует более эффективному использованию ресурсов наращивания информационного потенциала руководителей. Можно выбрать единый путь и разработать план реализации. Однако творческое развитие ИК руководителей ПТУЗ постоянно связано с высоким риском, а также неопределенностью, поэтому важно иметь альтернативные варианты и двигаться ситуативно.

Рассмотрим методику создания дорожной карты целенаправленного развития ИК руководителей ПТУЗ.

1. Планирование развития информационной культуры руководителей ПТУЗ. Рассмотреть взаимосвязь развития ИК и тандем: методы - технологии достижения поставленной цели, предусматривая самообучение на протяжении всей жизни.

2. Планирование активов развития ИК руководителей ПТУЗ, чтобы согласовать свои профессиональные знания, умения, навыки и способности с потребностями общества, профессиональной деятельности, ПТУЗ и собственным потенциалом целенаправленного развития своей ИК. Такое согласование позволяет наглядно видеть в перспективе свои наличные и критические активы; устанавливать связи между навыками, способностями, технологиями и средствами для целенаправленного развития ИК.

В развитии активов ИК руководителей ПТУЗ в структуре дорожной карты целесообразно, по нашему мнению, использовать модель, построенную на цикле Деминга. Модель развития включает в себя 4 стадии:

1) четкая формулировка цели и задач развития (совершенствования) ИК руководителя ПТУЗ, отражающихся в единицах измерения полезности для внутреннего или внешнего социума ПТУЗ;

2) разработка системы измерения уровня ИК руководителя ПТУЗ: методисты научно-методического центра определяют критерии по нескольким индикаторам (часто - на малой выборке участников) и анализируют их с помощью динамического графика;

3) генерирование идей для достижения позитивных изменений в развитии ИК: идеи для ее изменений генерируются потребностями внутреннего социума ПТУЗ с использованием известных концепций её развития;

4) тестирование изменений в системе (согласно циклу Деминга): эффект от изменений оценивается относительно цели и задач развития ИК. Если указанные изменения имеют позитивную динамику, то опыт фиксируют, внедряют и распространяют.

3. Создание дорожной карты развития ИК (рис. 1). Остановимся на планировании активов развития ИК руководителей ПТУЗ.

Актуальность развития ИК руководителя рассматривается нами как одна из составляющих общей культуры человека. ИК связана с социальной природой человека и является продуктом ее разнообразных творческих способностей, проявлений и поведения. В то же время она отражает особенности профессиональной деятельности конкретного специалиста, в нашем случае - руководителя ПТУЗ.

Под ИК руководителя ПТУЗ мы понимаем системное профессиональное свойство специалиста-управленца, которое:

- актуализируется и проявляется в процессе его практической управленческой деятельности;

- характеризует специфику профессионально-управленческого сознания и самосознания, поведения руководителя ПТУЗ как субъекта управленческой деятельности, а также стиль и особенности его информационного взаимодействия с другими субъектами учебного заведения в процессе управления;

- способствует осмысленности информационно-аналитической деятельности руководителя ПТУЗ и характеризует уровень её культуры;

- стимулирует творческое развитие руководителя ПТУЗ как субъекта информационно-аналитической деятельности в системе ПТО, поскольку ее основу составляет ИК.

Считаем, что ИК как системное профессиональное свойство руководителя может выступать и как условие успешной управленческой деятельности, и как её составляющая, и как одна из ее характеристик. Мы видим в ИК руководителей ПТУЗ основу информационно-аналитической деятельности, как непосредственную составляющую их управленческой деятельности.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Понимая важность информационной составляющей профессионального бытия современного руководителя, а также учитывая неизбежность и острую необходимость скорейшего вхождения Украины в открытое информационное пространство, считаем, что процесс развития ИК предполагает повышение не просто общего информационного культурного уровня руководителей ПТУЗ, а целенаправленное развитие всех составляющих их ИК как субъекта управления, среди которых ценностная составляющая - фундаментальная.

Выбор проектов и действий. Проекты, рекомендуемые для развития ИК руководителей ПТУЗ.

1. Проект «Информационная грамотность - успешная личность, профессиональное управление». Умение грамотно работать с информацией - качество, совершенно необходимое для человека XXI века. Без овладения культурою поиска, отбора, оценивания информации трудно достичь успеха в любой сфере жизни и деятельности, особенно в управленческой. Для этого прежде всего необходимо развитие информационной культуры работы в Интернете.

2. Проект «Развитие критического мышления и медиакомпетентности руководителя ПТУЗ в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов». Действия: идентификационный анализ аудиовизуальных медиатекстов электронных учебников. Учебные заведения часто используют информацию из электронных медиа-учебников со сложно-конструируемыми визуальными образами, сложным микшированием звуков и многочисленных медийных форматов, что обязывает руководителей ПТУЗ обладать навыками и умениями для их анализа и критической оценки.

3. Проект «Функциональная информационная культура - развитие информационной культуры руководителя ПТУЗ как субъекта управления». Действия: использование информации для влияния на внешнюю среду, разработка основ маркетинга и менеджмента, актуализация научных исследований рынка труда; повышение эффективности управления ПТУЗ, установление многочисленных информационных связей, сложных информационных схем коммуникативного типа между субъектом и объектом управления.

4. Проект «Культура межличностного взаимодействия - развитие культуры социального партнерства средствами Интернет, а также бытие человека в культуре информационного общества». Действия - реализация педагогических условий:

- формирование мотивационной установки на развитие культуры межличностных отношений;

- моделирование социально-значимых педагогических ситуаций в ПТУЗ;

- создание условий для повышения роли руководителя в педагогическом взаимодействии;

- создание условий, способствующих активизации руководителя в межличностном общении;

- участие педагогов, руководителей учебного заведения в процессе самообразования;

- создание благоприятного психологического микроклимата в ПТУЗ: проявление дружеских чувств, доверия, уважения по отношению к педагогам, техническим работникам и ученикам, высокая требовательность к себе и другим;

- установление отношений сотрудничества и партнерства в ПТУЗ.

5. Проект «Культура информационно-профессиональной деятельности - сформированность медиаграмотности, использование контент-библиотеки ПТУЗ». Действия: критическая автономия руководителя относительно медиа: развитие аналитических способностей и критического мышления относительно медиа»; изучение языка средств массовой коммуникации; развитие и усовершенствование алгоритмов развития аудиовизуального восприятия в последовательности перцептивных действий, неоднократное выполнение которых позволяет овладеть навыками восприятия экранного повествования (выявление единиц экранного повествования электронных учебников; их образное обобщение в результате повествования; их образное обобщение в результате эмоционально-смыслового соотнесения; выстраивание в своем сознании художественного пространства, открывающего атмосферу эмоциональных, ассоциативных, семантических связей; соотнесение образных обобщений для постижения внутреннего содержания повествования, авторской концепции учебника и выработки своего отношения к ней).

6. Проект «Технологическая культура информационно-профессиональной деятельности - использование сайта как средства развития ИК». Действие: формирование и развитие открытого информационного пространства ПТУЗ средствами сайтов и блогов.

Системное обеспечение развития информационной культуры.

Подход к развитию информационной культуры руководителей ПТУЗ предполагает систему педагогических мероприятий, в которую входит освоение основных понятий для изучения, повышения и развития ИК; принципов как исходных положений или главных правил её развития; приемов и методов, используемых для её развития; критериев оценивания уровней её развития.

Рассматривая ИК руководителей ПТУЗ как систему с устойчивыми связями и отношениями между элементами в процессе их взаимодействия и интеграции, выделим в форме принципов основные педагогические правила формирования и поддержания целостности, устойчивости и необратимости системы.

Принцип целостности - один из главных критериев отнесения объекта к классу системы, а самого процесса деятельности - к разряду системных. Выделим следующие аспекты этого принципа:

1) система состоит из определенной совокупности компонентов, взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность которых обеспечивают целостность ИК руководителей ПТУЗ. Перечислим следующие компоненты:

- ориентационно-содержательный: цель - развитие ИК руководителей ПТУЗ, определение перспектив её непрерывного развития; содержание развития ИК руководителей ПТУЗ;

- индивидуально-групповой: основные организационные формы развития ИК руководителей ПТУЗ (определённого региона, других регионов, преподавателей, слушателей, сотрудников;

- функционально-деятельностный: системообразующий элемент развития ИК руководителей ПТУЗ, то есть содержание их управленческой деятельности, которое в свою очередь определяет формы и методы развития их ИК, управления этим процессом и основные пути её саморазвития;

- информационно-технологический: новые информационные телекоммуникационные и компьютерные технологии, которые желательно использовать для успешности управленческой деятельности современного руководителя;

- диагностико-результативный: критерии и показатели диагностирования уровней развития ИК; анализ и оценивание деятельности в процессе развития ИК.

Принцип коммуникативности, отражающий внутренние и внешние связи системы. При рассмотрении ИК руководителей ПТУЗ мы определяем такие основные связи:

- взаимосвязь компонентов ИК;

- взаимосвязь основных субъектов, влияющих на развитие ИК руководителей ПТУЗ во внешнем и внутренним социуме;

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

- взаимосвязь управленческой деятельности и деятельности по использованию современных информационно-коммуникативных технологий в процессе информационно-аналитической, информационно-методической деятельности и т.д.;

- взаимосвязь технического оснащения процесса управления в конкретном ПТУЗ с существующими информационными средствами;

- взаимосвязь опыта руководителей в использовании современных технологий управления ПТУЗ с перспективами их освоения.

Принцип структурности предусматривает обеспечение устойчивости структуры, целостности системы, системного упорядочения взаимодействия ее компонентов. Наряду со статическими качествами структура имеет динамические, обеспечивающие ее подвижность, изменчивость и гибкость, благодаря чему обеспечиваются возможности развития ИК руководителей и адаптирования их к конкретным условиям управленческой деятельности.

Принцип управляемости и подчинения цели не только как важных элементов системы, но и как системообразующих факторов её функционирования и развития. Цель обусловливает набор компонентов системы, характер их свойств и взаимосвязей. Правильный выбор руководителями ПТУЗ цели - главное условие успешного развития ИК и ее совершенствования. Достижение определенной цели в значительной степени зависит от форм, методов и способов управления системой. Развитие ИК руководителей ПТУЗ мы относим к разряду самоуправляемых систем.

Системный подход к развитию ИК позволяет выделить системообразующие факторы: коммуникативный аспект и технологичный компонент. Коммуникационный аспект ИК предполагает подчинение цели и контекстно связанную форму обмена мнениями, сведениями, идеями. Коммуникация может быть разговорной, письменной и компьютерной. Наиболее технологична среди них компьютерная, а появление новых информационных средств и форм взаимодействия (Интернета) расширяет возможности освоения культурного пространства. Коммуникационные средства в Интернет-сообществе: электронная почта, списки рассылки, телеконференции, форумы, дискуссионные листы, электронные журналы, чаты, гостю книги на web-страницах и др.

Новые компьютерные технологии способствуют развитию технологического компонента ИК и направлены на:

- повышение компьютерной грамотности;

- развитие умений, навыков и способностей работы с информацией;

- формирование навыков и умений работы с текстом, а именно: интерпретация и анализ;

- овладение алгоритмом поиска информации.

Отношение руководителей ПТУЗ к использованию в управленческой деятельности информационных и коммуникационных технологий - это минимальная единица системы, которую в рамках информационной культуры можно считать характеристикой развития их и как творческих личностей, и как профессионалов-управленцев. При самооценке руководителями ПТУЗ уровня развития своей ИК на основе системного подхода рекомендуется использовать как основные компоненты системного анализа следующие:

- морфологический, предусматривающий анализ для выделения элементов системы;

- структурный - для определения внутренней организации системы, оценивания характера связей составляющих элементов ИК и выявление среди них системообразующих связей и отношений;

- функциональный - направлен на раскрытие функций системы и ее компонентов, на изучение целостности системы и ее основных частей;

- статический - позволяет руководителям проанализировать: исходную позицию развития ИК, состояние уровня её развития на данный момент; прогнозировать развитие и качественное преобразование системы; взаимосвязь между повышением уровня их информационной культуры и перспективами развития ПТУЗ.

Технологический компонент системного подхода ИК руководителей ПТУ связан с процессом моделирования, а именно: с циклом Деминга (рис. 2).

Построение модели развития ИК руководителей ПТУЗ связано с определением критериев оценивания их деятельности по её развитию, а именно:

- с разработкой дорожной карты (модели развития ИК в течение всей жизни и на конкретных этапах профессиональной деятельности);

Цикл Деминга повышения уровня информационной культуры руководителями ПТУЗ

Определите цель и задачи повышения ПК

Разработайте систему оценивания эффективности

НАД

Пр едл оме и т е идеи

повышения уровня ПК

Выполняйте,

действуй планируй внедряйте

изменения

аяализируя выпал няй

■ ■ 1

Какого уровня ИК Вы желаете достичь? (профессионального или высшего)

Вы уверены, что изменение уровня ИК повышает эффективность и н форм а ци он н о-а налит ич еской Оея т ел ьности ? (И4Д)

Какие изменения Вы можете произвести для повышения уровня информационной культуры?

Поддержи вай-те и внедряйте новую систему

Рис. 2. Цикл Деминга в развитии информационной культуры

- с ознакомлением педагогов ПТУЗ с теорией и практикой использования современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке будущих квалифицированных работников;

- с диагностированием состояния формированности информационной культуры и результативности её развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с работой по актуализации и стимулированию собственной деятельности для овладения современными средствами, формами и методами информационно-аналитической деятельности;

- с интеграцией индивидуальной и групповой форм деятельности по развитию ИК в открытом информационном пространстве ПТУЗ, при помощи персональных блогосфер, формирования творческих Интернет-сообществ и т.д.;

- с обсуждением на методологических семинарах проблем развития информационной культуры;

- с корректировкой дорожной карты развития ИК руководителей ПТУЗ.

Итак, системный подход к развитию ИК позволяет каждому руководителю ПТУЗ как субъекту информационного общества смоделировать индивидуальную траекторию саморазвития. Она (траек-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

тория) определяется фактическим уровнем развития информационной компетентности, творческой активностью, готовностью осваивать современные технологии в управлении ПТУЗ, направленностью на самосовершенствование и самореализацию в информационно-аналитической деятельности.

Процесс управления знаниями направлен на наполнение информации реальными ценностями к путем ее фильтрации, синтеза, обобщения и презентации в виде, который поможет руководителям ПТУЗ приобрести системные знания, необходимые для активной жизни и деятельности в современном информационном мире. С точки зрения B. Gates, «управление знаниями - это управление информационными потоками, которое гарантирует своевременное их получение для выполнения необходимых действий; при этом конечной целью будет рост потенциала организации или корпоративного коэффициента интеллекта (IQ), так как для обеспечения успешности на динамичных рынках он должно быть очень высоким, причем корпоративный коэффициент интеллекта начинается с обмена накопленными и текущими знаниями...» [2. С. 56].

Заслуживает внимания последовательность действий в процессе преобразования информации в знания. В этом процессе B. Lehaney выделяет 10 шагов работы с информацией: 1) найти, 2) получить, 3) оценить, 4) собрать, 5) понять, 6) проанализировать, 7) синтезировать; 8) распределить и распространить, 9) действовать соответственно полученной информации, 10) компоновать, сохранять и обновлять информацию.

База методов развития информационной культуры, которая состоит из современных информационных (информационно-коммуникационных) технологий и средств, предусматривает их творческое использование в своей практической управленческой деятельности. Для развития ИК руководителей ПТУЗ находят применение специальные информационные (информационно-коммуникационные) методы, технологии и средства, а именно: Воркшоп развития информационной культуры руководителей ПТУЗ; Интернет-форумы по вопросам развития их ИК; Интернет-конференции по вопросам развития их информационной культуры; телекоммуникационные конкурсы компьютерных проектов руководителей ПТУЗ; научно-практические семинары, мастер-классы, например, по созданию блогов и их использованию для построения блогосферы, формирования информационного пространства руководителя организации web quest проектов виртуально организованной педагогического совета, обсуждение проекта решения и т.п.; а также для демонстрации реализованного информационного пространства ПТУЗ и ознакомления с опытом работы по внедрению информационных технологий в НТО.

Выводы

Непрерывное развитие и саморазвитие ИК руководителей ПТУЗ предполагает создание дорожной карты. Для успешного её фукционирования особое внимание необходимо уделить планированию активов её развития: определению и осознанию актуальности развития информационной культуры; выбору оптимальных проектов и действий; системному обеспечению; управлению знаниями и базе методов развития ИК.

* * *

1. Дьяченко С.А. Формирование информационной культуры преподавателя вуза Орел: изд-во ОРАГС, 2006. 182 с.

2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. 2-е изд., испр. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 с.

3. Lehaney B., Clarke S., Coakes E., Jack G. Beyond Knowledge Management GI Global, 2003. Р. 272.

Поступила в редакцию 18.09.14

V. V. Yagupov, A.D. Gumenniy

ROUTE MAP OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATIONAL CULTURE OF VOCATIONAL SCHOOLS MANAGERS

The article deals with the problem of developing the informational culture of vocational schools managers. The definition of informational culture of vocational schools managers is established and the approaches to create its route map are considered. A particular emphasis is made on the planning of assets development. The authors describe in detail the terms of the assets development planning, namely the relevance of developing the informational culture of school man-

88 В.В. Ягупов, А.Д. Гуменный

2014. Вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

agers; the base of methods of the informational culture development, knowledge management, system support, projects and activities.

The technological component of the system approach to develop the informational culture of vocational school managers is based on simulation. Building a model of development is associated with the criteria of evaluation of managers activity which concerns: the development of a route map; the maintenance of conditions to study and implement modern technologies in the educational process by teachers; diagnosis of the level of the informational culture development; actualization and stimulation of learning new tools, forms and methods of self-development in the information analysis activity; integration of individual and group activities by means of an open information space of vocational schools, personal blogospheres, online communities etc.; route map adjustment.

Keywords: route map, information culture, development, information space.

Ягупов Василий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории дистанционного профессионального обучения E-mail: yagupow-wasyl@rambler.ru

Гуменный Александр Дмитриевич, научный сотрудник Лаборатории дистанционного профессионального обучения E-mail: gumenniyol@rambler.ru

Институт профессионально-технического образования Национальной академии педагогических. наук Украины 02091, Украина, г. Киев, Чапаевское шоссе, 98а

Yagupov V.V.,

Doctor of Pedagogy, Professor, Leading researcher at Laboratory of remote professional education E-mail: yagupow-wasyl@rambler.ru

Gumennyy A.D.,

Researcher at Laboratory of remote

professional education

E-mail: gumenniyol@rambler.ru

Institute of Vocational Education,

National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine

02091, Ukraine, Kiev, Chapaevskie Highway 98A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.