УДК 338.1
РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА ТЕРРИТОРИЙ В РАМКАХ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Сердюкова Н.К.
Канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» г. Сочи, Российская Федерация тетйуикоуа@ж1т. ги
Аннотация. В статье автор рассматривает развитие туризма и индустрии гостеприимства территорий с позиций экосистемного подхода. На основании анализа научных трудов отечественных и зарубежных ученых прослеживается онтология понятия «экосистема» применительно к экономике, предпринимательству, сфере туризма. Выявлена связь между развитием предпринимательских экосистем и цифровизацией и платформизацией экономики. Цифровизация выделена как драйвер развития экосистемы туризма территорий. На основании исследования статистических данных развития туристской индустрии в России в 2019-2022 гг. и практического кейса реализации экосистемного подхода в туризме (Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства») автор делает вывод о ключевой роли развития гостиничной индустрии в экосистеме туризма территории в современных условиях.
Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, экосистема туризма территории, экосистемный подход
В современных условиях глобальных вызовов и нарастающей турбулентности внешней среды развития экономики, бизнеса и общества, усложнения геополитических, социально-экономических и технологических процессов и взаимосвязей происходит масштабная трансформация общественной, социально-экономической и политической жизни. Формируется новая парадигма развития человечества на основе изменения экономического уклада и цифровой трансформации. По мнению Уильяма Ф. Гибсона, «.. .Будущее уже наступило. Просто оно еще неравномерно распределено».
Рассматривая туризм как межрегиональное, межнациональное, международное, мультикультурное и межотраслевое явление по своей сути, необходимо констатировать серьезное давление внешних факторов, включая последствия пандемии COVID-19, изменения геополитической обстановки, трансформации потребительского поведения и масштабных технологических трансформаций.
Российский турбизнес и вся отечественная туристская индустрия одними из первых в мире преодолели последствия ковидных ограничений и масштабного кризиса сферы туризма, охватившего весь мир. Это стало возможным благодаря системным мерам государственной поддержки туризма и гостеприимства в России, включая принятие и реализацию Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», налоговых и кредитных льгот и субсидий, программу туристического кэшбека, развитие
государственно-частного партнерства, создание специальных институтов развития как, например, АО «Корпорация Туризм.РФ».
Объем финансирования сферы туризма в 2022 году вырос в 20 раз по сравнению с 2018 годом, номерной фонд к концу 2022 году - 749 тыс. номеров в классифицированных средствах размещения, рост в 1,2 раза по сравнению с доковидным 2019 годом. [1]
Гостиничная индустрия и средства размещения могут рассматриваться как ключевое звено системы туризма дестинации, или, используя экосистемный подход, экосистемы туризма территории, поскольку обеспечивают реализацию основного сущностного признака туриста как ночующего посетителя. Реализация Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и входящих в него федеральных проектов, а также реализация проектов развития туризма в российских регионах демонстрирует приоритетность системного подхода, синхронизации ресурсов, координации и взаимодействия стейкхолдеров развития туризма территорий.
Актуальность рассмотрения гостиничной индустрии как ключевого фактора развития экосистемы туризма территории подчеркивается тем значением, которое придается развитию проектов гостиничной инфраструктуры в рамках Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Само упоминание индустрии гостеприимства в названии нацпроекта, несмотря на то, что гостиничный бизнес является частью туризма и туристской индустрии на нормативно-правовом и статистическом уровне в международной и национальной экономике, подчеркивает значимость развития гостиничной индустрии и гостиничной инфраструктуры для развития туризма в России в целом.
Теория экосистем и научные походы к адаптации экосистемного подхода к социально-экономическим процессам рассматриваются в трудах Е. Митлтон-Келли, Г.Б. Клейнера, М. Якобидиса, К. Кенами, А. Гавера, Р. Аднера, Р.Капура, Дж. Филиппа, Х. Тиз, Н. Ольбрих, Х. Пехланера, Л.А. Раменской, Н.В. Фадейкиной, С.С. Малиной, О.В. Рыжковой, В.В. Бородкиной.
Понятие «предпринимательской экосистемы», введенное Дж. Ф. Муром, впоследствии развивается в трудах таких авторов, как М. Ривз, Р. Аднер, Н.В. Фадейкина, С.С. Малина. Ряд авторов считает экосистемы в туризме подразделом предпринимательских экосистемы в региональном разрезе.
Исследование показывает, что на сегодняшний день экосистемный подход к развитию туризма на туристской территории находится в стадии формирования методической и методологической базы, нет единых подходов к сущности данного процесса, а также не выработаны основные дефиниции. Необходим системный
стратегический подход к формированию и развитию экосистемы туризма территории в целом и гостиничной индустрии как ее основного элемента. Данный процесс тесно связаны с цифровизацией и цифровой трансформацией сферы туризма и гостеприимства, а также государства, бизнеса и общества в целом, развитием платформенной экономики и цифровых экосистем. Цифровизация и платформизация являются сегодня дравейрами процессов формирования экосистемы туризма территории.
Среди научных дефиниций экосистемы выделим определение социально-экономической экосистемы Г.Б. Клейнера как «пространственно локализованного комплекса неконтролируемых иерархически организаций, бизнес-процессов, инновационных проектов и инфраструктурных систем, взаимодействующих между собой в ходе создания и обращения материальных и символических благ и ценностей, способных к длительному самостоятельному функционированию за счет кругооборота указанных благ и систем». При этом «социально-экономические экосистемы в настоящее время становятся центральным элементом социально-экономического ландшафта страны» [2, с. 108]. По мнению автора, данное определение применимо к экосистеме туризма (рисунок 1).
Рисунок 1 - Развитие экосистемного подхода в социально-экономической сфере в научной
литературе
Что касается характеристик инновационных экосистем, то в исследованиях М. Пелтониеми, предпринимательская экосистема была рассмотрена как сложная система (содержит многочисленные относительно независимые, но в большой степени взаимосвязанные компоненты), характеризующаяся [3, с. 41]:
- самоорганизацией (способность системы создавать «порядок» без участия внешнего или внутреннего лидера, когда изменения происходят спонтанно или в результате локальных взаимодействий);
- эмерджентностью (свойство системы иметь характеристики, которые не могут быть у ее элементов по отдельности - кооперация между компаниями приводит к результату, который они не могут создать по одиночке);
- коэволюцией (процесс взаимных изменений в ходе развития взаимосвязанных субъектов);
- адаптивностью (адаптация к изменяющимся условиям, путем внутренних изменений).
На основании перечисленных факторов М. Пелтониеми и У. Вуори определяют предпринимательскую экосистему как динамическую структуру, состоящую из взаимосвязанных «популяций» организаций (малые фирмы, корпорации, университеты, организации публичного сектора и др.), внутри которой присутствуют процессы кооперации и конкуренции одновременно [3].
Фокус исследования экосистем применительно только к компаниям не является исчерпывающим, т.к. сами компании являются частью экосистемы региона. Компании являются отдельными частями или «кластерами» экосистемы, но никак не формируют «собственную» экосистему. Следовательно, необходимо расширить рамки с компании до
региона. О назначении ИЭС и «полезности» нахождения в ней говорит Критов В. (таблица 1).
Таблица 1 - Преимущества инновационной экосистемы для компании-участника
№ Преимущество Характеристика
1 Связи При возникновении идеи начинается ее обсуждение с единомышленниками, которые либо сами могут заинтересоваться этой идеей, либо знают, кого эта идея могла бы заинтересовать
2 Доступ к новым знаниям Нахождение в ИЭС позволяет быть в авангарде новых знаний. Экосистема — это «котел» идей, из которого можно черпать для себя новую необходимую информацию.
3 Мотивация и возможность реализации Экосистема способствует генерации идей и формированию мировоззрения увлеченности разработкой новых идей. При накоплении критической массы идей, человек изъявляет желание создать компанию.
4 Долевое участие Доступ к инвестициям внутри экосистемы. При организации стартапа в экосистеме существует возможность привлекать квалифицированную помощь (например, экспертов, консалтинг и др.) в счет доли в будущей компании.
5 Совместные усилия Владея различными долями, в совокупности участники компании будут стараться работать на продвижение стартапа, что приводит к намного большей вероятности успеха
6 Альтернатива в поиске инвестора В экосистеме существует значительное количество инвесторов, конкурирующих между собой.
7 Синергия Экосистема благодаря синергетическому эффекту - сотрудничеству, кооперации, координации и синхронизации ресурсов и усилий стейкхолдеров - позволяет создавать новые инновационные продукты, которые не могли бы быть созданы каждой компанией в одиночку
Поэтому экосистема, как научная категория, используемая в экономике, характеризуется внутренней динамикой, и развитием под воздействием внутренних и внешних факторов. Экосистема видится как сеть, состоящая из элементов, некоторые из которых являются самыми крупными и определяют «здоровье экосистемы». Инновационные экосистемы как разновидность экосистем в экономике, позволяют кооперировать усилия по созданию и продвижению на рынок новшеств [5; 6; 7; 8].
Пока в научной литературе не сформулированы дефиниции «экосистема туризма», «экосистема туризма территории». При этом сформированы методические основы применения экосистемного подхода в социально-экономической сфере в целом и в сфере туризма в частности, а также имеются практические кейсы прикладной реализации экосистемного подхода в туризме.
Современные условия развития технологий, цифровизации экономики и общества способствуют активному формированию цифровых экосистем и трансформации классических предпринимательских экосистем в цифровой формат, что полностью подтверждает выводы ученых об инновационности предпринимательской экосистемы как таковой. По мнению ученых и экспертов, современный мир в целом и бизнес-среда, частности, характеризуются следующими ключевыми направлениями развития (рисунок 2).
Рисунок 2 - Ключевые направления изменений социально-экономических и бизнес-
процессов
С конца 1980-х гг. считалось, что общество и бизнес живут и развиваются в "УЦСА-мире. VUCA-мир - термин, применяемый в экономике, бизнесе и других сферах для характеристики высокой сложности, изменчивости, непредсказуемости и турбулентности современной среды общества и бизнеса. Некоторые футурологи, например, Джамаис
Кашио, считают, что этот подход устарел, мир и человечество будут жить и развиваться в БАМ-мире (рисунок 3).
Джамаис Кашио придумал ВАМ для описания реальности за несколько лет до пандемии. Последовавшие события подтвердили прогноз футуролога, и весь мир стал свидетелем формирования новой реальности и новой парадигмы поведения общества и развития бизнеса. Представляется, что экосистемный подход к развитию социально-экономических систем, в том числе туризма, является весьма адекватным и эффективным ответом на новые вызовы развития общества и бизнеса.
VUCA
BANI
С 1980-годов
Сформирован под влиянием холодной войны
С 2020 года
Сформирован под влиянием климата и глобальных системных изменений
Служит для описания ситуации неоднозначности и сложности
О Volatility / изменчивость О Uncertainty' неопределенность Q Complexity / сложность Q Ambiguity, неоднозначность
Устаревший
GO
Служит для описания ситуации в бизнесе нового поколении
О Brittle / хрупкий О Anxious / тревожный Q Nonlinear / нелинейный ф Incomprehensible / непостижимый
Актуальный
Рисунок 3 - На смену миру VUCA приходит мир BANI [4]
В туризме, учитывая его межотраслевой характер, мультипликативный эффект, тесную и неразрывную связь с развитием территории, ее ресурсным потенциалом и инфраструктурой, экосистемный подход является актуальным и обоснованным. Применение экосистемного подхода при проектировании развития туризма на различных уровнях, а затем при реализации проектов позволяет целенаправленно управлять процессом формирования экосистемы туризма территории, повышая тем самым общую эффективность ее функционирования.
Гипотеза настоящего исследования состоит в утверждении, что применение экосистемного подхода и рассмотрение национальной, региональной или межрегиональной системы туризма как экосистемы значительно повышает эффективность процессов принятия управленческих решений и реализации проектов развития туризма различных уровней за счет целенаправленной синхронизации ресурсов, координации действий стейкхолдеров и достижения синергетического эффекта. Центральным звеном проектирования развития туризма на туристской территории является развитие гостиничной индустрии, рост количества и повышение качества номерного фонда для размещения туристов.
Многие исследователи отмечают взаимосвязь конкуренции между стейкхолдерами экосистемы туризма и их экономической координации в процессе создания турпродукта [5]. В составе основных стейкхолдеров (выгодоприобретателей) экосистем туризма выделяют жителей территории, предпринимательское сообщество, органы государственного управления и муниципального самоуправления и потребителей. По данным Правительства Российской Федерации в экосистеме туризма объединяются организации 53 сфер народного хозяйства 40 видов экономической деятельности, всего более 200 000 компаний: туруслуги, услуги размещения, культура и искусство, спорт и развлечения, транспорт, общественное питание, торговля (таблица 2).
Таблица 2 - Предприятия, осуществляющие туристскую и гостиничную деятельность в
России
Туруслуги (всего 45 643 организаций)1 Услуги размещения (всего 22 684 объекта)2
Туроператоры, включая туристские компании - 4 275 Турагентства - 40 000 Сопутствующий бизнес - 1 368 Гостиницы - 12 961 Мотели - 500 Хостелы - 1 814 Санатории - 1 768 Базы отдыха - 190 Базы отдыха, кемпинги, турбазы - 5 446
Примечания: 1 На 01.09.2022. 2 На 01.01.2022
Вклад туризма в ВВП России по годам: 2019 - 2,9%, 2020 - 2,5%, 2021 - 3,1%. По результатам реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства в 2021 -2022 гг.
можно сделать вывод об эффективности применения экосистемного подхода к проектам развития туризма, позволяющего использовать синергетический эффект от синхронизации и координации ресурсов и деятельности стейкхолдеров экосистемы туризма.
Проведем анализ показателей туристского рынка и гостиничной индустрии России (таблицах 3, 4). Данные показывают, что в пандемийном 2020 году резко снизились все показатели, кроме финансирования сферы туризма и классифицированного номерного фонда, что свидетельствует о масштабной поддержке сферы туризма российским государством.
Таблица 3 - Показатели развития туристской индустрии в России в 2019-2022 гг.
Показатели 2019 2020 2021 2022
Финансирование сферы 7,0 11,1 42,1 74,3
туризма, млрд. руб.
Внутренний турпоток, 65,2 45,2 56,5 59,4*
млн. поездок, в т.ч. - бизнес-поездки 44,0 31,4 28,9 21,3*
- отдых 21,2 13,8 27,6 38,1*
Номерной фонд в классифицированных СР1, 608 743 730 749*
тыс. номеров
Примечания: * Прогноз Правительства РФ по итогам 2022 г. 1 СР - средства размещения
В 2021 год отрицательную динамику показали бизнес-поездки и данная тенденция усилилась в 2022 году, что показывает кризисную ситуацию в сегменте делового туризма, а соответственно и необходимости переориентации гостиничных предприятий на другие сегменты рынка. По статье внутренних поездок на отдых в 2022 году наблюдается рост с учетом прогнозов Правительства Российской Федерации на 38% (год к году). Если сравнивать показатели 2022 года (согласно прогнозу) с допандемийным 2019 годом, который был для мирового и отечественного туризма очень успешным, то внутренний турпоток практически восстановился, по статье отдых наблюдается значительный рост числа поездок (+79,72%), также на 23,19% вырос номерной фонд классифицированных средств размещения, что свидетельствует о развитии гостиничной индустрии, повышении качества и конкурентоспособности гостиничных услуг в России.
Таблица 4 - Динамика развития туристской индустрии в России в 2019-2022 гг., в
процентах
Показатели 2020/2019 2021/2020 2022/2021 2022/2019
Финансирование сферы 58,57 279,28 76,48 961,43
туризма, млрд. руб.
Внутренний турпоток, -30,67 25,00 5,13 -8,90
млн. поездок, в т.ч.
- бизнес-поездки -28,64 -7,96 -26,30 -51,59
- отдых -34,91 100,00 38,04 79,72
Номерной фонд в классифицированных СР, 22,20 -1,75 2,60 23,19
тыс. номеров
Проектный подход предполагает четкую формулировку целей, задач и ключевых
целевых показателей реализации проекта, что позволяет оценивать промежуточные результаты и эффективность. Некоторые результаты и показатели реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (таблицы 5, 6 составлены автором на основе [9; 10]).
Таблица 5 - Показатели развития инфраструктуры туризма и гостеприимства в России по итогам реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»
в 2021-2022 гг.
Меры поддержки 2021 2022
Льготные кредиты 38 проектов 13 967 номеров 0,5 млрд. руб. 51 проект 13 562 номеров 3,8 млрд. руб.
Участие в уставных капиталах 50 проектов 36,5 млрд. руб. 25 проектов 22,5 млрд. руб.
Обеспечивающая инфраструктура 49 объектов в 26 туркластерах 9,4 млрд. руб. 43 объектов в 22 туркластерах 13 млрд. руб.
Модульные отели - 2 500 номеров, 176 проектов 4,0 млрд. руб.
Гранты 474 проекта 1,2 млрд. руб. 800 проектов 3,5 млрд. руб.
Отмена НДС на 5 лет На реализацию гостиничных услуг, а также для новых объектов с момента ввода в эксплуатацию
На площадке реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»
созданы условия для взаимодействия и синхронизации деятельности организаций из следующих сфер деятельности:
- туристская деятельность;
- гостиничная деятельность и деятельность средств размещения;
- культура и искусство;
- транспорт;
- спорт и развлечения;
- общественное питание;
- торговля.
Таблица 6 - Показатели роста турпотока за счет повышения доступности отдыха в
России на основе мер государственной поддержки в 2021-2022 гг.
Меры поддержки 2021 2022 Итого за 2021-2022 гг.
Туристический кешбэк
турпоток, млн. чел. 1,5 2,8 4,3
кешбэк, млрд. руб. 6,25 10,6 16,85
Детский кешбэк 1500 лагерей 2104 лагеря, 89 палаточных
турпоток, тыс. 419 844 1263
детей
кешбэк, млрд. руб. 4,0 10,1 14,1
Молодежный 360 программ, 43 туроператора, познавательный туризм
туризм
турпоток, тыс. чел. 50,6 50,0* 100,6*
субсидии, млрд. руб. 2,0 2,0 4,0
Школьный туризм 5-9 класс, короткие культурно-познавательные поездки
турпоток, тыс. чел. - 100,0 100,0
субсидии, млн. руб. - 500,0 500,0
Примечание: * Прогноз Правительства РФ по итогам 2022 г.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» является успешным практическим кейсом экосистемного подхода к развитию туризма и гостеприимства, инструментом управления развитием
национальной экосистемы туризма и экосистем туризма территорий на основе механизма государственно-частного партнерства.
Проведенное исследование рынка гостиничных услуг, туристского рынка, мер государственной поддержки туристской индустрии, в том числе результатов реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в рамках экосистемного подхода позволяет сделать следующие выводы:
1) рынок гостиничных услуг в России динамично развивался до пандемии и активно восстанавливается, в том числе благодаря мерам государственной поддержки, практически в 2022 году достигнуты допандемийные показатели и намечена хорошая динамика на будущее;
2) реализация Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» является практическим кейсом экосистемного подхода к развитию туризма территорий и национальной экосистемы туризма;
3) акция туристического кешбэка, реализованная Правительство Российской Федерации в ответ на вызовы пандемии и глубокого кризиса сферы туризма, является примером формирования экосистемы на базе цифровой платформы кешбэка, инструмент реализован на базе государственно-частного партнерства, результаты программы в 20202022 году и полученный экономический и социальный эффект свидетельствуют об эффективности проекта;
4) текущие условия на рынке туризма и гостеприимства способствуют реализации эффективных бизнес-стратегий развития гостиничного бизнеса как в секторе независимых отелей, так и развития российский гостиничных сетей на фоне ухода ряда международных брендов, среди бизнес-стратегий стоит выделить стратегию развития бизнеса управляющих компаний как инструмента интеграции с экосистемой туризма территории, повышения качества гостиничных услуг и эффективности отельного бизнеса для владельца;
5) экосистемный подход позволяет согласовать интересы собственников гостиничного бизнеса и других стейкхолдеров экосистемы территории при выборе и реализации бизнес-стратегии развития гостиничного бизнеса.
Литература
1. Рабочая встреча с Заместителем Председателя Правительства Дмитрием Чернышенко. 24 октября 2022 года. Москва, Кремль [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный веб-сайт. - Доступ свободный по URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69665.
2. Фадейкина Н.В. Развитие теоретических представлений на категории "экосистема" и "инновационная экосистема" / Н. В. Фадейкина, С. С. Малина // Сибирская финансовая школа. - 2021. - № 2(142). - С. 103-111. - EDN GMHHOC.
3. Яковлева А.Ю. Факторы и модели формирования и развития инновационных экосистем : специальность 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Яковлева Анна Юрьевна. -Москва, 2012. - 244 с. - EDN QFWDWB.
4. Какой мир пришел на смену VUCA? [Электронный ресурс] // BITOBE. -Доступ свободный по URL: https://blog.bitobe.ru/article/kakoy-mir-prishel-na-smenu-vuca/
5. Морозов М.А. Стратегические подходы к созданию цифровой экосистемы туризма и гостеприимства / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. -Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. - С. 345-351.
- EDN OFSZGP.
6. Самородова Л.Л. Цифровые экосистемы и экономическая сложность региона как факторы инновационного развития / Л. Л. Самородова, Л. Г. Шутько, Ю. С. Якунина // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Т. 9, № 2. - С. 401-410. - DOI 10.18334/vinec.9.2.40607. - EDN BPYESH.
7. Карелина Е.А. Возможности формирования эффективных цифровых платформ и экосистем в развивающихся странах / Е. А. Карелина // E-Management. - 2020.
- Т. 3, № 1. - С. 59-67. - DOI 10.26425/2658-3445-2020-1-59-67. - EDN WROOSP.
8. Kiselev D.I. the impact of ecosystem implementation on business / D. I. Kiselev // Economy and Business: Theory and Practice. - 2022. - No. 3-1(85). - P. 140-147. - DOI 10.24412/2411-0450-2022-3-1-140-147. - EDN ULYUVA.
9. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»: итоги года. // Материалы совещания в Координационном центре Правительства Российской Федерации
- Москва, 17.05.2022 г.
10. Заседание Президиума Госсовета по вопросам развития туризма. 6 сентября 2022 года. Приморский край, остров Русский [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный веб-сайт. - Доступ свободный по URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69291.