Научная статья на тему 'Диверсификация туристского и гостиничного продукта в постковидной реальности'

Диверсификация туристского и гостиничного продукта в постковидной реальности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диверсификация турпродукта / диверсификация гостиничного продукта / цифровая трансформация. / tourist product diversification / hotel product diversification / digital transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюкова Надежда Константиновна

В статье изучены основные направления диверсификации туристского и гостиничного продукта в условиях пандемии коронавируса и после нее. В условиях ограничений, вызванных глобальной пандемией коронавируса, закрытых границ и рисков традиционных путешествий, наблюдается рост спроса на рынке внутреннего туризма с одновременной трансформацией спроса, которая требует новых подходов к формированию туристского и гостиничного продукта как на уровне отдельных участников рынка, так и на уровне туристских дестинаций. Автором выделена диверсификация трех типов: 1) диверсификация под воздействием цифровизации; 2) диверсификация, вызванная трансформацией потребительского поведения в условиях пандемии коронавируса; 3) диверсификация в рамках создания региональных туристских экосистем. Представлена авторская интерпретация классификации туристских и гостиничных продуктов, востребованных в новой реальности, а также авторская организационно-технологическая модель развития туризма на туристской территории, основанная на системном подходе и результатах научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сердюкова Надежда Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism and hotel products’ diversification in post-covid reality

The article examines the main directions ofdiversification of the tourist and hotel product in the context of the coronaviruspandemic and after it. In the context of the restrictions caused by the global coronavirus pandemic, closed borders and the risks of traditional travel, there is an increase in demand in the domestic tourism market with a simultaneous transformation of demand, which requires new approaches to theformation of the tourism and hotel product both at the level ofindividual market participants and at the level of tourism. destinations. The author has identified three types ofdiversification: 1) diversification under the influence ofdigitalization; 2) diversification caused by the consumer behavior transformation in the context of the coronavirus pandemic; 3) diversification within the framework of the regional tourism ecosystems development. The author’s interpretation of the classification of tourist and hotel products in demand in the new reality, as well as the author’s organizational and technological model of tourism development in the tourist territory, based on a system approach and the results of scientific research, is presented.

Текст научной работы на тему «Диверсификация туристского и гостиничного продукта в постковидной реальности»

DOI: 10.18572/2686-858X-2021-11-3-25-34

Диверсификация туристского и гостиничного продукта в постковидной реальности

Tourism and hotel products' diversification in post-covid reality

Сердюкова Надежда Константиновна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия E-mail: nserdyukova@sutr.ru

Serdyukova Nadezhda K.,

PhD (Economy), Head of Hotel and Restaurant Department, Sochi State University, Sochi, Russia

Аннотация. В статье изучены основные направления диверсификации туристского и гостиничного продукта в условиях пандемии коронавируса и после нее. В условиях ограничений, вызванных глобальной пандемией коронавируса, закрытых границ и рисков традиционных путешествий, наблюдается рост спроса на рынке внутреннего туризма с одновременной трансформацией спроса, которая требует новых подходов к формированию туристского и гостиничного продукта как на уровне отдельных участников рынка, так и на уровне туристских дестинаций. Автором выделена диверсификация трех типов: 1) диверсификация под воздействием цифровизации; 2) диверсификация, вызванная трансформацией потребительского поведения в условиях пандемии коронавируса; 3) диверсификация в рамках создания региональных туристских экосистем. Представлена авторская интерпретация классификации туристских и гостиничных продуктов, востребованных в новой реальности, а также авторская организационно-технологическая модель развития туризма на туристской территории, основанная на системном подходе и результатах научного исследования.

Ключевые слова: диверсификация турпродукта, диверсификация гостиничного продукта, цифровая трансформация.

Abstract. The article examines the main directions of diversification of the tourist and hotel product in the context of the coronavirus pandemic and after it. In the context of the restrictions caused by the global coronavirus pandemic, closed borders and the risks of traditional travel, there is an increase in demand in the domestic tourism market with a simultaneous transformation of demand, which requires new approaches to theformation of the tourism and hotel product both at the level ofindividual market participants and at the level of tourism. destinations. The author has identified three types ofdiversification: 1) diversification under the influence ofdigitalization; 2) diversification caused by the consumer behavior transformation in the context of the coronavirus pandemic; 3) diversification within the framework of the regional tourism ecosystems development. The author's interpretation of the classification of tourist and hotel products in demand in the new reality, as well as the author's organizational and technological model of tourism development in the tourist territory, based on a system approach and the results of scientific research, is presented.

Keywords: tourist product diversification, hotel product diversification, digital transformation

1. ВВЕДЕНИЕ

Последние годы развития туристской индустрии характеризовались серьезными изменениями в потребительском поведении, связанными с цифровой трансформацией бизнеса и общественной жизни. Процессы цифровизации туристского и гости-

ничного бизнеса ускорились под влиянием пандемии коронавируса, вырос спрос на дистанционные и бесконтактные технологии поиска, подбора и реализации туристского продукта и гостиничных услуг, а также сервисных технологий (Serdyukov S.D., 2021). Мировой туризм, достигший в 2019 году

рекордного показателя в 1,5 млрд международных прибытий (UNWTO, 2020), в 2020-2021 году переживает кризис международных путешествий, вызванный пандемией коронавируса и ограничениями на международные поездки во всех регионах мира. Так, по данным UNWTO число международных туристских прибытий в

2020 году сократилось на 74% в результате пандемии коронавируса, что в абсолютном выражении составило минус 1 млрд международных туристских поездок. Мировой туризм недополучил 1,3 трлн долларов США экспортных доходов. По оценкам экспертов, это в 11 раз больше потерь от мирового финансового кризиса в 2009 году (UNWTO, 2021).

Опросы экспертов UNWTO показывают неоднозначные прогнозы на 2021 год и сроки восстановления мирового туризма: 45% из них ожидает улучшения ситуации по сравнению с 2020 годом, 25% — повторения такого же результата, 30% — ухудшения. Представители туротрасли ожидают роста, в первую очередь, туризма под открытым небом, а также внутреннего туризма. Большинство экспертов (43%) не ожидают возврата туризма к показателям 2019 года до 2023 года, 41% — до 2024 года. Сценарии, подготовленные UNWTO, показывают, что на полное восстановление туризма понадобится от 2,5 до 4 лет (UNWTO, 2021).

При этом в условиях закрытых границ наблюдается рост внутреннего туризма в странах — традиционных поставщиках международного турпотока, в том числе в России. Некоторые российские туристские дестинации в летний сезон 2020 и

2021 года столкнулись с овертуризмом, который вызвал рост цен на гостиничные и ресторанные услуги. Так, например, данные исследований рынка Сочинского государственного университета показали, что в сегменте отелей 5* Сочи рост цен на гостиничные номера в пик летнего сезона 2021 года составил, в среднем, от 100 до 200% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Постепенное открытие границ и международных направлений для массового туризма из России в 2021 году (Турция, Египет, Доминикана, ОАЭ, Таиланд, Черногория, Хорватия, Венгрия) в сочетании с эффектом отложенного спроса приводит к оттоку потребительского спроса с вну-трироссийского турпродукта к турпродукту зарубежных дестинаций.

Поэтому в контексте необходимости обеспечения конкурентоспособности турпродукта российских дестинаций в постковидной реальности сегодня весьма актуальными являются вопросы диверсификации туристского и гостиничного продукта в современных условиях, включая научное обоснование и прикладные аспекты данного процесса, который следует рассматривать со следующих трех позиций:

• диверсификация туристского и гостиничного продукта, а также туристских сервисов под влиянием цифровой трансформации в широком смысле;

• диверсификация туристского и гостиничного продукта под влиянием трансформации потребительского подведения в условиях пандемии коронавируса;

• диверсификация туристского и гостиничного продукта, а также всего туристского бизнеса в контексте развития региональных туристских экосистем в рамках реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», принятого в 2021 году.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Вопросы трансформации туристского рынка и его участников, в том числе под влиянием цифровизации общества и бизнеса, активно рассматриваются в научной литературе с 2018 года (Abrate G. et. al., 2019; Bogdanova V.G., 2020; Dogru T., Bulut, U., 2018; Eliseev D.O., 2020; Karpo-va G.A. et. al., 2019; Morozov M.A., Moro-zova N.S., 2020; Serdyukova N.K., Serdyu-kov D.A., 2019; Shanardi A., 2018; Wu W., 2020).

Ряд авторов напрямую связывает развитие региональных систем развития туризма и менеджмента туристских территорий с вопросами развития информационных технологий и внедрения цифровых сервисов и решений в туристскую деятельность как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне региональных туристских систем (Eliseev D.O., 2020; Mulyani A. et. al., 2020; Oborin M.S., Saryan A.A., 2019; Serdyu-kov S.D., 2021).

По существу, отечественные и зарубежные авторы в своих трудах делают вывод о необходимости системного подхода к развитию туризма в дестинации на базе цифровых технологий, формирования цифровой туристской системы на уровне дестинаций и страны в целом, цифровой экосистемы туризма (Mulyani A. et. al., 2020;

Karpova G.A., Valeeva E.O., 2021; Oborin M.S., Saryan A.A., 2019; Serdyukov S.D., 2021).

Наряду с изменениями туристского рынка и ролей участников туристского рынка под воздействием цифровизации в научных трудах анализируется изменение потребительского поведения, развитие интеллектуальных туристских систем, возрастания роли уникального опыта и впечатлений как цели и драйвера туристских путешествий (Abrate G. et. al., 2019; Kleinlein R. et. al., 2019; Leith С., 2020; Serdyukov S.D., 2021; Wu W., 2020).

В ряде научных исследований рассмотрены вопросы влияния цифровых технологий, трансформации туристского рынка и туристского продукта, а также воздействия пандемии коронавируса в контексте развития определенных видов туризма и турпродуктов: культурный туризм (Karpova G.A., Khoreva L.V., 2016), гастрономический туризм (Serdyukova N.K. et. al., 2020), экологический туризм (Bogdanova V.G., 2020; Eliseev D.O., 2020; Mishulina S.I., 2020), спортивный туризм (Serdyukova N.K., Serdyukov D.A., 2020), детско-юношеский туризм (Karpova G.A., Valeeva E.O.,2021).

Вопросы трансформации гостиничного продукта в условиях современной реальности пока мало исследованы в научной литературе, определенные аспекты изменения стратегии развития и продвижения гостиничных предприятий рассмотрены в трудах Жукова В.А., Чудновского А.Д., Ругловой Л.В., Матолыгиной Н.В., Мишулиной С.И. (Zhukov V.A., Chudnovskij A.D., 2019; Ruglova L.V., Matolygina N.V., 2019; Mishulina S.I., 2020).

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной статье обобщены результаты научных исследований ученых Сочинского государственного университета, проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих развитие туризма в России в современных условиях, включая меры государственной поддержки туристской индустрии в условиях пандемии корона-вируса, проанализированы научные труды отечественных и зарубежных ученых в части трансформации туристского продукта и туристского рынка, диверсификации услуг в сфере туризма и гостеприимства, создания цифровых туристских систем, исследования потребительского поведения в современных условиях, прогнозы развития

туристского рынка в постковидной реальности. Использованы методы анализа и синтеза, контент-анализа, статистического анализа, социологического опроса, опроса экспертов, организационного моделирования, графической интерпретации данных.

4. ДИСКУССИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Диверсификация предполагает расширение ассортимента продукта и услуг, освоение новых рынков сбыта и видов деятельности. Диверсификация как стратегия бизнеса является особенно актуальной в условиях кризиса, а также в условиях кардинальных изменений факторов внешней и внутренней среды организации. Рассмотрим тренды и процессы диверсификации туристского и гостиничного продукта трех типов.

Диверсификация туристского и гостиничного продукта, а также туристских сервисов под влиянием цифровой трансформации в широком смысле (диверсификация первого типа). Данный процесс охватывает все секторы туристской индустрии. В условиях пандемии коронавируса спрос на дистанционные и бесконтактные технологии вырос как со стороны туристов, так и со стороны участников туристского рынка, что привело к изменению бизнес-процессов туристских и гостиничных предприятий, технологий формирования, продвижения и реализации туристских продуктов и услуг, появлению новых сервисов для путешественников как на этапе подготовки к туристской поездке, так и во время нее. Диверсификацию туристского и гостиничного продукта под влиянием цифровизации, следует рассматривать, в первую очередь, с точки зрения переориентации туроператоров и отельеров на реализацию продуктов и услуг на цифровом туристском рынке. Пандемия коронавируса ускорила данный процесс.

Кроме того, рост спроса на рынке внутреннего туризма во время пандемии привел к расширению предложения тур-продукта российских дестинаций в цифровом пространстве. Значительную роль в развитии электронной коммерции на внутрироссийском рынке туризма сыграла акция «Кешбэк за туры по России», впервые запущенная Ростуризмом по решению Правительства России в августе 2020 года. Первая в российской практике программа прямого субсидирования туристов для стимулирования продаж внутрироссийского

турпродукта оказалась весьма успешной. Ростуризм подвел итоги акции туристического кешбэка в 2020 году (Rostourism, 2020):

• сумма покупок 6,5 млрд рублей;

• приняло участие 300 тыс. человек;

• выплаченный кешбэк составил 1,2 млрд руб.;

• рост продаж у туроператоров на 40%;

• рост бронирований у агрегаторов на 10-15%;

• рост бронирований в отелях на 15-20%;

• экономический эффект регионов-де-стинаций порядка 13 млрд. рублей;

• на 1 руб. государственной поддержки пришлось 6 руб. средств россиян, потраченных на отдых и оздоровление внутри страны.

Данная программа была реализована как полностью цифровой сервис для туристов и поставщиков турпродукта (табл. 1).

Таким образом, участники туристского рынка, которые хотели принять участие в акции и нарастить продажи, должны были иметь систему электронной коммерции, интегрированную с системой акции. Третий этап акции кешбэка был запущен 18 марта 2021 года и в нем приняли участие 2277 объектов размещения России, подключенные к системе (по данным сайта мирпутешествий.рф на 20.03.2021). Сервис подключения объектов размещения к акции осуществляла компания Travelline. Значительную долю продаж по акции кешбэка осенью 2020 года составили туры в санатории Краснодарского края, Крыма, Кавминвод и других регионов. Основными покупателями санаторно-курортного турпродукта были женщины в возрасте 35-50 лет (по данным компании Travelline и туроператоров). Опрошенные в ходе исследования эксперты из числа руководителей туроператорских кампаний отметили, что если раньше покупателем са-

наторного продукта были клиенты, далекие от цифровых технологий, осуществлявшие бронирование по телефону или с помощью электронной почты, то в условиях пандемии коронавируса и действия акции туристического кешбэка онлайн продажи путевок в санатории значительно выросли (на 30-40%), а клиент «помолодел».

Таким образом, диверсификация туристского и гостиничного продукта под воздействием цифровизации в условиях пандемии коронавируса характеризуется следующими направлениями:

• активное развитие систем электронной коммерции российских участников туристского рынка (туроператоры, отели, агрегаторы, OTA и др.);

• увеличение объемов e-commerce на туристском рынке России в 2020-2021 году;

• развитие цифровых инструментов туристского рынка при формировании, продвижении и реализации турпродукта (мобильные приложения авиакомпаний, агрегаторов, навигаторы, ГИС-технологии, цифровая навигация в дестинациях, цифровые расписания транспорта и др.) (Serdyukov, 2021);

• рост продаж b2c гостиничных услуг через цифровые каналы продаж;

• расширение ассортимента турпро-дукта российских дестинаций, в том числе на цифровом туристском рынке, топ-10 дестинаций в акции кешбэка: Краснодарский край, Крым, Ставропольский край, Москва, Московская область, Алтайский край, Санкт-Петербург, Татарстан, Пермский край, Калининградская область (по данным компании Travelline);

• расширение ассортимента российского турпродукта по видам туризма в цифровых каналах продаж (оздоровительные и лечебно-оздоровительные туры, групповые экскурсионные туры, гастрономические туры, экологические туры и т.д.);

Таблица 1

Требования к участникам акции «Кешбэк за туры по России» 2020-2021 г.*

Участники цифровой системы Требования

Туристы Наличие платежной карты «Мир», регистрация на сайте акции мирпутешествий.рф, выбор и бронирование турпродукта на сайте мирпутешествий.рф с оплатой картой «Мир»

Поставщики услуг (туроператоры, агрегаторы, средства размещения) Интеграция системы бронирования турпродукта/гостиничного продукта с цифровой платформой акции, формирование турпро-дукта/гостиничного продукта по правилам акции

доставлено автором

• расширение клиентской базы цифрового туристского рынка по географическому, возрастному и социальному признакам.

Диверсификация туристского и гостиничного продукта под влиянием трансформации потребительского подведения в условиях пандемии коронавируса (диверсификация второго типа). Важным фактором и драйвером диверсификации продукта и услуг на рынке туризма и гостеприимства является изменение модели потребительского поведения в пандемийных условиях. Опросы потребителей в условиях пандемии коронавируса показывают рост интереса к тематическому, природному и лечебно-оздоровительному туризму (табл. 2,3).

Анализ российского и международного рынка туризма и гостеприимства в 2020-2021 гг. в сравнении с допандемий-ным периодом, опрос экспертов, кейсы ведущих туроператоров, отелей, горных курортов позволили выделить следующие направления диверсификации турпро-дукта и гостиничных услуг второго типа (рис. 1).

Важно отметить, что развитие цифровых технологий и диверсификация первого типа приводит к тому, что указанные виды туров/продуктов формируются и предлагаются к продаже как туроператорами, так и гостиничными предприятиями, горными курортам в виде интегрированных продук-

Таблица 2

Цели поездки на юг России (множественный вариант ответа) *

Цель поездки Количество респондентов Доля от числа опрошенных, %

Отдых 1355 89,1%

Экскурсии 1018 67,0%

Деловая поездка 821 54,0%

Лечение в санатории 723 47,6%

Посещение родственников 698 45,9%

Горные лыжи 620 40,8%

Посещение события 491 32,3%

Спортивные соревнования (сборы) 252 16,6%

Гастрономический туризм 30 2,0%

*Serdyukova КХ. et. а1, 2021

Таблица 3

Привлекательные виды туризма (данные опроса потребителей) *

Вид туризма по целям туристской поездки Количество респондентов Доля общего числа респондентов, % Частота ответа, %

Культурно-познавательный туризм 1524 82,8 24,5

Пляжный отдых 882 47,9 14,2

Гастрономический туризм 782 42,5 12,6

Активный отдых 675 36,7 10,9

Отдых в горах 668 36,3 10,7

Лечебно-оздоровительный туризм 558 30,3 9,0

Событийный туризм 461 25,1 7,4

Экологический туризм 307 16,7 4,9

Экстремальный туризм 170 9,2 2,7

Религиозный туризм 143 7,8 2,3

Поездки к родственникам 13 0,7 0,2

Заповедные железные дороги 12 0,7 0,2

Поездки по делам 11 0,6 0,2

История мест и людей 9 0,5 0,1

*Serdyukov 50, 2021.

Рис. 1. Направления диверсификации туристского и гостиничного продукта под воздействием изменений спроса в пандемийной реальности (составлено автором)

Здоровье Впечатления Единение с природой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•программы постковидной реабилитации в санаториях •программы укрепления иммунитета •санаторный продукт с доступной ценой общеоздоровительной направленности • medical SPA •wellness •спортивно-оздоровительные туры •семейные лечебно-оздоровительные программы •авторские туры различной направленности •гастрономические туры •эногастрономические туры •исторические туры •этнографические туры •иммерсивные экскурсии и путешествия •туры с обучением ремеслам/искусству •тематические событийные туры •интегрированные продукты отелей и курортов •экологические туры •размещение в био-отелях •размещение в глэмпингах •созерцательные туры •фототуры •треккинг в горах •приключенческие туры •туры с наблюдением за дикой природой •туры с активным отдыхом на природе •природный инсентив-туризм •сельский туризм

тов, так как существующая инфраструктура и окружение позволяет сформировать, продвигать и реализовывать комплексный продукт (Bogdanova V.G., 2020).

Диверсификация туристского и гостиничного продукта, а также всего туристского бизнеса в контексте развития региональных туристских экосистем в рамках реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (диверсификация третьего типа). Если диверсификация первого и второго типа — это свершившийся на туристском рынке факт, направления и тренды набирающие силу, которые будут активно реализованы в пост-ковидной реальности, то диверсификация третьего типа — это перспективная модель, начало реализации которой положено в ряде регионов в рамках кластерного подхода и реализации региональных программ развития туризма.

Авторский подход к данному типу диверсификации предполагает реализацию проектов развития туризма в регионе (на туристской территории) путем создания экосистемы туризма на основе научных исследований и системного подхода. Данный подход предполагает следующие базовые принципы:

• научная основа проектирования развития туризма;

• системный подход к развитию туризма в дестинации;

• использование цифровых технологий в качестве платформы и базового инструментария формирования экосистемы туризма;

• моделирование развития туризма на основе системы целей и задач, определения приоритетных направлений развития туризма и выделения ключевых стейкхол-деров развития туризма.

В качестве примера применения данного подхода можно рассмотреть моделирование развития гастрономического туризма на юге России (Serdyukova N.K. et. al., 2021).

На основе результатов научного исследования рынка гастрономического туризма юга России и системного подхода были выделены основные стейкхолдеры развития гастрономического туризма в регионе и построена организационно-технологическая модель (рис. 2; 3).

В таблице 4 представлена система целей и задач стейкхолдеров развития гастрономического туризма на туристской территории.

С точки зрения регионального турпродукта гастрономический туризм интересен мультипликативным эффектом для различных смежных отраслей, которые заинтересованы в развитии гастрономического туризма и реализации своей продукции, а поэтому готовы подключаться к его реализации на различных этапах, а также участвовать в расходах на его про-

Рис. 2. Основные стейкхолдеры проектов гастрономического туризма (Serdyukova N.K. et. al., 2021)

Рис. 3. Организационно-технологическая модель развития гастрономического туризма в регионе (Serdyukova N.K. et. al., 2021)

движение в рамках государственно-частного партнерства. Развитие гастрономического туризма способствует росту узнаваемости местных пищевых и продуктовых брендов и их продвижению на внутреннем рынке. Конкурентоспособный туристский продукт (международного, национального, регионального и местного уровней) создается с целью максимизации положительного опыта туриста. Комплексный подход к развитию туристского продукта должен основываться на положительном опыте туриста не только во время отдыха, но и на

протяжении всего путешествия, начиная от возникновения идеи совершения поездки и заканчивая отзывами по возвращении домой. Конкурентоспособность туристского продукта формируется через раскрытие потенциала туристских ресурсов. Поэтому разработанные гастрономические турпродукты будут способствовать росту турпотока в регион и более полному раскрытию туристского потенциала регионов российского юга, которые традиционно ассоциируются с рекреационным, в основном, пляжным отдыхом и привлекают

Таблица 4

Система целей и задач стейкхолдеров развития гастрономического туризма *

Стейкхолдеры Цель Задачи стейкхолдеров

Органы власти Увеличение турпо-тока в регион и рост налоговых поступлений — формирование имиджа дестинации как центра гастрономического туризма — продвижение местных сельхозпроизводителей, виноделов, предприятий пищевой промышленности; — повышение туристской привлекательности региона — продвижение дестинации на рынке туризма

Российские инициативные туроператоры Получение прибыли за счет реализации турпродукта гастрономического туризма — генерация турпотока — завоевание доли рынка — диверсификация туроператорской деятельности — продвижение на рынке гастрономического туризма

Международные инициативные туроператоры Получение прибыли за счет реализации турпродукта гастрономического туризма — генерация турпотока в Россию — завоевание доли рынка — диверсификация туроператорской деятельности — продвижение на рынке гастрономического туризма

Рецептивные туроператоры Получение прибыли за счет реализации турпродукта и услуг гастрономического туризма — завоевание доли рынка — привлечение новых партнеров — формирование пакетов обслуживания для рынка гастрономического туризма — наработка технологического пакета обслуживания гастрономических событий — обучение персонала — внедрение цифровых технологий, интеграция с продающими системами рестораторов

Event-агентства Получение прибыли путем реализации продукта «гастрономическое событие» — выход на новые рынки — привлечение новых партнеров — создание нового гастрономического события — наработка технологического пакета проведения гастрономического событий — обучение персонала

Площадки для событий Реализация нового проекта гастрономического события — продвижение на целевых рынках — привлечение зрителей — реализация билетов и услуг

Спонсоры Продвижение на целевых рынках — завоевание доли рынка — привлечение новых клиентов — формирование имиджа компании — продвижение бренда — реализация продуктов и услуг во время события — повышение лояльности бренду спонсора

Поставщики услуг для формирования турпро-дукта Получение прибыли за счет реализации услуг — завоевание доли рынка — увеличение объема продаж услуг — привлечение новых партнеров — наработка технологического пакета обслуживания гастрономических туров и событий — обучение персонала — внедрение цифровых технологий, интеграция с продающими системами рестораторов и туроператоров

Каналы продаж турпродукта Получение прибыли за счет реализации турпродукта — завоевание доли рынка — увеличение объема продаж услуг — привлечение новых партнеров — обучение персонала — внедрение цифровых технологий, интеграция с продающими системами рестораторов и туроператоров

*Зегёуыкоуа Ы.К. в^ а1, 2021

туристов в летний сезон.С точки зрения потребительского поведения гастрономический туризм отвечает тренду получения уникального опыта и впечатлений. Анализ рынка показывает, что в условиях пандемии коронавируса предложение гастрономических и эногастрономических туров по России расширилось, а рост продаж в 2021 году составил 80% по сравнению с 2020 годом (по данным туроператоров).

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование процессов и трендов диверсификации туристского и гостиничного продукта в условиях пандемии и в постпандемийной реальности позволило выделить три основных направления диверсификации, или диверсификацию трехтипов:

1) диверсификация под воздействием развития цифровых технологий;

2) диверсификация, вызванная трансформацией потребительского поведения в условиях пандемии коронавируса;

3) диверсификация в рамках формирования экосистем туризма на туристских территориях.

Изучение опыта реализации региональных и федеральных программ развития туризма, а также внедрения проектов раз-

вития туризма и гостеприимства показывает, что для эффективной реализации необходима научная база и системный подход к развитию туризма на туристских территориях. Проекты, предлагаемые инвесторам, должны быть вписаны в экосистему туризма по целям, задачам и инструментам реализации, а также учитывать спрос. Учитывая специфику и маржинальность туристского и гостиничного бизнеса на внутрироссийском рынке, необходима грантовая поддержка не только проектов развития туризма и гостеприимства, но и научных исследований, которые будут являться основой проектирования туристской территории в постковидной реальности. Необходимо системное изучение ресурсной базы туристской территории, логистических цепочек, целевых рынков и спроса.

Диверсификация туристского и гостиничного продукта является следствием цифровой трансформации и изменений туристского спроса под влиянием последствий пандемии коронавируса. В региональном аспекте данные процессы должны носить целенаправленный характер на базе синергии участников рынка, органов власти с использованием результатов научных исследований в данной области.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Abrate, G., Bruno, C., Erbetta, F., Fraquelli, G. (2019). Which Future for Traditional Travel Agencies? A Dynamic Capabilities Approach. — [Online] Available: https://doi.org/10.1177/0047287519870250. 777-791. (September 20, 2021).

2. Bogdanova, V.G. (2020). Upravlenie razvitiem sfery uslug integrirovannogo gornoklimaticheskogo kurorta Rossii [Service development management integrated mountain climate resort of Russia] — Text: direct. Dissertation for the degree of candidate of economic sciences, 2020. 150 p.

3. Cherevichko, T.V., Otnyukova, M.S. (2021). Glemping kak drajver innovacionnogo razvitiya turistskoj territorii [Glamping as a driver of innovative development tourist area]. — Text: direct. Journal Recreation and Tourism, 2021, №1 (9). 19-29.

4. Dogru, T., Bulut U. (2018) Is tourism an engine for economic recovery? Theory and empirical evidence — [Online] Available: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2017.06.014. 425-434. (September 22, 2021).

5. Eliseev, D.O. (2020). Rol' cifrovyh tekhnologij v razvitii rekreacionnoturistskogo potenciala regionov Rossii [Role of digital technologies in development of recreation and tourist potential of Russian regions]. — [Online] Available: http://mes-journal.ru/wp-content/uploads/2020/12/mes-5.pdf (September 22, 2021).

6. UNWTO (2020) International Tourism Highlights 2019 Edition. — [Online] Available: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421152?download=true. (September 22, 2021).

7. UNWTO (2021) International Tourism Down 70% as Travel Restrictions Impact All Regions. — [Online] Available: https://www.unwto.org/news/international-tourism-down-70-as-travel-restrictions-impact-all-regions. (September 22, 2021).

8. UNWTO (2021) Tourist arrivals down 87% in January 2021 as UNWTO calls for stronger coordination to restart tourism — [Online] Available: https://www.unwto.org/news/tourist-arrivals-down-87-in-january-2021-as-unwto-calls-for-stronger-coordination-to-restart-tourism/ (September 22, 2021).

9. Karpova, G.A., Khoreva, L.V. (2016). Kommodifikaciya nematerial'nogo kul'turnogo naslediya v sisteme uslug kul'turnogo turizma [Commodification ofintangible cultural heritage in the cultural tourism] — [Online] Available: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_27725047_48329598.pdf. 6-14. (September 20, 2021).

10. Karpova, G.A., Kuchumov, A.V., Voloshinova, M.V., Testina, Y.S. (2019) Digitalization of a Tourist Destination. — Text: direct. Proceedings ofthe 2019 International SPBPU Scientific Conference on Innovations in Digital Economy (SPBPU IDE '19). 2019. P. 337-342.

11. Karpova, G.A., Valeeva, E.O. (2021). Sovremennoe sostoyanie detsko-yunosheskogo turizma v Rossii [The current state of youth tourism in Russia]. — Text: direct. Journal Recreation and Tourism, 2021, №1 (9). 30-34.

12. Kleinlein, R., García-Faura, Á., Luna Jiménez, C., Montero, J. M., Díaz-de-María, F., & Fernández-Martínez, F. (2019). Predicting Image Aesthetics for Intelligent Tourism. — [Online] Available: https:// doi:10.3390/electronics8060671. (September 20, 2021).

13. Leith C. (2020). Tourism trends: lifestyle developments and the links to solo tourism. — [Online] Available: https://doi: 10.1108/JTF-11-2019-0126. (September 20, 2021).

14. Mishulina, S.I. (2020) Sostoyanie i problemy ekologizacii rossijskogo sektora razmeshcheniya. [Current situation and greening issues in Russian tourist accommodation sector]. — [Online] Available: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_44720489_19864022.pdf (September 20, 2021).

15. Morozov, M.A., Morozova, N.S. (2020) Kak sovremennye tekhnologii menyayut sferu turizma i podhod k organizacii biznesa. [How modern technologies are changing the field of tourism and the approach to business organization]. — Text: direct. Journal Service in Russia and Abroad. 2020. V. 14. № 2. 205 — 211.

16. Mulyani, A., Kurniadi, D., Septiana, Y., Wahyono, T. Strategic Planning For The Implementation ofTourism Information System (2020). — [Online] Available: https://www.researchgate.net/publication/339386290_ Strategic_Planning_For_The_Implementation_of_Tourism_Information_Systems. 4714-4717. (September 18, 2021).

17. Oborin, M.S., Saryan, A.A. (2019). Rol' cifrovyh tekhnologij v razvitii informacionnogo prostranstva upravleniya regional'nym turizmom. Servis v Rossii i za rubezhom. [The role of digital technologies in the development of the information space of regional tourism management]. — Text: direct. Journal Service in Russia and Abroad, 2019. V. 13. № 3 (85). 24 — 33.

18. Rosstat (2019). Turism I turisticheskiye firmy po dannym Rosstat (2019). [Tourism and travel firms according to Rosstat]. — [Online] Available: https://rosinfostat.ru/turizm/ (September 20, 2021).

19. Rostourism (2020). Rosturizm podvel itogi programmy turisticheskogo keshbeka v 2020 godu [Rosturism summed up the results of the tourist cashback program in 2020]. — [Online] Available: https://tourism.gov. ru/news/17009/ (September 20, 2021).

20. Ruglova, L. V., Matolygina N.V. (2019). Strategii i biznes-modeli razvitiya i prodvizheniya gostinichnyh brendov v sovremennom prostranstve gostepriimstva [Strategies and business models for the development and promotion of hotel brands in the modern hospitality space] — [Online] Available: https://esj.today/ PDF/33ECVN519.pdf. (September 20, 2021).

21. Serdyukov, S.D. (2021). Formirovanie sistemy informacionnogo obespecheniya prodvizheniya turistskoj destinacii v usloviyah cifrovoj transformacii [Information support system development for the promotion of a tourist destination in the context of digital transformation]. — Text: direct. Dissertation for the degree of candidate of economic sciences, 2021. 187 p.

22. Serdyukova, N.K., Kalinina, V.P., Serdyukov, D.A. (2020). Development of Gastronomic Tourism as a Factor in Increasing Tourist Flow to the Destination. — Text: direct. Sochi Journal ofEconomy, 2020, №14 (4). 393-409.

23. Serdyukova, N.K., Serdyukov, D.A. (2019). Sportivnyj turizm kak instrument uvelicheniya turpotoka v destinaciyu na vnutrennem i mezhdunarodnom turistskih rynkah [Sports tourism as a tool to increase tourist flow to a destination in the domestic and international tourist markets]. — [Online] Available: https://esj. today/PDF/25ECVN420.pdf. (September 22, 2021).

24. Serdyukova, N.K., Serdyukov, D.A. (2019). Transformaciya rolej uchastnikov turistskogo rynka i sovremennye trendy turistskogo obrazovaniya [Transformation of the role of the tourism market participants and modern trends of tourist education] — Text: direct. Sbornik trudov konferntsii. Olimpijskoje nasledie i krupnomashtabnye sobytiya: vliyanie na economicu, ecologiju i socio-kulturnuju spheru prinimajuschih destinatsij. Sochi. November 14-15, 2019. 222-226.

25. Strategiya (2019). Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda. [Tourism development strategy in the Russian Federation for the period up to 2035.] — [Online] Available: http:// static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSp B4lrM.pdf. (September 22, 2021).

26. Sahli, M., Nowak, J.-J. (2007) Does Inbound Tourism Benefit Developing Countries? A Trade Theoretic Approach — [Online] Available: https://doi.org/10.1177/0047287506295948. 426-434. (September 22, 2021).

27. Shanardi, A. (2018) Is Strategy Triangle. — [Online] Available: https://sis.binus.ac.id/2018/02/13/is-strategy-triangle/. (September 22, 2021).

28. Tourism statistics (2020). Rostourism open data. — [Online] Available: http://opendata.russiatourism.ru/ opendata/6. (September 22, 2021).

29. Wu, W. (2020) Analysis of Digital Tourism, Virtual Tourism and Wisdom Tourism — [Online] Available: doi: 10.1007/978-3-030-43309-3_3.

30. Zhukov, V.A., Chudnovskij, A.D. (2019). Formirovanie modeli gostinichnogo biznesa na osnove setevoj formy upravleniya [Hotel business model development based on a network form of management] — Text: direct. Journal Vestnik Universiteta. 2019. №3. 54-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.