Научная статья на тему 'Развитие и размещение машиностроения в республике Дагестан'

Развитие и размещение машиностроения в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2540
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / КОНВЕРСИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ВПК / ЗАВОД ИМ. ГАДЖИЕВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Андрей Алиевич

На основе анализа большого статистического материала раскрыты современное состояние и основные проблемы, показаны перспективы развития машиностроения в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и размещение машиностроения в республике Дагестан»

РАЗВИТИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

©2009

Магомедов А.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

На основе анализа большого статистического материала раскрыты современное состояние и основные проблемы, показаны перспективы развития машиностроения в республике.

On the base of the analysis of the large statistical material the author of the article reveals the modern state and the main problems, shows the prospects of the development of the machine building in the republic.

Ключевые слова: машиностроение, Республика Дагестан, конверсия, предприятия ВПК, завод им. Гаджиева.

Keywords: machine building, the Republic of Daghestan, conversion, enterprises of the military-industrial establishment, Gadzhiev plant.

Машиностроение - одна из ведущих отраслей промышленности Республики Дагестан. Выпуская орудия труда для разных сфер народного хозяйства, машиностроение наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью определяет темпы научно-техни-ческой революции в хозяйстве, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.

В Дагестане машиностроение стало развиваться в советские годы. В дореволюционном Дагестане этой отрасли не было вообще. Ускоренное развитие машиностроение получило здесь после Великой Отечественной войны.

Наличие значительного количества трудовых ресурсов и дешевых источников электроэнергии, отсутствие собственной сырьевой базы определили специализацию машиностроения республики преимущественно на выпуске неметаллоемких, но трудоемких машин и оборудования. На машиностроительных предприятиях производятся двигатели, центробежные насосы, дизели, сепараторы, электротехнические машины, различные приборы, технологическое оборудование для перерабатывающих отраслей АПК, машины и оборудование для строительно-отделочных работ, предприятий общественного питания, бытовая техника и т.д.

Большое внимание уделялось в республике выпуску продукции оборонного назначения. Предприятия ВПК являлись передовыми в техническом отношении. Они сосредоточивали лучшую технику и наиболее квалифицированные кадры, внедряющие в производство самые прогрессивные технологии. Удельный вес продукции для нужд оборонного комплекса в общем объеме производства машиностроения Дагестана составлял в доперестроечное время 70%. С помощью предприятий ВПК, а также через систему лучших вузов страны - Ленинградского кораблестроительного института, Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана, Харьковского авиационного института формировались местные квалифицированные кадры.

Машиностроение Дагестана опирается главным образом на Центральную и Уральскую металлургические базы. Поставщиками металла являются также Ростовская область, Поволжье, страны ближнего зарубежья - Украина и Азербайджан. Комплектующие изделия, специальные виды стекла, пластмассы, пластики, резина, краски, лаки и другие материалы завозятся из регионов Российской Федерации, Украины, Киргизии, Ирана, ОАЭ и других стран.

В Дагестане машиностроение размещено в городах, наиболее обеспеченных

трудовыми ресурсами и имеющих благоприятное транспортно-географическое положение. Концентрацией машиностроения отличается Махачкала, где размещены акционерные общества «Завод им. М. Гаджиева», «Авиаагрегат», «Завод сепараторов», «Судоремонт», «Эльтав», завод «Азимут» и другие предприятия. Из них особенно выделяются размерами и значением АО «Завод им. М. Гаджиева» и «Авиаагрегат», которые считались флагманами промышленности Дагестана.

Завод им. М. Гаджиева - один из старейших в Дагестане - был введен в строй в ноябре 1932 г. Первоначально он назывался ремонтно-механическим и занимался ремонтом оборудования промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Затем освоил выпуск ряда изделий посудного и печного литья, а также кроватей. В 1935 г. был пущен механический цех, а через год - цех по выпуску гвоздей.

Несмотря на трудности с оборудованием, которое в основном было старым и маломощным, коллектив завода освоил и более сложные изделия: крышки цилиндров поршней и узлы топливных выхлопных и всасывающих клапанов для дизельных электростанций; лебедки для моторных баркасов и гидротурбин типа «Банки» для сельских ГЭС Дагестана.

К 1939 г. основной продукцией, выпускаемой заводом, оставались гвозди, литье, кровати. С началом Великой Отечественной войны завод перешел на выпуск продукции для нужд фронта. В декабре 1942 г. заводу было присвоено имя Героя Советского Союза капитана II ранга, подводника Магомеда Имадутдиновича Гаджиева.

В декабре 1943 г. завод был передан в систему Наркомата Морского флота СССР и наряду с выполнением основных заказов стал выпускать продукцию для нужд флота. В 1944 г. создали судомеханический цех, который специализировался на изготовлении судовых механизмов. С июня 1945 г. завод полностью перешел на производство изделий для нужд морского флота. После войны ассортимент изделий расширялся, на заводе был освоен крупносерийный выпуск центробежных самовсасывающих морских насосов и винтовых перекачивающих, нашедших широкое применение в угольной промышленности. В последующие годы было налажено производство палубных механизмов: электрогидравлических рулевых машин, траловых лебедок и др. В последние годы завод провел большую работу по перепрофилированию производственных мощностей и освоению гражданской продукции.

В настоящее время АО «Завод им. М. Гаджиева» является одним из ведущих поставщиков электрогидравлических рулевых машин для судов всех классов и назначений, насосов для судостроения, угольной и нефтедобывающей промышленности, строительства, сельскохозяйственного водоснабжения, канализационного хозяйства, систем функционирования ГЭС и ТЭЦ, трубопроводной арматуры и т.д. Продукция завода вывозится во многие регионы России, а также экспортируется в десятки стран мира.

Махачкалинский машиностроительный завод (с 1992 г. акционерное общество) «Авиаагрегат» является одним из крупнейших в России и странах СНГ производителей широкого ассортимента наземного аэродромного оборудования для обслуживания самолетов и вертолетов (гидроподъемники, съемники шин, электролебедки для перемещения грузовых самолетов, прицепные пассажирские трапы, стремянки, замки для кабины пилотов и др.).

Раньше на заводе военная продукция составляла 90%, ее производство было засекречено. Продукция (детали, узлы, сложные конструкторские разработки), выпущенная здесь, шла на укрепление обороноспособности страны в период «холодной» войны. На «Авиаагрегате» производились пусковые установки для беспилотных летательных аппаратов. Их осваивал завод до тех пор, пока не началась конверсия [7]. Сейчас он выпускает технику и изделия для нефтегазовой, оборудование для текстильной промышленности, а в рамках конверсии - товары культурно-бытового, хозяйственного и спортивного назначения, в основном узлы и детали к автомобилям «Жигули» всех марок (домкраты, ножные насосы и манометры к ним, стартеры для запуска двигателей).

Крупным достижением АО «Авиаагрегат» является выпуск уникального изделия -электромеханического усилителя рулевого управления (ЭУРУ) для легковых автомобилей. Автомобили, оснащенные им, имеют лучшие характеристики по сравнению с машинами, имеющими гидроусилитель руля. ЭУРУ технологически более прост, надежнее и дешевле своих зарубежных аналогов, что повышает конкурентоспособность

автомобилей. Основным потребителем этого вида продукции «Авиаагрегата» стало АО «АвтоВАЗ». Значительный объем продукции завода поставляется по многим адресам внутри России и на экспорт: в Индию, Китай, Германию, Венгрию, Чехию, Словакию, Алжир, Аргентину и другие страны [10].

Видное место в машиностроении Махачкалы занимает АО «Завод сепараторов», построенный в 1959 г. на базе недостроенного цементного завода. До начала социально-экономических преобразований завод специализировался на выпуске сепараторов для молочной, мясной, масложировой, дрожжевой, спиртовой, винодельческой, пивоваренной и других отраслей промышленности. Он являлся постоянным участником многих специализированных выставок в нашей стране и за рубежом. Созданные здесь сепараторы демонстрировались на международных выставках в Праге, Брно, Будапеште, Измире, Вене и других городах, где многие экспонаты отмечены почетными грамотами и медалями.

В настоящее время завод выпускает сепараторы-молокоочистители, сепараторы-сливкоотделители с автоматическим управлением, дрожжевые сепараторы и сепараторы для гидравлических, тепловых и атомных электростанций, а также сельскохозяйственных предприятий. Свыше 60% всего объема реализуемой заводом продукции идет на экспорт.

Кроме того, завод освоил производство новой продукции - приборов по учету расходов жидкостей и тепловой энергии, которые успешно используются во многих регионах Российской Федерации, а также в странах СНГ, что позволяет не только экономить энергию, но и решить важные социальные задачи.

Предприятия машиностроения действуют и в Каспийске, Кизляре, Кизилюрте, Дербенте и Буйнакске. Так, в Каспийске находятся один из флагманов индустрии Дагестана АО «Дагдизель» и АО «Завод точной механики». Первая очередь завода «Дагдизель» была пущена в эксплуатацию в 1936 г., в 1938 г. введен в строй литейный цех, в 1939 г. началось серийное производство боевого оружия для военно-морского флота. В годы Великой Отечественной войны завод, кроме главной продукции, стал выпускать для нужд фронта автоматы, минометы, зенитные снаряды, пулеметы, саперные лопаты. Также в цехах завода осваивалась продукция для народного хозяйства страны, новые виды товаров народного потребления. Главным стало дизельное производство, и завод был переименован в «Дагдизель». Здесь же был освоен выпуск первой в мире крылатой ракеты. Ныне он выпускает морское оружие -телеуправляемые, самонаводящиеся торпеды, судовые и промышленные дизельные двигатели и на их основе электроагрегаты различного назначения. Постоянными заказчиками завода являются судостроительные заводы Астрахани, Санкт-Петербурга, Дальнего Востока и других регионов [6]. Большим спросом пользуются выпускаемые на заводе сельхозтехника (сенокосилки, роторные плуги, культиваторы, рисосушильные машины, сварочные агрегаты, оборудование для капельного орошения и др.), товары народного потребления (тестомесительные машины, кухонные комбайны, дверные замки).

Завод точной механики вступил в строй в 1960-х годах. Здесь организовано производство систем управления стрельбой и приборов дистанционного управления на подводных лодках и надводных кораблях. Навигационные приборы, автопрокладчики и другие оборонные изделия, выпускаемые этим заводом, отличаются высоким качеством, надежностью. Насколько важна его продукция, можно судить хотя бы по тому, что в момент аварии на подводной лодке «Курск» прибор, изготовленный на нем, сразу же отключил атомный реактор. Завод поставляет свою оборонную продукцию в порядке кооперации судостроительным предприятиям Санкт-Петербурга, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре и других городов [5]. Гражданская продукция АО «Каспийский завод точной механики» - запасные части для автомобилей ВАЗ и КАМАЗ, утюги, удлинители, защелки и др.

В Кизляре создан концерн «Кизлярский электромеханический завод» (КЭМЗ), в поселке «Комсомольский», в двенадцати километрах от Кизляра, - федеральное государственное унитарное предприятие «Кизлярский электроаппаратный завод» (КЭАЗ), в Кизилюрте-АО «Дагэлектроавтомат».

Концерн КЭМЗ - одно из основных российских предприятий, занимающихся разработкой и производством средств эксплуатационного контроля летательных аппаратов военного назначения. За 70-е и 80-е годы XX века концерном были освоены и

поставлены в эксплуатацию различные виды изделий, в том числе: автоматизированные средства контроля типа МК-Т-10, АСК, наземные устройства полетной информации типа «ЛУЧ», «МАЯК-85М», аппаратура перезаписи «ОБЗОР». Эти системы успешно эксплуатировались с различными видами авиационной техники и в России, и за рубежом. Деловые партнерские взаимоотношения с ведущими авиационными предприятиями помогли концерну КЭМЗ в разработке, освоении, проведении испытаний и серийном производстве новейших компьютеризированных средств эксплуатационного контроля типа «ДОЗОР» и АРМ [2].

Наземные автоматизированные средства эксплуатационного контроля играют важную роль в обеспечении безопасности полетов, эффективности эксплуатации и боевого применения самолетов типа СУ-27. Устройство «ДОЗОР» с 2001 г. применяется на самолетах типа СУ-27, эксплуатируется в строевых частях ВВС, а также используется при проведении испытательных полетов самолетов семейства СУ-27. Наземные автоматизированные средства контроля типа «АРМ ДК» предназначены для информационно-диагностического обеспечения работ по техническому обслуживанию силовой установки и систем управления вооружением. С 2003 г. «ДОЗОР» и «АРМ ДК» эксплуатируются в ВВС Индии [2].

Другие виды продукции, выпускаемые концерном «КЭМЗ»: узлы и агрегаты для автомобилей, электрокипятильники и электроводонагреватели разных типов и модификаций, отопительные приборы, телевизионные антенны, мебель, сельскохозяйственная и строительная техника, одежда и др.

ФГУП КЭАЗ производит микропереключатели - сложное изделие, применяемое в станкостроении, в производстве холодильников, стиральных машин и другой техники. КЭАЗ являлся монополистом всесоюзного уровня по их серийному производству. Они экспортировались в двадцать стран мира, их закупала даже Япония [4]. Однако с распадом СССР разорвались и экономические связи, в результате чего резко сократилось производство данной продукции. Невостребованными оказались и производимые на заводе товары народного потребления - пластмассовые крышки, шашки, домино. В настоящее время завод снова упрочивает связи со старыми партнерами, ищет других покупателей своей традиционной продукции и осваивает новые изделия. Сейчас микропереключатели поставляются на Московский лифтостроительный завод, в другие промышленные центры России, экспортируются в Белоруссию и Украину.

ФГУП КЭАЗ работает в кооперации с концерном «Кизлярский электромеханический завод» по изготовлению очистителей стекол автомобилей.

Основная продукция АО «Дагэлектроавтомат», расположенного в Кизилюрте, -автоматические выключатели. В Советском Союзе такие выключатели выпускались только на заводах Тбилиси и Бишкека. Спрос на них был большой не только в СССР, но и за его пределами. Дагестанские выключатели экспортировались в Англию, Болгарию, Индию и другие страны.

Наряду с основной продукцией на заводе налажен выпуск и разнообразных товаров народного потребления: настольного электросветильника, туристического фонаря, бензонасоса и реле стартера «Жигулей», электрощипцов для завивки волос, посуды под натуральные соки, пепси и их розлив, туалетного мыла и др.

Машиностроение Избербаша представлено акционерными обществами «Дагестанский завод электротермического оборудования» («ДагЗЭТО»), «Дагестанский завод фильтрующего оборудования» и «Избербашский радиозавод». «ДагЗЭТО» выпускает электротермические печи, закалочно-отпускные агрегаты (в них обрабатываются крепежные изделия: болты, гайки, шайбы, шестерни и многое другое для автомобильных и тракторных заводов), преобразователи к индукционным печам. На заводе производятся также товары народного потребления, такие как мини-электропекарни, отопительные котлы для обогрева жилых помещений, бытовые печи «Уют» для отопления жилья и приготовления пищи, тестомесительные машины, садовые тележки, рыночные весы и другие изделия, пользующиеся спросом у покупателей.

АО «Дагестанский завод фильтрующего оборудования» - единственное в России предприятие, специализирующееся на производстве фильтров для компрессорных установок. Раньше комплектующие изделия для их сборки завозились из городов Николаева (Украина) и Магнитогорска Челябинской области, из-за чего завод нес большие затраты, что, в свою очередь, повышало себестоимость продукции. Поэтому завод наладил выпуск основных изделий для фильтров у себя на предприятии. Часть

комплектующих изделий заказывают на «ДагЗЭТО» и Махачкалинском заводе им. М. Гаджиева.

Фильтры данного предприятия приобретают компрессорные заводы городов Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, ряда стран СНГ, предприятия, обслуживающие железные дороги, угольные разрезы и др.

Из товаров широкого потребления завод изготовляет разборные пластмассовые ящики для сбора и транспортировки винограда, плодов, овощей и фасованных молочных продуктов, секретные замки для ворот и гаражей, пружинные шпингалеты для дверей, металлические рожки для обуви, сахарные кусачки и др. На заводе запущен и инкубатор по производству цыплят.

Основная продукция АО «Избербашский радиозавод» - радиолокаторы и пеленгаторы для авиапредприятий. Кроме того, завод занимается ремонтом и модернизацией находящихся в эксплуатации радиотехнических средств, для чего создана отдельная передвижная группа специалистов. Как и на других предприятиях, на этом заводе тоже выпускается большой набор товаров народного потребления: гаражные замки,

переносные металлические лестницы, щитки под электросчетчик, гладильные доски, складные столы, садовые стремянки, сумки для инструмента, замки для бронированных и обычных дверей.

В Дербенте работают акционерные общества «Электросигнал», «Радиоэлемент» и «Завод шлифовальных станков». АО «Электросигнал» специализируется на производстве телевизоров. Они изготовляются на оборудовании всемирно известной голландской фирмы «Филипс». Рабочий персонал прошел обучение под руководством иностранных специалистов. Комплектующие детали импортируются. Телевизоры для проверки их качества систематически отправляются в лаборатории фирмы «Филипс», где проходят тщательную проверку. Коллектив завода сотрудничает также с французскими и китайскими фирмами.

«Электросигнал» и в годы кризиса работал успешно; быстро переориентировавшись, он начал тогда выпускать электромиксеры и электрокофемолки, которые завоевали рынки не только ближнего зарубежья, но и ряда стран Восточной Европы.

Дербентский завод «Радиоэлемент» производит блоки питания для телефонных аппаратов, дроссели для фонарей уличного освещения, скважинные насосы и другие изделия.

В Буйнакске действует АО «Буйнакский агрегатный завод». Здесь изготовляют разнообразные машины, предназначенные для выполнения определенных операций (вспашки, боронования, посева, ухода за посевами, уборки урожая и др.), товары народного потребления и т.д. Развитие машиностроения в Республике Дагестан за последние 18 лет характеризуется данными таблицы.

Таблица

Динамика производства отдельных видов продукции машиностроения в РД

Виды продукции 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Станки деревообрабатывающие 687 59 25 4 - 1

Дизели 4950 217 186 51 87 109

Электросварочное оборудование 5562 1981 582 - - 13

Центробежные насосы 24100 1938 1626 1150 941 798

Сепараторы молочные 2992 300 54 37 70 57

Технологическое оборудование для перерабатывающих отраслей АПК, млн руб. 36,0 59,4 9,0 24,4 35,4 30,6

Оборудование для механической обработки продуктов на предприятиях общественного питания - - 280 30 47 57

Печи хлебопекарные - - 25 27 16 21

Электрокипятильники, тыс. штук 3619 600 320 668 681 335

Электроводонагреватели 3314 3303 353 217 -

Электроутюги - 17884 8116 10845 7076 -

Электропылесосы 91300 7971 1120 - - 8

Выключатели автоматические, тыс. штук - - - 549 591 669

* Данные Комитета РД по госстатистике

До 1991 г. предприятия машиностроения Дагестана работали динамично, более полно

используя свои производственные мощности, а к 1999 г. в результате кризиса загрузка последних снизилась до 10-15%, объем производства продукции уменьшился в 4,5 раза. Особенно сильный спад произошел в производстве станков, дизелей, сепараторов, центробежных насосов. При этом удельный вес отрасли в общем объеме промышленного производства РД снизился с 36,7% в 1990 г. до 13,3% в 2004 г.

Причины кризиса: отсутствие собственной сырьевой базы, что ставит предприятия в зависимость от привозного сырья, поставки которого все дорожали и дорожают; разрыв производственных связей, существовавших между предприятиями; недостаточное финансирование предприятий и снижение спроса, особенно оборонных заказов; слабая работа по созданию конкурентной рыночной среды, стимулирующей производителей к выпуску конкурентоспособной продукции; значительное сокращение численности квалифицированных инженерно-технических работников, прежде всего конструкторов и технологов, а также токарей, слесарей, сварщиков, наладчиков и других. Не менее острым является вопрос о старении оборудования, износе основных производственных фондов. На отдельных предприятиях он доходит до 70%. Средний срок службы машин и оборудования составляет более 25 лет.

На результатах работы машиностроителей заметно сказались процессы конверсии военного производства. Если в первые годы ее проведения снижение выпуска военной продукции частично компенсировалось ростом производства гражданской продукции, то в последующие годы и здесь произошел спад. В целом изменения в номенклатуре гражданских изделий оказались локальными, что не давало серьезных результатов для выхода оборонных предприятий из финансового кризиса.

Структурная перестройка в машиностроении и металлообработке происходила медленно из-за слабой адаптации к работе в новых экономических условиях и отсутствия у предприятий оборотных средств. Например, из 58 изделий и товаров народного потребления, намеченных конверсионной программой к выпуску, лишь 25 были запущены в серийное производство. Остальные из-за отсутствия средств и изменения конъюнктуры рынка с освоения сняты.

Только в последние годы на предприятиях ВПК начали происходить положительные сдвиги, наблюдается, хотя и неустойчивый, рост производства некоторых видов военной и гражданской продукции. Относительно лучших результатов добиваются акционерные общества «Завод им. М. Гаджиева», «Авиаагрегат», «Завод сепараторов» (г. Махачкала), «Дагдизель» (г. Каспийск), «Дагэлектроавтомат» (г. Кизилюрт), концерн КЭМЗ, ФГУП КЭАЗ (г. Кизляр) и другие предприятия.

Рост достигнут за счет увеличения объемов государственного оборонного заказа, производства и расширения ассортимента продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Конструкторы и технологи этих предприятий проводят большую работу как по совершенствованию традиционной продукции, так и по освоению новых, конкурентоспособных видов, приспосабливаясь тем самым к требованиям современного рынка. Специалисты заводов активно занимаются налаживанием связей с бывшими покупателями их продукции, а также ее продвижением на внутреннем и внешнем рынках. Большое внимание уделяется рекламированию продукции, для чего принимают участие на российских и международных выставках.

Некоторые заводы машиностроения выполняют также индивидуальные заказы населения, предприятий и организаций городов республики. Например, АО «Завод им. М. Гаджиева» выполнялись заказы для г. Махачкалы: отливались памятники Амет-Хану Султану, Юсупу Акаеву, Етиму Эмину, барельефы писателей и поэтов для национальной библиотеки, ворота для стадиона Динамо» и т.п. [9].

Для динамичного развития машиностроения необходимо: наращивать выпуск

наукоемкой конкурентоспособной продукции, увеличить производство сельскохозяйственной техники, машин для строительных работ, продукции для судостроения, насосной продукции для нефте- и газодобычи, бытовой техники; использовать прогрессивные технологии в производстве; модернизировать и технически перевооружать действующие предприятия; подготовить высококвалифицированные кадры для отрасли; увеличить объемы государственного оборонного заказа.

Реализация этих и других мер позволит к 2010 г. увеличить производство продукции машиностроения и металлообработки РД в 2,9 раза, создать до 5 тыс. рабочих мест [8].

1. «Авиаагрегат» готовит революцию // Дагестанская правда, 16 октября 2008. С. 4. 2. Ахматов И.М. Концерн КЭМЗ - вклад в обеспечение безопасности полетов // Дагестанская правда, 1 января 2004 г. С. 16. 3. География Дагестана. Учебное пособие для учащихся 9 класса средней школы / Под ред. К. П. Сергеевой. Махачкала, 2002. С. 141-143. 4. Иванов А. Новая история - история подъема // Дагестанская правда, 17 мая 2003 г. С. 1. 5. Коликов Ю. У завода появляются надежды // Дагестанская правда, 12 октября 2001 г. С. 2. 6. Коликов Ю. Возвращение флагмана // Дагестанская правда, 15 июля 2003 г. С. 1-2. 7. Мусаев М. 30 лет - Авиаагрегату: история, созданная руками производственников // Дагестанская правда, 4 августа 2001 г. С. 2. 8. Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 г. // Дагестанская правда, 7 декабря 2004 г. С. 6-9. 10. Свиридова Н. Гордимся по праву // Дагестанская правда, 30 сентября, 2003 г. С. 2. 11. Хидиров Г. Второе рождение ВПК // Дагестанская правда, 25 сентября 2004 г. С. 5.

Статья поступила в редакцию 25.10.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.