Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расстройства аутистического спектра / общение / альтернативная и дополнительная коммуникация / особенности общения со взрослыми детей раннего возраста с РАС / невербальные средства общения / вербальные средства общения / autism spectrum disorders / communication / alternative and additional communication / features of communication with adults of young children with ASD / nonverbal means of communication / verbal means of communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудина Анжелика Олеговна, Конева Ирина Алексеевна

В статье рассмотрена проблема общения со взрослыми детей раннего возраста с РАС. Рассматривается категория РАС с поведенческой точки зрения. Теоретический анализ исследований, посвященных феномену общения, позволил дать точное понятие определения «общение». В статье рассмотрено значение общения детей раннего возраста со взрослыми, и отмечены его особенности. Для выделения этих особенностей было проведено собственное исследование, в котором приняли участие дети в возрасте от 2,5 до 3,5 лет с расстройствами аутистического спектра. Для детей с РАС характерны следующие отличительные особенности общения: неспособность вступать в контакт, его больше интересуют окружающие предметы, чем люди, обращённая речь трудна для понимания и реакция отсутствует, зрительный контакт со взрослым не поддерживается. На основе результатов, которые были получены нами в ходе исследования, была разработана коррекционно-развивающая программа. Результаты после реализации программы позволили сделать вывод, что она эффективна, для оптимизации общения со взрослыми детей раннего возраста с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудина Анжелика Олеговна, Конева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of communication with adults of young children with ASD. The category of ASD is considered from the behavioral point of view. Theoretical analysis of the studies devoted to the phenomenon of communication made it possible to give a precise definition of "communication". The article considers the importance of communication of young children with adults, and noted its features. In order to highlight these features, our own research was conducted which involved children between the ages of 2.5 and 3.5 years with autism spectrum disorders. Children with ASD are characterized by the following distinctive features of communication: inability to make contact, he is more interested in the surrounding objects than in people, addressed speech is difficult to understand and there is no response, eye contact with an adult is not maintained. Based on the results that we obtained during the study, a corrective and developmental program was developed. The results after implementation of the program allowed us to conclude that it is effective, to optimize communication with adults of young children with ASD.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376.4

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

студент Гудина Анжелика Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имениКозъмы Минина» (г. НижнийНовгород);

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В американском диагностическом статистическом руководстве по психическим расстройствам, первый раз упомянули расстройства аутистического спектра (РАС) в 1980-е годы [1]. Первое представление диагностической категории РАС, возникшее в данном руководстве, способствовало активному вниманию исследователей и возникновению описаний РАС с различных точек зрения. С поведенческой точки зрения, РАС обуславливается двумя большими кластерами трудностей: с одной стороны, дефициты социально-коммуникативного характера, с другой - стереотипии, повторяющиеся, даже имеющие характер навязчивости, привычки, действия [1].

С момента как человек рождается, он уже начинает общаться. Младенец производит свой первый звук, чтобы внимание родителей было привлечено. Наши эмоции, движения тела, взгляд и речь, способствуют выражению мыслей другим людям. Важность общения для социума переоценить невозможно, ведь сотрудничество и обмен идеями, открывают возможность для роста и развития [2].

Исследования A.A. Люблинской, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной [5] и других, позволили нам сделать вывод, что одной из ранних потребностей у человека, является потребность в общении.

Большое количество исследований, посвященных изучению психологии общения людей, было сделано в 60-ые годы прошлого века [5]. Для того чтобы определить значение термина «общение», мы обратились к исследованиям А.Н. Леонтьева, М.Н. Лисиной, Л.С. Выготского, Е.О. Смирновой, в которых, интересующий нас феномен занимал первое место. Наиболее точное определение предложила М.И. Лисина: «Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [5].

Существует две сферы общения: со сверстниками и со взрослыми. Однако большое значение для детей раннего возраста оказывает общение с взрослыми, по причине того, что развитие общения происходит во взаимосвязи с основными потребностями ребёнка, для самостоятельного удовлетворения которых он пока ещё не готов. Ребёнок овладевает опытом и происходит его управляемое познание, именно в процессе данной формы общения.

К сожалению, процесс формирования навыка общения может быть нарушен, и это наблюдается у детей раннего возраста с РАС. Для них характерны следующие отличительные особенности общения: неспособность ребёнка с РАС вступать в контакт, преобладание интереса к окружающим предметам, а не к людям, и стоит отметить, что от этого, испытывают психологические страдания и родители детей с РАС, прежде всего, матери, так как общение даже с близкими людьми отсутствует [7], обращённая речь трудна для понимания, реакции нет, зрительный контакт со взрослым не поддерживается [1].

Для изучения особенностей общения со взрослыми детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра мы провели исследование, в котором приняли участие дети в возрасте от 2,5 до 3,5 лет с расстройствами аутистического спектра. Для исследования были подобраны следующие методики:

1. Опросник для педагогов: «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» с целью определения уровня сформированное™ коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (A.B. Хаустов).

2. «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» (Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова) с целью анализа одних из основных параметров развития общения у детей: средства общения, которыми пользуется ребёнок и его инициативность.

3. Программа «Оценка вех развития вербального поведения», VB-MAPP, Сандберга с целью изучения уровней развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста и проведения анализа показателей нормативных вех развития: манд, такт и поведение слушателя.

Изложение основного материала исследования. Проводя исследование, мы могли определить наличие социальной ответной реакции, владеет ли ребёнок диалоговыми навыками, задаёт вопросы взрослому, а также привлекает его внимание. Наше исследование было направлено на рассмотрение некоторых параметров и показателей общения, таких как инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого, средств общения, которыми пользуется ребёнок.

Большинство детей раннего возраста с РАС, выражая просьбы и требования к взрослым, испытывают трудности, некоторые дети не способны выражать данный навык даже средствами невербальной коммуникации. Ребёнок с РАС не привлекает внимание и не обращается к взрослому по имени, и наоборот, если произнести имя ребёнка для привлечения его внимания, он не откликнется. Таким образом, диалоговые навыки не сформированы.

Наше исследование позволило нам отметить, что большинство детей раннего возраста с РАС не только не обращаются к взрослому, но даже могут и уклоняться от общения с ним, следовательно, мы выявили, что предпочитаемым видом деятельности является индивидуальная предметная деятельность. Для некоторых детей характерно использование только экспрессивно-мимических средств общения со взрослыми, или предметно-действенных. Детям раннего возраста с РАС свойственен и бедный репертуар коммуникативных средств по составу.

Результаты, полученные в ходе исследования, являются обоснованием для разработки формирующей программы, которая будет направлена на развитие навыка общения со взрослыми при помощи средств альтернативной и дополнительной коммуникации детей раннего возраста с РАС.

Разработанная нами программа является обоснованной и актуальной для реализации в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Целью нашей программы является развитие и коррекция общения со взрослыми детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной и дополнительной коммуникации детей раннего возраста с РАС.

Задачи программы:

1. Формирование умения привлекать внимание другого человека.

2. Развитие базовых коммуникативных навыков.

3. Формирование умения пользоваться средствами вербального и невербального общения.

Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. Освоение программы происходит в

течение 3 месяцев, занятия проводятся 5 раз в неделю продолжительностью 7-12 минут.

Для формирования навыков общения у детей раннего возраста с РАС используем метод отдельных блоков. Составляющими блока являются инструкция - реакция ребёнка, под которой мы понимаем ответ ребёнка, и в зависимости от того, каким он будет, верным или неверным, мы будем оказывать помощь или предоставлять последствие в виде поощрения и похвалы. Если ребёнок ответил неверно, мы предоставляем ребёнку подсказку, затем инструкция повторяется, но мы уже снова даём ребёнку возможность проявить самостоятельность в ответе [3]. Такой метод обучения базируется на принципах прикладного анализа поведения.

Перед началом реализации программы, мы провели методику оценки предпочтений без замены, с целью определения эффективности подкреплений для детей раннего возраста с РАС (Carr, Nicolson, & Higbee, 2000) [3]. По результатам данной методики, мы будем знать, какие объекты целесообразно использовать в качестве поощрения при обучении.

Программа для детей раннего возраста с РАС, содержит в себе обучение этапам системы PECS и задания, направленные на развитие поведения слушателя.

Целью первого занятия является формирование умения инициировать общение и осуществляется через обучение первому этапу PECS.

На втором занятии происходит развитие поведения слушателя. На нём необходимо провести задания, направленные на установление зрительного контакта, задания, направленные на развитие навыка различать вербальные стимулы и связывать их с соответствующими невербальными стимулами. Также, задачей на данном занятии является научить ребёнка выполнять моторные действия по требованию.

Овладение умением проявлять настойчивость в коммуникации происходит при обучении на втором этапе PECS.

Научиться получать желаемый объект и избежать нежелаемого, осуществляется на третьем (А) этапе обучения PECS.

При обучении на четвертом этапе PECS ребёнок учится составлять грамматическую конструкцию предложения с карточкой «Я хочу», а также привлекать внимание взрослого.

Задания для детей раннего возраста с РАС, владеющих словесной речью, будут немного отличаться, так как дети готовы к использованию социальных сценариев, или скриптов. Скрипт представляет собой полоску с текстовой подсказкой [3].

Научиться правильно просить повторить действие, которое понравилось ребёнку, или требовать игрушки и предметы он может с использованием скрипта. Развитие диалоговых навыков у детей раннего возраста с РАС, владеющих словесной речью, происходит через задания, которые побуждают ребёнка спросить, например, что находится в коробке, когда взрослый трясет её, давая понять, что внутри интересный предмет. Данная программа способствует формированию умения отвечать на вопросы взрослого, при помощи заданий, в которых используется невербальный стимул и задаётся вопрос ребёнку.

Результаты освоения программы заключаются в сформированное™ умения привлекать внимание взрослого, ребёнок реагирует на голос говорящего и откликается на своё имя, связывает вербальные стимулы с невербальными и выполняет моторные действия после просьбы взрослого. Также дети пользуются средствами вербального и невербального общения.

Выводы. После проведения нашей программы, её результаты позволяют сделать выводы:

1) Большинство детей начали привлекать внимание взрослого, когда оно отвлечено от них. Отмечается, что некоторые дети начали обращаться к взрослому по имени, перед тем как выразить просьбу.

2) Наблюдается, что часть детей откликается на своё имя, независимо оттого, кто их зовёт, родитель или воспитатель. Некоторым детям продолжается оказываться помощь в формировании данного навыка.

3) Мы отмечаем, что среди детей, которые прошли нашу программу, есть дети, для которых индивидуальная предметная среда перестала быть предпочитаемым видом деятельности, они начали отвечать на воздействия взрослого и даже включать его в свою игру.

4) Все дети начали выполнять моторные действия после инструкций взрослого. Часть детей отлично выполняют простые инструкции, и часть детей справляются со сложными инструкциями, требующие выполнения одновременно двух действий, например: «Дай мне красную и зелёную крышку», или «Похлопай и прикоснись к ногам».

5) После инструкций: «Покажи где мама», или после просьбы показать любой требуемый объект, дети правильно выполняют задание, они соотносят вербальные стимулы с верными невербальными.

6) Дети раннего возраста с РАС, владеющие вербальной речью, могут отвечать на простые вопросы, и даже на вопросы, касающиеся описания изображений.

7) Дети пользуются коммуникативными альбомами PECS и выражают просьбы и требования, что способствовало сокращению нежелательного поведения, которое раньше было единственным действенным способом коммуникации и достижения цели у детей раннего возраста с РАС.

Аннотация. В статье рассмотрена проблема общения со взрослыми детей раннего возраста с РАС. Рассматривается категория РАС с поведенческой точки зрения. Теоретический анализ исследований, посвященных феномену общения, позволил дать точное понятие определения «общение». В статье рассмотрено значение общения детей раннего возраста со взрослыми, и отмечены его особенности. Для выделения этих особенностей было проведено собственное исследование, в котором приняли участие дети в возрасте от 2,5 до 3,5 лет с расстройствами аутистического спектра. Для детей с РАС характерны следующие отличительные особенности общения: неспособность вступать в контакт, его больше интересуют окружающие предметы, чем люди, обращённая речь трудна для понимания и реакция отсутствует, зрительный контакт со взрослым не поддерживается. На основе результатов, которые были получены нами в ходе исследования, была разработана коррекционно-развивающая программа. Результаты после реализации программы позволили сделать вывод, что она эффективна, для оптимизации общения со взрослыми детей раннего возраста с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, общение, альтернативная и дополнительная коммуникация, особенности общения со взрослыми детей раннего возраста с РАС, невербальные средства общения, вербальные средства общения.

Annotation. The article considers the problem of communication with adults of young children with ASD. The category of ASD is considered from the behavioral point of view. Theoretical analysis of the

studies devoted to the phenomenon of communication made it possible to give a precise definition of "communication". The article considers the importance of communication of young children with adults, and noted its features. In order to highlight these features, our own research was conducted which involved children between the ages of 2.5 and 3.5 years with autism spectrum disorders. Children with ASD are characterized by the following distinctive features of communication: inability to make contact, he is more interested in the surrounding objects than in people, addressed speech is difficult to understand and there is no response, eye contact with an adult is not maintained. Based on the results that we obtained during the study, a corrective and developmental program was developed. The results after implementation of the program allowed us to conclude that it is effective, to optimize communication with adults of young children with ASD.

Key words: autism spectrum disorders, communication, alternative and additional communication, features of communication with adults of young children with ASD, nonverbal means of communication, verbal means of communication.

Литература:

1. Григоренко, Е.Л. Расстройства аутистического спектра: Учеб. пособие для студентов / Е.Л. Григоренко. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2018.-281 с.

2. Донченко, Н.Ю. Работа по устранению нежелательного поведения у детей с расстройством аутистического спектра / Н.Ю. Донченко, А.Е. Буталова, С.Н. Каштанова // Мой профессиональный стартап: сборник статей по материалам III Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Нижний Новгород, 28 июня 2016 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2016. -С. 65-69

3. Как организовать инклюзию в детском саду: опыт участников проектов Фонда «Обнажённые сердца» / [А. Туровская и др.]; под ред. Н. Ерохина. - Москва: Альпина ПРО, 2022. - 222 с.

4. Конева, И.А. Особенности общения со взрослым дошкольников с расстройствами аутистического спектра / И.А. Конева, Н.В. Карпушкина, Л.Э. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-3. - С. 208-211

5. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. -Москва: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.

6. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 288 с.

7. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Л.Э. Семенова, Е.Д. Божкова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1(38). - С. 5-32

8. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2011. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.