Научная статья на тему 'СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЖЕТОН / КАРТОЧКИ PECS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна, Кисова Вероника Вячеславовна

Проблем, поднимаемые в статье, касаются психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольных образовательных учреждениях. Интеграция детей с РАС в образовательную среду делает актуальным решение вопросов методического обеспечениям сопровождения детей данной категории. На настоящем этапе развития педагогической науки приходится констатировать недостаток унифицированных программ сопровождения детей с РАС, необходимых методических материалов. Своевременная групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая помощь детям с РАС оптимизирует их развитие. Целью эмпирического исследования явилась оценка наиболее важных параметров психического развития младших дошкольников с РАС. В частности, были исследованы особенностей уровней эмоционального развития, навыков сотрудничества и следования нормам и правилам поведения, развития моторных навыков у младших дошкольников с РАС. Во всех указанных сферах были выявлены дефициты и искажения. На основе полученных результатов была разработана программа сопровождения. Основными методами реализации программы стали метод жетонов и карточек PECS. Разработанная программа сопровождения показала свою потенциальную эффективность применительно к младшим дошкольникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Карпушкина Наталья Викторовна, Кисова Вероника Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR YOUNGER PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN EDUCATIONAL INSTITUTION

The problems raised in the article relate to the psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorders (ASD) in preschool educational institutions. The integration of children with ASD into the educational environment makes it relevant to address the issues of methodological support for accompanying children in this category. At the present stage of the development of pedagogical science, we have to state the lack of unified programs for supporting children with ASD, the necessary methodological materials. Timely group and individual correctional and developmental work with children with ASD optimizes their development. The purpose of the empirical study was to evaluate the most important parameters of the mental development of younger preschoolers with ASD. In particular, the features of the levels of emotional development, the skills of cooperation and following the norms and rules of behavior, the development of motor skills in younger preschoolers with ASD were studied. In all these areas, deficits and distortions were identified. Based on the results obtained, an accompanying program was developed. The main methods for implementing the program were the method of PECS tokens and cards. The developed support program has shown its potential effectiveness in relation to younger preschoolers.

Текст научной работы на тему «СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

4. Пахомова, О.В. Игровые технологии в процессе обучения иностранному языку студентов не профильных направлений / О.В. Пахомова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - Т. 4. - № S (82). - С. 62-64

5. Седова, Е.А. Обучение монологической речи студентов нелингвистического вуза посредством метода кейсов ( на примере специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок») / Е.А. Седова // В сборнике: Актуальные вопросы обучения профессионально ориентированному иностранному языку в морском вузе: проблемы и перспективы. Материалы I научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Соколова. - Петербург. - 2021. - С. 175-185

6. Соколова, Е.Г. Интеграция как основа создания лингвистической образовательной среды в неязыковом вузе / Е.Г. Соколова // Государство и право в изменяющемся мире: законодательные, правоприменительные, интерпретационные технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Н. Новгород, ПФ ФГБОУВО «РГУП», 31 марта 2021 г.). - Н. Новгород: Издательство «Автор», 2022. - С. 498-503

7. Степанова, А.С. Иноязычная профессиональная подготовка студентов как гуманитарный компонент высшего образования / А.С. Степанова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - Т. 3. -№ S (81). - С. 89-92

8. Volkova, V.V. Сharacteristics of strategies for teaching marine engineers professional communication at English lessons / V.V Volkova., O.I. Koval, O.B. Soloveva // Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of S.S. Sokolov. - St. Petersburg, 2021. - Pp. 165-174

Педагогика

УДК 376.42

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. Проблем, поднимаемые в статье, касаются психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольных образовательных учреждениях. Интеграция детей с РАС в образовательную среду делает актуальным решение вопросов методического обеспечениям сопровождения детей данной категории. На настоящем этапе развития педагогической науки приходится констатировать недостаток унифицированных программ сопровождения детей с РАС, необходимых методических материалов. Своевременная групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая помощь детям с РАС оптимизирует их развитие. Целью эмпирического исследования явилась оценка наиболее важных параметров психического развития младших дошкольников с РАС. В частности, были исследованы особенностей уровней эмоционального развития, навыков сотрудничества и следования нормам и правилам поведения, развития моторных навыков у младших дошкольников с РАС. Во всех указанных сферах были выявлены дефициты и искажения. На основе полученных результатов была разработана программа сопровождения. Основными методами реализации программы стали метод жетонов и карточек PECS. Разработанная программа сопровождения показала свою потенциальную эффективность применительно к младшим дошкольникам.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, младший дошкольный возраст, сопровождение, жетон, карточки PECS.

Annotation. The problems raised in the article relate to the psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorders (ASD) in preschool educational institutions. The integration of children with ASD into the educational environment makes it relevant to address the issues of methodological support for accompanying children in this category. At the present stage of the development of pedagogical science, we have to state the lack of unified programs for supporting children with ASD, the necessary methodological materials. Timely group and individual correctional and developmental work with children with ASD optimizes their development. The purpose of the empirical study was to evaluate the most important parameters of the mental development of younger preschoolers with ASD. In particular, the features of the levels of emotional development, the skills of cooperation and following the norms and rules of behavior, the development of motor skills in younger preschoolers with ASD were studied. In all these areas, deficits and distortions were identified. Based on the results obtained, an accompanying program was developed. The main methods for implementing the program were the method of PECS tokens and cards. The developed support program has shown its potential effectiveness in relation to younger preschoolers.

Key words: autism spectrum disorders, primary preschool age, accompaniment, token, PECS cards.

Введение. В последние десятилетия в российском образовании происходит процесс гуманизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отношение к таким детям стало принципиально иным: образование стало доступным всем детям без исключения, в том числе детей с ОВЗ [4; 71. Интеграция детей с РАС в образовательную среду делает актуальным решение вопросов методического обеспечениям сопровождения детей данной категории. Своевременная групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая помощь детям с РАС оптимизирует их развитие, вхождение в социальную среду, повышает их потенциальные возможности, расширяет диапазон психического развития [2; 31.

На настоящем этапе развития педагогической науки приходится констатировать недостаток унифицированных программ сопровождения детей с РАС, необходимых методических материалов, включающих методологические и организационно-методические, содержательные аспекты коррекционно-педагогического процесса, коррекционно-развивающей помощи детям данной категории [1; 61.

Анализ имеющихся исследований и психолого-педагогического опыта в сфере исследования и педагогической практики с детьми с РАС свидетельствует о том, что данная категория детей весьма неоднородна: дети демонстрируют диапазон аутистических расстройств от едва уловимых до глубокой аутизации и сопряженные с первичным дефектом

разнообразные вторичные отклонения. В связи с чем, данная группа детей нуждается в максимальной индивидуализации их сопровождения.

Различные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с РАС рассматриваются в исследованиях К.С. Лебединской, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской [51, И.И. Мамайчук и др.; проблемы организации психолого-педагогического сопровождения рассматриваются М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, С.А. Морозовым, Т.И. Морозовой, А.В. Хаустовым и др.

В дефектологии проведено достаточно много исследований нарушений эмоционального развития, навыков сотрудничества, следования нормам и правилам поведения дошкольников с РАС, однако наблюдается явно недостаточное количество прикладных разработок в виде унифицированных программ психолого-педагогической помощи данной категории детей, особенно применительно к младшему дошкольному возрасту, когда дети наиболее часто попадают в дошкольные образовательные учреждения. Целью эмпирического исследования явилась оценка наиболее важных параметров психического развития младших дошкольников с РАС: уровня эмоционального развития, навыков сотрудничества и следования нормам и правилам поведения, развития моторных навыков.

Выборка: в исследовании приняли участие младшие дошкольники (3-5 лет) с диагнозом «РАС».

Исследование проведено с помощь методик:

1. Методика диагностики эмоциональных нарушений у детей (М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский).

2. Шкала Вайнленд (VINELAND ADAPTIVE BEHAVIOR SCALES -VABS).

Изложение основного материала статьи. По результатам исследования по методике диагностики эмоциональных нарушений (М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский) у всех младших дошкольников с РАС выявлены высокие баллы по шкалам сложность предмета как непереносимая нагрузка, нарушения пластичности стереотипов. Также у большинства испытуемых выявлены нарушения в эмоциональной коммуникации.

По результатам исследования по шкале Вайнленд у всех исследуемых детей были выявлены нарушения эмоционального развития, которые выражаются в затруднениях идентификации эмоциональных состояний окружающих, отсутствии эмпатии к родным и близким, неразвитость навыков сотрудничества, особенно во взаимодействии со сверстниками. Также выявлены затруднения в изучении и следовании нормам и правилам поведения, недоразвитие моторных навыков, в особенности пальчиковой моторики (неспособность держать мелкие предметы, манипулировать ими).

Таким образом, проектируемая программа психолого-педагогического сопровождения должна быть направлена на коррекцию эмоционального развития и коммуникации, навыков сотрудничества, моторных навыков, в особенности мелкой моторики, и стабилизацию стереотипного поведения.

Задачи программы сопровождения:

1. способствовать коррекции эмоциональной сферы: дифференцировать (сообщать о своих чувствах и узнавать чувства других людей) и выражать эмоции в виде адекватных ситуациям мимики, жестов, интонации, визуального контакта;

2. способствовать развитию навыков сотрудничества, следования нормам и правилам поведения: развитие совместной коммуникации в деятельности, направленной на решение общей проблемы; достижения общей цели посредством игровой деятельности; развитие интереса и мотивации к совместным со сверстниками играм и занятиям; развитие социальных эмоций и чувств; следование инструкции; выполнение игровых и дидактических заданий за столом в течение определенного промежутка времени; умение ждать очередности; умение привлекать к себе внимание;

3. способствовать развитию психомоторных навыков: развитие крупной и мелкой моторики; подвижности, выносливости, владения основными движениями, умения контролировать свои движения и управлять ими.

Программа психолого-педагогического сопровождения основана на включении в ежедневный развивающий процесс деятельности, направленной на решение обозначенных задач: помочь с уборкой, положить вещи на свои места, сложить простой пазл, позавтракать в тишине, собрать конструктор и т.д. Решая цикл повседневных задач, выстроенных в последовательности «бытовые - развивающие - поведенческие - физические - социальные», ребенок будет обучаться вести себя в обществе, преодолевать препятствия в виде дверей, ступенек, самостоятельно принимать пищу и одеваться и т.д.

Для дополнительной мотивации и уменьшения вероятности полного отказа от действия, за цикл выполненных задач ребенок будет получать вознаграждение, которое выбирает сам.

Для организации комплексного сопровождения программы в нее будет внедрен метод жетонного поощрения и карточки PECS.

Метод изменения поведения с помощью жетонов преследует цель положительного подкрепления поведения одного ребёнка или группы детей. Жетоны выдаются после выполнения каких-либо задач или демонстрации желательного поведения. Дети могут обменять полученные жетоны на предпочитаемые виды деятельности, приносящие им приятные впечатления, то есть получить доступ к непосредственным подкреплениям.

Таблица 1

Пример наполнения «Карты дня» и критерии для выдачи жетона

Компоненты целевого поведения Предлагаемая игра для усвоения Критерии выдачи жетона

Сделай зарядку Зарядка на основе стиха «Коза» Шла коза по лесу, по лесу, по лесу (идут по Искать себе принцессу, принцессу, принцессу (взмахи руками вверх и вниз). Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (дрыгают ногами), Взрослый рассказывает стих и показывает движения, основная задача ребенка -повторять движения, если ребенок повюряет стих -похвалите его! Выдача жетона, если ребенок повторяет легкие физические упражнения за педагогом или

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопают), И ножками потопаем, потопаем, потопаем (топают),

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся (все кружатся) И навсегда подружимся, подружимся, подружимся (хлопают в ладоши друг другу, если ребенок допускает тактильность- обнимите)_

Позавтракай

Самостоятельно держит вилку при приеме пищи.

ложку или

Оденься прогулку

Взрослый сообщает ребёнку, пора гулять.

1. Сейчас зима. На улице холодно. Надо одеться тепло. Какую одежду надо надеть? (Теплую, зимнюю).

2. Совместно с ребенком достаем одежду, показ и рассматривание одежды. Взрослый показывает ребёнку предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшига одежда, обращает внимание на детали одежды (рукава, воротник, карманы, отделку). Подчёркивает, что зимняя одежда очень тёплая, потому что зимой холодно.

3. Совместная деятельность.

- Что ты хочешь одеть сегодня11 -ребенок показывает- Тебе помочь?

В зависимости от ответа помогаем ребенку или нет, помощь тоже стараемся сократить. К примеру, обуть ботинок на ногу ребенок может сам, зашнуровать можно помочь.

Ребенок сам снимает одежду и обувь или просит помощи педагога.

Помоги убрать посуду после обеда

Слова призывы к действию: - Как мы вкусно поели! Для того чтобы так же вкусно поужинать надо убрать со стола! Одна я не справлюсь. Поможешь мне донести тарелку до раковины ?

- После просьбы помогает убрать посуду со стола, не роняя ее;

- если ребенок сам показывает инициативу - обязательно похвалите!

Повторяй мной!

Игра «Птички>>

Взрослый показывает ребенку, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает его «прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), специалист помогает ему. Задание можно усложнить.

Имитирует сложные движения, которые он видел раньше, например, подметает пол, забивает гвозди, вытирает посуду. Допускается имитация только движения, соответствующих предметов (метла).

Основные блоки программы сопровождения.

Реализуемая программа психолого-педагогического сопровождения состоит из 3 блоков:

Установочный блок.

Цель: просвещение родителей о проводимой программе в соответствии с разработанными методическими рекомендациями, инструктаж родителей по работе с карточками в домашних условиях и важности их ежедневного применения.

Методы: беседа с родителями; выдача методических материалов по работе с карточками PECS и жетонной системой.

Коррекционный блок.

Цель: обучение детей работы с карточками PECS, способствование формированию навыков и умений, заявленных в задачах программы.

Методы: беседа, игра (в виде мини-тренинга).

Оценочный блок.

Цель: измерение динамики развития и общая оценка проделанного сопровождения.

Выводы. Реализованная программа психолого-педагогического сопровождения продемонстрировала свою эффективность и способствовала развитию уровней: эмоционального развития; навыков сотрудничества и следования нормам, и правилам поведения; психомоторных навыков (в особенности в элементах мелкой моторики и конструирования) для младших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

У всех детей отмечена положительная динамика в овладении необходимыми навыками, но необходим больший временной промежуток для применения программы, а также индивидуализация программы под каждого ребенка.

Собрана обратная связь по использованию программы у родителей испытуемых, были выявленные положительные компоненты программы, и часть родителей собирается применять «Карту дня» и в дальнейшем. При этом у двоих детей были зафиксированные отрицательные компоненты поведения, возникшие при введении системы карточек, данные показатели были зафиксированы и направленны педагогу-психологу для дополнительного исследования.

Литература:

1. Карпушкина, Н.В. К проблеме эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в исследованиях специальной психологии / Н.В. Карпушкина, О.А. Рожнова, Э.Л. Шустова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. - С. 269-272

2. Конева, И.А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра / И.А. Конева, И.А. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 161-163

3. Конева, И.А. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра, возможность их коррекции элементами АВА-терапии / И.А. Конева, К.А. Куликова, Н.С. Терешина // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. - С. 336-341

4. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников. // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1257 (дата обращения 19.04.2023) DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-9.

5. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. -М.: Теревинф, 2016. - 288 с.

6. Романова, О.В. Основные педагогические подходы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / О.В. Романова. // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - С. 105-110

7. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Л.Э. Семенова, Е.Д. Божкова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-5.

Педагогика

УДК 375.4

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Полякова Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема психомоторного развития детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Уровень психомоторного развития ребенка является важным критерием психического развития, так как между этими сферами существует тесная взаимосвязь. Особенно очевидна эта связь у детей с нарушениями развития. У детей с РАС нарушения психомоторики проявляются в наличии стереотипных движений, которые совершаются с целью получения необходимых стимулирующих впечатлений, снятия тревожного состояния в незнакомой ситуации (взмахивания руками, прыжки, напряжение отдельных групп мышц и т.д.). При совершении произвольных действий ребенок предельно неловок. В статье обобщаются результаты исследования в сравнении с нормативами психомоторного развития в раннем возрасте. Полученные результаты доказывают необходимость целенаправленной и систематической помощи. Представлено описание программ психологического сопровождения психомоторного развития детей раннего возраста с РАС.

Ключевые слова: дети раннего возраста с РАС, психомоторное развитие, крупная моторика, мелкая моторика. Annotation. This article discusses the problem of psychomotor development of young children with autism spectrum disorders (ASD). The level of psychomotor development of a child is an important criterion of mental development, since there is a close relationship between these areas. This connection is especially obvious in children with developmental disabilities. In children with ASD, psychomotor disorders manifest themselves in the presence of stereotypical movements that are performed in order to obtain the necessary stimulating impressions, relieve anxiety in an unfamiliar situation (waving hands, jumping, tension of individual muscle groups, etc.). When performing arbitrary actions, the child is extremely awkward. The article summarizes the results of the study in comparison with the standards of psychomotor development at an early age. The results obtained prove the need for targeted and systematic assistance. A description of psychological support programs for the psychomotor development of young children with ASD is presented.

Key words: young children with ASD, psychomotor development, large motor skills, fine motor control.

Введение. Понятие психомоторного развития является одним из ведущих в современной общей и специальной детской психологии и педагогике. В раннем возрасте психическое и моторное развитие ребенка находятся в тесной связи. Уровень моторного развития, достигнутый ребенком к началу дошкольного возраста, предопределит будущее гармоничное развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.