Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); студент-бакалавр Чернова Злата Михайловна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ
КАРТОЧЕК PECS
Аннотация. В статье рассматривается эффективность логопедической работы по речевому развитию детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) посредством карточек PECS. Исследование было направлено на определение динамики уровня речевого развития: пассивного словаря, понимание обращенной речи, связной речи. Результаты исследования показали, что большей части детей с РАС присуще задержка речевого развития, низкий уровень познавательных процессов. Для развития речевой сферы детей с РАС была изучена литература по особенности логопедической работы с детьми с РАС, по методике развития речи детей с РАС. Полученные знания были применены в практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с РАС. Во время формирующей работы были заметны следующие изменения: улучшились понимание инструкций и связная речь: ответы на вопросы-, увеличился объём словаря. Данная статья может представить практическую ценность педагогам, логопедам-дефектологам, работающим с детьми с РАС.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, коммуникативные навыки, речевое развитие, логопедическая работа, карточки PECS.
Annotation. The article discusses the effectiveness of speech therapy work on the speech development of children with autism spectrum disorders (ASD) through PECS cards. The study was aimed at determining the dynamics of the level of speech development: passive vocabulary, understanding of reversed speech, coherent speech. The results of the study showed that the majority of children with ASD are characterized by a delay in speech development, a low level of cognitive processes. For the development of the speech sphere of children with ASD, the literature was studied on the peculiarities of speech therapy work with children with ASD, on the methodology of speech development of children with ASD. The acquired knowledge was applied in practical activities with older preschool children with ASD. During the formative work, the following changes were noticeable: the understanding of instructions and coherent speech improved: answers to questions-, the volume of the dictionary increased. This article can be of practical value to teachers, speech pathologists working with children with ASD.
Key words: autism spectrum disorder, speech therapy, PECS cards, speech development.
Введение. Развитие речи детей с расстройством аутистического спектра выступает основным в логопедической работе, так как у них наблюдается комплексное нарушение речевой функции. Исходя из этого, актуальной является проблема внедрения и использования эффективных альтернативных адаптированных методик в систему коррекционно-педагогической работы по развитию речи и межличностного общения детей с аутистическими нарушениями. Одной из эффективных является методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS.
Изложение основного материала статьи. Проблемой аутизма и развития речи детей с РАС занимались такие авторы, как: К.С. Лебединская, О.С. Никольская, С.С. Морозова, Л.Г. Нуриева, В.С. Сандрикова и другие.
Л.Г. Нуриева создала методику по развитию речи у аутичных детей, которую описала в книге «Развитие речи у аутичных детей» [9]. К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М-Либлинг разработали основные направления коррекции эмоциональных расстройств у детей и, прежде всего, у детей с аутизмом [8]. Сандрикова В.С. в пособии «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра» собрала перечень игр и заданий по развитию предпосылок речевого общения и по формированию речевой коммуникации [10]. В книге Морозовой С.С. «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» рассмотрены методы коррекционной работы и вопросы практической психологии; приведены конкретные примеры из уникального опыта работы специальной школы по коррекции аутизма, использовавшей прикладной поведенческий анализ как методическую основу деятельности [6].
В статье Леоновой И.В. отражены результаты исследования особенностей развития коммуникативных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Представленное исследование позволило выявить специфику развития коммуникативных навыков и речи, обозначить направления коррекционно -педагогической работы по их освоению, а также условия, необходимые для ее успешной реализации [4].
Мухаметзянова Ф.Г., Мясагутова А.Ф., Валиуллина Г.В. в своей работе провели исследовательскую и формирующую виды работы по использованию карточек PECS в развитии речевого общения детей с аутизмом. Они выяснили, что посредством карточек PECS у детей с РАС появилось не только невербальное общение, но вербальное: дети научились выражать просьбы, выражать свои эмоции, использовать вежливые слова и отвечать на вопросы [7].
Наша исследовательская работа началась с определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста с РАС. В исследовании участвовали 5 детей старшего дошкольного возраста с РАС. База исследования: МБДОУ «Россиянка» ЦРР Калуги НСП «Незабудка». В процессе диагностики мы использовали эмпирические методы: беседа и наблюдение для определения уровня связной речи- методики: понимание инструкций (Ю.Ф. Гаркуша), пассивный словарь (Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова), понимание речи (Р.Е. Левиной).
Исследование показало, что большая часть детей имеет средний уровень по всем методикам: понимания инструкций и понимания речи, объём пассивного словаря, связной речи. Наглядно результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования
№ Понимание инструкций Понимание речи Пассивный словарь Связная речь
1 4 б. 3,5 б. 4 б. 3 б.
выше среднего выше среднего выше среднего среднии
2 3 б. 2,5 б. 2 б. 2,5 б.
среднии среднии выше низкого среднии
3 2 б. 1 б. 0,5 б. 0 б.
выше низкого низкии низкии низкии
4 4 б. 3 б. 3 б. 3 б.
выше среднего среднии среднии среднии
5 3 б. 3 б. 3 б. 2,5 б.
среднии среднии среднии среднии
Не все испытуемые могли справиться с заданием самостоятельно: некоторым понадобилась помощь логопеда. Кто-то вовсе отказывался от выполнения заданий либо не понимал, что его просят сделать. Это зависело от степени проявления аутистических расстройств, уровня понимания и восприятия обращённой речи и характера ребёнка. Таким образом, большая часть детей старшего дошкольного возраста имеют средний показатель уровня речевого развития.
Недостаточный уровень сформированности речевой функций у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра отражен в трудностях восприятия речи взрослого и понимания значения слов. Дети быстро устают, не могут долго удерживать внимание, быстро отвлекаемы. В связи с недостатками мотивации и эмоционально-волевой сферы дети слабо организованы, не испытывают длительный интерес к заданиям, очень поверхностно понимают поставленную задачу.
Таким образом, исследование показало, что развитие речи детей с расстройством аутистического спектра имеет ряд специфических особенностей: слабость восприятия речи взрослого, необходимы зрительное подкрепление; образец выполнения инструкций. Отмечается недостаточный уровень объема пассивного словаря. Кроме того, у половины детей выявлено нарушения речи: использование эхолалий, либо полное отсутствие речи, низкое использование активного словаря. Данные факты позволяют говорить о необходимости проведения коррекционной логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра посредством карточек альтернативной коммуникации -PECS.
Для того, чтобы начать логопедическую работу, необходимо знать принципы работы с детьми с РАС. Учет данных принципов обусловлен тем, что детям с РАС не доступен осмысленный перенос, полученный знаний и умений в практику. Блажевич А.В. в своей статье описала некоторые из принципов. Во-первых, логопедическая работа должна строиться по принципу от общего к частному: от речевой ситуации к слову при расширении словаря. Во-вторых, работа над речью предполагает предъявление правильного речевого образца и включение высказываний ребенка в общий сюжет. В-третьих, занятия должны проходить в игровой форме. В-четвертых, развитие способности к последовательному изложению событий осуществляется в процессе обсуждения прошедших (будущих) событий в жизни ребенка. В-пятых, учитываются поведенческие особенности: не провоцировать агрессию или концентрацию на аффективно насыщенных высказываниях. В-шестых, весь речевой материал должен быть связан с личным опытом ребенка, с его интересами и включен в специально созданную коммуникативную ситуацию [1].
Поэтому освоение PECS должно происходить постепенно. Мы выделили данные виды подготовительных работ:
- отработка зрительного контакта;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- совершенствование навыков чтения.
На основе исследования нами были подобраны несколько пар карточек, которые можно использовать в логопедической работе по развитию речи. Наглядно они представлены на картинке 1.
Картинка 1.
Работа с карточками строится так: ребёнок видит картинку, видит/читает подпись, слышит название предмета или действия, - и все это связывается в один образ. Таким образом идет обогащение словаря-предметов, словаря-действий, словаря-эмоций и т.д. На основе полученных знаний с детьми проводились занятия по развитию понимания обращенной речи: понимание инструкций.
На карточке представлено действие, которое нужно выполнить по просьбе педагога. Сначала был представлен образец выполнения инструкции, далее ребёнок повторял вместе с логопедом, затем -самостоятельно. После отработки одного действия шло обучение пониманию и выполнению следующего действия. Затем данные действия дифференцировались.
Понимание и выполнение инструкций с предметами строилось похожим образом, только вместо нескольких действий отрабатывалось одно действие с парой предметов: сначала с одним, потом с другим - которые в конце дифференцируются.
Данная работа необходима для того, чтобы научить ребёнка с РАС различать между собой карточки, понимать название предметов и распознавать их, выполнять просьбы педагога.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста была направлена на понимание общих вопросов и ответы на них. Для этого использовались карточки PECS с «да» и «нет». Наглядно они представлены на картинке 2.
Картинка 2.
Данная логопедическая работа с использованием карточек PECS проводилась с неречевым ребёнком. Вопросы задавались самые простые: «Тебя зовут... ?» «Тебе 5-6 лет?» «На столе лежит карандаш?» и т.д. Ребёнок должен положить соответствующую карточку. Вместе с этим мы обучали ребёнка отвечать на вопросы с помощью жестов: «да»-кивок, «нет»-мотание головой в разные стороны.
С речевыми детьми проводилась работа по пониманию специальных вопросов и ответы на них. Таким образом карточки служили как дидактический материал.
Следующее направление речевого развития: развитие связной, монологической, речи. С неречевым ребёнком данная работа не проводилась, так как ему трудно давалось освоение использование карточек как средства коммуникации.
Для правильности составления предложений мы использовали специальную полоску, на которую нужно класть карточки. Примеры карточек представлены на картинке 3.
Картинка 3.
Мы учили детей с РАС просить конкретные специфические предметы (Дай книгу). На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций [11].
Обучение делать комментарии при помощи карточек. Работа по этому направлению начинается только тогда, когда дети могут правильно отвечать на разные вопросы в случайном порядке: «Что бы ты хотел?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?». Внимание обращается не столько на требование предмет/ деятельность/действие, сколько на назывании данного явления. В начале мы задавали вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу», постепенно визуальную опору убирали.
В результате наблюдений за детьми с РАС во время занятий мы заметили, что многие задания и задачи для них были сложными; два ребёнка постоянно отвлекались, не понимали сути задания, мяли и разбрасывали карточки либо использовали их не по назначению. Остальные дети быстро уставали.
Однако, нами были замечены следующие положительные изменения детей с РАС: увеличился объём пассивного и активного словаря; внимание стало более устойчивым; выполнение инструкций стало четче и быстрее; у речевых детей улучшились навыки диалогической речи; улучшилось понимание своих эмоций.
Выводы. Проведя исследование, нами выявлено, что дети старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеют отличающиеся характеристики речевой функции, которые связаны с особенностями проявления аутистического расстройства и их общим развитием. При наблюдении отмечены: стереотипии в движениях, в речи, которые проявляются в неологизмах и эхолалиях; быстрое переключение внимания, невысокий уровень памяти.
По результатам проведенного исследования была проведена коррекционно-развивающая работа по развитию речи детей с РАС с использованием карточек PECS. В работе был выявлен прогресс в понимании речи взрослого: понимание
инструкций - в построении предложений: они стали распространенными и грамматически правильными. Кроме этого отмечены положительные изменения в психической функциях детей: зрительное и слуховое внимание стали устойчивее, улучшились память и состояние эмоционально-волевой сферы.
Полученные данные позволяют судить об эффективности проведенной формирующей работы по развитию речи детей с РАС посредством карточек PECS и показывают необходимость продолжения ее реализации.
Литература:
1. Блажевич, А.В. Специфика логопедической работы с детьми с расстройством аутистического спектра / Блажевич А.В. // Омский психиатрический журнал. - 2019. - №2
2. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - Москва: Секачев В.Ю. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
3. Зайцева, Е.С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет / Зайцева Е.С., Шептунова В.К. -Санкт-Петербург: КАРО, 2012. - 72 с.
4. Леонова, И.В. Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра / Леонова И.В. // Современное педагогическое образование. - 2020. - №2.
5. Мамохина, У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра / У.А. Мамохина // Аутизм и нарушения развития ФГБОУ ВО МГППУ. - 2017. - Т. 15. - № 3. - С. 24
6. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова // Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 176 с.
7. Мухаметзянова, Ф.Г. Формирование речевой коммуникации дошкольников с расстройствами аутистического спектра / Мухаметзянова Ф.Г., Мясагутова А.Ф., Валиуллина Г.В. // КПЖ. - 2020. - №2 (139).
8. Никольская, О.С Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг / Москва, 2010.
9. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб. / Л.Г.Нуриева // Изд. 2-е. Москва: Теревинф, 2017. - 112 с.
10. Сандрикова, В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. ред. О.В. Елецкой. - Москва: Редкая птица, 2019. - 80 с.
11. Суркова, А.А. Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми с расстройством аутистического спектра / А.А. Суркова // Инфоурок [сайт], 2017. - URL: https://mfourok.ш/ispolzovaшe-kartochek-peks-pecs-v-rabote-s-detmi-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-2392533.html (дата обращения: 07.03.2022).
Педагогика
УДК 37.063
аспирант Деткин Антон Николаевич
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПОДХОД К ВНУТРИКОРПОРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
Аннотация. Работа посвящена проблеме недостаточного применения выпускниками профессиональных компетенций. Представлены результаты исследования подхода к внутрикорпоративной подготовке кадров в рамках педагогического сопровождения. Цель исследования - выявить эффективность педагогического сопровождения лиц, прошедших внутрикорпоративные курсы. В исследовании участвовали 93 пользователя специального ПО. Предлагаемый подход основан на педагогической поддержке выпускника в соответствии с целями подготовки. Сопровождение проведено образовательной организацией. В сопровождении участвовали педагог, выпускник и его работодатель. Результаты эксперимента выявили прямо пропорциональную связь между наличием педагогического сопровождения и уровнем применения сформированных профессиональных компетенций. Корреляционный анализ подтверждает эту связь. Педагогическое сопровождение обеспечило рост уровня применения профессиональных компетенций на 49%. Педагогическое сопровождение выпускников способно повысить уровень применения профессиональных навыков. Исследование дополняет ранее описанные сведения, полученные в ходе педагогического сопровождения в форме взаимодействия по отдельности с выпускником и с работодателем. Также исследование подтверждает аналогичные результаты в организациях иных типов. Результаты могут быть использованы при разработке программ педагогического сопровождения выпускников. Дальнейшего исследования требует длительное взаимодействие образовательной организации с выпускником и его работодателем.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, внутрикорпоративная подготовка кадров, дополнительное образование, постдипломное сопровождение, сопровождение выпускников, профессиональные компетенции.
Annоtation. The work is devoted to the problem of insufficient application of professional competencies by graduates. The results of the study of the approach to intra-corporate training within the framework of pedagogical support are presented. The purpose of the study is to identify the effectiveness of pedagogical support of persons who have completed intra-corporate courses. 93 users of special software participated in the study. The proposed approach is based on the pedagogical support of the graduate in accordance with the objectives of training. The support was provided by an educational organization. The teacher, the graduate and his employer participated in the escort. The results of the experiment revealed a directly proportional relationship between the availability of pedagogical support and the level of application of the formed professional competencies. Correlation analysis confirms this connection. Pedagogical support provided an increase in the level of application of professional competencies by 49%. Pedagogical support of graduates can increase the level of application of professional skills. The study complements the previously described information obtained during pedagogical support in the form of interaction separately with the graduate and with the employer. The study also confirms similar results in other types of organizations. The results can be used in the development of programs of pedagogical support of graduates. Further research requires a long-term interaction of the educational organization with the graduate and his employer.
Key words: pedagogical support, intra-corporate training, additional education, postgraduate support, graduate support, professional competencies.