Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / НАБЛЮДЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микрюкова Анастасия Дмитриевна, Колчанова Елена Августовна

В статье рассмотрены основные проблемы развития художественной наблюдательности младших подростков в ходе изображения наблюдаемых объектов на занятиях по изобразительному искусству. Автор рассматривает методы и особенности развития художественной наблюдательности в образовательных программах в ходе выполнения заданий и упражнений, направленных на развитие наблюдательности учеников, а также эффективные методы такие как рисование с натуры и единство восприятия искусства и действительности с практикой. В статье делается акцент на благоприятность младшего подросткового возраста для развития навыков художественной наблюдательности и обязательность начала процесса развития наблюдательности с дошкольного возраста.The article deals with the main problems of the development of artistic observation of younger adolescents in the course of the image of the observed objects in the visual arts classes. The author examines the methods and features of the development of artistic observation in educational programs in the course of tasks and exercises aimed at developing students ' observation, as well as effective methods such as drawing from nature and the unity of perception of art and reality with practice. The article focuses on the favorability of early adolescence for the development of skills of artistic observation and the obligation to start the process of developing observation from preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.013

Педагогические науки

Микрюкова Анастасия Дмитриевна, студент, кафедра изобразительного искусства, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень Колчанова Елена Августовна, канд. философ. наук, доц, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы развития художественной наблюдательности младших подростков в ходе изображения наблюдаемых объектов на занятиях по изобразительному искусству. Автор рассматривает методы и особенности развития художественной наблюдательности в образовательных программах в ходе выполнения заданий и упражнений, направленных на развитие наблюдательности учеников, а также эффективные методы такие как рисование с натуры и единство восприятия искусства и действительности с практикой. В статье делается акцент на благоприятность младшего подросткового возраста для развития навыков художественной наблюдательности и обязательность начала процесса развития наблюдательности с дошкольного возраста.

Ключевые слова: художественная наблюдательность,

наблюдательность, наблюдение, восприятие, художественное творчество.

Annotation: The article deals with the main problems of the development of artistic observation of younger adolescents in the course of the image of the observed objects in the visual arts classes. The author examines the methods and features of the development of artistic observation in educational programs in the course of tasks and exercises aimed at developing students ' observation, as well as effective methods such as drawing from nature and the unity of perception of art and reality with

practice. The article focuses on the favorability of early adolescence for the development of skills of artistic observation and the obligation to start the process of developing observation from preschool age.

Keywords: artistic observation, observation, observation, perception, artistic creativity.

Перед профессиональной художественной школой остро поставлена цель развития образного, пространственного мышлений, креативности и воспитания творческой личности способной к умению обобщать и правильно воспроизводить освоенные умения, что, в свою очередь, невозможно без развития наблюдательности обучающихся, которая может действенно развиваться на занятиях в изобразительной деятельности.

В этой связи важно отметить, что процесс развития художественной наблюдательности необходимо начинать с дошкольного возраста и посвящать дальнейшему развитию вплоть до 14-ти лет, когда надежность памяти может активно расти и развиваться.

Вопросу о развитости художественной наблюдательности посвящены труды психологов, педагогов - С.Л. Рубинштейн, С.В. Ионес, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, B.C. Кузин, B.C. Мухина, Е.И. Игнатьев. А известные педагоги-художники: Д.Н. Кардовский, П.П. Чистяков, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский и др., подтверждали значимость наблюдения для развития профессиональных качеств художника.

Рассмотрим механизмы развития художественной наблюдательности, которые неразрывно связаны с понятиями наблюдение, наблюдательность и восприятие.

Общеизвестно, что наблюдение считается основой метода познания действительности, суть которого состоит в сознательно заданном восприятии органами чувств предметов и явлений окружения человека. Наблюдение применяется в обыденной жизни в целях познания, в науке как метод исследования [2]. В словаре также обращается внимание, что наблюдать, значит

примечать, выделять, замечать какие-то стороны, признаки «поведения» объекта.

Обращаясь к другому термину проблемы исследования, в педагогическом словаре находим, что наблюдательность - это умение наблюдать, то есть сосредотачивать свое внимание на восприятии и изучении одного объекта, умение выделять в нем малозаметные, но важные качества. Наблюдательность - это умение человека управлять своими мышлением, восприятием, вниманием [1].

С помощью наблюдательности человек способен углубляться в понимание явлений, также наблюдательность, являясь качеством личности, повышает мыслительные процессы в процессе наблюдения.

Обратившись к словарю-справочнику по педагогической психологии, определим, что под термином восприятие подразумевается целостное воспроизведение объектов, обстоятельств и событий, возникших при прямом воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие являет собой процесс ощущения и чувственной ориентировки в окружающей действительности. Восприятие всегда связано с мышлением, памятью, вниманием, т.к. является этапом познания, которое является необходимым [3].

Восприятие в процессе наблюдения помогает обеспечить процесс, ведь восприятие зависит от психических особенностей конкретной личности. Также на процесс развития наблюдательности влияет избирательность воспринимаемого. Иначе, что-то является основным в восприятии, а что-то второстепенным. То, что является центром внимания человека является объектом (предметом) восприятия, а остальное - второстепенным. Из немалого числа воздействий, человек выделяет лишь некоторые.

Обратимся к понятию апперцепция, которое определяется корреляцией восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, и определенного отношения к объекту (предмету) восприятия [6, с. 37]. А значит, человек может воспринимать лишь то, что он хочет видеть. Так,

например, дети в начальных классах лучше замечают яркие и подвижные предметы на фоне неподвижных. Поэтому при объяснении, учитель должен помнить, что дети лучше воспримут рисунок, который учитель покажет им в процессе объяснения материала урока, чем уже в готовом виде. Это взаимосвязано с повышенным интересом ребенка вызывающее все, что включено в трудовую учебную и игровую деятельность и воспринимается более полно.

Отметим, что все три понятия, относящиеся к проблеме развития художественной наблюдательности, являют собой чувственное познание действительности, отражающей способность человека к наблюдению. Наблюдательность и восприятие, связанные с мышлением и вниманием, являются дополнением друг для друга. Различие заключается в том, что между выявленными понятиями строится некая иерархия. Так, восприятие зависимо от наблюдательности индивида, а в свою очередь, наблюдательность подчинена методу наблюдения.

Обращаясь к различным источникам, мы выявили, что интересующий нас термин художественная наблюдательность не зафиксирован ни в одном педагогическом и методическом источнике. Для того, чтобы метод наблюдения был задействован в исследуемой художественной деятельности, нам следует опираться на термин наблюдательность, чтобы корректно сформулировать относящееся к исследованию понятие.

Соотнося полученные знания о понятии наблюдательность, нам удалось зафиксировать собственное понятие. Художественная наблюдательность - это умение целенаправленно, осмысленно, заинтересованно и активно воспринимать, и отбирать явления и черты действительности с целью переноса наблюдаемого в художественно-творческую форму.

Если обратиться к мнению выдающихся художников-педагогов, таких как: Д.Н. Кардовский, Б.В. Иогансон, А.И. Иванов, А.А. Дайнека и т.д., то можно выяснить, что они отмечали значение наблюдения для развития профессиональных качеств художника. Так, Б.В. Иогансон предполагал, что

подавляющее большинство не способны замечать в вещах многих подробностей.

Обратимся к исследованиям О.Е. Колоколовой в изучении проблемы развития художественной наблюдательности во взаимодействии образности мышления. В исследовании доказывается, что развитое мышление абсолютно равно совершенным навыкам изобразительной деятельности; по мере совершенствования образного мышления, развиваются навыки изобразительной деятельности; повышение качества творческой деятельности художника зависимо от структурирования хода восприятия действительности, с помощью которого осуществляется развитие образного представления, пригодного для изображения.

Проблема развития восприятия в процессе наблюдения учащихся на уроках изобразительного искусства остается довольно актуальной. При развитии навыков наблюдательности у детей, в процессе обучения важны методики и механизмы, направленные на развитие художественной наблюдательности. Мы обратились к некоторым программам обучения по изобразительному искусству для определения направленности программ на художественное развитие наблюдательности.

Так, анализируя рабочую программу В.С. Кузина, мы обращаем внимание на то, что программа делает упор на обучение реалистическим основам рисунка, т.е. ведущий вид деятельности - это рисование с натуры. Залогом развития точно отражающего объекта восприятия в процессе развития художественной наблюдательности является натуралистическая опора воспринимающей личности. Также, это возможность приумножить знания об объектах действительности. Наблюдение с целью изображения -первостепенное условие работы с натуры. Помимо умения организовывать и упорядочить наблюдение согласно методике выполнения рисунков, также следует развивать особенности наблюдения окружающей действительности у обучающихся, так как рисунок является неотъемлемой частью зрительного восприятия [5].

Без использования натуры на уроках, невозможно учение основам рисунка. На этот счет художник Е.В. Шорохов обращал особое внимание при работе с натурой, так, больше будет естественного наблюдения, анализ натуры в процессе ее восприятия и изображения. При естественном наблюдении художник имеет возможность постоянно исследовать качества и содержания наблюдаемых изображаемых предметов и явлений [7, с. 66]. Визуальное наблюдения считается основой рисования с использованием натуры.

Обращаясь к программе Б.М. Неменского, которая делает уклон на развитие эмоциональных образов учащихся, постижение закономерностей искусства, но обращение к реалистическим основам рисунка не предусматривает, и получается, что методике обучения и основам реалистического изображения не уделяет должного внимания. Но, относящаяся к проблеме исследования, позиция авторов подразумевает, что восприятие искусства и действительности должно находиться в неотрывном единстве с практической деятельностью [4].

Залог успешности в развитии навыка наблюдения на уроках изобразительного искусства - это практика в восприятии объектов действительности. Практическая деятельность должна быть целенаправленна, ориентирована на достижение положительного результата восприятия. Так, творчество детей не способно к развитию, если нет систематизации и организации восприятия в процессе обучения на уроках изобразительного искусства.

Обратимся к исследованиям процесса восприятия и наблюдения у школьников.

Как показали исследования Е.Ф. Рыбалко, важнейшие смещения в соответствующем действительности фиксации активного и концентрированного количества точечных стимулов замечаются от пяти к шести годам, и в школьном в 8-10, 12—14 лет. Стоит отметить, что благоприятность точного восприятия отмечается лишь в 10-12 лет. Далее надежность объема перцептивного поля способна расти и развиваться.

В изучении С.В. Ионеса, над детьми от пяти до четырнадцати лет, свидетельствующий о различии насыщенности цветов в процессе развития с 5 до 14 лет различение насыщенности усиливается таким образом, что к 14 годам она усиливается в два-три раза. Соотносится данное явление с физиологическим повышением качества воспринимаемого аппарата к 14 годам. Данный показатель улучшает потенциал к сосредоточению внимания детей. В процессе взросления, наблюдая, зрительные представления обучающийся обогащаются, они получают знания, которые действуют на качество наблюдений.

Анализируемые исследования, показали, что в процессе восприятия у детей возрастает чуткость к различению качеств объектов, усиливается острота зрения, точность распознавания цветов и тоновых отношений. Приведенные исследования свидетельствуют об особой благосклонности подросткового возраста для развития такой способности восприятия как художественная наблюдательность.

В статье были рассмотрены взаимообусловленные понятия исследования: наблюдение, наблюдательность и восприятие, которые находятся в подчинении у друг друга. В творческом процессе для развития художественной наблюдательности основополагающим элементом является рисование с натуры. Систематическое развитие и точная организация деятельности учеников в ходе восприятия и развития художественной наблюдательности считаются гарантией успешной работы учеников на занятиях по изобразительному искусству.

Благоприятное воздействие на развитие наблюдательности оказывает возраст обучающихся, так навыки художественного наблюдения необходимо развивать с дошкольного возраста, вплоть до 14-ти лет, когда надежность памяти уже приспособлена только активно расти и развиваться.

Библиографический список:

1. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова [Электронный ресурс]. - URL: https://spiritual_culture.academic.ru/1323 (дата обращения 5 февраля 2021).

2. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова [Электронный ресурс]. - URL: https://spiritual_culture.academic.ru/1324 (дата обращения 5 февраля 2021).

3. Словарь-справочник по педагогической психологии / М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева, [Электронный ресурс]. - URL: https://pedagogic_psychology.academic.ru/898/Восприятие (дата обращения 5 февраля 2021).

4. Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1-4 классы под редакцией Б. М. Неменского [Электронный ресурс]. - URL: https://prosv.ru/_data/assistance/25/0efe3a7b-51c1-11 df-b021 -0019b9f502d2_1 .pdf (дата обращения 17 января 2021).

5. Рабочая программа по ИЗО Кузин 1-4 класс ФГОС [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/03/02/rabochaya-programma-po-izo-kuzin-1-4-klass-fgos (дата обращения 17 января 2021).

6. Румянцев Н.Е. Развитие у детей наблюдательности // Исследователь. - 2012. - № 3-4. - С. 26-39.

7. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов художественно -графических факультетов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Просвещение, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.