Научная статья на тему 'Интегративный подход в живописной подготовке студентов художественно-педагогического профиля'

Интегративный подход в живописной подготовке студентов художественно-педагогического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМНОЕ И ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ARTISTIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION / ACADEMIC PAINTING / INTEGRATIVE APPROACH / PROBLEMATIC AND HEURISTIC LEARNING / PICTORIAL LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Мэй

Данная статья посвящена модели обучения академической живописи на основе интегративного подхода в вузах художественно-педагогического профиля Китая и России. Автор считает, что модель интегративного обучения это единый художественно-творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет будущим педагогам-художникам развивать наблюдательность, творческое воображение, фантазию, ощущение пропорций и художественной гармонии, понимание композиционных закономерностей и цветового строя зрительного образа натуры, способствует развитию творческого мышления и овладению творческими методами работы, формирует эстетическое восприятие и вкус. Статья предназначена студентам художественно-педагогического профиля и практикующим педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ван Мэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative Approach to Preparing Students of Artistic and Pedagogical Profile for Pictorial Art

The article focuses on teaching model of academic painting based on the integrative approach to artistic and pedagogical profile universities in China and Russia. The author outlines that the model of integrative learning is a single artistic, creative and educational learning process that allows future teacher artists to develop observation, imagination, sense of proportion and artistic harmony, understanding the composition and color system of the visual image of nature, promotes the development of creative thinking and mastery of creative methods, forms the aesthetic perception and taste. This article is intended for students of artistic and pedagogical profile and practicing teachers.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в живописной подготовке студентов художественно-педагогического профиля»

1УДК 372.874 ББК 74.268.51

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ван Мэй

Аннотация. Данная статья посвящена модели обучения академической живописи на основе интегративного подхода в вузах художественно-педагогического профиля Китая и России.

Автор считает, что модель интегративного обучения - это единый художественно-творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет будущим педагогам-художникам развивать наблюдательность, творческое воображение, фантазию, ощущение пропорций и художественной гармонии, понимание композиционных закономерностей и цветового строя зрительного образа натуры, способствует развитию творческого мышления и овладению творческими методами работы, формирует эстетическое восприятие и вкус.

Статья предназначена студентам художественно-педагогического профиля и практикующим педагогам.

Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, академическая живопись, инте-гративный подход, проблемное и эвристическое обучение, изобразительная грамотность.

INTEGRATIVE APPROACH TO PREPARING STUDENTS OF ARTISTIC AND PEDAGOGICAL PROFILE FOR PICTORIAL ART

Van Mei

Abstract. The article focuses on teaching model of academic painting based on the integrative approach to artistic and pedagogical profile universities in China and Russia.

The author outlines that the model of integrative learning is a single artistic, creative and educational learning process that allows future teacher - artists to develop observation, imagination, sense of proportion and artistic harmony, understanding the composition and color system of the visual image of nature, promotes the development of creative thinking and mastery of creative methods, forms the aesthetic perception and taste. This article is intended for students of artistic and pedagogical profile and practicing teachers.

Keywords: artistic and pedagogical education, academic painting, integrative approach, problematic and heuristic learning, pictorial literacy.

Художественно-педагогическое образование, эстетическое развитие подрастающего поколения, влияние гуманистического искусства на все сферы жизни - это взаимосвязанные компоненты высокой художественной культуры общества. Стремясь к сохранению и передаче традиций этой культуры, художественные колледжи и университеты художественно-педагогического профиля как в Китае, так и в России сегодня опираются в своей образовательной деятельности на сформулированную общественную потребность и соответствующую ей современную базовую педа-

гогическую концепцию постижения западноевропейской живописи, основанную на академических методах обучения реалистическому искусству.

Согласно данной концепции высшего художественного образования, ключевым фактором для подготовки квалифицированных художников-педагогов является обучение академической живописи, которая имеет принципиальное значение в формировании их изобразительной грамотности. Однако в стремлении к интенсификации учебного процесса и повышению качества подготовки специалистов китай-

ские и российские вузы наряду с предоставлением строго классического художественного образования сегодня должны ориентироваться на ведущие тенденции образования.

Одной из таких тенденций является инте-гративный подход, сближающий национальные системы профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, делающий их многопрофильными специалистами, способными обеспечивать полноценное духовное, творческое и эстетическое развитие подрастающего поколения. В этой связи качественная подготовка педагогов-художников предполагает также высокий уровень психолого-педагогических и специальных знаний и умений, общей культуры, творческих качеств личности. Именно такой широко подготовленный, разносторонне развитый и творческий специалист должен сегодня находиться на переднем крае национального художественного образования.

Наиболее актуален совместный поиск ин-тегративных моделей обучения академической живописи и рисунку как основному компоненту профессиональной подготовки художников-педагогов, имеющему принципиальное значение в формировании изобразительной грамоты учащихся в китайской и российской высшей и общеобразовательной школе. Созданная в России концепция всеобщей изобразительной грамоты (Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев и др.) является принятой в Китае базовой концепцией обучения студентов-художников высших, так и средних художественных учебных заведений. В основе концепции лежат академические принципы художественного образования, заложенные педагогами-художниками П. П. Чистяковым, Д. Н. Кардовским, а позднее К. М. Максимовым, оказавшими решающее влияние на становление и развитие реалистического искусства и художественного обучения в Китае.

Интегративный подход в обучении академической живописи может рассматриваться одновременно в двух аспектах. Во-первых, как цель обучения при формировании у студентов целостного художественного восприятия и воспроизведения реальности живописными средствами. Во-вторых, как средство обучения, где интеграция выступает как способ объеди-

нения элементов содержания обучения, что в конечном итоге формирует системность знаний и умений студентов. Такой подход в высшей школе обусловлен прежде всего многокомпо-нентностью, интегративностью содержания как самой художественной деятельности, так и той учебной дисциплины, которую будущий учитель изобразительного искусства сначала должен освоить в вузе, закрепив в рамках самостоятельной творческой деятельности, а затем преподавать как учебный предмет учащимся средней школы.

С этой точки зрения содержание вузовской программы обучения академической живописи по своей структуре интегративно, поскольку предполагает объединение в единой образовательной модели сразу нескольких компонентов: теоретический (знание законов создания реалистического изображения), практический (живописные умения и навыки) и методический компонент (способы передачи ученикам полученных знаний и навыков). Поскольку и изобразительная, и педагогическая деятельности по своей сути являются творческими, методический блок должен быть посвящен не только изучению методов преподавания академической живописи в средней школе, но и раскрытию основ и принципов творческой деятельности, от которых в итоге зависит уровень изобразительной грамотности студентов.

По своей сути модель интегративного обучения - это единый художественно-творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет будущим педагогам-художникам развивать наблюдательность, творческое воображение, фантазию, ощущение пропорций и художественной гармонии, лучше понимать композиционные закономерности и цветовой строй зрительного образа натуры, помогает овладевать творческими методами работы, формирует эстетическое восприятие и вкус.

Чем выше творческий потенциал личности педагога-художника, тем основательнее, качественнее продукты его деятельности и изобразительного, и педагогического характера. В связи с этим целесообразно включать в методическую модель вузовского обучения академической живописи элементы проблемного и эвристического обучения, развивающего и воспитывающего творческую личность будущих

педагогов-художников. Таким образом, интегрированный подход предполагает объединение в единую систему учебно-педагогической и учебно-творческой деятельности, что способствует формированию системы знаний на более высоком, креативном уровне.

Одним из основных признаков интегра-тивности в профессиональной подготовке преподавателей живописи должна являться целостность системы обучения, которая в итоге дает системность знаний и умений, обеспечивающих возможность решать новые профессиональные задачи. При этом процесс профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства в рамках единой учебной программы можно назвать системой лишь в том случае, если все компоненты этой подготовки (учебные курсы, программы, факультативы, практикумы и т. д.) будут взаимосвязаны и объединены главной задачей, а процесс будет управляемым.

Однако анализ образовательной практики художественных факультетов педагогических вузов Китая и России позволил выявить ряд общих проблем образовательного процесса, препятствующих решению их основной задачи -полноценной профессиональной подготовки художников - учителей изобразительного искусства в средней школе. Эти проблемы можно разделить на четыре группы.

Первая группа - проблемы, связанные с организацией обучения. В первые два года обучения (из четырех) в рамках бакалавриата в китайских университетах в обучении студентов изобразительному искусству преподаются академическая живопись и рисунок, композиция, дизайн. Среди методов обучения академической живописи преобладают традиционные методики преподавания, разработанные в России и апробированные в Китае в 19501960-е гг. В последние годы в китайских вузах художественного профиля отмечается тенденция к сокращению аудиторных часов и увеличению доли самостоятельной работы студентов, что является значительной проблемой художественной подготовки будущих учителей. Эти процессы стали причиной поиска китайскими преподавателями более эффективных способов обучения студентов изобразительной грамоте.

На практических занятиях большая часть времени отводится копированию полотен известных мастеров. При выполнении учебных задач творчество студентов зачастую жестко ограничено рамками академических канонов. Лишь в последнем семестре китайские студенты получают возможность реализовать свои творческие способности как в классическом стиле, так и в любом из направлений современной живописи и дизайна. После первых двух лет ведущее место в обучении занимают специальные курсы по магистерской программе, в которых серьезное внимание уделяется обучению студентов владению художественным материалом и отработке технических приемов реалистической манеры письма, позволяющим точно передавать сходство с объектом.

В российских программах больший упор делается на развитие профессиональных качеств будущего художника-педагога, в том числе на воспитательные задачи, а овладение технологией изобразительной деятельности является средством достижения поставленных целей обучения.

В числе проблем организации обучения в китайских художественных вузах - недостаточное внимание к психолого-педагогическим дисциплинам. Основными в обучении признаются специальные дисциплины, изучающие законы изобразительного искусства. Отсутствует внутренняя взаимосвязь в преподавании общехудожественных, специальных и психолого-педагогических блоков дисциплин. Преподавание по каждому блоку дисциплин ведется параллельно или последовательно - один после и независимо от другого, что исключает взаимопроникновение в сознании студентов полученных знаний и навыков в другие дисциплины, приводит к разобщенности обучения. Отработка педагогических умений и навыков играет второстепенную роль, что снижает результативность подготовки художников-педагогов. Сами студенты зачастую формально относятся к изучению психолого-педагогических дисциплин, не понимая их значения в своей будущей деятельности учителя изобразительного искусства.

Еще одна важнейшая проблема в организации учебного процесса как китайских, так и некоторых российских художественно-педагоги-

ческих вузов - формальный подход к педагогической практике студентов при отсутствии индивидуального подхода, вследствие чего она не выполняет своих задач. Причина этого состоит не только в недочетах организации практики, но и в недостаточной мотивированности студентов, которые ориентированы исключительно на изобразительную деятельность, полагая, что достижение в ней высоких результатов автоматически обеспечивает им успех и в педагогической деятельности. Слабая подготовка и мотивационная активность к художественно-педагогической деятельности со стороны студентов снижает результативность учебной деятельности и препятствует их профессиональной самореализации.

Вторая группа проблем отражает недостатки в содержании обучения художественных вузов китайских педагогических университетов, в программах обучения которых мало теоретических дисциплин, а те, которые преподаются, слабо связаны с практической деятельностью учителя изобразительного искусства. В китайских педагогических университетах существуют курсы теории изобразительного искусства, истории искусства, но времени на их изучение отводится неоправданно мало. Зачастую знание этих дисциплин ограничивается запоминанием имен некоторых известных мастеров без понимания эстетического смысла и культурного контекста их работ. У китайских студентов, в отличие от российских, нет столь широких возможностей для изучения произведений искусства в музеях и картинных галереях. В результате такой организации учебного процесса снижается качество подготовки будущих учителей к профессиональной художественно-педагогической деятельности.

Третья группа проблем связана с методикой обучения академической живописи студентов китайских вузов. На аудиторных занятиях преимущественно преобладают традиционные методы обучения, разработанные в рамках классической дидактики - лекция, рассказ, беседа репродуктивного характера, подготовка докладов и рефератов, ориентированных на простое запоминание и воспроизведение материала. В процессе изучения студентами теории искусства практически не применяются проблемный подход, интерактивные образова-

тельные технологии, элементы развивающего и эвристического обучения. Не получили пока распространения в китайской высшей школе идеи смысловой дидактики, диалога культур, герменевтического подхода в обучении, позволяющие понять культурный контекст возникновения того или иного живописного произведения, направления в искусстве.

Методы обучения академической живописи на практических занятиях в китайской высшей школе имеют исключительно индивидуальный характер и предполагают непосредственное взаимодействие студента и преподавателя. При этом мастер обучает ученика собственной манере создания живописного произведения, а не формирует у него собственный стиль. Все это вместе ограничивает возможности творческого самовыражения студентов, затрудняет выработку собственного творческого стиля.

Четвертая группа проблем - это несоответствие целей, задач и содержания методической подготовки специалистов на факультетах художественного профиля педагогических вузов целям средней школы по обучению детей изобразительному искусству. Согласно государственным нормативным установкам, перед преподавателями китайских средних и специальных школ стоят задачи эстетического воспитания и повышения уровня восприятия красоты, развития творческих возможностей и фантазии школьников. Однако ввиду отсутствия у будущих учителей знания методов творческого развития эти задачи в большинстве случаев оказываются сугубо декларативными, а эстетическое развитие не идет рука об руку с обучением детей изобразительной грамоте.

На занятиях по изобразительному искусству в средней школе ученики порой механически, однообразно, формально повторяют и копируют предоставленные учителем предметы и образы. На уроках дети обращают внимание только на изображаемый объект, при этом не задействуются их творческие возможности. Ввиду такого положения художественного образования уроки изобразительного искусства зачастую воспринимаются как «дополнительные уроки» на фоне «главных уроков». В то же время только хорошая методическая подготов-

ка художника-педагога позволит ему правильно организовать процесс художественного образования для выявления способностей и развития талантов своих учеников на уроках искусства в начальной и средней школе. Он должен уметь использовать время, отведенное на урок, для вдохновения и побуждения интереса школьников к творчеству. Ученики должны знать и понимать искусство, являющееся мощным пластом человеческой культуры, и уметь реализовывать свои идеи в творчестве. Учителю надо смело отходить от традиционной роли и выстраивать партнерские отношения с учениками, с удовольствием учиться и заниматься вместе с ними.

В этой связи можно констатировать тот факт, что в реальном современном учебном процессе китайских и части российских художественно-педагогических вузов указанные выше компоненты обучения в рамках курса академической живописи не объединены в единую интегративную систему, что подтверждает анализ программ, учебных планов и реальной педагогической практики китайских и российских вузов художественно-педагогического профиля. Несогласованность процессов учебно-познавательной и творческой деятельности, применение репродуктивных методов обучения делает художественно-педагогическое образование не вполне личностно ориентированным, что не способствует формированию художественной индивидуальности будущих художников-педагогов. Недостаточное отражение в образовательных программах и учебной практике вузов вопросов формирования у студентов целостных представлений о средствах художественной выразительности в процессе создания реалистического изображения приводит к несформированности профессиональных умений и навыков будущих художников-педагогов.

Важнейшей перспективой совершенствования обучения студентов профильных вузов России и Китая академической живописи является его модернизация в рамках интегратив-ного подхода, который в своей основе предполагает объединение разных видов учебной деятельности. Поскольку творческая деятельность студентов российских и китайских художественно-педагогических вузов состоит из

изобразительной и педагогической (методической) деятельности, то процесс интеграции заключается в их объединении в рамках единого учебно-образовательного процесса.

Актуальным современным направлением подготовки учителей изобразительного искусства в китайских и российских педагогических вузах является также формирование их умения проектировать содержание художественного образования учащихся. На практике это означает, что в процессе подготовки к уроку изобразительного искусства учителя в зависимости от целей занятия должны самостоятельно формулировать дидактические задачи, интегрировать и трансформировать содержание, представленное в учебных материалах, выбирать методы обучения и предусматривать реализацию их в последовательности методических приемов.

Подводя итоги сказанному выше, можно утверждать, что на сегодняшний день процесс подготовки квалифицированных художников-педагогов нового поколения как в России, так и в Китае можно сделать более эффективным, если применить в преподавании академической живописи студентов художественно-педагогических вузов специально разработанную методику обучения академической живописи на основе интегративного подхода, включающую в себя:

• цели, задачи, структуру и содержание экспериментальной методики обучения академической живописи студентов КНР и России;

• модель профессиональной компетентности в области академической живописи будущих педагогов-художников, которая включают блоки, отражающие сформированность его творческих способностей, знаний и умений в рамках изобразительной грамотности, а также знаний и навыков методики преподавания изобразительного искусства;

• модель организации учебной деятельности студентов китайских и российских вузов с учетом всех уровней и содержательных компонентов обучения, а также сложившейся специфики организации учебно-воспитательного процесса в китайских и российских художественно-педагогических вузах;

• комплекс методических приемов и дидактических средств для интенсификации под-

готовки студентов в области академической живописи в рамках интегративного подхода, включающий методы проблемного обучения, формирующие знания теории, практики и методики преподавания изобразительного искусства, методы активизации творческой деятельности, развития воображения, творческого мышления, формирующие знания и умения учеников средней школы и позволяющие организовывать творческую деятельность школьников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова Ю. В. Традиции искусства в Китае // Русское и китайское изобразительное искусство в контексте времени. - Чита-Харбин, 2008.- С. 21-32.

2. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. -М.: Просвещение, 1981. - 218 с.

3. Ломов С. П. Образование и искусство в условиях глобализации // Совершенствование методики преподавания изобразительного искусства и народных ремесел: сб. науч.-ме-тод. тр. - М., 2011. - С. 6-8.

REFERENCES

1. Ivanova Yu. V. Traditsii iskusstva v Kitae. In:

Russkoe i kitayskoe izobrazitel'noe iskusstvo v kontekste vremeni. Chita-Kharbin, 2008. Pp. 21-32.

2. Rostovtsev N. N. Istoriya metodov obucheniya risovaniyu. Zarubezhnaya shkola risunka. Moscow: Prosveshchenie, 1981. 218 p.

3. Lomov S. P. Obrazovanie i iskusstvo v uslovi-yakh globalizatsii. In: Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva i narodnykh remesel: sb. nauch.-metod. tr. Moscow, 2011. Pp. 6-8.

Ван Мэй, аспирантка кафедры живописи художественно-графического факультета Института искусств Московского педагогического государственного университета e-mail: kzubrilin@mail.ru

Van Mei, Post-graduate student, Painting Department, Arts and Graphics Faculty, Moscow State University of Education

e-mail: kzubrilin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.