Научная статья на тему 'Развитие художественной наблюдательности как средство активизации изобразительных способностей студентов-заочников в процессе обучения рисунку'

Развитие художественной наблюдательности как средство активизации изобразительных способностей студентов-заочников в процессе обучения рисунку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / УСТАНОВКИ / ART OBSERVATION / SETTINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздов А.П.

В статье рассматривается процесс художественной наблюдательности, который способствует уровню подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ARTISTIC OBSERVATION AS A MEANS OF ACTIVISATION OF DEPICTIVE SKILLS OF OFF-CAMPUS STUDENTS IN THE PROCESS OF DRAWING TRAINING

The article examines the process of artistic observation which contributes to the level of training of future teachers of fine arts.

Текст научной работы на тему «Развитие художественной наблюдательности как средство активизации изобразительных способностей студентов-заочников в процессе обучения рисунку»

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ

DEVELOPMENT OF ARTISTIC OBSERVATION AS A MEANS OF ACTIVISATION OF DEPICTIVE SKILLS OF OFF-CAMPUS STUDENTS IN THE PROCESS OF DRAWING TRAINING

А. П. Дроздов

В статье рассматривается процесс художественной наблюдательности, который способствует уровню подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Ключевые слова: художественное наблюдение, восприятие, установки.

A. P. Drozdov

The article examines the process of artistic observation which contributes to the level of training of future teachers of fine arts.

Keywords: art observation, perception, settings.

а ля того чтобы готовить специалистов на уровне современных требований, необходима настойчивая и систематическая работа по совершению содержания, организационных форм и методов обучения и воспитания. Правильное решение вопросов о перспективах заочного образования и определение мер по его дальнейшему совершенствованию является актуальной задачей. Художественно-графические факультеты педагогических вузов являются основными кузницами подготовки учителей изобразительного искусства, ведущая цель которых - формирование профессионально-педагогической направленности личности студента и его готовности к педагогической работе в учебных учреждениях любого типа (общеобразовательная школа, художественная школа, студии, факультативы и т. п.). Сложность задач профессиональной подготовки художника-педагога обусловливается, прежде всего, самой спецификой этой профессии. Академический рисунок имеет специфические особенности и свой систематический курс обучения. Главная задача этого обучения - дать студентам сумму конкретных знаний и практических навыков, научить профессионально видеть и правильно передавать средствами рисунка окружающую действительность, помочь им понять законы строения формы предметов и использовать эти законы в практике построения изображения.

Многолетний опыт работы педагогических вузов показывает, что высокообразованные и квалифицированные кадры будущих учителей изобразительного искусства, при соблюдении необходимых требований и правильном руководстве их обучением, с применением современных технологий вполне возможно готовить не только на дневном, но и на заочном отделениях.

Отводимые в каждом семестре часы на очные занятия в период сессий не могут компенсировать дефи-

цит практических уроков. При этом фактор ограничения во времени проявляется в том, что программное требование и объем учебной информации является идентичным по сравнению со стационарной формой обучения, а вот учебного времени на аудиторные занятия заочников отводится чуть более одной трети. К тому же сама форма сессионной работы отделена немалым промежутком времени (4-5 месяцев) и носит проверочно-установочный характер.

Заочная форма воспитания учителей изобразительного искусства, впервые начатая в Москве в 1953 г., выполняет важную общественную функцию, отвечая жизненным потребностям современного человека. На факультете изобразительного искусства данная форма обучения получила широкое распространение как подготовка и переподготовка педагогических кадров, усовершенствование их знаний и творческих способностей на занятиях специальными дисциплинам, из которых рисунок претендует на отдельное детальное рассмотрение.

По своей природе рисунок тесно связан со зрительным восприятием. Истинное и полноценное понятие об объектах окружающей действительности человек может получить только при помощи собственных наблюдений, чему в значительной мере способствует рисование с натуры. Наблюдение с целью изображения - важнейшее условие работы с натуры. Кроме умения организовать и упорядочить наблюдение в соответствии с методикой выполнения академических рисунков, необходимо развивать свойства наблюдения окружающей действительности у студентов. В отличие от студентов очного обучения, где студенты находятся под непосредственным наблюдением педагогов и получают педагогические установки, студенты-заочники лишены этого и развиваются самостоятельно. Самостоятельно определяют задачи и ставят установки, для выполнения программных заданий рабо-

ПРОЦЕСС ИЗОБРАЖЕНИЯ

предмет

глаз

мозг

г. (а)

изображение

>1

обработка' информации

А. отображение предмета на сетчатке глаза

Б. отображение иа се (чикс глаза образа иредм^ а «пмраюшееса к а мозговую картину

воспрлнзнеденне изображен на в заданном формате

мозюваи ^каргнна

ПРОЦЕСС НЛБЛКЩЕНИЯ

Рис. Схема процесса зрительного восприятия изображения

ты с натуры которые направлены на развитие свойств наблюдения - это, прежде всего развитие их способности видеть цельно, обобщенно, предметно, избирательно в зависимости от целей для выполнения определенного этапа работы над изображением.

Ведущее место в процессе обучения рисунку на практических занятиях отводится рисованию с натуры. По этому поводу Е. В. Шорохов отмечает: «В работе с натуры, очевидно, больше будет непосредственного наблюдения, изучения натуры в процессе ее восприятия и изображения. Здесь художник имеет возможность глубже изучать свойства и сущность наблюдаемых изображаемых предметов и явлений» [1, с. 66]. Основой рисования с натуры является визуальное наблюдение, которое формируется и развивается в этом процессе и приобретает черты, характерные для данного вида деятельности художника.

Наблюдательность как свойство личности проявляется в деятельности наблюдения. Содержание наблюдения предполагает осознание целей, задач и способов осуществления, умение распланировать свои действия в пространстве и времени, вычленение существенных свойств. Физиология объясняет процесс наблюдения как сложный, взаимосвязанный процесс между первой и сигнальной системами. Н. С. Лукин рассматривает наблюдение как процесс усложняющийся, идущий от нерасчлененного восприятия к детальному видению [2, с. 179].

Развитая художественная наблюдательность позволяет студенту в изобразительной деятельности осознанно изучать натуру, самостоятельно проследить в природе изученный теоретический материал, анализировать и обобщать результаты наблюдений. Следовательно, развивая на занятиях художественную наблюдательность, студент повышает познавательную актив-

ность в учебном процессе, которая определяется М. А. Даниловым как энергичное восприятие учебного материала, применение усвоенных знаний в решении новых задач, самостоятельный подход к новым предметам и явлениям [3, с. 62].

О важности этого процесса в подготовке будущих учителей изобразительного искусства В. К. Лебедко писал: «Восприятие, как целенаправленный и особым образом организованный процесс, способствует успешному овладению различными видами рисунка, а для рисования с натуры, особенно начинающему, важно обладать "анализирующим" восприятием. Ведь в искусстве одного "надо знать" - недостаточно. Надо уметь художественно видеть» [4, с. 546].

Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании наблюдателя отображаются и фиксируются состояния и изменения изучаемого объекта, его количественные, качественные, структурные признаковые перемены (см. рисунок).

А. Гильдебрандт в своем научном труде: «Проблема формы в изобразительном искусстве» придает большое значение зрительной деятельности человеческого глаза, зрительным впечатлениям пространственного представления. Он писал: «Натура еще не искусство, она должна им стать в процессе переработки, но не в произвольном игнорировании зрительных ощущений. Искусство, по его мнению, должно быть основано на нашей способности осязать и видеть. Создание художественных форм есть не что иное, как дальнейшее развитие этой способности» [5, с. 9]. Он считал, что для художника духовным материалом его изображений будут зрительные представления, которые он выражает непосредственно на плоскости и создает тем самым некоторое целое.

Под художественным наблюдением мы понимаем такое специфическое профессиональное качество (можно

сказать комплекс способностей) художника, сформированное в процессе изобразительной деятельности и целенаправленного обучения, которое позволяет ему видеть объект изображения и само изображение во всем многообразии и взаимообусловленности его пластических качеств, свойств и признаков при их постоянном сравнении между собой и с пространством. Кузин В. С. восприятие рассматривает как процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств [6, с. 126].

Знание и понимание о предмете зависит от остроты наблюдения. Чем сложней предмет, тем более качественное должно быть наблюдение и ощущение. Например, студент, изображая куб, видит три плоскости, понимая и осознавая простейшую форму, где без особого труда в перспективном сокращении применяя светотональные решения, выявляет их на плоскости. При изображении человека студент сталкивается с трудностями наблюдения, понимания и осознания сложной формы. Форма человеческой фигуры состоит из десятков, сотней плоскостей, из которых складывается фигура. При изображении фигуры человека также необходимы знания анатомии и перспективы. Если зрительное наблюдение у студента профессионально не подготовлено, то знания перспективы и анатомии ему, в сущности, не помогут. Изображение фигуры человека зависит от специальной подготовки художественного наблюдения. Для этого необходимы специально разработанные упражнения и задания, направленные на развитие у студентов художественного наблюдения. Художественное наблюдение благоприятно формируется в процессе творческого подхода к учебному рисунку. Оно повышает цельность и остроту восприятия, формирует умение видеть формат плоскости, умение удачно разместить на этой плоскости будущее изображение, конструктивно и тонально воспринимать как большую, так и малую формы и постоянно держать в поле зрения всю фигуру в целом и плоскость. Перспектива, анатомия помогают зрительным ощущениям в передаче виденного.

Студент должен не только осмысленно наблюдать фрагмент действительности, но и передать его в рисунке так, чтобы всякий мог видеть то, что он увидел. Полнота и ясность наблюдения предмета составляет основу не только рисунка с натуры, но и рисунка по представле-

нию. Осмысленность представления опирается, в конце концов, на осмысленное наблюдение. По его мнению, организм художника собран для того, чтобы видеть. Художник стремится увидеть. Он обостряет зрение, он решает зрением вопросы формы и тона. Его рука подчинена зрению. Рука ничего не делает, пока не прикажет глаз. Волков считает, что слово «видеть» имеет два разных значения. Первое: видеть значит иметь зрительный образ предмета. Второе: видеть значит точно оценивать на глаз, осуществлять адекватное зрительное суждение. В первом случае достаточно иметь нормальные глаза, чтобы видеть. Во втором надо учить, чтобы приобрелось, выработалось «умение видеть». Н. Н. Волков пишет, что оба восприятия - и восприятие предмета, и восприятие рисунка - участвуют в процессе рисования равноправно и взаимодействуют друг с другом. Без их удачного взаимодействия процесс реалистического рисунка немыслим: «характерные ошибки в рисунках студентов в первую очередь зависят от ошибок восприятия». Вся его мысль сводится к тому, что восприятие художника развивается и формируется непосредственно в процессе работы над рисунком [7, с. 148-149].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Просвещение, 1986.

2. Восприятие и воображение (экспериментальные исследования) // Уч. зап. МПГИ им. В. И. Ленина / под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Красная звезда, 1963. 368 с., ил.

3. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. 299 с.

4. Лебедко В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: дис. д-ра пед. наук. М. 1999. С. 546.

5. Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914. 342 с.

6. Кузин В. С. Психология живописи. М.: ОНИКС, 2005. 304 с.

7. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950.

8. Гинзбург И. В. П. П.Чистяков и его педагогическая система. М.; Л.: Искусство, 1940. 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.