Научная статья на тему 'Наброски и зарисовки как важнейшая часть единого творческого процесса'

Наброски и зарисовки как важнейшая часть единого творческого процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2044
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАТКОСРОЧНОЕ РИСОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / НАБРОСКИ / ЗАРИСОВКИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / SHORT-DRAWING / PROFESSIONAL ABILITY / SKETCHES / DRAWINGS / ARTISTIC PERCEPTION / OBSERVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипникова Евгения Валерьевна, Головачёва Наталья Петровна

В статье рассматривается роль краткосрочного рисования в совершенствовании качества восприятия будущих учителей изобразительного искусства. Даются методические рекомендации по организации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sketches and short-drawings as a major part of creative process

This article examines the role of drawing in short-term improvement of quality of experience for future teachers of fine arts. There are guidelines for the organization of the learning process.

Текст научной работы на тему «Наброски и зарисовки как важнейшая часть единого творческого процесса»

УДК 378.147:75

Е. В. СКРИПНИКОВА Н. П. ГОЛОВАЧЁВА

Омский государственный педагогический университет

НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ЕДИНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматривается роль краткосрочного рисования в совершенствовании качества восприятия будущих учителей изобразительного искусства. Даются методические рекомендации по организации процесса обучения. Ключевые слова: краткосрочное рисование, профессиональные способности, наброски, зарисовки, художественное восприятие, наблюдательность.

Для успешной педагогической деятельности будущих учителей изобразительного искусства целесообразно уделять повышенное внимание их профессиональным и специальным способностям, развитие которых зависит от ряда взаимосвязанных факторов, в числе которых немаловажное значение играет четкая организация занятий краткосрочным рисованием.

На сегодняшний день возможности данного вида работы не используются в полной мере, ослаб интерес к данному виду рисунка у обучающихся, зачастую оказывающихся неспособными выполнить быстрый и лаконичный набросок, который чрезвычайно необходим в их будущей профессиональной деятельности.

Наброски, в свою очередь, способны восполнить все недостатки длительного рисования, поскольку краткосрочное рисование основано на гораздо большей свободе в наблюдениях и творчестве и предоставляет обучающимся широкое поле для самостоятельной деятельности. Поэтому целесообразно сочетать эти два вида занятий.

Краткосрочному рисованию, наброскам и зарисовкам посвятили специальные исследования А. О. Барщ, В. С. Кузин. Например, В. С. Кузин считает наброски неотъемлемым элементом в работе над композицией, призванным сопровождать все этапы выполнения тематического рисунка и делит все наброски и зарисовки на две основные категории: собираемые впрок и выполняемые в процессе претворения замысла рисунка. Н. Н. Ростовцев определяет краткосрочное рисование как необходимую составляющую творческой работы, возможность экспериментировать, искать, осуществлять продуктивную работу при создании композиции.

В набросках с натуры закрепляются навыки построения рисунка, приобретенные в процессе выполнения длительного задания, вырабатывается умение быстро улавливать и передавать в рисунке самые характерные особенности предметов, которые при длительном рисовании не всегда удается передать.

Наброски и зарисовки — одно из важнейших средств реализации замысла рисовальщика, фиксации наблюдений, сбора натурного материала к эскизам композиции. Самые выдающиеся произведения изобразительного искусства созданы на основе

глубокого изучения натуры, выразившегося в набросках и зарисовках. Так, А. А. Иванов для своей картины «Явление Христа народу» выполнил огромное количество набросков и зарисовок и около четырехсот этюдов масляными красками. Мастером наброска по праву считается П. А. Федотов, чьи краткосрочные рисунки являются настоящими произведениями искусства. «Моего труда в мастерских только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь в оба глаза», — говорил мастер [1, с. 52].

Набросок представляет собою важнейшую часть единого процесса обучения рисованию. Занятия краткосрочным рисованием преследуют различные цели, которые условно можно разделить на три группы:

1) документальная фиксация объекта или явления окружающей действительности;

2) создание композиционного мотива с натуры или по представлению;

3) развитие определенного умения или навыка.

Все эти цели краткосрочного рисования эффективно решаются при условии активного развития наблюдательности.

Наброски первой группы, точно фиксирующие натуру, преследуют множество задач — от изучения объекта изображения до собирания материала для конкретного композиционного решения. На практике, процесс рисования с натуры часто превращается в механическое копирование, когда студент не способен осуществить анализ изображаемого. Краткосрочное рисование может разрешить эту проблему, поскольку позволяет изучать предмет со всех сторон, видимых и невидимых.

А. О. Барщ предлагает использовать следующие виды набросков в учебной работе:

1) исполняемые непосредственно с натуры (рис. 1);

2) комбинированные (сначала по наблюдению с натуры, а затем без натуры по памяти) (рис. 2);

3) исполняемые по памяти (рис. 3);

4) по представлению (рис. 4);

5) комплексные (с применением всех вышеуказанных способов работы) (рис. 5);

6) наброски-эскизы (рис. 6) [2, с. 24].

Выполнение вышеперечисленных видов набросков преследует определенные цели и задачи, которые должны четко осознаваться студентами. Так

Рис. 1. Наброски с натуры

Рис. 2. Комбинированные наброски

Рис. 3. Наброски по памяти

задача набросков с натуры, как правило, состоит в том, чтобы быстро и точно передать в рисунке наиболее существенные стороны предметов или явлений действительности, с которыми обучающиеся обычно не справляется в длительном рисунке. Конечная цель наброска с натуры — графически зафиксировать итог наблюдения. Наброски и зарисовки по представлению, комплексные наброски, наброски-эскизы связаны с задачей более сложного осмысливания наблюдаемого. В процессе выполнения рисунка по представлению активизируются более отдаленные связи из жизненного опыта, имеющихся наблюдений, а также из опыта рисования, активизируют процессы мышления, пространственного и образного представления.

Наброски по воображению не связывают рисующего одной точкой зрения, развивают умение зафиксировать форму, объект с различных сторон.

Они строятся на основе фантазии, вобравшей в себя реальные наблюдения натуры. Для развития воссоздающего воображения необходимо сконцентрировать внимание студентов на решении объемно-пространственных задач.

Если наброски с натуры позволяют овладевать грамотой изображения, то наброски по памяти эти знания и умения закрепляют. Наряду с заданием зарисовать по памяти увиденное большой положительный эффект в развитии наблюдательности имеют зарисовки по памяти с повторными наблюдениями и поверкой. Повторение является одним из наиболее существенных условий для запоминания.

Формирование наблюдательности на занятиях краткосрочным рисованием протекает с наибольшей активностью в том случае, если работа направляется в русле художественно-образного выражения знаний и представлений. Этот метод в обучении

Рис. 4. Наброски по представлению

Рис. 5. Комплексные наброски

Рис. 6. Наброски-эскизы

195

является наиболее продуктивным, поскольку для них — будущих педагогов, большое значение приобретает эстетическое познание действительности. Решить задачи изображения способна не столько схема, сколько непосредственность восприятия, вызванная действительностью и направленная педагогом в нужном направлении.

Большое значение в развитии наблюдательности имеет воспроизведение по памяти ранее наблюдаемых, но нерисованных объектов. Целесообразно периодически выполнять наброски и зарисовки объектов или явлений в природе, в условиях пленэра, чем-то обративших на себя внимание. В этом задании важную роль играет эмоциональный фактор восприятия, который обеспечит процессу наблюдения наибольшую результативность.

Развивая на занятиях по рисунку и живописи память, воображение, мышление, мы, по существу, формируем наблюдательность, поскольку это психическое свойство личности имеет тесные многоуровневые связи с данными психическими процессами. Отсюда становится очевидна необходимость чередования в изобразительной деятельности набросков с натуры, по памяти и воображению, а также набросков, выполненных комплексным способом.

В методической литературе распространено такое мнение, что занятия краткосрочным рисованием должны начинаться с натурного, и лишь при достижении определенных успехов в этом виде деятельности рекомендуется переходить к выполнению набросков по памяти и представлению. Как показывает практика, более рационально уже с первых дней постижения основ краткосрочного рисования в учебной работе сочетать его различные виды (с натуры, по памяти, воображению). Одновременная активизация этих процессов будет содействовать более эффективному совершенствованию качества восприятия рисовальщика. Нецелесообразной, как нам кажется, представляется и необходимость выполнения набросков и зарисовок в последовательности, которая часто предлагается в учебной литературе — начиная с зарисовок «мертвой» натуры (предметы быта) и заканчивая изображениями фигуры человека.

Нерационален такой подход, когда студенты первого курса весь год занимаются зарисовками бытовых предметов, на пленэре переходят к изображениям растительного мира, и лишь на втором курсе понемногу осваивают фигуру человека в статических ракурсах. Обучающиеся должны всесторонне изучать окружающую действительность и проводить разнообразные наблюдения за объектами и явлениями, объекты для набросков должны быть разнообразны, но посильны для восприятия и анализа.

Для развития сознательного наблюдения целесообразно делать наброски изображаемых предметов

с других, невидимых глазу точек зрения. В некоторых случаях их можно выполнять на полях длительного рисунка, если на нем достаточно места.

Особую трудность представляет задача изображения натуры в движении. Этот процесс предполагает особенно активное наблюдение натуры. В то же время это очень важный момент в обучении, поскольку такое задание действенно тренирует «быстрое восприятие», или, как называл его И. М. Сеченов, «первый общий эффект внешнего импульса». В. С. Кузин, изучая проблему «быстрого» восприятия, отмечал важность его развития, поскольку этот процесс «позволяет рисовальщику передавать в набросках и зарисовках сущность предметов, опуская второстепенные детали и подробности. ... В процессе быстрого изображения с натуры зрительный образ претерпевает качественные изменения не в отдельных своих частях, а в целом, в совокупности всех своих компонентов» [3, с. 43]. Наблюдение натуры в движении активизирует моментальное восприятие, наблюдаемый объект на несколько секунд задерживается в сознании, что позволяет рисовальщику создать его обобщенный образ. Зарисовки с быстро движущегося объекта требуют максимального напряжения зрительной памяти и резкой активизации таких мыслительных операций, как анализ и синтез.

Формирование наблюдательности на занятиях краткосрочным рисованием будет протекать с наибольшей эффективностью, если занятия набросками станут системой, неотъемлемой частью всего процесса изображения.

Библиографический список

1. Вермель, В. Активное наблюдение — процесс творческий / В. Вермель // Художник. 1964. № 6. С. 52 — 56.

2. Барщ, А. Наброски и зарисовки : учебно-методич. пособие для художественных училищ прикладного искусства / А. Барщ. — М. : Искусство, 1970. — 166 с.

3. Кузин, В. С. «Быстрое» восприятие у школьников в процессе рисования с натуры / В. С. Кузин // Вопросы психологии. - 1971. - № 2 - С. 36-45.

СКРИПНИКОВА Евгения Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка.

Адрес для переписки: evskripnikova@bk.ru ГОЛОВАЧЁВА Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка.

Адрес для переписки: 26gala.natali@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2014 г. © Е. В. Скрипникова, Н. П. Головачёва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.