Научная статья на тему 'Разработка методов обучения рисованию'

Разработка методов обучения рисованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5485
854
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ / РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ / DRAWING TEACHING METHODS / REAL OBJECT DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Елена Сергеевна

Статья посвящена методам обучения рисованию в общеобразовательной школе в России. Рассматриваются учебники, учебные пособия, методические рекомендации для учителей рисования. Выделяются методы и приемы обучения, которые стали считаться важными и прогрессивными для преподавания рисования. Рисование с натуры становится основным видом учебной работы в школе, что потребовало подготовки квалифицированных учителей рисования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drawing teaching methods development

The article describes drawing teaching methods in Russian high schools. The article analyzes textbooks, manuals, guidelines issued during this period of time. The article stresses methods and teaching techniques regarded as important and progressive for drawing teaching. Real objects of drawing became the main kind of trainings in high school, which requires qualified drawing teachers preparation.

Текст научной работы на тему «Разработка методов обучения рисованию»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

УДК 37.090:741 Е. С. ЛЫКОВА

Омский государственный педагогический университет

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ

Статья посвящена методам обучения рисованию в общеобразовательной школе в России. Рассматриваются учебники, учебные пособия, методические рекомендации для учителей рисования. Выделяются методы и приемы обучения, которые стали считаться важными и прогрессивными для преподавания рисования. Рисование с натуры становится основным видом учебной работы в школе, что потребовало подготовки квалифицированных учителей рисования.

Ключевые слова: методика преподавания рисования, рисование с натуры.

Предмет «Изобразительное искусство» является обязательным для изучения в начальной и основной школе. В настоящее время в базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений учебная дисциплина «Изобразительное искусство» входит в область «Искусство». Сегодня Россия приступила к внедрению образовательных стандартов второго поколения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» строится с учетом современных процессов обновления, происходящих в образовании. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с новыми государственными стандартами общего образования и новым Базисным планом.

Чтобы точно реализовывать поставленные задачи перед образованием в учебной дисциплине «Изобразительное искусство», необходимо знать в разные временные периоды историю методов обучения рисованию, учитывать достижения данной науки. Цель статьи рассмотреть методы обучения рисованию, разработанные в 1940— 1970 годы, расставить акценты на достижениях, характерных для рассматриваемого временного периода.

Методика преподавания рисования в общеобразовательной школе в 40-70-е годы XX века получает дальнейшее научно-теоретическое обоснование. Большое влияние на становление и развитие советской методики преподавания этой учебной дисциплины в средней школе оказала организация Академии педагогических наук СССР (1966 г.), и реорганизация Академии художеств СССР (1947 г.). В основу метода преподавания рисования были положены традиции русской реалистической школы, принципы партийности и народности искусства. Рисование в школе должно было рассматриваться как общеобразовательный предмет. Обучение рисунку не только строилось на рисовании с натуры, так как, изображая предметы таким образом, дети одновременно познавали их, но и основывалось на наблюдении и изучении действительности, поэтому педагог должен был научить детей видеть предметы и явления окружающего мира и правильно (реалистически) их изображать. Однако такой подход к постановке обучения рисованию в общеобразовательной школе утвердился не сразу, много еще было споров среди методистов о преимуществе того или иного метода преподавания, у учителей общеобразовательных школ не было единства взглядов на общее направление в обучении. Многие работники народ-

ного образования недооценивали роль и значение рисования как общеобразовательного предмета.

Программа по рисованию 1944 года предусматривала только три вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Уроки рисования предусматривались с I по V класс, при этом рисованию с натуры отводилось большее количество часов. В программу 1948 года включили четыре вида занятий, добавлены беседы об искусстве, а уроки рисования вели до VI класса.

Особое влияние на изменение школьной программы по рисованию оказали опыт и практика специальной художественной школы и изменение направления в художественном образовании вообще [1, с. 211].

В 1959 году выходит книга А. О. Барща «Рисунок в средней художественной школе». Основой для публикации книги послужил опыт работы Московской средней художественной школы при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. В подготовке учащихся художественной школы был применен единый метод обучения художников, в связи с существованием школы в системе института. В основу изложения учебного материала были приняты положения «Учебной программы для средних художественных школ» (1950 г.). В задачи учебной программы по рисунку входило как изложение практического метода проведения учебных занятий, так и раскрытие их внутренней логики, определяющей последовательность постановок и освещение роли и значения отдельных постановок в системе целого. В книге второго издания был расширен раздел набросков, которым во всей системе обучения рисунку придается особенно большое внимание. С целью более быстрого развития у учащихся объемно-пространственных представлений в рабочие планы первого и второго классов внесены задания по рисованию плоских орнаментов и каркасных геометрических тел. Введены новые разделы: «Работа преподавателя над заданием» и «Оборудование класса рисунка» с пояснительными схемами построения геометрических тел и рисунками в помощь изучению анатомического строения человеческой фигуры [2].

В материалах IV сессии Академии художеств СССР отмечалось: «В свое время в области детского художественного образования культивировалась своеобразная теория отрицания школы. Эта теория провозглашала «свободу» детского творчества, которое будто бы потеряет свои неповторимые каче-

ства, если учащимся прививать профессиональные навыки. Эта порочная теория была начисто опровергнута практикой работы Ленинградской школы. Неповторимость детского творчества не только не проиграла, а выиграла, так как вместо «безграмотной мазни» появились профессиональные грамотные работы учащихся. Детям вообще свойственна любовь к деталям, к добросовестной и правдивой штудировке натуры. У ребят здоровое восприятие жизни, и они по своей природе реалисты. Казалось бы, все это должно было логически направлять процесс обучения рисунку и живописи. Однако детей искусственно калечили, прививая им стремление к поискам общей цельности изображения, которая под силу только профессионально подготовленному художнику [1, с. 211 — 212].

В это время в Ленинграде был издан целый ряд работ: в 1940 году вышло пособие для учителей рисования Б. В. Гариевича «Рисование с натуры в школе» с вводной статьей В. И. Бейера. В 1959 году были опубликованы пособия для учителей рисования. Например, А. В. Карлсон «Дидактика и методика на уроках рисования», А. Г. Шиманская «Перспективное рисование в школе», З. Д. Масленникова «Работа красками в школе» и «Виды изобразительного искусства».

В 1960 году напечатаны методические разработки в помощь учителю. Например, А. С. Бражникова, А. В. Карлсон «Уроки рисования», Ф. И. Кирсанов «Рисование и труд в школе», Л. Т. Вяхи-Ильвес «Декоративное рисование в школе. I — IV классы», В. В. Колокольников «Рисование в начальных классах восьмилетней школы».

В 1961 году выходят в свет книги Г. И. Орловского «О художественном образовании учителя рисования (из опыта работы)»; Н. А. Большаковой, В. А. Владимирова, Г. В. Дмитроченко, А. Г. Шиман-ской «Уроки рисования. Методические разработки для III — IV классов».

В 1962 году изданы опыт работы Т. И. Кутеповой «Предупреждение ошибок на уроках рисования» и книга Г. Б. Смирнова, А. М. Соловьёва «Начинающему художнику. О рисовании с натуры».

В 1963 году издано пособие для учащихся К. А. Шестакова «Давайте рисовать», а в 1965 году изданы пособия для учителей Я. Я. Чарнецкого, К. П. Духанина, Ф. И. Егорова, Б. П. Лукинова, К. М. Седова «Рисование. Пособие для учащихся

5 класса»; Ф. И. Кирсанова «Рисование и труд в школе V — VI классы»; И. Н. Турро «Коллективные работы учащихся по рисованию».

Только после того, как Ленинградская школа эффективно поставила процесс обучения на последовательно реалистическую основу, индивидуальные дарования детей проявились в полную силу.

Среди специалистов по рисованию в школе начинает утверждаться мысль о необходимости усиления обучающего характера занятий. Рисование с натуры становится основным, ведущим видом учебной работы в школе. Однако методика преподавания такого вида рисования еще не получила должной научно-теоретической разработки [1, с. 213].

В 1957—1958 годах выходят первые учебники Н. Н. Ростовцева по рисованию для первого [3] и второго классов [4]. В основу этих учебников была положена идея П. П. Чистякова о том, что черчение и рисование начинается с изображения проволочных линий, углов, геометрических фигур и тел, за которыми следует рисование с геометрических фигур, сделанных из картона или дерева.

Чтобы приучить детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения и не заставлять их отвлеченно рисовать прямые, кривые и т.д. линии, в учебниках предлагалось изображать прямую с натуры, будь это проволочный стержень или натянутый шнур. Затем рекомендовалось переходить к рисованию с натуры проволочных фигур. Рисуя с натуры такие модели, учащиеся легко добивались сходства (соответствия между натурой и изображением), и это доставляло им радость и облегчало работу. Раньше ученикам предлагалось сразу нарисовать флажок, часы-ходики, портфель, однако такое задание им было не под силу, у многих детей оставалось чувство неудовлетворенности от своей работы. Теперь же постепенно их подводили к рисованию объемных предметов. После проволочных моделей они рисовали с натуры фигуры, вырезанные из картона, затем условно плоские предметы (детскую лопатку, ракетку для настольного тенниса и т. д.). Затем учащиеся приступали к рисованию объемных предметов окружающей действительности.

В 1961 году вышли в свет учебники Н. Н. Ростовцева для третьего [5] и четвертого классов [6]. Основное внимание в них уделялось рисованию с натуры, методике построения изображения, а также последовательности усложнения учебных заданий.

Учащиеся общеобразовательных школ должны были овладеть основами реалистического рисунка элементарной изобразительной грамоты не только для успешных занятий изобразительным искусством, но и для использования навыков рисования в общественно полезной деятельности. Эти цели и задачи средней школы были сформулированы в «Законе об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР» (1959 г.), где указывалось: «Главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к труду, к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма». Такая перестройка школы потребовала изменения форм и методов обучения рисованию. В этом же году был разработан новый проект учебной программы по рисованию, в котором не только увеличили часы на рисование с натуры, но и продлили уроки изобразительного искусства до VII класса.

В 1960 году эта программа была утверждена и вступила в действие. С этого времени большое внимание стало уделяться методике преподавания рисования с натуры. Школьные методисты и ученые начинают заниматься главным образом вопросами обучения, раскрытием общеобразовательного значения занятий изобразительного искусства, установлением связи рисования с вопросами политехнизации.

В 50-60-е годы методика преподавания рисования обосновывается с научно-педагогической точки зрения. В этом плане особого внимания заслуживает книга А. В. Карлсона «Дидактика и методика на уроках рисования», вышедшая в 1959 году. Во введении автор пишет: «Сущность уроков рисования, педагогическое их значение недостаточно еще раскрыто в педагогике, и до сих пор не изжиты взгляды на этот предмет как на чисто художественный, требующий от учащихся особой одаренности, или как технический, преследующий преимущественно производственные цели. Даже в учебниках педаго-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

гики уделяется сравнительно мало внимания рисованию, в особенности в разделе дидактики, где этот предмет молчаливо обходится. Дидактика раскрывает учебный процесс в целом, его сущность, пути и средства, необходимые для успешного обучения. По существу, дидактика является теорией образования и обучения или теорией умственного воспитания. Поэтому вся методика рисования должна основываться на дидактических принципах.... Из всего этого видно, что дидактические принципы в обучении рисованию тесно переплетаются с методикой преподавания и организацией всей учебной и воспитательной работы» [7, с. 7].

В главе «Основные требования в обучении рисованию» А. В. Карлсон отмечает, что основной задачей преподавания рисования является обучение учащихся элементарным основам реалистического рисунка, вооружение их умением и навыками в рисовании с натуры, по памяти, по представлению; развитие у учащихся зрительного восприятия, умения различать форму, окраску предметов и их положение в пространстве [7, с. 18].

Рисование с натуры становится основным видом учебной работы в школе, что потребовало квалифицированных учителей рисования.

Г. И. Орловский в своей книге «О художественном образовании учителя рисования» писал: «Малограмотный учитель не сможет не только заложить основы художественных вкусов и взглядов, но едва ли сумеет привить ученикам и такие качества, как наблюдательность, зрительная память, глазомер; едва ли он сумеет научить своих учеников изобразительной грамоте.. Но одной художественной подготовки учителю недостаточно. Ему нужно, кроме того, умение излагать учебный материал, умение передавать этот материал продуманно, увлекательно, доступно, экономно. Отсюда, кроме художественной образованности, учителю рисования нужна образованность педагогическая, знание педагогической теории, использование опыта лучших передовых учителей — мастеров своего дела». Когда маленькие дети (5 — 7 лет) рисуют самостоятельно, без опытного профессионального руководства, их рисунки часто получаются очень забавными, непосредственными и наивными, иначе говоря, дети «картавят» в искусстве. В школе же учитель должен научить ребенка правильно пользоваться языком искусства, то есть выправляет его «речь» [8].

Сотрудниками сектора изобразительного искусства НИИ художественного воспитания в 60-е годы был издан целый ряд работ, обобщающих результаты экспериментов. Среди них книги Г. В. Лабунской, Г. А. Назаревской, Е. Е. Рожковой «Уроки рисования в начальной школе» [9]; «Методика обучения рисованию в восьмилетней школе» под ред. А. П. Фомичевой [10]; В. В. Колокольникова «Рисование в начальных классах восьмилетней школы» [11], «Рисование. Книга для учащихся II класса» [12]; Е. Е. Рожковой, Е. Л. Херсонской «Рисование. 5 класс» [13]; Лабунской Г.В. «Изобразительное творчество детей» [14].

Работа Колокольникова В. В. «Рисование. Книга для учащихся II класса восьмилетней школы», изданная в 1965 году [12], составлена в соответствии с программой, принятой в 1964 г., название учебного предмета сохранено прежнее — «Рисование». Целью авторов была помощь учащимся в выполнении классных и в домашних заданий. Книга разделена на тематические разделы, состоящие из групп заданий, расположенных так, как они должны проходить в течение года. Выполняя их, дети знакомились с учеб-

ным материалом всех видов практических занятий (рисование с натуры, на темы, декоративное рисование), а также с произведениями изобразительного искусства. В основу изложения материала, относящегося к рисованию с натуры, был положен принцип рисования по аналогии. Он состоял в том, что в тексте и рисунках рассматривалось изображение одних предметов, а детям, как правило, давались для рисования другие, исходные.

Принцип рисования по аналогии позволял избежать неправильного применения книги, в частности избежать копирования имеющихся в ней рисунков, которое могло подменить собой рисование с натуры. Копирование же тормозит развитие творческих способностей учащихся, а рисование по аналогии содействовало развитию наблюдательности, мышления.

В 1966 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о преобразовании Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР. Были реорганизованы и научно-исследовательские институты академии, в том числе НИИ художественного воспитания, который становится научно-методическим центром по рисованию в стране. В этом институте был сектор рисования, который в дальнейшем стал основной лабораторией, осуществляющей исследование вопросов обучения изобразительному искусству и обобщение передового педагогического опыта в этой области [15, с. 69].

Одновременно с этим организуется Научно-исследовательский институт школ при Министерстве просвещения РСФСР со специальной лабораторией по изучению изобразительного искусства.

С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей разрабатывается методика преподавания рисования. Многие учителя изобразительного искусства также работают над созданием учебных пособий для школ. Таких богатых возможностей для развития и научной разработки методов преподавания рисования в общеобразовательной школе история еще не знала [1, с. 223].

Таким образом, мы осветили одни из основных положений методики преподавания изобразительного искусства в школе, разработанные в 1940 — 1970 годы. Основной акцент в методике обучения в этот период был сделан на рисовании с натуры. Рассмотренный период в статье был временем большого подъема в изучении проблем методики преподавания изобразительного искусства в советской школе, поиска оптимальной системы преподавания изобразительного искусства.

Особенностью сегодняшнего этапа развития образования в России является внедрение образовательных стандартов второго поколения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» строится с учетом современных процессов обновления, происходящих в образовании. В этой связи знания

об истории развития методов обучения рисованию являются важной и неотъемлемой частью знаний о внедрении примерных программ по изобразительному искусству стандартов второго поколения.

Библиографический список

1. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка : учеб. пособие для студентов худож.-

граф. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» / Н. Н. Ростовцев. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.

2. Барщ, А. О. Рисунок в средней художественной школе / А. О. Барщ. — М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 300 с.

3. Ростовцев, Н. Н. Рисование первый класс / Н. Н. Ростовцев. — М. : Учпедгиз, 1957. — 133 с.

4. Ростовцев, Н. Н. Рисование, второй класс / Н. Н. Ростовцев. — М. : Учпедгиз, 1957. — 127 с.

5. Ростовцев, Н. Н. Рисование, третий класс / Н. Н. Ростовцев. — М. : Учпедгиз, 1961. — 112 с.

6. Ростовцев, Н. Н. Рисование, четвертый класс / Н. Н. Ростовцев. — М. : Учпедгиз, 1961. — 116 с.

7. Карлсон, А. В. Дидактика и методика на уроках рисования : пособие для учителей рисования / А. В. Карлосон. — Л. : Учпедгиз, 1959. — 104 с.

8. Орловский, Г. И. О художественном образовании учителя рисования (из опыта работы) / Г. И. Орловский. — Л. : Учпедгиз, 1961. — 167 с.

9. Лабунская, Г. В. Уроки рисования в начальной школе : пособие для учителя / Г. В. Лабунская, Г. А. Назаревская, Е. Е. Рожкова ; под общ. ред. Г. В. Лабунской. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. - 172 с.

10. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе / Под ред. А. П. Фомичева. — М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. — 360 с.

11. Колокольников, В. В. Рисование в начальных классах восьмилетней школы. В помощь учителю / В. В. Колокольников. — Л. : Учпедгиз, 1960. — 84 с.

12. Колокольников, В. В. Рисование. Книга для учащихся II класса восьмилетней школы / В. В. Колокольников. — М. : Просвещение, 1965. — 79 с.

13. Рожкова, Е. Е. Рисование. 5 класс / Е. Е. Рожкова, Е. Л. Херсонская. — М. : Просвещение, 1964. — 228 с.

14. Лабунская, Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабунская. — М. : Просвещение, 1965. — 208 с.

15. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования : моногр. / С. П. Ломов. — М. : Педагогическая академия, 2010. — 104 с.

ЛЫКОВА Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания, заместитель декана по учебной работе факультета искусств.

Адрес для переписки: dekanat.izo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2013 г.

© Е. С. Лыкова

УДК 378 147 004 9 Н. В. ПЕТРОВА

Омский государственный педагогический университет

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

В данной статье проведен анализ методической системы обучения студентов информатике и информационным технологиям, целью которой является развитие знаний обучающихся по данным предметам. Для более эффективного развития знаний по информатике и информационным технологиям автором выделена классификация знаний и обоснован выбор методов их развития, рассмотрены формы, средства, контроль в процессе обучения и деятельность студентов в рамках информационного подхода.

Ключевые слова: информационные технологии, информатика, методическая система, развитие знаний, методы когнитивной визуализации знаний.

Актуальность. Нарастающий поток информации в информационном обществе становится настолько громоздким, что для его освоения традиционные методы и средства становятся непригодны. Это сказывается на уровне и качестве знаний обучающихся. Проводимые входные тестирования показывают, что уровень знаний студентов является достаточно низким — 3 — 40 % и поверхностным, при этом

уровень владения умениями и навыками — сравнительно высокий. Как пишет в своей публикации И. Г. Захарова [1, с. 31], «опросы, тестирования студентов показывают, что подавляющее большинство обучающихся не могут объяснить принцип работы устройств компьютера, организации Интернета или программ, поддерживающих социальные сети, особенности алгоритмов поиска информации и т.д. и не

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.