Научная статья на тему 'История становления предмета «Изобразительное искусство»'

История становления предмета «Изобразительное искусство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4888
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМЕТРАЛЬНЫЙ МЕТОД / НАТУРАЛЬНЫЙ МЕТОД / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / GEOMETRICAL METHOD / NATURAL METHOD / FINE ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Елена Сергеевна

Статья посвящена научному обзору исторической литературы, повлиявшей на формирование и развитие методов преподавания рисования в России в общеобразовательных учебных заведениях. Рассматриваются содержание и особенности геометрального и натурального методов обучения. Историческая литература анализируется в ракурсе ее влияния на становление современных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of development of fine arts as a subject

This article is a scientific review of literature, which influenced on foundation and development of fine art methodics in Russia in secondary schools. This article describes content and features of geometrical and natural educational methods. Historical literature is analyzed in the perspective of its influence on foundation of modern fine arts curriculums in secondary schools.

Текст научной работы на тему «История становления предмета «Изобразительное искусство»»

УДК 371.3:75

Е. С. ЛЫКОВА

Омский государственный педагогический университет

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Статья посвящена научному обзору исторической литературы, повлиявшей на формирование и развитие методов преподавания рисования в России в общеобразовательных учебных заведениях. Рассматриваются содержание и особенности геометрального и натурального методов обучения. Историческая литература анализируется в ракурсе ее влияния на становление современных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Ключевые слова: геометральный метод, натуральный метод, изобразительное искусство.

Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали с общемировыми тенденциями перехода индустриального общества к информационному. В этой связи важную роль играют предметы эстетического цикла. Содержание предмета «Изобразительное искусство» строится с учетом современных процессов обновления, происходящих в образовании. Уникальность и значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе определяется нацеленностью на развитие эстетического воспитания и художественного образования ребенка. Научная новизна статьи заключается в том, что описаны методы преподавания рисования в 18—19 веках, проанализированы содержание и особенности геометрального и натурального методов обучения, рассмотрены истоки становления и современного состояния программы предмета. История обучения рисованию описана в учебном пособии Ростовцева Н. Н. «История методов обучения рисованию», также вопросы истории становления предмета «Изобразительное искусство» рассмотрены в диссертационном исследовании Игнатьева С. Е. «Теория и практика развития изобразительной деятельности детей» [1].

В 1734 году был издан на немецком и русском языках учебник по рисованию И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Эта книга представляет особый интерес с методической точки зрения обучения рисованию. Практически в течение ста лет это издание влияло на становление художественного образования в России. Содержание пособия можно рассматривать как содержание академической системы художественного образования.

В таблицах из пособия И. Д. Прейслера хорошо представлена последовательность обучения, характерная для академической системы художественного образования. Первоначально формировались навыки в умении проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные, дугообразные линии, умение свободно владеть изображением различных геометрических фигур, правил использования их на практике. В пособии размещены таблицы, которые показывают различные формы, изображения частей лица, кистей рук, стопы ноги, туловища, фигуры человека и т.д. В основу обучения рисун-

ку Прейслер кладет геометрию, но предупреждает, что применение подобных фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии. В то время это было лучшее руководство обучения рисованию. Знания, которые ученик получал на основе изучения курса Прейсле-ра, помогали ему в дальнейшем рисовать с натуры, по памяти и по представлению. Книга И. Д. Прейслера почти сто лет использовалась для обучения в общеобразовательных учебных заведениях и в специальных художественных школах России [2].

В 1834 году, через сто лет, был выпущен «Полный курс рисования» Сапожникова А. П. Это был первый учебник составленный русским художником для общеобразовательных учебных заведений. Он переиздавался несколько раз. В книге так же описывалась система, сложившаяся в академической школе обучения. Это умение проводить линии, умение классифицировать форму, умение делить линию на равные пропорции и другое, то есть предлагалась система, которая давала возможность развивать твёрдые навыки в развитии руки и глаза, которая тренировала умение чувствовать пропорции и др. Необходимо было изображать геометрические фигуры в разных положениях, с передачей объёма, такая классическая система обучения была представлена в учебнике. Также в пособии были представлены таблицы — характерные наглядные пособия, созданные А. П. Сапожниковым [3].

Метод обучения рисованию, предложенный Сапожниковым А. П. назвали «геометральным методом». Суть геометрального метода состоит в том, что его основа заключалась в упрощении сложных задач, в установлении методической последовательности, построения изображения от простого к сложному. Например, предлагая ребенку нарисовать сложную форму и видя, что ему сложно сразу уловить основную форму. Желая облегчить работу, мы предлагаем сначала наметить, какую-либо геометрическую форму, а затем в ней изобразить реальную форму модели. Правильно используемый геометральный метод всегда давал положительные результаты в овладении основами реалистического рисунка и являлся основой академической системы художественного образования.

Еще в 15 веке построение сложного объекта через геометрическое доказательство убедительно представил в своих трудах Альбрехт Дюрер. Его

анализ формы головы по принципу «обрубовки» сегодня является основополагающим в системе обучения будущих учителей на художественно-графических факультетах, на факультетах искусств. Это пример геометрального метода, который явился основой всей системы обучения в профессиональных художественных заведениях и в системе общеобразовательных школ России. В пособии Дюрера показываются геометрические тела, заключающие человеческую фигуру. Они понятны и доступны для воспроизведения, в отличие от сложных форм человеческого тела. Если предельно обобщить сложную форму до прямолинейных геометрических форм, то можно легко справиться с задачей не только опытному художнику, но и начинающему. Метод «обрубовки» помогает правильно решать и тональные задачи рисунка. Метод анализа и построения изображения, предложенный Дюрером, оказал положительный эффект в обучении и был использован и развит в педагогической практике обучения [4].

Песталоцци Иоганн Генрих считается одним из основоположников уроков рисования в системе образовательных учреждений. Он добился того, что этот предмет стал обязательным в школьной системе обучения. Песталоцци хорошо понимал всю значимость предмета изобразительного искусства, его пользу. Он взял за основу то, что было создано в академической системе художественного образования. Суть его обучения сводилась к тому, что квадрат, разделённый внутри на вертикали и горизонтали с проведёнными диагоналями и дугами, выгнутыми и вогнутыми, составляет всё богатство направлений, которые существуют в природе. «Все искусство рисования сводится к углам, параллельным линиям и дугам. Все, что бы мы ни рисовали, является в той или иной мере воспроизведением этих трех основных форм. Можно даже представить себе вытекающую из этих трех основных форм идеально простую схему последовательных ступеней, внутри которой для каждого правильного рисунка находится надежный масштаб, а эстетическая красота всех форм выступает лишь как плавность линий, вписанных в эти основные формы» — писал Песта-лоцци. Он утверждал, что надо научиться проводить линии в разных направлениях, надо уметь чувствовать пропорции, развивать твёрдость навыков руки. Он понял, что обучение рисованию должно предшествовать обучению письму. А изящество письма заключается в развитии твердости руки, степени нажима на перо, то чему учили в нашей прежней школе и, кстати говоря, учитель рисования, который брался за эту работу в прежние времена, должен был обучать детей чистописанию. Это интересный факт в методике обучения, который подчеркивает значимость развития технических навыков.

К концу 18 —началу 19 веков рисование получает широкое распространение как общеобразовательный предмет. Появляется ряд теоретических трудов, где доказывается необходимость овладения графическими навыками, подчеркивается важность рисования как общеобразовательного предмета. Например, издание императорского общества поощрения художеств публикует небольшую книгу в 1900 году «Курс начального рисования», составленную академиком Е.А. Сабанеевым, директором рисовальной школы общества. В ней предлагается система обучения начинающая с линий, кривых и так далее. Приводятся типичные примеры обучения на основе геометрального метода: нарисован растительный элемент — листочек, его форма вмещается

в некий прямоугольник, поделенный на две равные части по горизонтали и три по вертикали. По этим точкам нужно сделать соединение. Изображение загружено расчетами. Другой пример, кленовый листочек, который чуть ли не циркулем выстраивается в усеченном круге к низу. Надо сделать массу расчетов, чтобы правильно изобразить движения силуэта этого листочка. Геометральный метод был доведён до своей крайности и уже выстраивался в некую механическую работу, не дающую никакого размышления и полёта творчества.

Начало 20 века открывает новую страницу в истории развития методов преподавания рисования. В этот период появляются различные взгляды на искусство, на школу, на формы и методы преподавания. Отвергая геометральный метод, сторонники противоположного направления не увидели того ценного, что было в нем заключено. Рисунок как таковой начинает вытесняться и заменяться живописной работой. Получает распространение натуральный метод. Толчок в развитии этого направления дало искусство 19 века. Отход от академических традиций учебного рисунка и методов его преподавания начался под влиянием импрессионизма. С появлением импрессионизма нарушается четкая система обучения, теряется конкретность учебных и методических задач. В рисунках стала приветствоваться выразительная линия, сочный штрих, эмоциональный характер, законченность и проработка деталей вытиснилась живописной, экспрессивной манерой в работе [5].

Натуральный метод был взят на вооружение методистами, школьными учителями. Яркий пример использования натурального метода — это обучение, описанное в книге американского педагога Либерти Тедда «Новый путь для художественного воспитания юношества и детей. Руководство к одновременному воспитанию руки, глаза и ума». Л. Тедд в России был хорошо известен своими публикациями. Этой книге предшествовало три издания, в наиболее полном варианте она была выпущена в 1914 году. Из фотографий, иллюстрирующих книгу, становится ясно, что такое натуральный метод: вот дети рисуют птиц и кошек, рисуют с натуры на одном дыхании, срисовывают, то есть «как вижу, так и рисую». Эти задания выполняли крупно, мелом на доске. Тедд утверждал, что при этом развиваются навыки не только кисти, но и всей руки, развивается координация движений. Есть упражнения, которые дети выполняют двумя руками одновременно. Например, сидит собака, которую рисует девочка на доске мелом на воздухе. Никаких линий построения, никаких геометральных построений здесь мы не видим. На другой фотографии также на воздухе лепят с натуры собаку. Суть заданий сводится к тому, чтобы передать своё впечатление, своё умение быстро схватывать характерные особенности натуры. Развитие двигательных навыков руки, это то, что необходимо и художнику и ребенку, который должен иметь крепость и ловкость движений руки. Другой пример: эллипсы, которые в разных направлениях проводит девочка на доске, их необходимо научиться выполнять, чтобы правильно, легко, быстро изображать разные вещи объёмной формы типа чашечек, блюдечек и других предметов округлой формы [6].

В начале 20 века бурные дискуссии вызывал вопрос о преимуществах геометрального и натурального методов преподавания. Какому методу отдавать предпочтение? Основа геометрального

метода заключалась в упрощении сложных задач, в установлении методической последовательности построения изображения от простого к сложному. Натуральный метод обучения в том, что ученик должен был сразу рисовать предметы так, как он их видит, без каких либо упрощений формы. Обучение на основе натурального метода направлено на быстрое изображение, на чувственное восприятие предмета. Так что один метод без другого не может быть сегодня в школе, на сочетании этих двух методов выстраивается современная методика обучения детей изобразительному искусству.

В отечественной истории художественного образования ключевую роль сыграл «Элементарный курс» Луиса Пранга «Преподавание искусства в начальных школах». Составителем книги явилась Мери Гикс, иллюстратором — Эдитта Чандвик. В России в 1911 году было последнее издание этой книги. В ней рассматривались вопросы о цвете, изучение формы, складывание построек и украшений, лепка из глины, рисование иллюстративное и по воображению, рисование красками, сгибание бумаги, наблюдение и рисование и другое. Здесь и рисование геометрических предметов и передача объёмных форм, и впервые мы здесь видим «дни картин» — это беседы об искусстве, моделирование, мы видим развёртки, склеивание простейших геометрических объёмных форм и другое. Впервые в этой книге рассматривается многообразие видов художественной деятельности в работе с детьми. В книге представлено планирование уроков, которое затрагивало работу с детьми старшего дошкольного возраста и учащихся школ, таким образом, решалась задача преемственности в образовании. Если проанализировать программы 19 века, в них было лишь рисование, работа выполнялась только карандашом, последовательно, методично начиная от линий, переходя к объёмным геометрическим изображениям, до гипсов, которые рисовали дети. И в учебных заведениях, где был профессиональный педагог, работа доводилась до рисования гипсовых моделей античных голов. Американские авторы взяли все хорошее, что было в нашей истории художественного образования, в наших рисовальных учебных заведениях, и в частности Строгановского училища, которое занималось подготовкой специалистов для изготовления предметов, отвечающих высоким эстетическим требованиям. И вот эта потребность в развитии художественного вкуса у выпускников школы стала задачей американцев, они взяли эту систему художественного образования за основу обучения, которая давала многообразие художественной деятельности и развития творчества у детей [7].

Пособие «Элементарный курс. Преподавание искусства в начальных школах» было создано американскими авторами в 80-х годах 19 века. Эта книга и программа внимательно изучалась российскими учителями. С методами обучения рисованию в американской школе знакомили книги русских авторов «Американская школа» Е. Янжул [8] и «Рисование в восьмилетних начальных школах США» Т. Котырло, ездивших изучать американскую школу.

Система обучения по Прангу сводится к трем разным позициям, связанным между собой представляющим главы. В курсе художественного образования его составители выделяли «три различных, но связанных между собою предмета, требующие особого внимания. Это воспроизведение — теория и практика изображения предметов, так как они

представляются глазу; декорирование — теория и практика орнаментации; проектирование — теория и практика исполнения чертежей, дающих основу предметов, с помощью которой возможно их изготовление и построение». Эта идея была воплощена в современной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского [9].

В 1912 году петербургскими специалистами, учителями была разработана программа «Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкой и черчением». Авторы В. И. Бейер, А. К. Воскресенский, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев, В. А. Саглин,

A. Н. Смирнов. Программа включала четыре вида занятий, связанных с рисованием: рисование с натуры, иллюстрированное рисование, декоративное рисование («составление украшений»), рассматривание картин — беседы об искусстве, лепка и логическое продолжение обучения детей сводилось к тому, что они постигали основы черчения. Из книги Л. Тедда были взяты упражнения по развитию навыков движения руки. Использована в программе иллюстрация перспективы, которая есть в книге Пранга. Геометральный метод обучения использован в изображении бабочки, чтобы она была правильно нарисована в геометрической трапеции с осью симметрии. Этого у Пранга нет, в программе по Пран-гу берётся обучение впечатлению от предмета, рисование предмета натуральным методом.

Идеи этой программы получили развитие в первых учебниках рисования для начальной школы, которые вышли в СССР в конце 50-х годов 20 века. Автором этих учебников, составителем явился Н. Н. Ростовцев. Достижением автора было то, что в них изложена методика обучения, последовательность, способ получения изображения. Обучение начиналось с развития навыков, которыми должен овладеть ребенок, в умении проводить разные линии, изображать растительные элементы, затем занятия рисованием с натуры, изображение перспективы, тематические рисунки, работа с цветом, знакомство с репродукциями работ художников и т.д. В учебниках использовался геометральный метод, наглядные пособия, разработанные А. П. Сапожниковым [10, 11].

Программа «Петербургских учителей рисования» явилась основой для создания программы «Изобразительное искусство» под руководством

B. С. Кузина [12]. В настоящем это современная программа по изобразительному искусству для начальной школы 1—4 классов и для средней школы 5 — 9 классов, которая обеспечена различными методическими материалами. Авторы программы В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов,

C. Е. Игнатьев и др. Сегодня программа обеспечена линейкой учебников по изобразительному искусству: для 1 — 4 классов авторы В. С. Кузин, Э. И. Ку-бышкина [13], для 5 — 6 классов авторы С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина [14]. Учебники для 1—4 классов представляют материал, реализующий содержание каждого из четырех блоков примерной программы по изобразительному искусству: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Учащиеся знакомятся с основами рисунка, живописи, скульптуры, художественного конструирования и дизайна, декоративной работы. Обучение рисунку и живописи основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению. Задания учебника предлагают использование детьми разнообразных художествен-

ных материалов и техник (графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, цветная тонированная бумага, аппликация). В 5 — 9 классах на уроках изобразительного искусства необходимо обеспечить развитие художественных умений и навыков, сформированных у детей в начальной школе, углубление основ знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту.

В связи с тем, что сегодня учителю изобразительного искусства предоставляется возможность сделать выбор варианта программы и ее методического обеспечения, предмет «Изобразительное искусство» представлен рядом учебных программ и учебно-методических комплектов, разработанных различными авторскими коллективами. При выборе приоритет должен отдаваться образовательным технологиям, где конкретно обозначены цели и задачи обучения, развития и воспитания, в то время как самые современные методики, предлагаемые авторами, через какое-то время могут устареть, оказаться не состоятельными. Методики, которые в своем развитии опираются на систему художественного образования, составят основу педагогической деятельности по изобразительному искусству как фундамента всего последующего эстетического воспитания в процессе художественного образования.

Библиографический список

1. Игнатьев, С. Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. Е. Игнатьев. - М., 2007. - 41 с.

2. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию : Рус. и сов. школы рисунка : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» / Н. Н. Ростовцев. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.

3. Сапожников, А. П. Полный курс рисования / А. П. Сапожников ; под ред. гл. редактора журнала «Художественный

совет» В. Н. Ларионова. - 4-е изд. - М. : АЛЕВ-В, 2003. -160 с.

4. Медведев, Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования / Л. Г. Медведев. — Омск : Наука, 2008. - 290 с.

5. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. -М. : Академический Проект ; Мир, 2007. - 208 с.

6. Тедд, Л. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей. Руководство к одновременному воспитанию руки, глаза и ума / Л. Тедд. 3-е изд. - М. : Типо-литогра-фия Т-ва И. Н. Кушнерева, 1914. - 175 с.

7. Пранг, Л. Элементарный курс. Преподавания искусства в начальных школах. Руководство для учащихся. Год второй / Л. Пранг. - СПб. : Издание журнала «Вестник учителей рисования», 1899. - 215 с.

8. Янжул, Е. Американская школа / Е. Янжул. - СПб, 1919. - 196 с.

9. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. : программы общеобразовательных учреждений. С краткими методическими рекомендациями / Под рук. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2005. - 142 с.

10. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования : моногр. / С. П. Ломов. - М. : Педагогическая академия, 2010. -104 с.

11. Ломов, С. П. Методология художественного образования : учеб. пособие / С. П. Ломов, С. А. Аманжолов. - М. : МПГУ, 2011. - 188 с.

12. Изобразительное искусство. 1-9 кл. : программы общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин [и др.]. - М. : Агар, 1996. - 160 с.

13. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубыш-кина. - 13-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009. - 110 с.

14. Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М. : Дрофа, 2012. - 140 с.

ЛЫКОВА Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания, заместитель декана по учебной работе факультета искусств.

Адрес для переписки: dekanat.izo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2014 г. © Е. С. Лыкова

Книжная полка

Маркова, А. Н. Культурология в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Н. Маркова. - М. : Проспект, 2012. - 455 c. - ISBN 978-5-392-02603-6.

Данное учебное пособие по дисциплине «Культурология» подробно освещает основные понятия, такие как сущность культуры, ее структура, виды и функции, а также описывает историю мировой культуры от древнейших времен и до современности, акцентируя внимание на художественной культуре и научных достижениях. Материал, организованный по эпохам, соответствующим общеисторической периодизации, систематизирован в разрезе ведущих стран мира и представлен в виде схем, что существенно облегчает усвоение материала. Информация, изложенная в пособии, включается в экзаменационные билеты, вопросы к зачетам и семинарам высших и средне-специальных учебных заведений и предназначен как для студентов, так и для преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.