Научная статья на тему 'Роль восприятия в обучении рисунку'

Роль восприятия в обучении рисунку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСУНОК / ВОСПРИЯТИЕ / МЫШЛЕНИЕ / НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ / ПЕРСПЕКТИВА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаров Хабибурахман Гаджиевич

В статье рассматривается определяющее значение процесса восприятия в обучении рисунку. В ней акцентируется внимание на развитии других важнейших психофизиологических компонентов мышления, воображения, наблюдательности, двигательных функций руки, влияющих на становление высокопрофессиональных специалистов. Отдельные аспекты, непосредственно влияющие на качество процесса обучения, в статье затрагиваются в рамках развития умений и навыков выполнения набросков и зарисовок. Обучение рассматривается как сложный процесс, где задействованы многие факторы и условия, от которых зависит в конечном итоге результат обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль восприятия в обучении рисунку»

УДК 75. 021. 34 (07)

РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ В ОБУЧЕНИИ РИСУНКУ

THE ROLE OF PERCEPTION IN THE DRAWING TRAINING

© 2016 Омаров Х. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2016 Omarov Kh. G.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается определяющее значение процесса восприятия в обучении рисунку. В ней акцентируется внимание на развитии других важнейших психофизиологических компонентов - мышления, воображения, наблюдательности, двигательных функций руки, влияющих на становление высокопрофессиональных специалистов. Отдельные аспекты, непосредственно влияющие на качество процесса обучения, в статье затрагиваются в рамках развития умений и навыков выполнения набросков и зарисовок. Обучение рассматривается как сложный процесс, где задействованы многие факторы и условия, от которых зависит в конечном итоге результат обучения.

Abstract. Determining meaning of the process of perception in the drawing teaching is considered in the article. The author pays a special attention to the development of other most important psychological and physiological components: thinking, imagination, hand's, engine (moving function of hand), observation, which influence on becoming the high professional specialists. Separate aspects influencing on a quality of process of training are touched upon in the context of the development of skills and abilities of making the sketches. Teaching is considered as a complex process where a lot of factors and conditions are used; the result of training is influenced by them.

Rezjume. V stat'e rassmatrivaetsja opredeljajushhee znachenieprocessa vosprijatija v obuchenii risunku. V nej akcentiruetsja vnimanie na razvitii drugih vazhnejshih psihofiziologicheskih komponentov - myshlen-ija, voobrazhenija, nabljudatel'nosti, dvigatel'nyh funkcij ruki, vlijajushhih na stanovlenie vysokoprofession-al'nyh specialistov. Otdel'nye aspekty, neposredstvenno vlijajushhie na kachestvoprocessa obuchenija, vstat'e zatragivajutsja v ramkah razvitija umenij i navykov vypolnenija nabroskov i zarisovok. Obuchenie rassmatrivaetsja kak slozhnyj process, gde zadejstvovany mnogie faktory i uslovija, ot kotoryh zavisit v konechnom itoge rezul'tat obuchenija.

Ключевые слова: рисунок, восприятие, мышление, наброски и зарисовки, перспектива, обучение.

Keywords: drawing, perception, thinking, drafts and sketches, prospect, training.

Klyuchevyie slova: risunok, vosprijatie, myshlenie, nabroski i zarisovki, perspektiva, obuchenie.

Подготовка специалистов направления «Культура и искусство» является одной из серьёзных задач развития образования и культуры в нашем обществе. Обучение изобразительному искусству и, в частности, рисунку - один из элементов, способствующих развитию культуры в обществе и решению образовательных задач, которые должны способствовать прогрессивным преобразованиям в стране. Перед педагогами изобразительного искусства стоит сложная задача, связанная с обучением контингента студентов начальных курсов со

слабо выраженными умениями в практическом рисовании. Как правило, у них сразу проявляется отсутствие должных умений в передаче формы объекта натуры и пропорциональных особенностей в конструктивном строении. Из опыта работы мы знаем, как важны в процессе овладения рисунком знания законов перспективы. Без знаний закономерностей линейной и воздушной перспективы не представляется возможной работа, связанная с решением изобразительных задач. У студентов на начальной стадии обучения ещё очень слабо развито про-

странственное мышление, связанное напрямую с целенаправленным восприятием, наблюдательностью, функцией глазомера, моторикой, что является определяющим для успешного решения ими учебных изобразительных задач. Одним из условий в обучении рисунку является обязательное наличие такого психологического компонента как восприятие, которое играет решающую роль в анализе особенностей натуры. В процессе работы над рисунком целенаправленное восприятие с определённой периодичностью его обновления должно иметь постоянный характер. Целью этого процесса является решение каждой новой задачи, выявленной посредством наблюдения и изучения натуры. Каждый цикл восприятия - это определение новой задачи, которую в последующем действии необходимо решить. Каждая вновь выявленная посредством восприятия задача решается с опорой на анализ и синтез, как составляющих мышления. От уровня развитости процесса мышления напрямую зависит качество образованных ассоциативных связей в коре головного мозга, непосредственно влияющих на процесс усвоения необходимого учебного материала. В процессе обучения происходит взаимовлияние применяемых приёмов, средств, форм и психофизиологических факторов с последующим активным развитием последних, что благотворно влияет на процесс формирования и развития умений, навыков в рисунке. Усвоение новых знаний теоретического и практического характера с точки зрения дидактики - это процесс, связанный со многими факторами. Одним из определяющих таких факторов в обучении рисунку является наличие специальных знаний, без которых немыслимо рассчитывать на успех.

Одним из первых мастеров, высоко поднявших культуру и значение рисунка, и в том числе наброска, был великий немецкий художник эпохи Возрождения А. Дюрер. Его многочисленные рисунки, наброски, гравюры являются замечательным примером неустанного изучения природы, вдохновенной, целеустремлённой работы в области графики [2. С. 168].

История развития изобразительного искусства и специалисты в этой области отмечают, что изобретённые в прошлые века известным художником Леонардо да Винчи законы перспективы сыграли определяющую роль в развитии изобразительного искусства. Законы перспективы стали отправной

точкой, с которой художники получили возможность передать третье измерение на фронтальной плоскости. С помощью применения линейной и воздушной перспективы художники начали в своих рисунках передавать глубину, что явилось революционным событием в художественной деятельности тогдашних мастеров. Суть изобретения заключалась в появлении новых понятий, таких как - линия горизонта, точки схода и точки зрения, с помощью которых на плоскости листа можно создать изображение, имеющее высоту, ширину и глубину, чего не было до этого. Достаточно скупыми по содержанию средствами художники получили возможность создавать настоящие произведения искусства, обогатившие историю развития изобразительного искусства всего мира.

Сложность применения законов перспективы в процессе работы над сложными формами человеческой фигуры студентами в начальной стадии их обучения становится настоящим препятствием. Она обусловлена отсутствием у начинающих художников должных знаний, только наличие которых может содействовать правильному решению конструктивных задач натуры с учётом законов линейной перспективы. Перед педагогами на этом этапе стоит серьёзная задача, имеющая в своей составляющей несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап включает определение имеющихся проблем путём проведения пробных экспериментов во время занятий.

Второй этап - это определение методики работы с целью решения этих проблем.

Третий этап предусматривает непосредственную учебную работу со студентами с применением определённых на основе экспериментов методов, форм и приёмов воздействия.

Посредством экспериментального исследования была определена основная причина возникновения сложностей с решением линейно-конструктивных задач в процессе работы над сложными формами натуры. Оказалось, что причиной является слабо развитое восприятие, без которого невозможно представить обучение изобразительному искусству вообще, и рисунку в частности.

На сегодняшний день программы средних общеобразовательных школ нашей страны не предусматривают изучение дисциплины «Черчение». Чиновники от образования не учли, что этот предмет единственный, который решал проблему развития

пространственного мышления и представления, активно участвующих в изучении подавляющего большинства общеобразовательных дисциплин. Пространственное мышление и представление опираются на анализ и синтез как основные составляющие процесса мышления на основе восприятия, без которых не представляется возможным обучение рисунку. Мы все знаем, что окружающее нас пространство и предметы мы видим в трёх измерениях, которые имеют ширину, высоту и глубину. Нам также известно, что рисунок является результатом изображения чего-либо на плоскости, а на плоскости мы можем иметь только два измерения. Рисунок на плоскости листа имеет высоту, ширину, но не имеет глубины. Законы перспективы, которыми пользуются практически все художники при рисовании, связанные с передачей иллюзии трёхмерности в пространстве, применяются художниками в процессе создания и самых простых геометрических форм, и самых сложных сюжетных композиций. Перспектива предполагает изменение форм и размеров, а также окраски объекта рисования с учётом и по мере изменения расстояния. Перспектива -это наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеком форм, находящихся в пространстве и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости [1. С. 281].

Законы перспективы основаны, как точно определил в своё время Леонардо да Винчи, на объективно существующих особенностях зрительного восприятия и опирающихся исключительно на объективно существующие реалии жизни. Художники ими пользуются для создания убедительного реалистичного пространственного образа на картинной плоскости.

Педагоги в процессе обучения в основном пользуются применением прямой перспективы, которая в своей структуре подразделяется на две особенности:

- линии построения, использующиеся на этапе построения и уходящие в глубину плоскости к линии горизонта, сходятся в одной точке, и эту точку принято называть точкой схода;

- все предметы композиции по мере удаления от зрителя в глубину пространства уменьшаются в размере, и это происходит по строгим закономерностям, подчиняющимся понятию - перспектива. При любых ситуациях, следуя законам перспективы, принято считать, что линия горизонта всегда

находится на уровне наших глаз. Перпендикуляр, мысленно выстроенный к картинной (фронтальной) плоскости в положении сидя или в любом другом положении, определяет прохождение по этому месту линии горизонта. На начальном этапе студентам довольно сложно абстрагироваться и мысленно определить место прохождения этой линии в пространстве, с учётом нахождения которого преподаватель требует с них начинать работу над конструкцией натуры. В этой ситуации педагог обязан прибегнуть к простейшим примерам, которые мы обычно наблюдаем в природе, взгляд в самую даль, к примеру, граница между морем и небом или любое другое наблюдение в условиях пленэра, связанное с перспективой. На простых примерах, как правило, студентам проще и доступнее усвоить учебный материал. На первых порах при слабо развитом пространственном мышлении им сложно представить, что на плоскости обычного листа бумаги с учётом знаний законов перспективы можно создать изображение, создающее полную иллюзию ощущения глубины. Особенно сложно применять законы перспективы при конструктивном решении головы или фигуры человека, где им очень сложно учесть одновременно множество параметров, касающихся передачи формы, пропорциональных отношений, движения и при этом сопоставлять их, решая всю совокупность графических задач с учётом законов линейной и воздушной перспективы.

Метод, который мы описываем, связан с перспективой, где непосредственно линия рассматривается как одна из самых выразительных средств рисунка, а другим таким же средством является точка. При этом линия как основное средство, посредством которого решаются абсолютно все графические задачи, является абстрактным понятием. Линия как средство позволяет рисующему индивиду отделять определённую форму от пространства. Изображая предмет в пространстве формата листа посредством линий, создавая иллюзию трёхмерности и ощущение глубины, мы знаем, что сама линия тоже находится в этом пространстве, но при этом постоянно изменяется. Становясь менее или более активной, тонкой или толстой (что говорит о перспективном сокращении), линия позволяет выявить в пространстве любую природную форму - простую или сложную.

Мы знаем, что наброском или зарисовкой можно показать практически всё, что можно наблюдать в процессе восприятия. Техника

набросков и зарисовок всегда позволяет передать любые нюансы, присущие натуре. На уровне интуиции наброски и зарисовки могут подсказать художнику возможности варьирования тем или иным материалом, где следует употребить линию, а где стоит использовать методы растушевки. Следует отметить, что диапазон средств, используемых при выполнении набросков, весьма широк. При выполнении набросков художники активно применяют перо, сангину, карандаш, уголь, кисть, пастель, соус. Удачный набросок частенько выглядит законченным рисунком, с присутствующим в нём творческим содержанием и ощущением какой-то особой лаконичности. По мере их выполнения, как показывает многолетняя практика педагога, постепенно накапливается опыт, растет профессиональный навык, совершенствуется линия и манера исполнения. Наброски являются тем средством, за счёт которых активно происходит профессиональное становление будущего художника, активно развивающим восприятие, наблюдательность, мышление, воображение и представление, без участия которых не происходит ни одно действие. В своих воспоминаниях известный французский художник Жан Огюст Доминик (1789-1867) писал: «Делая набросок фигуры, прежде всего, постарайтесь определить и хорошо охарактеризовать её движение. Я буду постоянно вам повторять: движение - это жизнь». «Изучая натуру, обращайте внимание, прежде всего, на целое. Спрашивайте его и только его...». «Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом...» [1. С. 61].

Ещё одним качеством, которым обладают наброски и зарисовки, является возможность их использования в качестве упражнений. Упражнения в набросках и зарисовках с натуры, по памяти, по представлению в практике педагога часто используются во время длительного рисунка. В промежутках между сеансами мы рекомендуем студентам и практикуем сами выполнение быстрых рисунков-набросков, что благотворно влияет на ход работы над постановкой. Рисующий, как показывает практика, может восстановить по памяти свое впечатление от изученной натуры, обобщив его в наброске. Это упражнение очень хорошо тренирует наблюдательность и зрительную память, что и позволяет выработать острое восприятие самой сути натуры. При условии

систематической работы в набросках и зарисовках со временем к студентам приходит умение свободно владеть карандашом или любым другим инструментом. Умение повторять только что воспринятое в натуре и строить по памяти форму с выявлением характерного, присущего только этой натуре и решить его обобщённо, ещё одно качество, которое вырабатывается в процессе работы над набросками. В наброске, сделанном по памяти, часто можно отметить наличие свежей выдумки или появление творческой фантазии. Практика выполнения набросков часто базируется на воображении и на накопленных знаниях об окружающем. В набросках по представлению результат работы в основном опирается на фантазию или воображение, представляющих совокупность совершённых наблюдений. Ещё одним аспектом, на котором базируются наброски по представлению, является сознание, обогащенное острой и целенаправленной наблюдательностью, исходящей от зрительной памяти, развитой посредством упражнений в различных видах рисования. Этот вид набросков и зарисовок, как правило, практикуют опытные рисовальщики. Кто уже имеет опыт работы с натуры и по памяти, тот способен на фантазию, воображение и может мыслить образами.

Восприятие и способность анализировать и систематизировать результаты работы в соответствии с поставленной целью и задачами - являются важнейшим условием достижения необходимых результатов. Насколько хорошо развиты и натренированы эти психологические компоненты, включающие целенаправленное восприятие, наблюдательность, представление и воображение, участвующие в процессе овладения искусством рисунка, настолько качественной и профессиональной выглядит и результат. В разные эпохи по-разному относились к решению проблем, связанных с развитием психологических компонентов, необходимых для развития умений и навыков в изобразительной деятельности. Наброски и зарисовки служили всегда инструментом и упражнением, которые способствуют активному развитию процесса восприятия, мышления в различных его видах.

Как одно из составных частей процесса мышления пространственное мышление в изобразительной деятельности основывается на подробном и качественном анализе основных составляющих объекта натуры. Рассматривая наброски и зарисовки как упражнение

для развития восприятия в процессе обучения рисунку и для решения проблем, связанных с решением линейно-конструктивных объектов натуры, мы решаем сразу две учебные задачи.

Первая задача связана с развитием психофизиологических компонентов как важных инструментов, непосредственно участвующих в обучении рисунку через систему упражнений с постепенным доведением их до необходимого уровня.

Вторая задача - это систематическая практическая работа над набросками и зарисовками как над самостоятельным видом изобразительной деятельности. Систематическая работа над набросками и зарисовками позволяет решать многие сложные учебные задачи

и проблемы, связанные с изобразительной деятельностью. Они возникают, как правило, у студентов художественно-графического факультета на начальных курсах обучения рисунку, живописи и композиции. В процессе работы над сложными формами студенты часто теряются в собственных сомнениях, где решение конструктивных задач натуры превращается в сплошное срисовывание контуров натуры.

Целенаправленное восприятие позволяет студентам осознанно и грамотно решать учебные задачи в рисунке, связанные с подробным анализом формы натуры, соотношений её пропорций и конструктивных составляющих.

Литература

1. Аксенов Ю. Г., Левидов М. М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. Вып. 1. М.: Советский художник, 1976. 326 с. 2. Рисунок. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов / Под ред. А. М. Серова. М.: Просвещение, 1975. 271 с. 3. Жуков Н. Н. Дневник художника. Л., 1967. 112 с. References

1. Аквепоу Yu. G. Color and line. Practical guidance on drawing and painting. Issue 1. M.: Sovetsky Khudozhnik, 1976. 326 p. 2. Drawing. The Manual for students of art-graphic faculties of pedagogical institutes / Еd. by

1976. 326 p. 2. Drawing. The Manual for students of art-graphic faculties of pedagogical institutes / Еd. by A. M. Serov. М.: Prosveschenie, 1975. 271 p. 3. Zhukov N. N. The artist's diary. L. 1967. 112 p. Literatura

1. Aksenov Ju. G., Levidov M. M. Cvet i linija. Prakticheskoe rukovodstvo po risunku i zhivopisi. Vyp. 1. M.: So-vetskij hudozhnik, 1976. 326 s. 2. Risunok. Uchebnoe posobie dlja studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedagogicheskih institutov / Рod red. A. M. Serova. M.: Prosveshhenie, 1975. 271 s. 3. Zhukov N. N. Dnevnik hudozhnika. L. 1967. 112 s.

Статья поступила в редакцию 25.12.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.