Научная статья на тему 'Рисование с натуры как метод наглядного обучения и общего развития ребенка'

Рисование с натуры как метод наглядного обучения и общего развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3180
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ / DRAWING FROM NATURE / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / METHOD OF TEACHING / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Се Юнхуэй

В статье освещены вопросы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, целью которого является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры, приобщение детей к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение ими национальным культурным наследием. Рисование с натуры развивает наблюдательность и любопытство учеников, развивает у них чувство прекрасного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the problems of teaching art in a secondary school, the purpose of which is to develop students artistic culture as an integral part of the spiritual culture, familiarizing children with universal and aesthetic values, the mastery of their national cultural heritage. Drawing from Nature develops observation and curiosity of students, develops their sense of beauty.

Текст научной работы на тему «Рисование с натуры как метод наглядного обучения и общего развития ребенка»

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КАК МЕТОД НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

DRAWING FROM NATURE AS A METHOD OF VISUAL LEARNING AND OVERALL DEVELOPMENT OF A CHILD

Се Юнхуэй

В статье освещены вопросы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, целью которого является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры, приобщение детей к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение ими национальным культурным наследием. Рисование с натуры развивает наблюдательность и любопытство учеников, развивает у них чувство прекрасного.

Ключевые слова: рисование с натуры, метод обучения, художественное образование, художественно-творческая деятельность, развитие личности.

Рисование с натуры как метод обучения - процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества. В процессе художественного воспитания у школьников формируется способность чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им. Обучение изобразительному искусству способствует художественно-творческой деятельности.

Ребенка в жизни воспитывает все: убранство помещений, опрятный костюм, отношения между людьми, общение с окружающими, условия труда и развлечений. Все это либо привлекает, либо отталкивает детей. Причем особенно важно не только организовать эстетику среды, в которой живет, учится, работает, отдыхает ребенок, но и привлечь самих детей к активной деятельности по созиданию и сохранению красоты. Только в этом случае она по-настоящему станет видна школьникам, будет чувственно осязаемой, сделает их ревностными защитниками и пропагандистами прекрасного, доброго, человечного. Система эстетического воспитания учащихся начальных классов строится с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Идет ли речь о требованиях к нравственно-эстетическому идеалу, вкусу, эстетическим суждениям, которые должны быть свойственны младшему школьнику, подростку, юноше, или о характере, жанрах, критериях оценки творческой (в том числе художественно-творческой) деятельности, каждый раз оптимальное требование и решение проблемы должно быть соотнесено с возрастными возможностями ребенка.

Подготовка школьника к успешной и эффективной жизни заключается не только во всестороннем образовании и воспитании. Должны быть развиты его индивиду-

Xie Yong Hui

This article presents the problems of teaching art in a secondary school, the purpose of which is to develop students' artistic culture as an integral part of the spiritual culture, familiarizing children with universal and aesthetic values, the mastery of their national cultural heritage. Drawing from Nature develops observation and curiosity of students, develops their sense of beauty.

Keywords: drawing from nature, method of teaching, art education, artistic and creative activities, personality development.

альные способности, он должен уметь создавать новое, жить и творить по законам красоты. Стремление к прекрасному облагораживает человека.

Учитель рисования может и должен пробудить в детях чувство прекрасного и возвышенного. Для этого он должен на уроках обращать внимание учеников на красивое в их жизни, учить замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться. Учитель показывает, как богата природа цветовыми оттенками, какое есть многообразие форм в природе. Рисуя с натуры пейзаж, ветки деревьев, листья, цветы, изучая характер их формы, ученики начинают интересоваться природой, богатством и разнообразием ее форм и красок. Рисование помогает научиться видеть мир шире и разностороннее.

Работая с детьми, учитель не может подходить к процессу обучения шаблонно. Методика как искусство преподавания состоит в том, что учитель должен уметь найти подход к ученику, увидеть, в чем он нуждается, и помочь ему в процессе обучения. Изложение учебного материала должно быть простым, ясным, структурированным и интересным. Кроме того, чтобы ученик понял учителя, недостаточно простого разъяснения и показа, учитель должен уметь увидеть и прочувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как реагирует на слова и действия учителя. Это сложная задача установления доверительного психологического контакта между учеником и учителем. Важно эмоциональное отношение к процессу. П. П. Чистяков писал: «Ведь это вздор, что учить скучно. Хорошо учить - значит любя учить, а любя ничего не скучно делать; тут, как говорится, дежурить не придется» [14, с. 10].

Методическое руководство со стороны учителя при обучении рисованию помогает ребенку быстрее усвоить

правила построения реалистического рисунка, разобраться в закономерностях строения натуры. Школьники быстрее учатся самостоятельности, у них повышается интерес к знанию и науке, рождается стремление к дальнейшему совершенствованию в рисовании.

Процесс познания реальной действительности закономерен. Это путь от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Это диалектический путь познания объективной реальности. Эта закономерность познания является научной основой методики обучения. Научные исследования российских ученых доказывают, что обучать детей реалистическому рисунку можно и нужно с первого класса, что даже дети дошкольного возраста способны усваивать основы изобразительной грамоты. Не секрет, что маленькие дети охотно рисуют, но часто, подрастая, они забрасывают это занятие. Отчего это происходит? Оказывается, не в таланте дело. Развиваясь, ребенок перестает удовлетворяться своими детскими, наивными представлениями о мире. В средних классах дети уже не просто наблюдают окружающие их предметы, а начинают сравнивать их между собой, анализировать и делать выводы. В этом возрасте ребенку уже недостаточно довольствоваться своими примитивными рисунками, он пытается подвести их к реальным изображениям. А если он не знает, как это сделать и на помощь не пришел опытный руководитель, возникает чувство неудовлетворенности и разочарования, ребенок просто забрасывает рисование.

В обучении рисованию ученики идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания. Само по себе рисование с натуры уже является методом наглядного обучения. Процесс рисования начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета. Чтобы у ребенка появились необходимые данные для суждения, он должен ощущать, видеть, слышать, чувствовать запах или вкус. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что, в свою очередь, влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, на качество построения изображения.

Общие задачи воспитания и гармоничного развития личности приводят нас к следующим целям школьного курса изобразительного искусства:

1. Подготовка всесторонне развитых, образованных членов общества с активной общественной и гражданской позицией.

2. Эстетическое воспитание детей, развитие их художественного вкуса.

3. Помощь детям в познании окружающего мира, развитие их наблюдательности, приучение к логическому мышлению, осознанному восприятию увиденного.

4. Раскрытие практического значения рисунка в жизни человека. Умение пользоваться рисунком как инструментом в трудовой, общественной, личной жизни.

5. Обучение знанию элементарных основ реалистического рисунка. Развитие навыков и умений в изобразительном искусстве, обучение основным техническим при-

емам работы. Любовь к труду, аккуратность и настойчивость в работе.

6. Развитие творческих способностей учеников, эстетического восприятия мира, пространственного мышления, образного представления и воображения. Всестороннее психическое и личностное развитие.

7. Ознакомление учеников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Развитие интереса и эмоционального отношения к изобразительной деятельности.

Нужно заинтересовать школьников своим предметом, рассказать, что умение рисовать нужно не только художникам, что изобразительные навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо архитектору, модельеру, биологу, археологу, воспитателю детского сада, пластическому хирургу и многим другим.

Рисование с натуры является одним из основных, важнейших видов учебной деятельности в изобразительном искусстве. Этот метод наглядного обучения дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития учащихся. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Рисование с натуры формирует опыт художественной деятельности младших школьников. Изображаемый предмет в начальной школе предлагается с одной фиксированной точки зрения.

Сознание 6-7-летнего ребенка и его психологическое развитие не подготовлено к восприятию натуры, как мы, взрослые, это понимаем. Ребенок, имея перед собой натуру, в большинстве случаев рисует ее чаще всего по памяти и представлению, то есть изображает предмет с наиболее характерной стороны со всеми существенными его признаками. Вам скажут слово «яблоко», а вы изобразите его. У большинства из вас это яблоко будет большое, красное или зеленое, обязательно с листочком, потому что в вашей памяти с детства осталось воспоминание о красивом и большом яблоке, принесенном вам когда-то в подарок. Поэтому рисование с натуры в 1-м классе мы называем рисование с натуры по памяти и представлению.

Действительными навыками рисования с натуры дети и овладевают постепенно в течение первого и второго годов обучения, а осознанное зрительное изображение, как правило, начинает формироваться лишь к концу второго года обучения.

В 7-8-летнем возрасте у детей очень хорошо развита подражательная способность. Это дает учителю мощное средство обучения, без которого рисование в начальных классах немыслимо - это показательное рисование и педагогический рисунок на доске. Методика проведения занятий, особенно в 1-м классе, да и во всех остальных, строится по принципу «делай, как я». Как держать кисть, карандаш, смешивать краски и т. д. - все учитель должен показать. Показ должен сопровождаться словесным объяснением учителя.

Школьная программа по изобразительному искусству содержит четыре вида занятий: рисование с натуры,

декоративное рисование, рисование на темы и беседы об искусстве. Эти занятия проводятся с 1-го по 6-й класс.

Рисование с натуры - самый большой блок в курсе обучения изобразительному искусству. Это не случайно. Этот метод наглядного обучения не только эффективно обучает рисунку, но и способствует общему развитию ребенка. Приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры. Все это подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Цель изучения формы предмета - это не только знакомство с внешней формой предмета, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой. Это помогает усвоению учебных материалов таких предметов, как математика, физика и так далее.

Процесс рисования с натуры значительно активизирует умственную деятельность ребенка. Это не простое созерцание, это изучение предмета, переход к полному и обобщенному представлению об этом предмете от единичного, отрывочного представления. В процессе рисования с натуры ученик должен внимательно рассматривать этот предмет, отмечать его характерные особенности, понять его структуру. Рисование с натуры, когда предмет доступен зрению, осязанию, измерению и сравнению, приводит к тому, что понятия, суждения и умозаключения о предмете конкретизируются, приобретают ясность и четкость.

Почему в начальных классах занятия изобразительным искусством целесообразно строить по двум направлениями: рисование с натуры (изучение формы путем зрения) и лепка (изучение формы путем осязания). Эти два способа изучения натуры дополняют друг друга. Художники часто пользовались таким способом. Например, дети в 1-м классе рисуют с натуры лист тополя. И, чтобы помочь им уловить характер формы, учитель для сравнения показывает лист сирени, березы, липы или клена. Это позволяет быстрее подмечать характерные особенности формы листа тополя и других листьев.

Рисование с натуры, как ни один другой предмет, обеспечивает активное внимание учащихся к предмету, к анализу его строения. Микеланджело Буонарроти говорил: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».

Обучение рисованию с натуры в школе развивает умственные способности. На уроках рисования необходимо приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе данных о линейной перспективе, теории теней, цветоведения и анатомии. Детям свойственны интерес и внимательность при рассмотрении и анализе формы предметов, они легко подмечают даже мельчайшие детали и нюансы. Это помогает в обучении правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры - лучший метод обучения. Это верно как для профессионального обучения, так и для развивающего обучения в общеобразовательной школе. Рисование с натуры и перспективное рисование развивает «вер-

ный глаз» и «гибкую руку» (Жан-Жак Руссо) - пространственное мышление и воображение. Решение задачи изобразить трехмерный объект в плоскости листа бумаги как процесс познания элементарных правил перспективы запускает сложнейший процесс пространственного мышления. Чтобы графически изобразить предмет, необходимо уметь зрительно представлять этот предмет - его конструкцию, взаимосвязь частей, характер формы, положение в пространстве.

Развитие способности к ясным образным представлениям в процессе рисования с натуры влияет и на развитие различных видов памяти: образной, двигательной, эмоциональной и словесно-логической. Во время рисования с натуры ученик конструктивно анализирует форму предмета, благодаря чему развивается память, воображение, абстрактное мышление. Все это и способствует общему развитию человека.

Дети воспринимают все окружающее с вдохновением и радостью. Учитель должен умело вести ученика через обучение к правильным представлениям о мире. Учеников знакомят с основными положениями цветоделения, учат правильно пользоваться цветом, тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый или холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, сохраняя зрительную достоверность изображаемого.

Рисование дает основы графической грамотности, развивает психику ребенка, его творческие способности. Дети учатся мыслить, анализировать и рассуждать. Психика ребенка развивается последовательно. Восприятия и представления связаны с прошлым опытом. Психологи говорят, что восприятие само по себе не есть механическое и зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами. Таким образом, обогащая опыт зрительных восприятий ребенка на уроках рисования, учитель обогащает и его представления, суждения. В процессе обучения не только развиваются и обогащаются представления детей, но и развивается их воображение. Психолог Б. М. Теплов говорил, что представления развиваются только в процессе определенной деятельности, например, в процессе обучения рисованию.

Все принципы обучения тесно связаны друг с другом, и эффективность их зависит от всей системы обучения, а также влияет на эту систему обучения. Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе требует определенной методики обучения. Все методы обучения должны отвечать основным принципам дидактики. В процессе обучения школьник должен усваивать знания, навыки и умения в единой, последовательной системе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чистяков П. П. Письма. Записные книжки.

Воспоминания. М., 1953.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в

детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

3. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс.

М.: Дрофа, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.