Научная статья на тему 'Основы творческого развития в процессе обучения рисунку студентов художественно графического факультета'

Основы творческого развития в процессе обучения рисунку студентов художественно графического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
903
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашихмин В. В.

В статье рассматриваются особенности воспитания художественного восприятия, развития образного мышления, формирования эстетичес ких потребностей, условия творческих задач в процессе обучения рисун ку студентов художественно графического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the peculiarities of the training of artistic perception, the development of the image bearing thinking, the forming of aesthetic needs, conditions of creative tasks in the process of teaching draw ing the students of the Art and graphic faculty.

Текст научной работы на тему «Основы творческого развития в процессе обучения рисунку студентов художественно графического факультета»

В.В. Ашихмин

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В статье рассматриваются особенности воспитания художественного восприятия, развития образного мышления, формирования эстетических потребностей, условия творческих задач в процессе обучения рисунку студентов художественно-графического факультета.

Методы обучения изобразительному искусству неразрывно связаны с его многовековой историей и зародились в процессе непрерывных поисков наиболее рациональных путей и способов воспитания художника, развития его потенциальных творческих возможностей. Параллельно и в зависимости от задач и особенностей развития изобразительного искусства видоизменялись методы обучения, обогащаясь новыми способами и приемами. Однако конечной целью методики преподавания изобразительного искусства всегда была подготовка творчески активной личности. В основе такой подготовки лежит закон единства обучения и творчества, органично сочетающий учебный задачи и задачи творческие.

Развитие творческих способностей возможно только в процессе творческой деятельности. Это положение подтверждается многовековой художественной и педагогической практикой. Творческие способности, являясь не исключением в комплексе человеческих способностей, а скорее их закономерностью, также получают свое развитие во время специфической деятельности, а именно творческой, следовательно, учитывая специфику задач изобразительного искусства и художественной педагогики, необходимо рассматривать принципы в единстве и связи с задачами и творческими методами изобразительного искусства.

Сейчас вопросы методики преподавания изобразительного искусства на художественно-графических факультетах приобретают особое зна-

чение. Они не могут замыкаться на узкопрофессиональных требованиях обучения изобразительному искусству. Вопрос стоит о творческом воспитании в обучении научным основам изобразительной грамоты, создании творческой ситуации в учебном процессе, опирающемся на единство учебных и творческих задачах.

Учебно-воспитательный процесс включает три направления: воспитательное, образовательное и обучающее. Соединяясь в единое целое, эти направления способствуют решению задач творческого развития. Все эти направления должны проходить параллельно, дополняя друг друга. Отставание или пренебрежение каким-либо из них влечет за собой однообразность в обучении, дисгармонию в развитии, а в конечном итоге замедляет творческий рост. Наиболее частые случаи нарушения закона единства учебно-воспитательного процесса связаны с формированием учебных или чисто творческих задач в обучении. Увлечение изучением ремесла искусства как такового без задач его творческого исследования ведет к формированию ремесленничества, не имеющего ничего общего с искусством. И, наоборот, чрезмерное увлечение творчеством приводит к неоправданным деформациям в рисунке и в конечном итоге -к отходу от реалистического изображения действительности.

Следует выделить три этапа в обучении рисунку на художественно-графическом факультетах: начальный, средний и завершающий.

Начальный этап обучения (1 - 4-й семестры) можно определить как самостоятельный этап, соединяющий предшествующий и более поздние периоды общехудожественной и специальной подготовки студентов. Каждый курс обучения рисунку на факультете имеет свои конкретные задачи, зафиксированные в программе системой учебных заведений. Первые два курса имеют специфические особенности, обусловленные прежде всего различным уровнем довузовской художественной подготовки бывших абитуриентов и самими учебными задачами данного периода обучения. Характер работы студента на начальном этапе обучения рисунку определяется в значительной степени уровнем его знаний и развитием изобразительных способностей. Однако и знание, и изобразительные способности студентов различны даже в пределах одной группы. Существенное различие наблюдается и в темпах творческого развития, это объясняется уровнем подготовки до поступления на факультет и индивидуально-психологическими особенностями человека.

В настоящее время основное внимание студентов 1 - 2-х курсов нацеливается на развитие изобразительных способностей, отработку умений и навыков, т.е. на основание исполнительной стороны изобразительной деятельности, без которой немыслимо создание полноценного художественного образа. На первых курсах факультета формируется отношение к учебной работе, задается общее направление на последующие периоды обучения, закладывается база для дальнейшего активного творческого роста. В этот период постигаются принципы и методы реалистического изображения объемной формы средствами рисунка, осваивается методика работы над рисунками различного назначения, активно накапливаются знания, творческий опыт. Учебные задачи в значительной мере являются определяющими. Однако отрицание всяческого проявления творческой инициативы студентов при выполнении академических рисунков есть ошибка, значение которой не всегда осознается даже самим педагогом.

Вопросы творческого развития студентов первых курсов следует относить в раздел учебных, не требующих иных методов, способных объединить учебно-аналитические и художественно-образные задачи рисования с натуры. Необходимо помнить, что творческие моменты присутствуют постоянно в самих учебных задачах рисования от восприятия до обобщения и завершения рисунка. Многое из того, что для художника, имеющего основательную подготовку, не представляет сути творчества, для начинающего является, в сущности, объективно или субъективно творческим. Изучение и использование выразительных качеств изобразительных материалов, изучение методики работы с натуры, композиционный поиск - эти и многие другие вопросы оказываются во многом содержащими творческое начало, так как основываются на таком уровне впервые.

Средний этап обучения (5 - 8-й семестры) является центральным, связывающим начальную подготовку по рисунку с выходом на дипломную работу. Здесь в большей мере проявляются и развиваются творческие качества личности студентов. Учебно-аналитические задачи рисования находят свое закономерное продолжение в творческом плане. Студенты, пытаясь преодолеть границы маловыразительного изображения, находят все больше возможностей для выражения характера индивидуальных качеств и содержания.

На среднем этапе обучения рисунку еще можно разделить учебно-аналитический и творческий подходы в рисовании. Разница между ними существует, и можно различить учебные и творческие рисунки, учитывая их принципиальное назначение. Однако в них можно найти больше сходства, чем различия, если учесть, что не бывает учебных рисунков, которыми пытаются обозначить отдельные учебные упражнения, призванные помочь в отработке отдельных навыков или способствовать развитию глазомера. Такие упражнения выполняются на начальном этапе обучения.

Завершающий этап в обучении рисунку на художественно-графическом факультете (9 - 10-й семестры) характеризуется прежде всего более высокими требованиями и выразительным, творческим качеством изображения. К этому времени студенты способны решать задачи выразительного рисования, направленного на создание художественного образа. Изучены в основе техники и технологии изобразительных материалов, пополнен и систематизирован багаж знаний, приобретен некоторый опыт творческой работы. На первый план выступают задачи творческого использования теоретических знаний и практических навыков по рисунку, осваивается методика творческого поиска. Пятый курс обучения рисунку на художественнографическом факультете является, по существу, классом творческого рисования. Уже в 9-м семестре стоит задача передать психологическое состояние и характер человека (при работе над композиционным портретом) - самого сложного и содержательного объекта изобразительного искусства. В конце пятого курса выполняется дипломная работа, требующая творческого подхода к вопросам изображения и прежде всего к рисунку.

В настоящий момент в связи с увеличением времени на самостоятельные формы обучения необходимы дальнейшая индивидуализация и дифференциация учебного процесса и улучшение общей методической подготовки. При индивидуальных формах обучения и воспитания изобразительному искусству результаты всегда были лучше. Это сложнейший процесс, который должен учитывать уровень индивидуальных способностей студента, его подготовку, потребности и еще многое другое. В итоге мы должны увидеть художника, который ни на кого не похож, т.е. самобытного и оригинального.

Путь к индивидуальности обучения изобразительному искусству лежит через организацию самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей, НИРС и УИРС, консультации, кружки, творческие и проблемные группы, выставочную работу в стенах вуза и за его пределами. Все это позволяет сосредоточить внимание на вопросах творческого использования получаемых знаний, навыков и умений, а в конечном итоге служит формированию творческих качеств личности студента.

В своей практической деятельности человек постоянно сталкивается с воздействиями внешней среды. Он имеет дело с комплексом информации, которая дает ему верное представление об окружающем мире. Однако отношение его может быть субъективным. Субъективно оно в силу ряда особенностей и закономерностей восприятия человеком окружающего мира. Здесь большую роль играют индивидуальные, эмоциональные, интеллектуальные и другие особенности личности. На основе личного восприятия художник создает художественный образ, объективно отражающий реальную действительность. И от того, насколько верно воспринимает мир художник, зависит художественная правда созданного им образа, первоосновой которого является сама объективная реальность.

В литературе исследуют четыре вида деятельности человеческого сознания в системе субъектно-объектных отношений: познавательный, ценностно-ориентационный, преобразовательный и коммуникативный. Творческая деятельность рассматривается как результат всех четырех видов деятельности, происходящих одновременно. В практике творческого рисования эти виды деятельности человеческого сознания находятся во взаимодействии, органической цельности и неразложимы на составляющие компоненты. Художник познает (воспринимает, изучает), оценивает (определяет свое отношение к объекту изображения в момент восприятия) и создает художественный образ (изображает предмет, учитывая личное отношение к нему).

Воспринимая объект, художник оценивает его, и отделить этот процесс от самого восприятия в момент изучения объекта рисования невозможно. Конечная информация, составляющая знание художника об объекте изображения, не является абсолютно объективной, т.е. математически точной, но справедлива с учетом его личного отношения к изображаемому. На основе этой информации и практических умений и навыков работы с определенным изобразительным материалом, используя индивидуальные творческие способности, художник создает художественный образ, который является отражением объективного мира с точки зрения самого художника. Таким образом, процессы восприятия и изучения содержат в себе элементы творчества.

Воспитание качества восприятия реальной действительности в ее художественно-эстетическом многообразии является наиболее сложной и актуальной проблемой художественной педагогики. Восприятие с целью изображения - важнейшее условие работы с натуры. Образы восприятия совместно с образами представления являются основой создания учебно-творческого рисунка или наброска. Они обусловлены свойствами самого восприятия, уровнем его развития и возможностями визуального мышления.

Развитие свойств восприятия на занятиях изобразительным искусством - это развитие способности видеть целостно, обобщенно, предметно, избирательно, т.е. конкретно в каждом отдельном случае в зависимости от этапов работы над изображением. Воспитание восприятия в целом должно быть направлено на воспитание образного видения, способности оперировать художественными образами в сознании, т.е. не сводится просто к постановке глаза рисовальщика. Воспитание восприятия надо понимать как задачу по воспитанию профессиональных качеств художника, от которых в огромной степени зависит характер работы, уровень художественных качеств рисунка. Воспитание восприятия является составной частью общехудожественного воспитания и развития художественного вкуса. Поэтому принципиально иными будут и задачи восприятия: должна стать потребностью способность не просто видеть, наблюдать, но, наблюдая, оценивать, квалифицировать и представлять увиденное в материале искусства. Реалистическое изображение предметов требует всестороннего, широкого и полного восприятия их формы и цвета художником в большей степени, чем любым человеком в его повседневной практике.

На начальных этапах обучения восприятие начинает активно перестраиваться с житейского на специфическое только в процессе работы с натуры. Наиболее распространенная ее форма - сосредоточить внимание на поиске максимального количества информационных признаков предметов, а также качественном и количественном отборе признаков, необходимых для изображения. Общее увеличение информации расширяет представления о внешней форме и назначении предметов изображения, что в совокупности с представлениями, существующими в сознании, способствует созданию художественного образа. Образы восприятия и образы представления являются первоосновой художественного замысла в воображении художника, а затем воплощения его в материале.

Художник никогда не воспринимает натуру с одинаковым вниманием ко всем ее качествам. Определив сначала наиболее характерные ее особенности, он планомерно анализирует группы качества по индивидуальной методике наблюдения, выработавшейся у него в течение многих лет

творческой деятельности. Такое видение является результатом сформировавшейся установки восприятия на базе индивидуальных особенностей, приобретенного опыта и динамики задач творческого рисования. У начинающих заниматься изобразительным искусством основная особенность восприятия учебной постановки заключается в том, что они видят лишь отдельные ее качества. Этим в конечном итоге можно объяснить качественные отличия учебных рисунков от творческих.

В ходе практической работы с натуры необходимо уделять внимание управлению познавательной деятельностью. На начальных этапах обучения следует заботиться о качестве и количестве информации, поступающей в сознание студента. Задача восприятия в общих чертах может быть сведена к тому, чтобы воспринимать учебную постановку активно, целенаправленно, упорядоченно и полно, изучать ее методически верно и получать новые знания из самой натуры. Информация, необходимая для выполнения учебного задания, представляет собой соединение практических и теоретических знаний, т.е. конкретного знания об изображаемых предметах и общей теории изображения трехмерных предметов на плоскости. Необходимо, чтобы информация была актуальна и научна, а в итоге представляла бы собой ясную и стройную систему знаний на уровне полного осознания целей и задач рисования с натуры и художественного освоения действительности в целом.

Огромное значение должно придаваться развитию способности получать информацию самостоятельно, умению вычленять необходимые знания из общей массы. Качественный рост информации может проходить и за счет уменьшения случайных, нетипичных признаков, мешающих созданию цельности и выразительности рисунка. Необходимо научиться отбрасывать все второстепенное и подчеркивать главное в учебной постановке. Этот путь должна указать сама постановка и организация восприятия. Цельность и лаконизм являются основными формами проявления образности и верными признаками выразительности рисунка. Умение обобщать и схематизировать натуру, а затем переходить от схемы обратно к живому, непосредственному видению является одним из показателей развития творческого мышления. Видеть характерные эстетические особенности учебной постановки - означает обладать способностью к оцениванию, эмоциональному переживанию.

Воспитание восприятия должно включать в себя развитие способности видеть собственную работу на всех этапах ее становления и критически относиться к нему. Это особенно важно на начальных этапах обучения, где еще недостаточно полно сформирована система художественных ценностей. Недостаток опыта и знаний мешает рисующему представить себе результат своего труда, он не знает, как надо вести работу, чтобы

получился тот или иной результат. Неопытный рисовальщик не замечает, что переносит качественные и количественные признаки натуры, существующие только в сознании как продукт ее восприятия, на представление о собственном рисунке, на самом деле лишенном таких качеств. Неумение отделить образ представления натуры в сознании от рождающегося изображения, увидеть результаты рисования независимо от него приводит к тому, что таким студентам кажется, будто бы их рисунки точно передают форму и характер изображаемых предметов.

Способность объективно оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей - необходимое профессиональное качество. Рисующий должен отчетливо понимать, в чем недостатки и несовершенство его рисунков, стремиться увидеть допущенные ошибки, квалифицированно оценивать свое продвижение на каждом этапе работы над ними. Формируясь, способность специфического восприятия действительности для целей изображения оказывает положительное воздействие на характер учебной работы, делая ее более творческой. Видоизменяются личностные установки, с их помощью создается индивидуальная система ценностей. Способность воспринимать целенаправленно в итоге стимулирует развитие специальных творческих способностей.

Важнейшим качеством творческих способностей является специфически развитое мышление в процессе продуктивной деятельности. Деятельность человека, связанная с художественным творчеством, отличается тем, что мышление проходит в форме оперирования художественными образами. Во время формирования образов восприятия, представления и воображения происходит творческое освоение действительности.

Создание художественного образа в сознании человека зависит от его способности к абстрагированию, анализу и синтезу предметов и явлений, т.е. от качеств мышления, и прежде всего логического мышления. Однако логическое мышление во время рисования основано не только на знании, но и на непосредственном зрительном восприятии, где важнейшую роль играют чувства, эмоции человека. Благодаря этому логическое мышление приобретает образную основу. В отличие от мышления человека, решающего математическую задачу, мышление человека в изобразительной творческой деятельности характеризуется тем, что объектом анализа служит информация, включающая личное отношение к объекту изображения. Образное мышление является специфической формой отражения реальной действительности, когда осмысление изображаемого происходит на уровне эмоционального восприятия и представления.

Мышление, связанное с изобразительным творчеством, часто называют художественно-образным, имея в виду, что художественный образ

создается выразительными средствами изображения. В сущности, процессы мышления всегда являются творческими, так как направлены на решение актуальных задач, приобретение знаний, умений и навыков, создание определенных условий по удовлетворению художественных потребностей. Между тем различают продуктивное, или творческое, мышление и репродуктивное. Эти два вида мышления теснейшим образом связаны между собой в процессе учебно-творческого рисования. Приобретение знаний, овладение умениями и навыками рисования происходят прежде всего благодаря репродуктивным качествам мышления. Продуктивное мышление лежит в основе создания художественного образа. Таким образом, репродуктивное мышление является своеобразной предпосылкой для творческого мышления.

На первых курсах обучения рисунку, где происходит активное накопление знаний и вырабатываются умения и навыки рисования, преобладают элементы репродуктивного мышления, на старших доминирует продуктивное художественнообразное мышление. Динамика перехода репродуктивного мышления в продуктивное зависит от уровня освоения изобразительной грамоты, знаний и задач, которые ставят перед собой студенты в связи с методической последовательностью создания художественного изображения. Однако этот переход заметен не только в связи с приобретением творческого опыта, но и в ходе работы над каждым этапом создания рисунка, так как рисование включает учебные и творческие задачи. Начальные этапы работы над изображением, связанные с расширением знаний об объекте, содержат в себе репродуктивные моменты. Последующие этапы характеризуются продуктивностью мышления. В целом образное мышление является динамическим процессом.

Способность к образному мышлению (иначе -мышлению художественными образами) развивается по мере накопления творческого опыта, т.е. в практике учебно-творческого рисования. Задачи изобразительной деятельности и потребность в создании художественного образа являются движущими силами развития способности к художественно-творческому отображению действительности.

Творчество в учебном рисунке во многом зависит от уровня потребностей. Формированию эстетических потребностей и эстетическому воспитанию в целом принадлежит важная роль в деле гармонического воспитания студентов художественно-графических факультетов и развития их творческих потенциалов, так как между эстетическими потребностями и способностями,бесспорно, существуют закономерные связи.

Развитие эстетических потребностей означает утверждение форм самореализации личности, раскрытие ее творческих потенциалов, выявление именно человеческого в человеке. Поэтому

следует рассматривать эстетическую потребность прежде всего как потребность в художественном творчестве.

В процессе обучения существенно дополняются эстетические представления, формируется система эстетических ценностей. Средний возраст студентов I - II курсов дневного отделения 18 -19 лет. Сами условия потребления культурных и художественных ценностей до поступления в институт еще не гарантируют в достаточной мере развития потребности созидательного отношения в процессе деятельности, и в частности рисования. С каждым годом удовлетворяется все большее количество эстетических потребностей членов нашего общества в области культуры и искусства. Естественно, возрастает количество и качество эстетических потребностей, а их удовлетворение воспитывает потребительское отношение к деятельности. Поэтому формирование эстетической потребности должно включать как процессы потребления эстетических и художественных качеств искусства и действительности, так и созидание ее на основе восприятия.

В развитии творческих способностей студентов участвуют обе части процесса формирования эстетических потребностей. Рисование с натуры предполагает прежде всего вторую его половину, так как художник по характеру своей деятельности является не столько созерцателем, сколько преобразователем действительности. В связи с этим большую актуальность приобретают способность и умение выявлять эстетические качества учебнотворческих рисунков, доводить их до уровня совершенства. Однако при самостоятельном рассмотрении закономерности важно учитывать ее как потребность художника в восприятии эстетических ценностных качеств натуры, с одной стороны, и изображении их на основе индивидуального восприятия - с другой, т.е. как единство потребления и созидания.

Мероприятия по развитию творческих способностей предполагают повышение общего уровня эстетической культуры как формы создания системы ценностной ориентации и художественного вкуса. Художественный вкус надо понимать как эстетический вкус в области художественной деятельности, как его синоним. Эстетические потребности составляют основу художественного вкуса и подчинены диалектике развития человеческих потребностей. Важно то, что они являются основной предпосылкой освоения художественно-культурных ценностей и служат глубинными источниками творческой активности.

Логика развития творческих способностей находится в органической связи с логикой развития эстетических потребностей. Можно выделить некоторые задачи формирования эстетических потребностей: развитие способности и органической потребности восприятия эстетических качеств учебной постановки, стремление к тому,

чтобы практическая работа с натуры носила эстетическую, художественную направленность, воспитание особых, эстетических качеств технического мастерства.

Восприятие эстетических качеств окружающих предметов является составной частью воспитания восприятия. Развитие чувств и потребности ежедневного общения с прекрасным - задача достаточно сложная и ответственная. Способность оценивать эстетические качества объектов восприятия должна перейти в привычку и стать потребностью, воспринимать, оценивая, не только на занятиях по рисунку, но и в ходе освоения других предметов изобразительного цикла и в повседневном наблюдении жизни. Эстетические и творческие качества учебных рисунков неразрывно связаны. Они выступают в единстве, взаимно обусловливая друг друга. Часто эстетическая сторона учебного рисунка является одновременно и его художественным достоинством.

Имея в виду эстетическую сторону развития технического мастерства, следует внимательно изучать рисунки известных художников, в том числе старых мастеров, у которых именно эта грань мастерства достигла совершенства. Эстетические качества академических рисунков основываются на знании и умении творчески использовать возможности изобразительных материалов и всевозможных техник. В этом смысле культуру графических средств надо понимать как наиболее высокий уровень знания и освоения изобразительных и одновременно выразительных возможностей графических материалов, а также приемов и техник работы, им соответствующих.

Обучение рисунку, как и другим видам изобразительного искусства, является одним из примеров проблемного обучения. Основная задача этой формы обучения состоит в формировании поисковой, творческой деятельности, в развитии самостоятельного продуктивного мышления, что также является обязательным условием обучения рисунку. Подобно проблемному, обучение рисунку должно способствовать реализации двух основных целей: 1) развивать способность к творческому отношению в работе на основе индивидуального восприятия; 2) формировать необходимую систему знаний, умений и навыков. Не следует принижать роль и значение умений и технических навыков работы, но рассматривать их как необходимое условие развития, поскольку навыки включаются во все виды деятельности, в том числе и творческой.

В приобретении технических навыков и умений решающее значение имеют мышление человека, его целенаправленность и воля. При длительном повторении движений руки по определенному плану связь рука - глаз человека укрепляется, а со временем движения становятся автоматическими. Рисующий контролирует уже не столько сами движения, сколько их общий план, что и является конечной целью процесса выработки

технических навыков. Однако задача обучения навыкам и умениям состоит не только в том, чтобы усвоить основы изобразительной грамоты и совершенствовать технические приемы работы, но и свободно ими оперировать во время учебно-творческой работы, совмещать выполнение учебных и творческих задач.

Таким же необходимым условием является постоянное приобретение знаний и творческого опыта. Между техническими возможностями, знаниями студента и его творческими способностями существует прямая связь. Новые технические возможности и творческий опыт позволяют решать очередные творческие задачи, т.е. способствуют дальнейшему совершенствованию в творческом рисовании.

В организации восприятия и творческой направленности работы студентов роль педагога должна быть определяющей. Основной формой воздействия на сознание студентов в обучении рисунку является форма педагогической установки. Создание потребности студентов в творческой работе, а также руководство ими в соответствии с этапными задачами работы над учебно-творческим рисунком - важнейшие условия развития творческих способностей.

Повседневное обыденное восприятие человека отличается от восприятия художника. В каждом отдельном случае характер восприятия определяется его целями, т.е. стремлением изобразить увиденное и прочувствованное.

Наблюдая объект будущего изображения, студенты под руководством педагогов замечают гораздо больше изобразительных и выразительных признаков предметов. Основная заслуга такого наблюдения, т.е. восприятия, организованного педагогом, заключается в том, что оно упорядочено, систематизировано и точнее отражает истинное состояние предметов изображения. В сознании студентов уточняется формирующийся художественный образ, они приобретают опыт наблюдений и отрабатывают индивидуальную методику, основанную на знании законов восприятия с учетом учебных и творческих задач рисования. Для будущих художников-педагогов верно организованное восприятие, как и знание основных законов восприятия, является необходимым условием развития творческих способностей во время обучения, основой будущей педагогической и творческой работы.

Условием развития творческих способностей является методическая последовательность выразительных и творческих задач в создании изображения. Программа закрепила это положение, определив обязательность освоения технико-аналитических задач обучения.

Результаты наблюдений убеждают, что переход от учебных задач к творческим, т.е. от изучения к поиску художественного образа, должен протекать как последовательное изменение отно-

шения к объемной форме. От формы как самоцели к форме - средству характеристики, сначала эмоционально-содержательной, затем внешне-пластической и далее художественно-творческой. В основу данного вывода положено представление о форме как пластической основе художественного образа. Подобное освоение ее должно обеспечить свободу творческого решения учебной постановки и одновременно способствовать выполнению учебно-аналитических задач рисования.

Характер работы студентов определяется в значительной степени уровнем технических возможностей и качеством развития изобразительных способностей, однако и они различны даже в пределах одной группы. Существенное различие наблюдается в темпах развития творческих способностей, что объясняется уровнем подготовки и индивидуально-типологическими особенностями человека. Необходимо еще одно очень важное условие - индивидуальный подход к обучению и воспитанию студентов. Использование метода индивидуального обучения стимулирует и учебную, и творческую активность студентов.

К условиям развития творческих способностей следует отнести также задачи по воспитанию волевых качеств студентов. Обучая студентов такому сложному предмету, каким является рисунок, важно воспитывать у них эту необходимую черту характера, присущую всем выдающимся художникам и педагогам. Студенты должны быть готовы к преодолению объективно существующих трудностей, связанных с решением учебных и творческих задач обучения. Толчком к развитию творческих способностей служит общая творческая обстановка, складывающаяся в учебно-педагогическом коллективе. Этой же цели служат коллективные посещения выставок, творческих мастерских художников, углубленное изучение искусствоведческой литературы. В результате всех этих мероприятий накапливается объем знаний, приобретается опыт, необходимый для развития художественного вкуса, чувств и представлений. Изучая творческие методы и технические приемы художников, студенты сами делают попытки творческого освоения действительности, ищут выразительные средства художественного языка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981.

2. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

3. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. - М.: Советский художник, 1973.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965.

5. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. - Л.-М.: Искусство, 1940.

6. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М.: Изд-во АХ СССР, 1961.

7. Кардовский Д.Н. Об искусстве: Восоминания, статьи, письма. - М.: Изд-во АХ СССР, 1960.

8. Кузин В.С. Психология. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1982.

9. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.

10. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. - М.: Изд-во Московского университета, 1972.

11. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. - М.: Высшая школа, 1975.

12. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972.

13. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.

14. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. - М.: Советский художник, 1978.

15. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1973.

16. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.

17. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1985.

18. Савостьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. - М.: Изобразительное искусство, 1987.

19. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. - Фрунзе: Кыргызстан, 1966.

20. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. - М.: Искусство, 1953.

21. Юон К.Ф. Об искусстве. В 2 т. - М.: Советский художник, 1959.

22. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.

23. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.

The article deals with the peculiarities of the training of artistic perception, the development of the image-bearing thinking, the forming of aesthetic needs, conditions of creative tasks in the process of teaching drawing the students of the Art and graphic faculty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.