ления [Электронный ресурс]. — иИЬ : http://www.fgosvpo.ru (дата обращения: 26.12.2011).
7. Щеднова, Т. Н. Реализация модульно-рейтинговой системы обучения математике студентов аграрного вуза : дис. ... канд. пед. наук 13.00.02 : защищена 25.12.2003 / Т. Н. Щеднова. — Омск, 2003. — 184 с.
8. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. — М. : Народное образование, 1996. - 160 с.
ЩУКИНА Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой высшей математики.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.12.2011 г.
© Н. В. Щукина
удк 371.1. л. А. ИВАХНОВА
Омский государственный педагогический университет
ЕДИНСТВО СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
В статье раскрываются особенности содержательного и технологического аспектов профессиональной подготовки специалистов в области художественного образования. Показаны функции специалиста по художественному образованию, цели и задачи художественного образования. Рассмотрена интеграция восприятия произведений искусства и практической художественной деятельности в процессе овладения языком искусства.
Ключевые слова: художественное образование, профессиональная подготовка, художественная деятельность.
Признание идеи образования как приобщение школьников к культуре, как идеи диалога, сотрудничества, общения в творческом процессе, понимание ведущей роли обучения в реализации этих идей вызвало широкое обсуждение в педагогической печати вопросов совершенствования процесса обучения и подготовки учителя.
Решению проблем профессиональной подготовки специалистов по художественному образованию посвящены труды известных ученыгх-методистов
А. Д. Алехина, Г. В. Беды, С.П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, А. С. Пучкова, А. Е. Терентьева, Е. В. Шорохова, А. С. Хворостова и др. Однако современные требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки студентов ориентируют на применение компетент-ностного подхода, в котором акцент ставится на результатах образования, оценивается не сумма усвоенной информации, а способности специалиста решать новые профессиональные задачи. Развитие педагогических способностей связано с овладением проектной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, дидактической, просветительской областями деятельности учителя. Каждая область профессиональной деятельности в основной образовательной программе высшего профессионального об-
разования специалиста по художественному образованию представлена определенными учебными дисциплинами, целями и задачами которых является формирование компетенций. Базовые компетенции определены стандартом ВПО. Задача преподавателя учебной дисциплины состоит в том, чтобы определить перечень компетенций, которые необходимо сформировать у студентов в рамках этой дисциплины. При этом компетенция должна пониматься как способность применять знания, умения, профессиональные качества для решения задач в определенной области педагогической деятельности по художественному образованию учащихся.
Существенный вклад в подготовку студентов к выполнению функций, связанных с обучением и развитием творчества учащихся, с организацией восприятия искусства могут внести специальные дисциплины. Однако такие дисциплины, как живопись, рисунок, композиция, не ориентированы на будущую деятельность специалистов в области художественного образования, на них культивируются художественные способности. Художественные умения важны для педагога, однако способности объяснить и практически показать способ изобразительной деятельности является ценной методической составляющей педагогической деятельности.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
На необходимость согласования вузовского курса с основами школьного учебного предмета указывают ряд ученых (Т.А. Ильина, В.В. Краевский, Н.Д. Хмель и др.). Представляется, что данное согласование открывает возможности для формирования одной из актуальных сторон профессиональной деятельности учителя, для подготовки его к проектной деятельности, к конструированию содержания учебных предметов. В настоящее время педагог проектирует содержание учебного предмета и организует процесс обучения, которое способствует усвоению художественной культуры, обеспечивает прочное овладение знаниями, воспитывает у школьников способности к мышлению и художественному творчеству. Одна из задач учителя состоит в развитии художественного творчества учащихся. При этом роль учителя в развитии творчества понимается неоднозначно. В период становления новой советской школы типичной была тенденция «свободного воспитания», явившаяся естественной реакцией против формалистического обучения в царской России. Творчество рассматривалось как спонтанное саморазвитие вне связи с условиями обучения. Главная задача учителя в области развития художественного творчества виделась в охране истоков творчества, «его свободы и всей той детской радости, которая связана с такой свободой» [1, с. 98].
На задачи учителя в развитии творчества учащихся высказывались мнения, противоположные данной точке зрения. Так, в методических рекомендациях В.Е. Пестель пишет: «Преподаватель-художник должен найти и дать ребенку те упражнения, которые заставят работать его воображение, и этими упражнениями вывести ребенка на сознательный творческий путь выражения в синтетических образах своих представлений [1, с. 143]. В 20-30 годы процветали самые разнообразные формы художественной работы с детьми. Дети имели дело с различными материалами, что способствовало развитию у них изобретательности, активности, творчества. Именно тогда был найден путь, по которому нужно было идти в обучении детей средствами искусства и развитии их творчества. К работе с учащимися были привлечены художники, которые знали особенности художественной деятельности и умели ее выполнять. Но искусство оказалось предметом, требующим материальных затрат и времени, поэтому оно было значительно оттеснено, а во многих школах совсем выведено из учебного плана.
Издержки «свободного воспитания» не могли не сказаться на результатах обучения, поэтому перед школой в 30-х годах были поставлены новые задачи, которые определили другое понимание изобразительного творчества детей, условий его развития и руководства им. Однако методические споры о руководстве детским творчеством не дали ясных и научно обоснованных рекомендаций. Содержание образования по изобразительному искусству сводилось к умению правильно видеть формы предметов и грамотно переносить их на плоскость листа.
В 60-х годах намечается небывалый подъем в разработке проблемы развития творческого потенциала личности и, в этой связи, отбора содержания обучения. Выходят педагогические исследования и статьи, в которых намечаются некоторые пути решения проблемы (Н. А. Ветлугина, В. С. Кузин, Г.В. Лабун-ская, Н.П. Сакулина, Н. Н. Ростовцев, Е.В.Шорохов, В.С.Щербаков и др.), подчеркивающие решающую роль методического руководства учителя в творческом развитии детей.
В настоящее время разработаны учебно-методические комплексы, включающие варианты программ, разработки учебника, учебно-методические материалы, рабочие тетради для учащихся (С.П. Ломов,
В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др). В методических работах обозначенные авторы рассматривают различные проблемы содержания изобразительного искусства в школе, подчеркивая при этом, что проблема дидактической подготовки специалиста по художественному образованию в настоящее время становится особенно актуальной. В исследованиях намечаются пути развития изобразительного творчества детей в условиях систематического руководства и единства обучения и творчества. Развитие изобразительного творчества обусловлено постепенным накоплением знаний, умений, навыков в области изобразительной деятельности, определяется перестройкой мышления, воображения, восприятия, чувств и воли. Обязательным условием этого развития является последовательное овладение законами искусства, техникой рисования. Развитие художественно-творческих и изобразительных способностей детей зависит от подготовки педагога, от овладения им способами изобразительной деятельности, применения педагогического рисунка, проведения мастер-класса, умения разъяснить закономерности перспективы, цветоведения, композиции и организовать практическую деятельность учащихся по овладению этими закономерностями.
Таким образом, педагогическое руководство изобразительной деятельностью детей должно складываться из воздействий, направленных на воспитание творческой личности и из учебной работы, в результате которой ребенок овладевает основами изобразительного искусства, которые позволяют выражать свои замыслы. При этом качества творческой личности (активность, самостоятельность, оригинальность решений и др.) последовательно воспитываются в процессе самой деятельности.
Обучая детей изобразительной деятельности, нужно развивать умение видеть в предметах общее и характерное, только так можно подвести детей к осознанию выразительности рисунка. Нужно учить детей техникам живописи и рисунка, так как это дает возможность живее, динамичнее воплощать замыслы ребенка, при этом нужно обогащать его новыми умениями в овладении материалами, постепенно ведя его к созданию образа. Осуществить это можно, если дети владеют самыми необходимыми навыками изображения.
Содержание учебного предмета существует объективно только в дидактическом процессе. Необходимым условием реализации содержания является взаимодействие между учителем и учащимися, направленное на овладение детьми знаниями, умениями, способами творческой деятельности в процессе обучения. Все перечисленные задачи адресованы учителю, поэтому необходимо, чтобы учитель был безукоризненно подготовлен к обучению, сам был творческой личностью, свободно владеющим приемами творческого воплощения своих замыслов. Все перечисленные аспекты профессиональной деятельности в сочетании с умением структурировать содержание учебного предмета составляют основу единства содержательной и процессуальной стороны подготовки учителя.
Для организации педагогического процесса в рамках учебного предмета учителю необходимо знание объекта педагогической деятельности как системы, состоящих из взаимодействующих компонентов:
цель, задачи, содержание, средства, формы, методы, приемы, задания. Учитель является главным действующим лицом на стадии моделирования педагогического процесса — в формулировке цели, постановке задач; при отборе содержания учебного материала; выборе средств педагогического воздействия; при определении соответствия методов обучения — содержанию; в составлении заданий учащимися, способствующим усвоению художественной культуры и развитию личности обучаемых.
В дидактике сформулированы цели общего образования, которые представлены в двух аспектах: предметном и личностном. Предметный аспект связан с познанием объективного мира и приобретением навыков, позволяющих принимать участие в его преобразовании. Личностный аспект связан с самопознанием личности, формированием мотиваций, интересов, приобретением навыков, способствующих формированию самого себя. В процессе обучения эти аспекты должны взаимодействовать между собой.
Обучение, рассматриваемое с предметной стороны, включает три основные цели. Применительно к искусству первая цель предполагает овладение основами научных знаний о природе, обществе, художественных техниках, законах, правилах, языке искусства. Для решения этой цели в содержание учебного предмета должны входить такие элементы как:
— основные законы рисунка, живописи, композиции, творческого процесса;
— общие мировоззренческие идеи, относящиеся к данной области художественной культуры;
— знания, умения и навыки, обеспечивающие возможность самостоятельного их использования в творческом процессе;
— способы художественно-образного мышления и методы изображения в рамках данного учебного предмета (изобразительное искусство, скульптура, декоративно-прикладное искусство и др.).
Вторая цель ориентирует учителя на подготовку учащихся к практической деятельности, овладение теми формами деятельности, которые позволяют человеку познавать и преобразовывать природу, общество, культуру, искусство. Для реализации этой цели учителю необходимо в содержании учебного предмета предусмотреть различные виды познавательной деятельности учащихся, которые способствуют самостоятельному познанию и преобразованию мира.
Третья цель обучения предмету состоит в формировании научных убеждений и целостного восприятия мира, глубины в создании образа мира, осознание его сложности. На этой основе осуществляется формирование эмоций, эстетических оценок и суждений, взглядов на мир, общество, нормы поведения через восприятие произведений изобразительного искусства.
В неразрывной связи с предметными целями должны быть заданы цели субъектного обучения. Развитие творческих способностей учащихся является одним из важных направлений общего обучения, в соответствии с которым учитель изобразительного искусства подбирает содержание обучения и организует работу учащихся. Однако требование выполнять программу вынуждает учителя изобразительного искусства использовать методы преподносящего обучения. Возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей и ориентацией содержания учебного предмета на «воспроизведение». Отсюда следует, что первой целью
личностного обучения является развитие способностей учащихся и, прежде всего, развитие изобразительных способностей, интегрирующих деятельность восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления. Достижение этой цели возможно тогда, когда в содержании обучения представлено множество проблем художественно-теоретического плана и задач по искусству практического характера, решение которых требует самостоятельного мышления и воображения, постоянного использования теории на практике, творческого подхода.
С развитием общих способностей непосредственно связано формирование потребностей, мотивации, интересов учащихся. Вторая цель субъектного обучения определена как создание культурных потребностей, которые являются источниками мотивов, лежащих в основе результатов деятельности обучения. Базой достижения этой цели является организация учителем деятельности учащихся, ориентированной на получение измеримых результатов учения, творческого решения проблем, положительных эмоций, удовлетворения от успеха. Развиваемый таким образом интерес имеет предметный характер, то есть связан с содержанием учебного предмета.
Третья цель личностного обучения — развитие навыков самообразования. В основе реализации этой цели лежит развитие способностей и специальных дарований, потребностей, интересов, творчества [1]. Современная концепция образования ориентирует учителя на открытый характер целей обучения в течение всей жизни. Данная ориентация предполагает решение ряда задач, которые в общем виде могут быть представлены в методике обучения изобразительному искусству:
— закладывать систему знаний, формирующуюся в течение всей жизни;
— развивать потребности и интересы учащихся, создавать позитивную мотивацию с целью дальнейшего обучения искусству;
— способствовать приобретению умений и навыков, необходимых для самостоятельного овладения художественной деятельностью;
— прививать интерес к художественному восприятию и творчеству, самообразованию и самовоспитанию.
В методике неоднозначно рассматривалось само понятие содержания художественного образования и его состав. Долгое время компонентами содержания образования были совокупность знаний, умений, навыков. Так трактуется это понятие в большинстве ранних работ по методике. Более позднее определение содержания художественного образования предполагает овладение основами изобразительной грамоты и способами деятельности, развитие творческих способностей учащихся, формирование мировоззрения, навыков художественного восприятия, суждений, оценок, вкуса. Содержание образования по изобразительному искусству в настоящее время включает в себя изображение с натуры (рисунок, живопись, скульптура) композиционную деятельность (иллюстрирование, тематическое и декоративное рисование), восприятие изобразительного искусства и окружающей действительности. Содержание учебного предмета является компонентом функционирующей системы —педагогического процесса. Отсюда следует, что его нельзя рассматривать изолировано от других компонентов этого процесса. Более того, содержание объективно существует только в процессе обучения (В.В. Краевский, М. А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В. Оконь, Н.Д. Хмель);
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
дидактический процесс, методы, средства, организационные формы имеют содержание. Учебный предмет может быть структурирован только в логике процесса обучения, в единстве с его закономерностями. Таким образом, любой учебный предмет художественного цикла имеет содержательную (культура, с входящими в него элементами) и процессуальную стороны (процесс обучения в динамике, с применением современных технологий), которые взаимосвязаны и существенно влияют на мотивацию. Мотивационный аспект также закладывается в содержание учебного предмета.
Пропорциональные соотношения различных видов деятельности меняются в зависимости от возраста учащихся и типа учебного предмета по ведущему компоненту содержания. Важное место в педагогическом процессе принадлежит учебной деятельности, однако, на уроке и других формах обучения необходимо включать элементы игры, двигательную активность, посильную физическую нагрузку, восприятие искусства.
В современных программах по изобразительному искусству организации процесса восприятия придается большое значение [3]. Однако в практике художественного образования учащихся формированию навыков художественного восприятия не уделяется должного внимания. Организация восприятия художественных произведений позволяет решать задачи по эстетическому воспитанию, формированию художественных суждений, оценки, вкуса, усвоению языка искусства, способов работы художественными материалами, способствует проникновению в структуру творческого процесса. Содержательная сторона данного процесса включает отбор художественных произведений, поиск мотива создания данного произведения (высказывания самого художника), исторические предпосылки его создания, сбор подготовительного материала, наброски, этюды, эскизы к картине. Весь этот материал является основой содержательного анализа картины, составления «беседы» по картине, включающей общее ознакомление с картиной, историей и мотивом его разработки. Далее анализируется цветовой строй, работа художника по созданию целостного колористического решения, оценивается композиция, определяется композиционная схема. Анализ фрагментов картины позволяет учителю подробнее остановиться на героях произведения, рассмотреть с учащимися средства выразительности и создания художественного образа. Язык искусства в процессе восприятия должен пониматься как средство создания художественного образа, как технический прием, способствующий раскрытию художественного содержания картины. Следовательно, содержание картины и ее идея могут быть осознаны учащимися только в процессе организованного восприятия.
Восприятие произведений должно начинать изучение каждой новой темы, быть связанным с практическим заданием учащимся. Анализируя цветовое решение, учитель знакомит с колоритом картины, колористической шкалой, которая позволяет определить вид цветовой гармонии данного произведения.
Композиционный анализ дает возможность показать средства организации композиционного центра, определить особенности композиции. Детально рассмотренная техника исполнения способствует пониманию языка искусства, упражнения на воспроизведение этой техники расширяют творческий арсенал учащихся, способствуют усвоению способов работы художественными материалами, как средствами создания художественного образа.
Поскольку учащимся сложно самостоятельно разобраться в проблемах создания произведения и его анализа, то решающее значение приобретает интерпретация и разъясняющее слово педагога, умение организовать диалог с учащимися. Наиболее результативна организация восприятия художественного произведения с применением электронных презентаций, которые позволяют выстроить этот процесс с учетом психологии восприятия искусства [4].
Художественное образование и творческое развитие личности детей замыкается на овладении технологией живописных и графических материалов, знании последовательности решения изобразительных задач. Этот аспект профессиональной деятельности должен быть освоен учителем на практике. В процессе овладения технологией художественных материалов значительную роль играет самообразование и саморазвитие, самостоятельное изучение приемов работы художественными материалами, методикой создания художественных работ. Опираясь на многочисленные издания — школы рисунка и живописи, учитель может самостоятельно изучить уникальную художественную технологию, создать обучающие таблицы для учащихся. Созданные педагогом разработки оптимизируют процесс обучения учащихся, обеспечивают возможность учащимся изучить способы работы, последовательность и результат решения изобразительных задач.
Библиографический список
1. Революция — искусство — дети: Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе. В 2 ч. Ч. 2. 1924— 1929 / Сост. Н. П. Старосельцева. — 2-е изд. дораб. — М. : Просвещение, 1988. — 367 с.
2. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь ; пер. с польск. Л. Г. Кантуревича, Н. Г. Горина. — М. : Высшая школа, 1990. — 382 с.
3. Изобразительное искусство : учебно-методическая комплексная документация. — М. : Агар, 2009. — 224 с.
4. Кудин, П. А. Психология восприятия и искусство плаката / П. А. Кудин, Б. Ф. Ломов, А. А. Митькин. — М. : Плакат, 1987. - 208 с.
ИВАХНОВА Любовь Александровна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.12.2011 г.
©Л. А. Ивахнова