УДК 372.874
Психолого-педагогические науки
Игнатьева Александра Ивановна, студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» Евсеева Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ
Аннотация: Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у младших школьников художественно-творческих способностей средствами графики, проведению начальной диагностики изучаемого термина, её анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования общеобразовательной школы. Образовательная среда служит не только обязательным элементом оснащения каждой общеобразовательной школы, но и способна влиять на познавательный интерес учащихся положительным образом. На основе уточненного понятия «развитие художественно-творческих способностей средствами графики» формулируются показатели данного качества младших школьников, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для учеников общеобразовательной школы.
Ключевые слова: образовательная среда, художественно-творческие способности, младшие школьники, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования, метод сравнения, способности.
Annotation: The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of artistic and creative abilities in younger schoolchildren by means of graphics, conducting initial diagnostics of the term under study, its analysis. The problem has not been studied enough, needs research and additions not only in theory, but also in the practice of art education in secondary schools. The educational environment serves not only as an obligatory element of equipping every secondary school, but is also able to influence the cognitive interest of students in a positive way. Based on the refined concept of "development of artistic and creative abilities by means of graphics", indicators of this quality of younger schoolchildren are formulated, methods and diagnostic tasks for secondary school students have been developed for each indicator.
Keywords: educational environment, artistic and creative abilities, junior schoolchildren, diagnostic tools, method of creative tasks, testing method, comparison method, abilities.
Постановка проблемы. На сегодняшний день, общество нуждается в творческих людях, которые способны находить пути самовыражения. Попытки самовыражения начинают формироваться в школьные годы, в среде, которая тем или иным образом оказывает влияние на многие психологические характеристики личности. Уже в младших классах ставят задачу, развить творческие способности у детей и научить их самовыражаться. Проблема развития художественно-творческих способностей ребёнка является достаточно важной. Как говорил С.Л. Рубинштейн: «Процесс развития способностей человека есть процесс развития человека» [3], это говорит о том, что развитие способностей ребёнка напрямую связанно с развитием его личности.
Проблему развития способностей рассматривали такие ученые как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Неменский и Т.С. Комарова. Все эти учёные писали, что художественно-творческое развитие учащихся определяется индивидуальным образным мышлением, способами художественных решений. Однако никто из вышеперечисленных ученых не рассматривал проблему
разработки диагностического инструментария по развитию художественно -творческих работ средствам графики.
Изложение основного материала исследования. Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили определение понятия «художественно-творческие способности» и «способности».
В психологии и педагогике «способности» рассматриваются как социально-значимые особенности, которые необходимы для формирования личности. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что способности подразумевают под собой внутренние условия его развития, которые формируются под влиянием внешних факторов - в процессе взаимодействия человека с обществом [3]. Способности - это индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности [4].
Теплов Борис Михайлович пишет, что «способности» имеют три основных признака:
• индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
• индивидуальные особенности, которые имею отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
• понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
«Художественно-творческие способности» - это понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. По словам Т.С. Комаровой в основе формирования художественно -творческих способностей лежит развитие образного восприятия и образных представлений, а также развитие восприятия ребенком представлений о внешних свойствах предметов [1].
К ведущим свойствам художественно-творческих способностей относятся:
• свойства художественного творчества воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в
явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;
• свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ;
• эмоциональное отношение (особенно развиваются эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;
• волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов [2].
Основным совокупным критерием качества образовательной среды, для эффективного развития художественно-творческих способностей выступает способность обеспечить всем участникам образовательного процесса условия для личностного саморазвития [5].
Проанализировав понятия «художественно-творческие способности», «способности», можно сформулировать ключевое понятие данной работы. Художественно-творческие способности средствами графики мы понимаем, как свойства художественного творчества, воображения и мышления, свойства зрительной памяти, а также развитие образного восприятия и образных представлений с использованием графических средств.
На основе данного понятия были выведены следующие показатели: приобретённые знания о особенностях и основных характеристиках графики, способность отличать графическую работу и используемые средства выразительности, создание художественного образа графическими материалами.
По каждому показателю разработано диагностическое задание с применением методов: тестирование, сравнение работ и творческое задание. Опишем сущность диагностических заданий по показателям.
Первое диагностическое задание было направлено на выявление уровня показателя: приобретённых знаний по теме графика. Учащимся предлагается пройти тестирование и ответить на ряд вопросов с вариантами ответа, а также требующих письменного ответа.
Для выявления уровня показателя: приобретённые знания о особенностях и основных характеристиках графики. Для выявления результатов был выбран диагностический метод тестирование. Учащимся предлагается пройти тестирование и ответить на ряд вопросов, как с вариантами ответа, так и требующих письменного ответа.
Тестирование содержало 5 вопросов с выбором варианта ответа или формулировкой собственного развёрнутого ответа. Тестирование проводилось в общеобразовательной школе среди параллели вторых классов. Младшим школьникам были предложены следующие вопросы теста.
1. Что такое графика?
а) это рисунок карандашом
б) это рисунок красками
2. Что относится к графическим материалам?
а) карандаши простые/цветные
б) гуашь
в) уголь
г) акварель
3. Можно ли назвать рисунок цветными карандашами графическим?
4. Можно ли передать настроение на рисунке используя только простые/цветные карандаши?
5. Какие выразительные средства характерны для графического рисунка?
а) штрих
б) линия
в) мазок
г) светотень
В ходе диагностики были установлены показатели «высокий, средний и низкий», направленные на определение качества развития показателей по
избранному качеству.
Приобретённые знания по теме графики (3 балла) - высокий уровень, учащийся хорошо знаком с графическими материалами и умеет им пользоваться.
Приобретённые знания по теме графика (2 балла) - средний уровень, учащийся поверхностно знаком с графическими материалами.
Приобретённые знания по теме графика (1 балл) - низкий уровень, учащийся мало знает о графических материалах и не знает, как ими пользоваться.
Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: способность отличать графическую работу и используемые средства выразительности. Применяемый диагностический метод - аналитическое задание. Задание формулировалось следующим образом: сравните представленные работы, чем они отличаются? Какое настроение передают работы? Какими материалами выполнены? Опишите колорит каждой представленной работы? Какое настроение передают картины? Какие средства выразительности использованы в первой и второй работе? Для выявления уровня показателя обучающимся были предоставлены фотографии двух работ: живописной и графической.
Высокий уровень (3 балла) - учащийся демонстрирует уверенные знания при сравнении живописной работы и графической. Учащийся отвечает на все вопросы развёрнуто и без ошибок.
Средний уровень (2 балла) - учащийся демонстрирует базовые знания при сравнении живописной работы и графической. Отвечает на вопросы развёрнуто, но с ошибками.
Низкий уровень (1 балл) - учащийся демонстрирует низкие знания при сравнении живописной работы и графической. Даёт ответы на вопросы односложно или пропускает вопросы, допускает ошибки.
Третье диагностическое задание направлено на создание художественного образа графическими материалами. Применяемый диагностический метод -творческое задание. Задание формулировалось следующим образом: нарисуйте
осенний пейзаж цветными карандашами используя цвета, которые соответствуют вашему настроению.
Учащимся был предоставлен пример графического пейзажа и цвета на выбор.
Высокий уровень (3 балла) - учащийся демонстрирует уверенные умения в работе с графическими материалами. Выполняет графическое задание согласно законам композиции. Работа отличается оригинальностью.
Средний уровень (2 балла) - учащийся демонстрирует средние уровень умений в работе с графическими материалами. Выполняет графическое задание с применением некоторых законов композиции. В работе присутствует оригинальностью.
Низкий уровень (1 балл) - учащийся демонстрирует низкий уровень умений в работе с графическими материалами. Выполняет графическое задание без применения законов композиции. Работа срисована с представленной иллюстрации.
В ходе выполнения данных заданий у нескольких учеников возникли вопросы, связанные с заданиями, примерно половина учащихся справилась с работой на среднем уровне выполнения задания.
В ходе диагностики были достигнуты следующие результаты. По первому показателю «приобретённые знания о особенностях и основных характеристиках графики» составил: В (высокий уровень) - 8 %, С (средний уровень) - 52%, Н (низкий уровень) - 40%;
Показатель «способность отличать графическую работу и используемые средства выразительности» представлен следующими результатами: В (высокий уровень) - 2%, С (средний уровень) - 40%, Н (низкий уровень) - 58%.
Показатель «создание художественного образа графическими материалами» представлен следующими результатами: В (высокий уровень) -17%, С (средний уровень) - 72%, Н (низкий уровень) - 11%.
Выводы. Можно сделать вывод, что показатели «приобретённые знания по теме графика», «способность отличать графическую работу и используемые
средства выразительности», «создание художественного образа графическими материалами» у школьников на этапе начальной диагностики представлены в основном на среднем уровнем. Однако, низкий и высокий уровни тоже были выявлены, что ставит перед нами следующие задачи:
• необходимо дать младшим школьникам базовые знания о графике и графических средствах.
• необходимо поддерживать интерес к изучению графических средств и работы с ними;
• научить работе графическими материалами используя разные средства выразительности;
• предложить работу над созданием городского графического пейзажа.
Поставленные задачи будут решаться в ходе разработке и проведения
развивающих заданий на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Для достижения результатов необходимо, как соблюдение определённых условий, так и выбор эффективных форм и методов работы с учащимся, направленных на развитие художественно-творческих способностей средствами графики.
Представленная диагностика уровней развития, средствами графики, художественно-творческих способностей, может применяться не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и с корректировкой иллюстративного материала для заданий, в учреждениях дополнительного образования детей. Выбор различных диагностических методов, для определенных показателей, дает достаточно объективные данные и позволяет отслеживать результативность занятий направленных на развитие художественно-творческих способностей средствами графики.
Библиографический список:
1. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. - 1960. - № 3.
2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -М.: Наука, 1961. - 536 с.
3. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с.
4. Развитие художественно-творческих способностей [Сайт] URL: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/09/razvitie-khudozhestvenno-tvorcheskikh-sposobnostey (дата обращения - 06.10.2021г.).
5. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений. // Молодой ученый. 2012. №5. С. 545-548.