Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ'

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / СРЕДСТВА СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланова Юлия Ивановна, Шешукова Екатерина Ивановна

Данная статья рассматривает проблему развития художественно-творческих способностей, учащихся средствами станковой живописи. Были рассмотрены методы обучения на уроках изобразительного искусства и приемы станковой живописи для развития художественно-творческих способностей учащихся. Рассмотренные методы и приемы показали свою эффективность, поскольку способствуют развитию творческого мышления, воображения, развитию живописных навыков, что является составляющими частями художественно-творческих способностей.This article examines the problem of the development of artistic and creative abilities of students of easel painting tools. The methods of teaching in the lessons of fine arts and techniques of easel painting for the development of artistic and creative abilities of students were considered. The considered methods and techniques show their effectiveness, since they contribute to the development of creative thinking, imagination, and the development of painting skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буланова Юлия Ивановна, Шешукова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ»

УДК 34

Педагогические науки

Буланова Юлия Ивановна, студентка 2 курса Тюменский государственный университет (44.03. 01 Педагогическое образование: изобразительное искусство) Шешукова Екатерина Ивановна, ассистент кафедры искусств Тюменский

государственный университет

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация: Данная статья рассматривает проблему развития художественно-творческих способностей, учащихся средствами станковой живописи. Были рассмотрены методы обучения на уроках изобразительного искусства и приемы станковой живописи для развития художественно-творческих способностей учащихся. Рассмотренные методы и приемы показали свою эффективность, поскольку способствуют развитию творческого мышления, воображения, развитию живописных навыков, что является составляющими частями художественно-творческих способностей.

Ключевые слова: художественно-творческие способности, методы развития художественно-творческих способностей, средства станковой живописи.

Annotation: This article examines the problem of the development of artistic and creative abilities of students of easel painting tools. The methods of teaching in the lessons of fine arts and techniques of easel painting for the development of artistic and creative abilities of students were considered. The considered methods and techniques show their effectiveness, since they contribute to the development of creative thinking, imagination, and the development of painting skills.

Key words: artistic and creative abilities, methods of developing artistic and creative abilities, means of easel painting.

В условиях современного общества, которое формируется в период инновационной экономики, развития новых технологии, возрастает потребность в формировании личностей, творческих, мобильных, динамичных, креативных. Уже с начальной школы стоит задача развития творческих способностей детей, эстетических потребностей, эмоционально-нравственной отзывчивости.

В современном мире в процессе обучения дети испытывают недостаток в творчестве, поэтому проблема развития художественно-творческих способностей ребенка является достаточно важной. Как писал С.Л. Рубинштейн: «Процесс развития способностей человека есть процесс развития человека» [4, с. 126], что говорит нам о том, что развитие способностей ребенка напрямую связан с развитием его личности.

Проблематику развития способностей человека рассматривали такие ученые как: Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Неменский, Т.С. Комарова. Все они писали о том, что художественно-творческое развитие учащихся определяется индивидуальным образным мышлением, способами художественных решений, личностной эмоциональной окрашенностью. Тем не менее на практике недостаточно проводится целенаправленная работа в этом направлении.

Для понимания и решения данной проблемы мы изучили понятие «художественно-творческие способности».

В классической психологии и педагогике способности рассматриваются как социально-значимые особенности, которые необходимы для формирования и развития личности. Рубинштейн С.Л. писал о том, что способности человека подразумевают под собой внутренние условия его развития, которые формируются под влиянием внешних факторов - в процессе взаимодействия человека с обществом [4]. Так, способности - это индивидуально-

психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности [5].

Способности, как особенность человека, могут проявляться в разных видах деятельности, это и творчество, спорт, интеллект. Рассмотрим, какие же характерные признаки присущи именно художественно-творческим способностям.

Художественно-творческие способности по Б.М. Теплову - это индивидуальные способности человека, которые обеспечивают успешность выполнения им творческой деятельности, способствующие его самореализации и развитию творческого воображения, эстетического восприятия и специальных практических умений и навыков, необходимых для создания художественного образа [5] По словам Т.С. Комаровой в основе формирования художественно -творческих способностей лежит развитие образного восприятия и образных представлений, а также развитие восприятия ребенком представлений о внешних свойствах предметов [1].

Неменский Б.М. писал, что в формировании творческой способности больше всего может помочь художественное творчество, а основой этой способности является развитое ассоциативное мышление и фантазия [3].

Таким образом, художественно-творческие способности позволяют создавать художественные образы, то есть реализовываться человеку в творчестве. Способности можно развивать всю жизнь, переходя на новые этапы их развития. Способности не дают человеку что-то конкретное, они лишь направляют, обеспечивают его некими особенностями, которые будут способствовать его дальнейшему развитию.

Говоря о важности методов в обучении, Т.С. Комарова утверждала: «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности» [1, с. 65].

Ссылаясь на исследования и труда И.Я. Лернера мы предлагаем следующие методы обучения изобразительному искусству учащихся, которые способствуют развитию художественно-творческих способностей [2]: информационно-рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический.

Информационно-рецептивный метод заключается в изучении, осознании, восприятию и запоминании ребенком новой информации. При реализации данного метода можно использовать различные приемы, например, использование наглядных пособий, предоставление различного медиа материала, также можно обеспечить поход в музей, где дети изучать и видеть картины, слушать о них, а где-то даже могут потрогать творческую инсталляцию, соответственно информация будет воздействовать на все органы чувств.

Репродуктивный метод заключается в приобретении детьми практических навыков, знаний, умений. Так, например, на занятиях живописи дети получают огромный объем знаний о перспективе, цвете, особенностях строения предметов, композиции, посредством чего развивается образное мышление, глазомер и формируется понимание о предмете. Использование такого метода наиболее важен на начальном этапе, поэтому необходим контроль преподавателей, которые будут обеспечивать процесс обучения наглядной демонстрацией различных приемов, техник, способов выполнения задания, упражнения.

Использование исследовательского метода можно применить в творческой работе, когда ребенок пытается самостоятельно создать художественный образ. Во время выполнения упражнения по самостоятельному созданию художественного образа деятельность ребенка направлена на анализ изучаемого объекта, сравнение и соотношение образов восприятия.

Эвристический или частично-поисковый метод направлен на создание проблемной ситуации, то есть предоставление информации в частичном виде,

где дети должны самостоятельно закончить мысль, придти к выводу и т.д. В рамках данного метода на занятиях по живописи можно организовать такое задание: используя такие средства выразительности как цвет, мазок, линия, пятно, создать предметную композицию с использованием изученных раннее приемов и техник станковой живописи. Такой метод способствует развитию таких художественно-творческих способностей, как образное и ассоциативное мышления, воображения, фантазии, наблюдательности, зрительной памяти и др.

Так мы выяснили, что для основным механизмом развития художественно-творческих способностей является творческая деятельность, поэтому мы рассматриваем станковую живопись как средство развития этих способностей.

Станковая живопись - это род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Такая живопись создается на станке (мольберте). Основные материалы, используемые в работы станковой живописи - масляные, акриловые, темперные, гуашевые и акварельные краски. Станковая живопись наиболее известный и популярный род живописи среди художников, таких как И.Е. Репин, И.И. Шишкин, И.К. Айвазовский, Винсент Ван Гог. Живопись дает полную свободу действий в многообразии использования видов красок, материалов и объектов, и мест изображения, что практически не ограничивает действия художника, а позволяет довериться фантазии. Для развития художественно-творческих способностей можно использовать следующие живописные приемы

Прием алла прима. Это технический прием в живописи, суть которой заключается в написании работы за один сеанс, также называют техникой «по-сырому». Эта техника применима к работе масляными и акварельными красками. Для начала можно предложить детям выполнить задание, где нужно выполнить заливку на бумаге тремя основными цветами: синим, желтым, красным. Процесс растекания краски интересен детям, поскольку технически это выполнить несложно и не занимает много усилий и концентрации

внимания. Усложнить можно задание предложив, написать детям в этой технике натюрморт. Предметы быта они могут нарисовать техникой «по-сухому», а над фоном поработать с заливкой, при этом поверх можно наносить пятна различных оттенков с помощью кончика кисти. Выполняя эту задачу, ребенку будет сложно испортить работу. Такой живописный прием позволяет развить концентрацию ребенка, глазомер, нестандартное, образное мышление, чувство цвета, формы и повысить умения в работе с материалами.

Импасто - живописный прием, направленный на нанесение нескольких толстых слоев краски, работа объемными мазками. Особенностью этого способа является написание картин густой краской, мазок к мазку. Для получения желаемого эффекта краски смешиваются непосредственно на полотне. Для нанесения красок на поверхность чаще всего используется мастихин или плоская кисть. Благодаря этому приему, учащиеся могут создавать удивительные работы, поскольку сами могут варьировать получение текстуры полотна, объема наносимой краски. Использование такого приема на занятиях по живописи будет способствовать развитию инициативы, самостоятельности ученика, умения находить новые способы художественного решения. Работа такими мазками позволяет детям транслировать в своих работах переживаемые эмоции, чувства.

Лессировка. Смысл данного приема живописи заключается в нанесении краски на поверхность тонкими слоями, за счет нескольких слоев краски получаются глубокие оттенки. Лессировка призвана давать легкость и воздушность изображению. Для них характерны мягкие цветовые переходы, светлые тона. Изображение в такой технике позволяет развивать упорство, усердие, трудолюбие, поскольку техника требует терпеливости и отточенных живописных навыков. При работе каждый слой должен просохнуть и только тогда краску можно наносить дальше.

На занятиях по живописи необходимо найти применение таким методам и приемам, которые позволяют организовать творческую и самостоятельную работу, которая позволила бы развивать художественно-творческие

способности, путем решения творческих задач, привлечения внимания детей как к искусству, так и самому процессу творчества. Рассмотренные методы обучения изобразительному искусству и приемы станковой живописи можно сочетать, обеспечивая лучшее усвоение материала и развития художественно-творческих способностей.

Библиографический список:

1. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с.

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

3. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский. -Москва: Просвещение, 2012. - 240 с.

4. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. - 1960. - № 3.

5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -М.: Наука, 1961. - 536 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.