УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МИНИАТЮР
Л.А. Мамедова, старший педагог Р.Д. Имамкулиева, старший лаборант Нахчыванский государственный университет (Азербайджан, г. Нахчыван)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10388
Аннотация. В данной статье описываются художественные традиции, стилистические особенности миниатюрной живописи, современное состояние средневековых рукописных книг, с позицией методов обучения и получения навыков владения и искусности в освоении и использовании живописных приемов, творческого применения приемов миниатюры в самых различных отраслях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Мобильность, способность к жанровым превращениям миниатюры вызывает сегодня большой интерес к исследованию данного искусства. Художественный язык миниатюры необходимо соотносить с современной потребностью в целостной художественной среде.
Ключевые слова: миниатюрная живопись, иллюстрации, Азербайджанские художники, художественные традиции, книжная миниатюра, миниатюрные школы, искусство Азербайджана, портретная миниатюра, графика.
Традиции миниатюрной живописи в Азербайджане насчитываются несколько столетий. На протяжении многих веков художники и народные мастера Азербайджана создавали такие шедевры искусства, которые и поныне восхищают нас богатством творческой фантазии, изумительным мастерством. Уникальные памятники средневекового зодчества, удивительные по красоте сюжетные и орнаментальные ковры, фигурные ткани, великолепные образцы художественного металла и расписной керамики, изящные изделия ювелирного искусства свидетельствуют о глубокой древности, многогранности и своеобразии художественной культуры азербайджанского народа. Любовь к красочности, жизнеутверждающему восприятию окружающего мира является одной из характерных особенностей творчества азербайджанских художников и мастеров декоративного искусства, воплотивших в своих произведениях эстетические идеалы своего народа.
Лучшие образцы декоративно-прикладного искусства пользуются заслуженной славой далеко за пределами Азербайджана и по праву входят в золотой фонд мирового художественного наследия.
Однако, наиболее значительным является вклад азербайджанского народа в сокровищницу мировой художественной культуры в области книжного искусства, особенно, миниатюрной живописи.
В прежние времена рукописная книга, украшенная миниатюрой, была чрезвычайной роскошью. Художественные мастерские со штатом переписчиков, каллиграфов, переплетчиков, художников-иллюстраторов имелись только при особо богатых домах.
Будучи искусством камерным, сугубо элитарным, миниатюра в то же время являлась зеркалом духовных устремлений своей эпохи. Художники-миниатюристы в большинстве своем были людьми, выдающимися не только по силе и разносторонности таланта, одновременно это были и каллиграфы, и орнаменталисты, музыканты, поэты, но наряду с этим это были философы, политики, царедворцы.
При дворе просвещенных владык художники пользовались заслуженным авторитетом и большими привилегиями. Шахские китаб-ханэ - мастерские представляли собой творческую лабораторию, где предопределялся дальнейший путь развития искусства, а затем многие творческие находки художники применяли и в миниа-
тюре, и в настенных росписях, и в различных видах декоративно-прикладного искусства - ковре, металле, керамике, тканях и т.д. Таким образом, раз найденные удачные приемы распространялись и широко внедрялись в практику. Так сложилось исторически, что миниатюра выполняла в искусстве Востока роль генератора идей [1-3].
Уже с конца XV века миниатюра стала выступать и как сюжетно-самостоятельный вид искусства. Отдельные листы с миниатюрами собирали в аль-бомы-муракка. Однако не только жанровые возможности определяли популярность миниатюры. Ее роль в духовной культуре обусловливали иные параметры. Занятие миниатюрой уподоблялось священнодейству, а язык миниатюры был подобен языку философов [4].
Исследуя творчество художника, испытываешь невольное затруднение: какими красками, какими словами передать его творческий облик во всей его многогранности? Безусловно, творчество каждого художника обрисовывает одновременно и его индивидуальность, и характер эпохи, в которую он живет и творит. Современной наукой доказано, что этническая самобытность каждого народа проявляется в особенностях восприятия родного ландшафта: характер ландшафта неизбежно формирует пространственные представления этноса, а значит, и создаваемую им архитектуру, преобладающие цвета пейзажа складываются в этническую палитру колористического восприятия и вызывают к жизни свою живопись [5, 6].
Образный строй азербайджанской миниатюрной живописи реалистичен и глубоко поэтичен. Реализм миниатюрной живописи имеет свои специфические черты, органически вытекающие из мироощущения человека той эпохи, а также из особенностей данного вида искусства. Миниатюру мы видим сразу, поэтому художник строит изображение так, чтобы оно целиком все раскрывалось перед нами, словно распахнулась невидимая дверь, и жизнь вошла во всем своем красочном многообразии.
Природа в миниатюре чаще изображается гармонично-прекрасной. Можно только восхищаться красотой и многоцветьем колорита, тонкостью композиции, великолепным мастерством художников-миниатюристов, вызывающих чувство радости и вдохновенного сопереживания у зрителей [7].
Изображение человека в пейзаже рассматривалось как философская концепция созвучия человека природе. Роскошные сцены охот, меджлисов, придворных сценок предназначались не только для удовольствия созерцания, но несли философскую концепцию гармонии, многообразия проявлений человека и его красоты. Не случайно, даже тогда, когда текст иллюстрируемого произведения повествует о суровой действительности, образы миниатюры все равно остаются возвышенно-прекрасными, передают идею совершенства мира и человека: художниками движет понятие философского идеала.
Так, средневековое искусство в пору расцвета отражало гуманистические идеалы своего времени. Азербайджанская миниатюрная живопись явилась эстетическим открытием, надолго определившим характер образного мышления народа. В произведениях, созданных во время наивысшего расцвета миниатюрной живописи, художники переносят нас в сказочно-прекрасный мир, где природа находится в полнейшей гармонии с человеком.
Однако, в новое время не философские искания, а художественная структура языка привлекла внимание к миниатюре. Новое увлечение миниатюрой в искусстве явилось настоящим откровением, дало жизнь нескольким направлениям в искусстве.
Западноевропейская живопись ХХ столетия, порывая с изжившей себя салонно-академической манерой, ищет обновления в новых для нее художественных системах. Уже назревшие в недрах западноевропейского искусства коренные изменения, подготовленные во многом творчеством художников-постимпрессионистов, вылились в конкретную форму увлечения искусством Востока - миниатюрой, ковром, металлом и т.д. Грандиозные выстав-
ки, организованные в Мюнхене (1910 г.), Берлине и Париже (1912 г.), Лондоне (1931 г.) и Санкт-Петербурге (1935 г.), повлекли за собой появление первых фундаментальных исследований миниатюр [8].
Сегодняшняя экспансия миниатюр в другие жанры и даже виды искусства свидетельствует о жизнеспособности художественного языка миниатюры, но наряду с этим говорит также и о том, что миниатюра освоена современной практикой настолько, что это дает возможность оперировать ее языком. Можно сказать, что рафинированная, отшлифованная многими поколениями традиция жанра миниатюры всегда была в поле зрения азербайджанских художников, но, пожалуй, именно в последние годы этот интерес приобрел характер настолько значительный, что можно говорить о нем как об особой традиции искусства.
О неисчерпаемых возможностях жанра говорят также и поиски художников декоративно-прикладного искусства. Среди них можно отметить художников по гобелену. Структура живописной поверхности гобелена, богатство цветовых нюансов, всполохи различных цветов ассоциируются с живописной поверхностью миниатюры. Эти ассоциации усиливают ритмы фигур, характер линий, очерчивающих силуэты.
В творчестве керамистов также ощутимы мотивы миниатюры. Интересные ин-
ков-металлистов - чеканщиков, гравировщиков.
Использование миниатюры в прикладных видах искусства имеет глубокие и непрекращающиеся традиции, в особенности в керамике, чеканке, ковроткачестве. Эта живая нить творческой разработки, найденных технических воплощений, начиная со средних веков по сегодняшний день, является благодатной почвой для миниатюры [9]. Представим несколько тенденций современного развития жанра: доскональное изучение и тщательное техническое воспроизведение языка, приемов классической миниатюры; стремление применить язык миниатюры к своему творческому почерку, своим задачам, избранному художниками и мастерами материалу.
Миниатюрная живопись художников-миниатюристов одновременно и нова, и традиционна. Миниатюрная живопись «идет в ногу» со всеми видами искусства, при этом и возрождает собственные древние традиции, и развивает новые тенденции в живописи.
Характеризуя творчество художников-миниатюристов и их роль в современном художественном процессе, мы оцениваем их как создателей целого направления в азербайджанском изобразительном искусстве, поднявших наследие миниатюрной живописи на новый уровень и открывших новые горизонты в современном искусстве.
терпретации миниатюры есть у художни-
Библиографический список
1. Керимов Л.Д. Азербайджанские миниатюры. - Баку: Ишыг, 1980. - 221 с.
2. Керимов К.Д. Султан Мухаммед и его школа. - М.: Искусство, 1970. - 103 с.
3. Керимов К.Д. Миниатюрная живопись / К.Д. Керимов. - Баку: Язычы, 1983. - 223 с.
4. Керимов К.Д. Низами Гянджеви. Хамсе. Миниатюры. - Баку: Язычы, 1983. - 140 с.
5. Каменский А. Древо традиции // Декоративное искусство. - 1980. - № 2. - С. 14-16.
6. Казиев А.Ю. Художественное оформление азербайджанской рукописной книги в XIII-XVII вв. - М.: Искусство, 1977. - 248 с.
7. Популярная Художественная Энциклопедия. Под ред. Полевой В.М. Кн. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 431 с.
8. Robinson, B. W. Islamic painting and the arts of the book. - London: Faber and Faber, 1976. - 322 р.
9. Наимов С.Т. Искусство миниатюры от средневековья до наших дней // Молодой ученый. -2014. - №2 (61). - С. 918-920.
- HcKyœmeoeedenue -
UNIVERSAL LANGUAGE OF AZERBAIJANI MINIATURE
L.A. Mamedova, Senior Teacher R.C. Imamguliyeva, Senior Assistant Nakhchivan State University (Azerbaijan, Nakhchivan)
Abstract. This article describes the artistic traditions, stylistic features of miniature painting, the current state of medieval manuscript books, with the position of teaching methods and acquiring skills of mastery and mastery in the development and use of painting techniques, the creative application of miniature techniques in various fields of fine and decorative art. Mobility, the ability to transform genre miniatures today causes great interest in the study of this art. The artistic language of the miniature must be correlated with the modern need for a holistic artistic environment.
Keywords: miniature painting, illustrations, Azerbaijan painters, artistic traditions, book miniature, miniature schools, art of Azerbaijan, portrait miniature, graphic.