Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ'

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ГРАФИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моденова Екатерина Алексеевна, Колчанова Елена Августовна

В данной статье рассмотрены проблемы развития художественного восприятия учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства. Автор рассматривает особенности процесса развития художественного восприятия в различных образовательных программах. В статье делается акцент на рисунок и графику, как эффективное средство развития художественного восприятия. Приводятся задания и упражнения, способствующие эмоциональному проявлению школьников в графике как доминирующему элементу художественного восприятия. В статье делается акцент на сензитивность возраста учащихся средней школы для развития художественного восприятия.This article deals with the development of artistic perception of secondary school students in fine arts lessons. The author examines the features of the development of artistic perception in various educational programs. The article focuses on drawing and graphics as an effective means of developing artistic perception. Tasks and exercises are given that contribute to the emotional manifestation of schoolchildren in graphics as a dominant element of artistic perception. The article focuses on the sensitivity of the age of secondary school students for the development of artistic perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ»

УДК 372.874

Психолого-педагогические науки

Моденова Екатерина Алексеевна, студент, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень Колчанова Елена Августовна, доцент, канд. филос. наук, Институт

психологии и педагогики, Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы развития художественного восприятия учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства. Автор рассматривает особенности процесса развития художественного восприятия в различных образовательных программах. В статье делается акцент на рисунок и графику, как эффективное средство развития художественного восприятия. Приводятся задания и упражнения, способствующие эмоциональному проявлению школьников в графике как доминирующему элементу художественного восприятия. В статье делается акцент на сензитивность возраста учащихся средней школы для развития художественного восприятия.

Ключевые слова: художественное восприятие, восприятие, графика, изобразительная деятельность.

Annotation: This article deals with the development of artistic perception of secondary school students in fine arts lessons. The author examines the features of the development of artistic perception in various educational programs. The article focuses on drawing and graphics as an effective means of developing artistic perception. Tasks and exercises are given that contribute to the emotional manifestation of schoolchildren in graphics as a dominant element of artistic

perception. The article focuses on the sensitivity of the age of secondary school students for the development of artistic perception.

Key words: artistic perception, perception, graphics, visual activity.

Введение. Перед современной школой в соответствии с требованиями ФГОС стоит задача развития потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства, формировании активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

В этом отношении развитие художественного восприятия учащихся средней школы становится приоритетной задачей. Художественное восприятие выступает как одно из важнейших свойств познавательных способностей личности, способствующих воспринимать, реагировать, понимать и создавать художественный образ.

Стоит отметить, что процесс развития художественного восприятия необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать вплоть до подросткового возраста, когда возрастные психологические особенности ребенка претерпевают серьезные изменения.

Специальные исследования в области философии, рассматривающие различные аспекты проблемы художественного восприятия были проведены Аристотелем, Г. Гегелем, И. Кантом, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллингом, А. Шопенгауэром, Ф. В. Ницше, Х. Ортег-и-Гассетом, В. И. Жуковским, Д. В. Пивоваровым. Важной составляющей общего развития личности ребенка связывали с художественным восприятием такие педагоги, как A.A. Мелик-Пашаев и З.Н. Новлянская. Так же данную тему затронули в трудах по психологии Б. М. Теплов, Т. Липпс, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский.

Изложение основного материала статьи.

Изучив различные исследования в области философии, педагогики и психологии и рассмотрев определения «художественного восприятия», даваемые различными авторами, мы решили остановиться на одном из них.

Художественное восприятие рассматривается нами как «становление в сознании личности эмоционально окрашенного, ассоциативно - многогранного, ритмически - упорядоченного, духовно - осмысленного, опредмеченного в материале языка искусства образа мира в процессе диалога с собой, автором произведения искусства, с культурой» (А.А. Мелик-Пашаев). Данное определение в рамках нашего исследования более полно раскрывает суть явления «художественное восприятие».

Отметим, что все изученные в процессе исследования понятия являют собой примерно одну суть - процесс восприятия духовной сущности явления, находящегося в неразрывной связи с чувственно воспринимаемой формой. Авторы определяют его как образ, в котором форма становится представлением сущности того, чего нет в явлении, но что за ним стоит.

Обратимся к исследованиям Л. С. Выготского в изучении проблемы художественного восприятия. В центре исследования Л. Выготского -выявление художественных структур, функционально обусловливающих психофизиологический катарсис художественного чувства. По мнению Л. С. Выготского, важнейшим, доминирующим элементом художественного восприятия являются эмоции и чувства, возникающие у человека в процессе художественного восприятия, которые протекают на совершенно реальной основе, но глубоко отличаются от «обыденных» эмоций. Выготский называет их «умными эмоциями» [2].

Если обратиться к мнению В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Н.Н. Волкова, Н.К. Шабанова, то можно выяснить, что для полноценного развития художественного восприятия необходим системный и целостный подход.

Для развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства нами были проанализированы различные программы по «Изобразительному искусству» для работы в школе. Сейчас, в реалиях

современного мира, данные программы своей целью ставят всестороннее развитие личности ребенка, его воспитание, формирование художественного вкуса и прочее.

Прежде чем начать практическую работу было необходимо выделить несколько критериев, по которым можно было бы оценивать уровень «художественного восприятия» у детей при начальной и итоговой диагностике.

Ими стали:

1. Эмоциональность восприятия;

2. Ассоциативность восприятия;

3. Осмысленность художественного восприятия учащегося;

4. Ритмическая упорядоченность образов восприятия.

Так, анализируя программу Б. М. Неменского, которая ориентирована более на эмоциональность образов и постижения закономерностей искусства, тем не менее в равной степени уделяет внимание всем четырем критериям. Авторами так же отмечается, что целью программы является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры [6].

Проанализирована рабочая программа по ИЗО 5-8 классы под редакцией Т.Я. Шпикаловой. Данная программа позволяет сформировать художественное восприятие у учащихся средней школы на хорошем уровне. Своей целью авторы так же ставят развитие визуально-пространственного мышления учащихся, духовно-нравственное воспитание, развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции [8].

Для развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства нами были проанализированы средства графики и отобраны наиболее эффективные для детей среднего школьного возраста.

Традиционно, основными выразительными средствами графики считаются: линия, штрих, пятно и точка.

Согласно В. В. Кандинскому, художественная линия, отличается от линии чертёжной, она разнообразна и многогранна. Имея большие выразительные возможности, линия и штрих являют собой схематическую границу плоскостей и форм. С помощью линии можно передать эмоциональный отклик и выявить интересные психологические нюансы. Так же, ассоциируясь со звуком, линия помогает в развитии ритмической упорядоченности образов, помогая художнику уловить необходимый «ритм»» [3; 4].

В процессе работы с линий ребенок постепенно переходит от простых и эмоционально неокрашенных образов к более сложным. Изначально сухая и без эмоциональная, линия становится более эмоционально окрашенной Она может стать плавной либо острой, едва заметной либо «почти рвущей бумагу», она может извиваться либо же стелиться только прямо, выражая эмоции своего автора.

А. А. Лещинский в своих исследованиях отмечал пользу упражнений с использованием штриха для развития восприятия ребенка [5].

Изначально дети будут использовать сухой академический штрих, где степень нажатия и длина штриховых линий будут одинаковы - этот штрих будет похож на решетку. Однако, постепенно выполняя упражнения, штрих будет претерпевать изменения, откроется все его многообразие. Штриховка станет чуть заметной или более яркой, волнообразной или круговой, пересекающейся либо наплывающей на другую.

Залитое тоном линейное изображение становится пятном, позволяя выявить бесконечное множество состояний. С помощью пятна выражается как форма, так и характер модели. С помощью пятна создается силуэт, который, в свою очередь, помогает в развитии ассоциативности восприятия. Оно, как и тон, может развивать ассоциативность, эмоциональность и осмысленность восприятия. Способствуют пониманию объёма и пространства [7].

Точка же является выразительным акцентом, помогает фокусировать внимание и очень часто является центром строя стилизованной композиции. Сущность точки такова, что она вплотную смыкается с другими графическими

средствами и их художественными свойствами. Как бы являясь основой всего, она может развивать все четыре критерия в равной степени [1].

Обычно в рисунке дети не используют точку, им больше импонирует линия и пятно. Однако, выполнив упражнение с использованием только лишь точки, они узнают о её возможности расставлять акценты в композиции и без использование других выразительных средств. Теперь вместо отдельно взятых точек или их отсутствия, учащиеся смогут пользоваться скоплением точек, как бы имитируя пятно и создавая ассоциации. Так же непрерывный ряд точек с легкостью может заменить линию, придав ей новое интересное свойство - ведь между точками есть расстояние, что может дать определенную воздушность линии.

Таким образом, проведя исследования мы выяснили, как средства графики благоприятно влияют на развитие четырех критериев художественного восприятия. Под влиянием графики у обучающихся так же развивается умение выделять существенные признаки, форму, строение и взаимоотношение отдельных частей в объекте, развивать мелкую моторику, глазомер и художественное восприятие.

Вывод.

В статье рассмотрено понятие «художественное восприятие», проведен анализ рабочих программ по ИЗО, изучены возможности средств графики в развитии художественного восприятия учащихся средней школы средствами графики на уроках изобразительного искусства.

На занятиях ИЗО графика благоприятно влияет на множество психологических факторов развития подростков, а системный и целостный подход закрепляет положительный результат.

Библиографический список:

1. Бесчастнов, Н.П Рисунок: учеб. пособие для вузов. - М.: Легпромбытиздат, 2008. - 176 с.

2. Выготский, Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.

3. Графика и ее возможности в преподавании изобразительного искусства // Образовательная социальная сеть nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2019/01/31/grafika-i-ee-vozmozhnosti-v-prepodavanii (дата обращения: 14.02.2021).

4. Кандинский, В.В Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука -классика, 2011. - 232 с.

5. Лещинский А. А Основы графики: Учеб. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2003. - 194 с.

6. Неменский Б. М, Неменская Л. А, Горяева Н. А, Питерских А. С Изобразительное искусство. Рабочие программы. И38 Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - 4 е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.

7. Учебное пособие на тему: «Художественные средства выразительности в графике» // Инфоурок URL: https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-na-temu-hudozhestvennie-sredstva-virazitelnosti-v-grafike-3283423.html (дата обращения: 16.02.2021).

8. Шпикалова Т. Я, Ершова Л. В, Поровская Г. А Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 5—8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.