Научная статья на тему 'Проблемы организации образовательного процесса на уроке хореографии'

Проблемы организации образовательного процесса на уроке хореографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ / EDUCATIONAL PROCESS IN THE CLASSROOM CHOREOGRAPHY / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДИДАКТИКА / ART DIDACTICS / КРЕАТИВНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY AND ARTISTIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чечина Жанна Владимировна

В данной статье рассматриваются проблемы организаций образовательного процесса и развития художественно-творческих способностей школьников средствами хореографического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чечина Жанна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problems of organization of educational process and development of artistic and creative abilities of students by means of choreography.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации образовательного процесса на уроке хореографии»

^нтггш + I ■ I I ■

^ Образование в сфере культуры 185

студента в позиции сотрудничества, что гарантирует последовательное становление профессионально-личностных компетенций не только до уровня интериоризованных, но и рефлексивных;

5) учёными также подчёркивается значимость такого явления, как культурно-лингвистическая среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, пересмотра прежних и выработки новых смыслов.

странному языку является положение о том, что образовательный процесс в данном случае следует выстраивать как диалог студента и преподавателя, студента и его коллег, диалог с текстом, даже с самим собой в рамках усвоения учебного материала. Другими словами, диалог в этом смысле рассматривается как универсальная характеристика лингвогуманитарной ситуации, обусловливающей субъектное развитие будущего специалиста, и связан с преобразованием позиции преподавателя и позиции

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ

Ж. В. Чечина

ГОУ ЦДТ «Свиблово»

В данной статье рассматриваются проблемы организаций образовательного процесса и развития художественно-творческих способностей школьников средствами хореографического искусства.

Ключевые слова: образовательный процесс на уроке хореографии, художественная дидактика, креативность и художественно-творческие способности.

This article discusses the problems of organization of educational process and development of artistic and creative abilities of students by means of choreography.

Key words: educational process in the classroom choreography, art didactics, creativity and artistic creativity.

Размышляя над проблемами организации образовательного процесса на роке хореографии, мы не можем не отметить, что в каждом уроке присутствует и целостность, и логическая завершенность, и ограниченность временными рамками, и план работы, и состав участников. Урок - это, бесспорно, показатель: работы учителя и учеников. Если речь идет о привычных внешних (формальных) признаках этой работы, то здесь никаких проблем нет: особой сложности для любого учителя не составит продемонстрировать все внешние показатели успешности своей деятельности: и ло-

гику, и четкость, и организованность, и соответствие занятия плану. И даже - совсем туманный «аспект взаимодействия семьи и школы». Мы же придерживаемся несколько иного мнения об уроке, представляя его в качестве главной формы организации учебного процесса: форма, которая представлена в современной педагогике как внешний вид, наружное очертание. Такое понимание формы снимает необходимость обращаться к тому, как считает С.В. Кульневич, «...что понятие формы в первую очередь определяется тем, что она оформляет, чему она придает определен-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 185-188

.....

ш

186 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

ный вид. Эти "что" и "почему" - содержание, форма - это то, что выражает содержание. Причем не только структурное содержание урока - организационный момент, постановку цели, опрос, задание и т.д., но и то, на чем все это стоит, из чего вытекает, какие ценности для развивающейся личности содержит. Поэтому речь должна вестись о целостности урока, как единстве его формы и содержания» (1, с. 26). Соглашаясь с автором, мы встаем на позицию того, что в современной педагогике урок не является условием реализации целостности образовательного процесса. Однако необходимо обратиться к специфике данного исследования и выявить особенности хореографического урока, который в силу своей художественности, не всегда соответствует тенденциям и положениям общей дидактики.

Появление концепции В.Н. Нилова о хореографическом образования и основанных на ней программы и методического пособия стало заметным явлением в педагогической жизни. Таким образом, В.Н. Нилов вывел систему хореографического образования на новый уровень мышления, где культура мышления формируется в процессе познания школьного «предмета», который сам является хранилищем духовности, «всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество», и при этом рассматривает жизнь и искусство в философском аспекте. Поэтому нет другого пути, кроме как перевести преподавание хореографического искусства на философский уровень (Нилов, 1998).

Рассмотрим примеры того, как на практике современными учителями хореографии осуществляется процесс преподавания и какого уровня мышление развивают они у учащихся на своих уроках.

Первое, что приходится отметить, это примитивизация содержания хореографического искусства в общеобразовательной школе. К сожалению, многие считают, что урок хореографии в школе должен носить характер радостного действа, где учащиеся могут если не отдыхать, то выходить с урока лишь с положительными впечатлениями. Дру-

гую вариацию на тему «урок хореографии» предлагают на сегодняшний день педагоги -так называемые последователи системы элементарного развития творческих способностей школьников. Урок хореографии наполняется различными пластическими движениями, определяющими настроение музыки и средства выразительности, он полон творческими ритмическими импровизациями и т.д. Еще один момент, которым страдает современное хореографическое образование, - излишняя теоретизированность. Подобную теоретизацию на уроках хореографии в общеобразовательной школе следует ограничивать «чувством меры в изложении фактов, цифр, цитат». Следующей крайностью все той же излишней теоретизации является тот факт, что уроки хореографии в школе отличаются насыщенной информацией, высоким темпом работы, повышенной интенсивностью учебно-познавательной деятельности учащихся, разносторонностью видов творческой деятельности. Таким образом, урок хореографии сводится к простому исполнению движений, к сумме видов деятельности и организационным перестановкам.

И если на каждом таком уроке, знакомясь с новым хореографическим произведением, школьники и будут говорить о содержании, форме, фактуре, средствах выразительности, то это все еще останется просто терминологически оформленным констатирующим знанием. А поскольку такая мыслительная деятельность идет вне единства с содержанием, а также вне единства частных проявлений в контексте общего целого - художественной идеи произведения, то подобная практика если и не вредит, то точно не развивает мышление ученика.

Все эти положительные достижения науки, в том числе и последних лет по-прежнему не находят практического применения в школе. Выход на проблемность художественного замысла, на диалектичность внутри идеи произведения искусства, на содержательность исследуемой формы имеет место лишь в редких работах, мало того, встречает

07_Tä6ägTääieä_.p65 186 1 01.12.2011, 18:04

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 187

непонимание и неприятие со стороны современных теоретиков.

Так, Н.И. Тарасов в разделе «Школа», дает рекомендации молодым преподавателям хореографам, с чего начинается и как протекает процесс формирования, создания урока хореографии, центральным моментом которого является реализация «творческого замысла», идеи урока. Что же автор подразумевает под замыслом урока хореографии?.. «Разрабатывая урок хореографии, - пишет Н.И. Тарасов - надо помнить, что их идея может зависеть не только от программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемый программой осваивается». Нельзя не согласиться с той мыслью, что «замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее ваше и ваших учащихся восприятие жизни и хореографии как части этой жизни». Важно, считает автор, чтобы в концепции серии уроков проходила нить, демонстрирующая престижность освоения хореографического искусства, чтобы «у ребят появилась бы положительная мотивация к хореографическому образованию» (3, с. 7-8).

Однако все эти рекомендации носят частный характер, чтобы быть возведенными в ранг замысла урока хореографии. Причем тут престижность и современность, если хореография не мыслит этими категориями и никогда не станет средством популяризации личности в современном обществе. Не эта цель двигала миллионы людей к освоению и сопричастности к хореографическому искусству, но внутренняя сущность, ее эмоционально-образная природа, адекватная природе человеческой души, человеческой мысли, человеческого внутриустройства. И эти основы не могут уйти со временем или перестать быть актуальными на сегодняшний день. Они вечны, а значит, постижение хореографического искусства как отражения внутреннего мира каждого человека не должно зависеть от современного состояния культуры в мире и престижности ее освоения сегодня (2).

Вслед за общетеоретическим и практическим обзором происходящего в хореографическом образовании хотелось бы рассмотреть некоторые программы по хореографии, рекомендованные Министерством образования, вариативность использования которых также явление неоднозначное, так как принципиально разные понимания результата хореографического обучения, отсутствие единой стратегии в развитии художественного мышления учащихся, с одной стороны, и в связи с этим отсутствие единой методологии и единства формируемого мышления у будущих педагогов-хореографов, с другой стороны, -вот лишь некоторые, но весьма сущностные недостатки сложившейся ситуации.

Несомненным плюсом программ является трактовка урока хореографии «как урока искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея . вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др.». Автор исходит из необходимости «методологического осмысления процесса познания хореографического искусства» и выводят три концептуальной идеи:

- хореография отражает жизнь на философском уровне, отсюда хореография есть отражение диалектики жизни и ее содержание -это человеческий опят нравственно-эстетического оценивания мира, выраженный в художественно-пластических образах специфическим для данного искусства языком;

- познание хореографического искусства осуществляется как самостоятельная деятельность школьников по выявлению того, как реальное, приобретающее в нашем восприятии черты привычности, повседневности, обыденности и пр. становится художественным;

- деятельность преподавателя хореографии - это не работа по «трансляции» знаний, умений и навыков в их общепринятом, традиционном понимании, а его творчество в организации деятельности школьников в развитии у них художественно-творческих способностей.

.....

ш

Опираясь на анализ педагогической и методической литературы, который был сделан В.Н. Ниловым в области художественного образования и воспитания школьников средствами хореографического искусства, можно выделить три основных направления:

Первое - художественное воспитание развивается и функционирует на базе внешкольных учреждений культуры - клубов, Домов и Дворцов культуры.

Второе направление художественного образования развивается на базе хореографических отделений (образовательного уровня) Детских музыкальных школ (ДМШ) и Детских школ искусств (ДШИ), а также отдельных самостоятельных Детских хореографических и балетных школ (ДХШ).

Третье направление художественного воспитания средствами хореографического искусства в условиях общеобразовательной школы как внеклассная работа или факультативная по желанию (для этого в программе школы заложены часы для различных кружков самодеятельного творчества).

Анализируя педагогическую ситуацию в современной школе, можно отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к расширению использования хореографического искусства в общеобразовательных школах. Возникла не только потребность в систематическом целенаправленном хореографическом образовании на базе общеобразовательных

школ при взаимодействии с учреждениями культуры, но наметились тенденции формирования и развития новой структуры хореографического направления образования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Проведя данный экскурс по современному хореографическому образовательному пространству, мы можем сделать вывод, что:

- высокий уровень технократизма и дидактизма, присутствующий во многих педагогических системах, концепциях и трудах, демонстрирует отсутствие теоретического мышления и диалектической логики в их основе;

- понятие целостности педагогического процесса на уроке хореографии берется лишь в узко формальном смысле слова, а научные подходы, на которые ссылаются современные авторы, имеют, в сущности, одностороннее и поверхностное осмысление;

- проблема творческого развития ученика на уроке хореографии на сегодняшний день не решена системно, в целостности всех элементов и движущих сил данного процесса.

Как следствие всего перечисленного, урок хореографии не рассматривается авторами современных методик как целостный процесс, через категории содержания и формы, в котором содержание искусства, художественная идея произведения, а значит, и урока в целом, диктовали бы творческие задачи урока, определяли бы форму его построения.

Примечания

1. Кульневич, С. В. Современный урок: [научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. -Ростов-н/Д: Учитель, 2004. - Часть I.

2. Нилов, В. Н. Современное состояние хореографического искусства в художественном образовании детей и молодежи / В.Н. Нилов // Мир в котором я живу. Культурологические аспекты сложения целостной картины мира учащихся. - М., 2010. - С. 73-82.

3. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. - М.: Искусство, 1971.

07_îâôàçîâàièà_.p65 188 1 01.12.2011, 18:04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.