Научная статья на тему 'Хореографическое искусство в художественном образовании школьников при взаимодействии учреждений образования и культуры'

Хореографическое искусство в художественном образовании школьников при взаимодействии учреждений образования и культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / CHOREOGRAPHIC ART / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PREPROFESSIONAL AND PROFESSIONAL EDUCATION / ART EDUCATION AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилов Вячеслав Николаевич.

В статье представлена авторская концепция, состоящая из трёх уровней: приобщение младших школьников к хореографии; углублённое предпрофессиональное изучение хореографического искусства и профильное обучение, приближенное к профессиональному. Вопросы взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений культуры по формированию художественнотворческих способностей школьников в разных сферах искусства получили освещение во многих исследованиях. Однако анализ исследований показал: несмотря на разработку общих проблем развития художественного творчества школьников при взаимодействии учреждений образования и культуры, в работах мало освещены вопросы преемственности и взаимосвязи этих учреждений, особенности учебно-воспитательной деятельности и методы развития художественнотворческих способностей школьников средствами хореографического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нилов Вячеслав Николаевич.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOREOGRAPHIC ARTS IN ART EDUCATION STUDENTS AT INTERACTION BETWEEN INSTITUTIONS OF EDUCATION AND CULTURE

The paper art education and upbringing of schoolchildren by means of choreography in the interaction of education and culture, presents the author's concept consists of three levels: the communion of younger students to choreography; in-depth study of the pre-service choreographic art and specialized education, approximate to the professional. The issues of interaction of secondary schools and institutions of culture on the formation of the artistic and creative abilities of pupils in various spheres of art was covered in many studies. However, analysis of the research showed that, despite the development of General problems of the development of artistic creativity of pupils at interaction between institutions of education and culture, works of little coverage questions of continuity and interconnection of these institutions, peculiarities of educational activity and methods of artistic and creative abilities of pupils by means of choreographic art.

Текст научной работы на тему «Хореографическое искусство в художественном образовании школьников при взаимодействии учреждений образования и культуры»

References

1. Kendo T. Dosug i populiarnaia kul'tura v dinamike i razvitii [Leisure and popular culture in the dynamics and development]. Lichnost\ Kul'tura. Obshhestvo [Personality. Culture. Society], 2000, vol. 2, issue 1 (2), pp. 283—308. (in Russian).

2. Lichnostno-orientirovannaia sociologiia [Personality oriented sociology]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., [Academic project Publ.], 2004. 608 p.

3. Rybakova N. V. Problemy identichnosti v sovremennom mire [Problems of identity in the modern world]. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov, otvet. red. E. N. Bogatyreva [Interuniversity collection of scientific papers, executive editor by E. N. Bogatyreva]. Saratov, 2007, pp. 60—66.

4. Smirnov A. V. Sushhnost' i iavlenie [Essence and phenomenon]. Novaia filosofskaia entsiklopediia, tom 3 [New philosophical encyclopedia, vol. 3]. Moscow, Mysl' Publ. [Thought Publ.], 2001, p. 682.

5. Frolov E. D. Paradoksy istorii — paradoksy antichnosti [The paradoxes of history — the paradoxes of antiquity]. St. Petersburg , Publishing house of St. Petersburg state university, 2004. 420 p.

6. Yaroshenko N. N. Istoriia i metodologiia teorii sotsiaVno-kuVturnoi deiateVnosti [History and methodology of the theory of socio-cultural activities]. Moscow, 2013. 456 p.

ОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ школьников ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

УДК 37.036:793 В. Н. Н и ло в

Институт художественного образования Российской академии образования

В статье представлена авторская концепция, состоящая из трёх уровней: приобщение младших школьников к хореографии; углублённое предпрофессиональное изучение хореографического искусства и профильное обучение, приближенное к профессиональному. Вопросы взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений культуры по формированию художественно-творческих способностей школьников в разных сферах искусства получили освещение во многих исследованиях. Однако анализ исследований показал: несмотря на разработку общих проблем развития художественного творчества школьников при взаимодействии учреждений образования и культуры, в работах мало освещены вопросы преемственности и взаимосвязи этих учреждений, особенности учебно-воспитательной деятельности и методы развития художественно-творческих способностей школьников средствами хореографического искусства. Ключевые слова: художественное образование и воспитание, хореографическое искусство, пред-профессиональное и профессиональное образование.

НИЛОВ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор, Институт художественного образования Российской академии образования

NILOV VIACHESLAV NIKOLAEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Institute of Art Education, Russian Academy of Education

e-mail: v.nilov2015@yandex.ru © Нилов В. Н., 2014

V. N. Nilov

Institute of Art Education, Russian Academy of Education, Pogodinskaya str. 8, bldg 1, Moscow, Russian Federation, 119121

CHOREOGRAPHIC ARTS IN ART EDUCATION STUDENTS AT INTERACTION BETWEEN INSTITUTIONS OF EDUCATION AND CULTURE

The paper art education and upbringing of schoolchildren by means of choreography in the interaction of education and culture, presents the author's concept consists of three levels: the communion of younger students to choreography; in-depth study of the pre-service choreographic art and specialized education, approximate to the professional. The issues of interaction of secondary schools and institutions of culture on the formation of the artistic and creative abilities of pupils in various spheres of art was covered in many studies . However, analysis of the research showed that, despite the development of General problems of the development of artistic creativity of pupils at interaction between institutions of education and culture, works of little coverage questions of continuity and interconnection of these institutions, peculiarities of educational activity and methods of artistic and creative abilities of pupils by means of choreographic art. Keywords: art education and education, choreographic art, preprofessional and professional education.

Вопросы взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений культуры по формированию художественно-творческих способностей школьников в разных сферах искусства получили освещение во многих исследованиях [см.: 2, 3, 4]. Однако анализ исследований показал: несмотря на разработку общих проблем развития художественного творчества школьников при взаимодействии учреждений образования и культуры, в работах мало освещены вопросы преемственности и взаимосвязи этих учреждений, особенности учебно-воспитательной деятельности и методы развития художествен но-творческих способностей школьников средствами хореографического искусства.

Комплексные психолого-педагогические мероприятия, направленные на воспитание, образование и раннюю профессиональную ориентацию школьников в соответствии с их интересами, наклонностями и способностями, помогут осуществить выбор творческой профессии. Довузовский этап подготовки специалистов предполагает целенаправленную профориентаци-онную деятельность, которая необходима для подготовки будущих специалистов. В целостном процессе подготовки специа-

листов в области культуры большую роль играет концепция гармоничного единства процесса общего и профессионального развития личности ребёнка [1, с. 7—21].

Хореографическое искусство — особая модель человеческой культуры, в которой своеобразно отражены идеалы эпохи. Оно эффективно формирует и обогащает духовный мир человека. Восприятие подлинных художественных ценностей, участие в их создании затрагивают глубинные пласты человеческой психики, развивают эстетические потребности личности, формируют её активную жизненную позицию.

Выработанная автором статьи концепция взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений культуры строится на актуальных принципах:

• совместного планирования учебно-воспитательной работы со школьниками: создание программ и комплекса различных совместных мероприятий по взаимодействию и взаимной помощи в художественном воспитании школьников, которые учитывают интересы школьников и их индивидуально-возрастные особенности;

• взаимовлияния при проведении воспитательных, образовательных и организационно-методических мероприятий (об-

суждение художественного воспитания на совместных педагогических советах, производственных собраниях, семинарах, конференциях, методических совещаниях; совместная работа по организации концертов, выставок изобразительного и прикладного искусства, фотовыставок, экскурсий в музеи, театры, концертные и выставочные залы);

• учёта возрастных и физиологических особенностей школьников;

• преемственности средств и методов обучения и воспитания;

• совместной работы с родителями: подготовка и организация лекций по художественному воспитанию школьников различными видами искусства, обсуждение вопросов воспитания и поведения, вопросы специализации, профилирования школьников и др.

Не так давно в учебном процессе большого количества общеобразовательных школ художественное воспитание средствами различных видов искусства занимало довольно скромное место или почти совсем отсутствовало. Выделяемое время на преподавание предметов художественно-эстетического цикла было незначительным — около 4% от всего бюджета времени: кружковая работа (хореография, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, изобразительное и прикладное искусство) велась от случая к случаю. Но уже сегодня в практике общеобразовательных школ используются различные виды и формы, расширяющие художественные способности детей.

В художественном образовании и воспитании школьников средствами хореографического искусства, которое развивается и функционирует на базе внешкольных учреждений культуры — в клубах, центрах и домах культуры, молено выделить три основных направления.

В ряде диссертационных исследований (В. В. Геращенко, С. Б. Жукенова, Л. Д. Ив-лева, А. В. Палилей, Т. В. Пуртова, Н. П.

Яценко и др.) рассматривается влияние хореографического искусства на участников самодеятельного кружка, коллектива, студии, клубного объединения. В работах В. С. Константиновского, A.B. Кузнецова, Г.А. Настюкова, Е. Г. Савченко рассматриваются проблемы художественного воспитания и развития детского творчества. Составлен репертуар детских хореографических коллективов и кружков.

Второе направление художественного образования развивается на базе хореографических отделений Детских музыкальных школ и Детских школ искусств, а также отдельных самостоятельных Детских хореографических школ.

Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства разработаны методические пособия и программы: В. П. Сердюков и С. Е. Бахто (программа для подготовительных классов «Ритмика и танец»); Т.И.Василевская (программа «Балетная осанка — основа хореографического воспитания детей); В. П. Сердюков (программа «Классический танец»); А. А. Борзов (программа и методическое пособие «Народно-сценический танец» для 1, 2, 3 и 4 года обучения); С. Е. Бахто (программа «Историко-быто-вой и современный бальный танец»); В. П. Сердюков (программа «История хореографического искусства»); Н. С. Благонра-вова (программа «Музыкальная грамота и слушание музыки»); Т.К. Барышникова (методическое пособие «Азбука хореографии»); В. Н. Нилов (программы и методические пособия «Хореография» и «Бальный танец» для хореографических отделений Детских хореографических школ и школ искусств).

Третье направление художественного воспитания средствами хореографического искусства развивается в условиях общеобразовательной школы, как внеклассная или факультативная работа (по желанию учащихся — для этого в программы школы заложены часы для различных кружков са-

модеятельного творчества). Имеющиеся работы в этой области посвящены младшему возрасту (О. А. Апраксина, Л. Н. Богатко-ва, Е. В. Голикова, М. Говоркян, Е. В. Коно-рова, В. Н. Нилов, В. Окунева), среднему и старшему возрасту (Н. Александрова, А. Н. Богаткова, М. С. Боголюбская, Н. Збруева, М. Румер, В. Н. Светинская, Л. Г. Степанова, Т. С. Ткаченко и др., а также исследование В. Н. Нилова «Хореография в системе художественного воспитания школьников: теория и практика»).

Художественное образование средствами хореографического искусства при взаимодействии учреждений образования и культуры анализировалось нами в опытно-экспериментальной работе на базе общеобразовательных школ г. Москвы, общеобразовательных школ № 10, № 13 и Музыкально-хореографической гимназии г. Риги.

Рассмотрев художественное образование школьников в Москве, молено отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к расширению использования хореографического искусства в общеобразовательных школах. Возникла потребность в систематическом целенаправленном хореографическом образовании на базе общеобразовательных школ при взаимодействии с учреждениями культуры, наметилось формирование новой структуры художественного образования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, которая включает следующие организационно-педагогические формы: 1) хореография является одной из профилирующих художественных дисциплин; 2) хореография — предмет искусствоведческого изучения, воспитания всеобщей любви, интереса и уважения; 3) организация хореографического кружка, коллектива, ансамбля и др.

Художественное образование средствами хореографического искусства осуществлялось совместно с учреждениями культуры в школах № 10 и № 13 в г. Риге, которые ввели в начальных классах предмет

«Хореография» (первый вариант). Сформировав специализированные хореографические классы, школы продолжили «углублённое» изучение хореографического искусства на среднем этапе школьного образования (второй вариант). Администрация Музыкально-хореографической гимназии (г. Рига) совместно с Министерством образования Латвии воплощают уже третий вариант художественно-эстетического воспитания школьников средствами хореографического искусства при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры.

Акцент ставится на развитии художественно-творческих способностей средствами хореографического искусства как искусства, синтезирующего в себе ритмику, музыку, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Решение проблемы состоит во введении предмета «Хореография» в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, организации хореографических занятий с целым классом и в создании специализированных хореографических классов в специализированных общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях. Систематические занятия хореографией с целым классом изменят ситуацию и позволят охватить хореографическим искусством широкие массы школьников. Всё это откроет широкие перспективы в предоставлении каждому школьнику возможности попробовать свои силы в различных видах творчества.

Данная модель художественного образования и воспитания школьников средствами хореографического искусства при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры, составленная автором статьи, раскрывается в концепции «Хореография в системе художественного воспитания школьников» [6, с. 118—121] на трёх уровнях.

Первый уровень — для детей начальной школы. На этом уровне главной задачей является приобщение младших школьни-

ков к хореографическому искусству. Это даёт возможность ученику разобраться в специфике жанра и одновременно учит преодолевать скованность, робость, неумение свободно двигаться в пространстве под музыку; исходя из особенностей возраста, проявлять творчество в играх, этюдах, импровизациях средствами пластики и образной выразительности. Предлагаются предметы хореографического цикла: ритмика, партерная гимнастика, бальные танцы, построенные на простых движениях в игровой форме, а также теория музыки, слушание музыки и игра на музыкальных инструментах по выбору (баян, аккордеон, фортепиано, скрипка и др.).

Второй уровень охватывает школьников 4—8 классов. Главными задачами на этом этапе являются сохранение интереса к хореографическому искусству, «углублённое предпрофессиональное изучение» хореографических дисциплин, формирование потребности в творчестве, стимуляция дальнейшего развития художественно-творческих способностей, изучение предметов специального цикла: классического и народно-сценического танцев, истории хореографического искусства, продолжение изучения бального танца [7, с. 69—70], теории музыки, а также проведение занятий по слушанию музыки и игре на музыкальных инструментах по выбору (баян, аккордеон, фортепиано, скрипка и др.).

Каждое полугодие в специализированных хореографических классах завершается открытыми уроками (по предметам специального цикла) и академическими концертами для родителей, педагогов и учащихся школы. Год заканчивается открытыми уроками, экзаменами, класс-концертами, а когда сформируется хореографический репертуар — «Отчётным концертом», который устраивается в своей школе, затем в школах микрорайона, города. В них принимают участие все учащиеся специализированных хореографических классов.

По мере реализации концепции «Хореография в системе художественного воспитания школьников» для пропаганды хореографического искусства с учётом наличия более одарённых детей, на базе специализированных хореографических классов формируется школьный хореографический ансамбль, который состоит из нескольких хореографических групп, выделенных в зависимости от возрастных особенностей школьников. Репертуар групп-ансамблей, учитывающий возрастные особенности, передаётся впоследствии от одной возрастной группы к другой. Созданная структура помогает каждому ученику более полно реализовать свои художественно-творческие способности.

По окончанию восьмого класса общеобразовательной школы учащиеся заканчивают восьмилетнюю программу специализированных хореографических классов и получают удостоверение о начальном хореографическом образовании. Девятый год обучения предназначен для более одарённых детей, которые, заканчивая «класс совершенствования», способны и желают получить среднее специальное хореографическое образование уже на третьем уровне.

Третий уровень программы включает учащихся 9—11 классов. На этом уровне из «классов усовершенствования (предпро-фессинальных)» формируются «профилирующие классы», задача которых — профильное обучение, приближенное к профессиональному. Общеобразовательные программы перераспределяются с двух лет на три года с гуманитарным направлением и обобщающими курсами: «Основы эстетики», «Этика», «Проблемы духовной культуры», «Дизайн», «История хореографических, музыкальных, театральных и изобразительных искусств». Всё это даст возможность учащимся получить среднее специальное хореографическое образование.

Учебные программы по хореографическому искусству включают определён-

ныи круг знании, умении и навыков, и их подача производится в определённой последовательности с учётом дидактического принципа «от простого к сложному» и психофизических возможностей школьников.

В последние годы обучения в «профильных классах» предусмотрена специальная хореографическая практика. Гимназисты этих классов направляются на хореографические занятия в начальные классы или классы с углублённым изучением хореографии, где они, под руководством педагогов-хореографов (ответственных за практику), проводят уроки, делают самостоятельные хореографические постановки, помогают в подготовке и проведении концертов, спектаклей, праздников и др.

Специализированные классы с «углублённым изучением хореографии» и «профильные» старшие классы рассматриваются как организаторы художественно-творческой деятельности школы, которые гарантируют высокий художественный уровень всех школьных мероприятий.

Как уже было отмечено выше, представленная концепция «Хореография в системе художественного воспитания школьников» (при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры) является сквозной в рамках общеобразовательной школы. Она ориентирована на художественное воспитание школьников и развитие у них художественно-творческих способностей, подготовку и привлечение наиболее одарённых детей в профессиональную сферу деятельности, с последующим обучением их в средних и высших учебных заведениях этого профиля.

Данная концепция взаимодействия указанных учреждений даёт специализированным школам, гимназиям, лицеям возможность сотрудничества с высшими учебными заведениями (университетами,

академиями, институтами культуры и искусства) по подготовке будущих студентов для этих учебных заведений. А координация программ «профилирующих классов», приближенных к требованиям вступительных экзаменов в вуз, позволит зачислять учащихся этих классов на первый курс без экзаменов. Совместная деятельность специализированных школ и высших учебных заведений взаимовыгодна и взаимополезна для обеих сторон, так как профессиональная ориентация старшеклассников активно приобщает их к творческой хореографической деятельности.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что многие отечественные и зарубежные специалисты считают самым эффективным средством развития художественно-творческих способностей школьников именно хореографическое искусство, развивающее «всеобщую, универсальную человеческую способность, которая... реализуется в любых сферах человеческой деятельности и познании, и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде» (Э. В. Ильенков).

Хореографическое искусство способно осуществлять комплексное воздействие на личность школьника, влиять на процесс гуманизации школьного образования и воспитания, даже стать ведущим звеном в перестройке школы.

Оптимальной формой проведения хореографических занятий представляется урок хореографии с целым классом (без специального отбора). Только целенаправленные систематические хореографические занятия под руководством творческих педагогов, опирающихся на индивидуальные, возрастные особенности, физиологические внешние и профессиональные данные школьников и их хореографические способности, помогут решить поставленные задачи.

Примечания

1. Азаров Ю. П. Радость учить и учится. Педагогика гармонического развития. Москва, 1989.

2. Ахмешова К. Н. Теоретические основы взаимодействия учреждений культуры и общеобразовательных школ по эстетическому развитию школьников : дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук / Ахметова к. Н. Москва, 2008.

3. Генералова И. А. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства. Москва, 1998.

4. Косшылева О. В. Взаимодействие школы и внешкольных учреждений в организации коллективной творческой деятельности. Ташкент, 2010.

5. Нилов В. Н. Опыт работы музыкально-хореографических классов по художественно-эстетическому воспитанию учащихся (на базе общеобразовательной средней школы). Рига, 1996.

6. Нилов В. Н. Хореография в системе художественного воспитания школьника: теория и практика. Москва : МГУКИ, 1998.

7. Нилов В. Н. формирование творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства : методическое пособие для руководителей хореографических коллективов общеобразовательных школ, клубов и центров. Москва : ГУ НМЦ СВР, 2013.

References

1. Azarov Yu. P. Radost uchif i uchitsia. Pedagogika garmonicheskogo razvitiia [Joy to teach and learn. Pedagogy of harmonic development]. Moscow, 1989.

2. Ahmetova K. N. Teoreticheskie osnovy vzaimodeistviia uchrezhdenii kuVtury i obshheobrazovateVnyh shkol po esteticheskomu razvitiiu shkolnikov. Diss. kand. ped. nauk [Theoretical bases of interaction of cultural institutions and General education schools in the aesthetic development of the students. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2008.

3. Generalova I. A. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostei mladshih shkoVnikov sredstvami teatraVnogo iskusstva [Development of artistic and creative abilities of younger pupils by means of dramatic art]. Moscow, 1998.

4. Kostyleva O. V. Vzaimodejstvie shkoly i vneshkol'nyh uchrezhdenii v organizatsii kollektivnoi tvorcheskoi deiatel'nosti [Interaction of school and preschool institutions in the organisation of collective creative activity]. Tashkent, 2010.

5. Nilov V. N. Opyt raboty muzykalno-horeograficheskih klassov po hudozhestvenno-esteticheskomu vospitaniiu uchashhihsia. (Na baze obshheobrazovatelnoi srednei shkoly) [Experience the musical-choreographic classes on art and aesthetic education of students. (On the basis of secondary school)]. Riga, 1996.

6. Nilov V. N. Horeografiia v sisteme hudozhestvennogo vospitaniia shkoVnika: teoriia i praktika [Choreography in the system of artistic education student: theory and practice]. Moscow, 1998.

7. Nilov V. N. Formirovanie tvorcheskih sposobnostei uchashhihsia sredstvami horeograficheskogo iskusstva [Formation of creative abilities of pupils by means of choreographic art]. Moscow, GU NMC SVR Publ., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.