Научная статья на тему 'Развитие музыкально-пластических способностей учащихся младшего школьного возраста средствами междисциплинарного синтеза'

Развитие музыкально-пластических способностей учащихся младшего школьного возраста средствами междисциплинарного синтеза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / MUSICAL-PLASTIC ABILITIES / ПЛАСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PLASTIC CULTURE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ И ХОРЕОГРАФИИ / INTERACTION OF MUSIC AND CHOREOGRAPHY / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / MUSICALITY / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мозгот Валерий Георгиевич, Нестеренко Татьяна Николаевна, Тупичкина Елена Александровна

Освещены вопросы развития музыкально-пластических способностей учащихся в структуре пластической культуры личности. Проблема развития музыкально-пластических способностей учащихся решается посредством взаимодействия музыки и танца. В работе показано, что вне музыкальности невозможно добиться проявления подлинно художественного хореографического творчества и высокого уровня пластической культуры. Опытным путем установлено, что основными пластическими способностями учащихся являются музыкальность, стилевые действия, музыкально-пластическое воображение. Утверждается главная цель ранних занятий хореографическим искусством создание прочной основы для развития здорового, сильного подрастающего поколения, расширения двигательных возможностей, компенсации дефицита двигательной активности. Предложены педагогические рекомендации по развитию музыкально-пластических способностей в хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мозгот Валерий Георгиевич, Нестеренко Татьяна Николаевна, Тупичкина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND PLASTIC ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH INTERDISCIPLINARY SYNTHESIS

The paper is devoted to the development of musical and plastic abilities of students in the structure of personality plastic culture. The problem of developing the musical-plastic abilities of students is solved through the interaction of music and dance. The work shows that it is impossible to achieve the manifestation of truly artistic choreographic creativity and a high level of plastic culture beyond musicality. It has been experimentally established that the main plastic abilities of students are musicality, style actions, musical-plastic imagination. The main goal of early employment in choreographic art is stated: creating a solid foundation for the development of a healthy, strong younger generation, expanding motor abilities, and compensating for a deficiency in motor activity. Pedagogical recommendations on the development of musical and plastic abilities in choreography are offered.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкально-пластических способностей учащихся младшего школьного возраста средствами междисциплинарного синтеза»

УДК 373.3.016:78 ББК 74.268.53 М 74

В.Г. Мозгот

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Адыгейского государственного университета; Е-mail: artnauka2009@yandex.ru

Т.Н. Нестеренко

Старший преподаватель кафедры музыкального и хореографического искусства Адыгейского государственного университета; Е-mail: nesterenko-t@ list.ru

Е.А. Тупичкина

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: dom-hors@mail.ru

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СИНТЕЗА

(Рецензирована)

Аннотация. Освещены вопросы развития музыкально-пластических способностей учащихся в структуре пластической культуры личности. Проблема развития музыкально-пластических способностей учащихся решается посредством взаимодействия музыки и танца. В работе показано, что вне музыкальности невозможно добиться проявления подлинно художественного хореографического творчества и высокого уровня пластической культуры. Опытным путем установлено, что основными пластическими способностями учащихся являются музыкальность, стилевые действия, музыкально-пластическое воображение. Утверждается главная цель ранних занятий хореографическим искусством -создание прочной основы для развития здорового, сильного подрастающего поколения, расширения двигательных возможностей, компенсации дефицита двигательной активности. Предложены педагогические рекомендации по развитию музыкально-пластических способностей в хореографии.

Ключевые слова: музыкально-пластические способности, пластическая культура, взаимодействие музыки и хореографии, музыкальность, младшие школьники.

V.G. Mozgot

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Theory, History of Music and Methods of Music Education, the Adyghe State University; E-mail: artnauka2009@yandex.ru

T.N. Nesterenko

Senior Lecturer of the Department of Musical and Choreographic Art, the Adyghe State University; E-mail: nesterenko-t@list.ru

E.A. Tupichkina

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Primary Education, the Armavir State Pedagogical University; E-mail: dom-hors@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND PLASTIC ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH INTERDISCIPLINARY SYNTHESIS

Abstract. The paper is devoted to the development of musical and plastic abilities of students in the structure of personality plastic culture. The problem of developing the musical-plastic abilities of students is solved through the interaction of music and dance. The work shows that it is impossible to achieve the manifestation of truly artistic choreographic creativity and a high level of plastic culture beyond musicality. It has been experimentally established that the main plastic abilities of students are musicality, style actions, musical-plastic imagination. The main goal of early employment in choreographic art is stated: creating a solid foundation for the development of a healthy, strong younger generation, expanding motor abilities, and compensating for a deficiency in motor activity. Pedagogical recommendations on the development of musical and plastic abilities in choreography are offered.

Keywords: musical-plastic abilities, plastic culture, interaction of music and choreography, musicality, younger schoolchildren.

Музыкально-пластические способности учащихся - важная и необходимая составляющая их пластической культуры. Под ней в современной научной литературе понимается сложная система взаимосвязанных компонентов: двига-тельно-координационных, стилевых коммуникативных, мировоззренческих, образных [1-5]. На наш взгляд, необходимыми компонентами пластической культуры личности являются совокупность знаний о хореографическом искусстве, комплекс психофизиологических качеств, включающих в себя физическую пластичность, музыкальность, стилевое поведение, служащих художественно-эстетической самореализации личности в искусстве.

Формирование пластической культуры учащихся актуально в любом возрасте. Однако мы считаем необходимым выделить возрастную группу младших школьников как наиболее «сензитивную». Именно в младшем школьном возрасте пластическая культура (и главная ее часть - танец) оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец, благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность всему телу, то есть является мощным фактором, влияющим

на становление детского организма. Главная цель ранних занятий хореографическим искусством - создание прочной основы для развития здорового, сильного подрастающего поколения, расширение двигательных возможностей, компенсация дефицита двигательной активности.

В данном контексте развитие музыкально-пластических способностей учащихся младшего школьного возраста - сложный неоднозначный процесс. В условиях существующей системы художественного образования и воспитания он связан с решением определенных задач. Среди них: сочинение танцевальных композиций под музыку, отбор самой точной хореографической лексики в целях создания художественного образа, видение будущей танцевальной композиции при прослушивании музыки, гармоничное слияние музыки и движения и т.д. Такой процесс очень трудоемкий для педагога и с педагогической точки зрения должен быть подготовлен.

Апробация нашей опытной работы проходила в детской школе искусств № 1 г. Майкопа. В состав контрольной и экспериментальной группы входило по 10 учеников младшего школьного возраста (8-10 лет). Опытная работа велась в течение всего учебного года (с сентября по май). В результате уровень

пластической культуры школьников ДШИ № 1 (2 класс) поднялся с 32% (в начале года) до 57%. В конце года ученики экспериментальной группы смогли ответить на большую часть вопросов викторины-анкеты. В контрольной группе уровень пластической культуры поднялся на 10% в основном за счет повышения уровня физической пластичности (растяжка, координация, баланс, выносливость).

Встает вопрос о том, как научить школьников чувствовать музыку и двигаться в согласии с ее образом. В мире танца такая особенность называется «музыкальность». Вне музыкальности невозможно добиться проявления подлинно художественного хореографического творчества и высокого уровня пластической культуры в работе с любыми танцовщиками. Музыкальность проявляется в танцах всех направлений, будь это народный, классический или современный танец [6]. Для диагностики развитости музыкальности мы использовали викторину-анкету в начале опытной работы.

Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма [7: 238]. Основываясь на исследованиях Б.М. Теплова, мы предлагаем следующую последовательность составляющих музыкальности, необходимых для развития пластической культуры: чувство ритма, интонационный слух, тембровое чувство, динамика, драматургия, архитектоника.

В опытной работе для воспитания выделенных составляющих музыкальности нами были использованы упражнения в предложенной последовательности по принципу «от простого к сложному».

Упражнения на развитие чувства ритма находятся во взаимосвязи с первичными жанрами - марш, вальс, песня. Так, при музыкальном размере 4/4 (марш) можно

выполнить хлопки под 1 и 3 счет, то же под 2 и 4 счет, то же в ходьбе на месте и в движении. Такая взаимосвязь с жанрами на раннем этапе обучения не только будет развивать музыкальный слух учеников, но и подготовит детей к формированию стилевого поведения в дальнейшем.

Что касается интонационного слуха, то мы вкладываем в это понятие 2 аспекта: выразительное значение мелодии и смысловые проявления интонирования. Упражнения для развития первого аспекта предлагались младшим школьникам, а упражнения для развития интонационного слуха как понимания эмоционально-смысловой сущности музыкального произведения целесообразнее использовать со старшими школьниками ввиду возрастных особенностей развития. Особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения - артикуляция: слитно или отрывисто. Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое — при выполнении резких, коротких движений. Правильно подобранная мелодия, грамотное ее слияние с выполняемыми упражнениями способствует лучшему усвоению изучаемых упражнений и связи их с музыкой.

Для развития тембрового слуха и, главное, умения связывать тот или иной тембр с конкретным его источником - инструментом в процессе прослушивания необходимо специально фиксировать внимание учащихся на тембры голосов или инструментов. В ходе работы важно научить детей не только слышать и различать тембры инструментов, но и адекватно отражать тембр в пластике. Это умение позволит ученикам более тонко и глубоко передавать музыкальный образ через пластику движений. Но сначала детей нужно научить определять тембры человеческого голоса: бас, тенор, альт, колоратурное сопрано на примерах классической музыки.

Мы предлагали ученикам следующие упражнения: дать прослушать разные фрагменты музыки, исполненные разными голосами, и найти с детьми соответствующую фрагментам пластику. Так, например, бас Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки выдает зрелого и опытного человека с неспешной пластикой движений, в то время как колоратурное сопрано Людмилы рисует образ озорной девушки, не обремененной жизненными проблемами и заботами. Побеседовав с учащимися о восприятии того или иного тембра, мы предлагали в качестве закрепления прослушать сходные по тембру с вокальными фрагментами - инструментальные композиции и подобрать к ним движения. К сходным вокальным и инструментальным парам отнесем арию Людмилы из I действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки «Грустно мне, родитель дорогой» и тему номер «Джульетта-девочка» С.С. Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта»; арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» «Дай Перун, булатный меч мне по руке» и тему главной партии из первой части 23 сонаты Л. Бетховена.

При этом учитель включает аудиозапись с выбранными музыкальными фрагментами, а дети, определив тембр, показывают соответствующий тип двигательной активности, свойственный, по их мнению, персонажу. Предлагаются следующие варианты: все участники могут одновременно танцевать, или же отдельный ученик «отвечает» за определенный тембр и, услышав его, начинает танцевать, а остальные ученики наблюдают за ним.

Динамика. Динамика в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают громкое и тихое звучание, постепенное усиление или

ослабление силы звука, динамические акценты. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением и амплитудой. Под тихое звучание выполняются плавные, волнообразные движения с малой амплитудой. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений. Предлагаем следующие игры.

1. Игра «Будь внимателен». Ход игры. Звучит громкая музыка - дети должны идти подскоками, звучит тихая музыка - дети должны идти приставными шагами. Или можно: на звучание громкой музыки - громко хлопать, а на тихую - тихо.

2. Игры «громко - тихо». Ход игры. Под громкую музыку выполняются танцевальные движения с большой амплитудой, под тихую - те же движения, только с малой амплитудой.

Драматургия. Содержание музыкальных произведений может быть самым разнообразным: веселым, лирическим, торжественным, героическим и т.д. В нашей опытной работе мы использовали песни и танцевальные мелодии, а также инструментальные произведения разных жанров и эпох. Они должны быть разнообразны. Длительное применение одних и тех же музыкальных произведений на протяжении многих уроков снижает внимание и интерес к занятиям. Для сопровождения упражнений музыка скорбного, меланхолического характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное состояние занимающихся. Не рекомендуется использовать также большие по объему и сложные по содержанию произведения.

При постановке танца педагог должен рассказывать учащимся о логике построения номера - о завязке-показе, развитии и кульминации, обобщении - развязке. Со временем дети научатся слышать

драматургические разделы, что поможет им более осмысленно исполнять пластические номера.

Игра «Воротца». Ход игры. Дети выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары делятся на 2 команды: пеликаны и великаны. На начало марша пары идут по кругу. На «раз» 8-го такта ведущий подаёт команду: «Великаны!» или «Пеликаны!» Пары, которых назвали, останавливаются и образуют «воротца», неназванные пары пробегают в «воротца». К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места. Последнюю фразу все дети маршируют на месте.

Помимо тренировки чувства формы, эта игра подготавливает детей к пониманию драматургических закономерностей initio - motus -terminus (начало - развитие - окончание). Первая фраза initio - дети идут по кругу, вторая и третья motus - они бегут по правилам игры, последняя фраза terminus - марш на месте.

При параллельном развитии всех перечисленных составляющих музыкальности, на наш взгляд, наиболее оптимально можно воспитать музыкальность как один из важнейших компонентов пластической культуры. Психофизиологические основания процесса воспитания музыкальности должен понимать преподаватель, но объяснять их детально учащимся не стоит.

При постановке танца педагог рассказывает учащимся о логике построения номера - о завязке-показе, развитии и кульминации, обобщении - развязке.

Архитектоника. Структура музыкального произведения представляет собой единое целое и в то же самое время подразделяется на связанные между собой части: период, предложения, фразы и такты. Период - это наиболее крупная часть музыкального произведения, представляющая законченную музыкальную мысль. С окончанием периода в движении делается остановка,

а в массовых выступлениях производится перестроение или смена движения.

Отдельный вопрос в развитии музыкально-пластических способностей учащихся - новое взаимодействие музыки и танца. И здесь, на наш взгляд, необходимо учитывать точки зрения современных педагогов и мастеров сцены. Так творчество М. Каннингема оказало сильнейшее влияние на способы взаимодействия музыки и современного танца. Мы можем наблюдать одну характерную черту современной хореографии - под лирическую, с минимальным набором выразительных средств, иногда даже монотонную музыку предлагается очень плотный хореографический текст, насыщенная лексика, большая эмоциональность хореографического высказывания. Все это дает ощущение, что музыка не «наравне» с танцем, а танец «впереди» музыки [8].

Как утверждает хореограф и педагог В. Никитин: «Рассматривать музыку, лежащую в основе хореографических произведений, лишь как некий фон - нельзя. Нельзя также рассматривать ее и как доминирующее начало, и оценивать хореографическое произведение только с точки зрения «раскрытия» музыки или совпадения с ней» [4: 20].

Музыка может не только гармонически совпадать с хореографическим текстом, но и быть противопоставлена ему и, как уже указывалось, нести собственный художественный смысл, который развивается параллельно, а иногда и в противовес хореографии. Примеры подобного соединения с точки зрения канонов классической хореографии - «несоединимого» мы можем видеть в творчестве французских постмодернистов, например, Декуфле. В его спектаклях на баховскую мессу танцуется брейк или на популярную танцевальную мелодию исполняется классическая вариация на пуантах. Подобный антагонизм иногда приводит

к интересным художественным открытиям [4: 25]. Изучение подобных явлений в хореографии позволило нам предложить в практику работы с учащимися развитие такой музыкально-пластической способности, как стилевые действия. Под ними понимаются пластические движения, передающие традиции и обычаи народа в контексте культуры и быта конкретной исторической эпохи. Так, например, в танце сохраняются и передаются обычаи и традиции, являющиеся необходимой частью бытового уклада изображаемой национальности.

Результаты опытной работы показали, что развитие музыкально-пластических способностей учащихся младшего школьного возраста представляет собой сложный многокомпонентный процесс, в котором междисциплинарный синтез на занятиях хореографии актуализирует синхронную работу различных сенсорных систем - аудиаль-ной и визуальной, вестибулярной и кинетической и других, содействуя достижению результата - воплощению целостного художественного образа танца.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Музыкально-пластические способности представляют важный компонент пластической культуры человека. Под ней понимается сложная система тесно взаимосвязанных между собой компонентов. Среди них совокупность знаний о хореографическом искусстве, комплекс психофизиологических качеств, включающих физическую пластичность, музыкальность, стилевые действия, служащих художественно-эстетической самореализации личности в искусстве.

Развитие музыкально-пластических способностей учащихся в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество всего психофизического развития. Как показала опытная работа, основными пластическими способностями учащихся являются музыкальность, стилевые действия, музыкально-пластическое воображение. Совершенствование музыкально-пластических способностей учащихся наиболее эффективно осуществляется средствами междисциплинарного синтеза музыки и танца.

Примечания:

1. Бегидова С.Н. Современные требования к профессиональной деятельности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2017. Вып. 1. С. 15-19.

2. Догудовский В.В. Танцевальность как основа формирования пластической культуры хореографа // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 156-159.

3. Мозгот С.А. Пространство как музыкальный образ // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2016. Вып. 4. С. 255-260.

4. Никитин В. Взаимодействие музыки, драматургии и хореографии // I-DanceStudio. 2016. URL: http://i-dancestudio.ru/vzaimodejstvie3.htm (дата обращения: 20.01.2017).

5. Ягодка А.Н. Генезис становления пластической культуры в художественном образовании России // Труды Санкт-Петербургского Государственного института культуры. 2012. Т. 194. С. 72-86.

6. Мозгот В.Г. Проблемы музыкального образования студенческой молодежи в полиэтническом регионе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 85-89.

7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 379 с.

8. 10 фактов о Мерсе Каннингеме, которых вы не знали // No fixed points. 20152016. URL: http://www.nofixedpoints.com/10factsaboutmerce (дата обращения: 24.01.2017).

9. Назаренко Л.Д. Пластичность как одно из проявлений двигательно-коор-динационных способностей // Валеология: проблемы и перспективы развития. Ижевск, 1998. С. 144-145.

References:

1. Begidova S.N. Contemporary requirements to professional activity of a teacher / S.N. Begidova // Bulletin of Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2017. No. 1. P. 15-19.

2. Dogudovsky V.V. Dancing ability as the basis of formation of choreographer's plastic art // Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2011. No. 6. P. 156-159.

3. Mozgot S.A. Space as a musical image // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 2: Philology and the Arts. 2016. No. 4. P. 255-260.

4. Nikitin V. Interaction of music, dramatic art and choreography // I-Dance-Studio.2016. URL: http://i-dancestudio.ru/vzaimodejstvie3.htm (date of access: 20.01.2017).

5. Yagodka A.N. Genesis of the formation of plastic culture in art education of Russia // Proceedings of Saint-Petersburg State Institute of Culture. 2012. Vol. 194. P. 72-86.

6. Mozgot S.A. Problems of music education of student youth in the polyethnic region // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology. 2012. No.1. P. 85-89.

7. Teplov B.M. Psychology of musical abilities. M.: Nauka, 2003. 379 pp.

8. Ten things you might not know about Merce Cunningham: [Electronic resource] // No fixed points. 2015-2016. URL: http://www.nofixedpoints.com/10factsabout-merce (date of access: 24.01.2017).

9. Nazarenko L.D. Plasticity as one of the manifestations of motor coordination abilities // Valeology: problems and prospects of development. Izhevsk, 1998. P. 144-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.