Педагогика
УДК 372.874
кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Бетехтина Анастасия Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДШИ
Аннотация. Статья посвящена одному из важнейших аспектов развития способности к народному творчеству у обучающихся в ДШИ - разработке диагностического инструментария, проведению и анализу начальной диагностики изучаемого качества младших школьников. Проблема недостаточно изучена и нуждается в исследовании и дополнении не только в теории, но и практике художественного образования в ДШИ. На основе уточненного понятия «способность к народному творчеству» определяются показатели развития данного качества младших школьников, для каждого из них разработаны диагностические методы, задания и критерии их оценки, а также описано практическое применение диагностических методов исследования. Данная статья рекомендована практикующим педагогам в области изобразительного искусства.
Ключевые слова: народное творчество, способности, младшие школьники, диагностический инструментарий, показатели, метод творческих заданий, тестирование.
Annоtation. The article is devoted to one of the most important aspects of developing the ability to folk art in students at DSHI - the development of diagnostic tools, conducting and analyzing the initial diagnosis of the studied quality of primary school children. The problem is insufficiently studied and needs to be studied and supplemented not only in the theory, but also in the practice of art education in DSHI. Based on the refined concept of "ability to folk art", the indicators of development of this quality of primary school children are determined, diagnostic methods, tasks and criteria for their evaluation are developed for each of them, and the practical application of diagnostic research methods is described. This article is recommended for practicing teachers in the field of fine arts.
Keywords: folk art, abilities, primary school children, diagnostic tools, indicators, method of creative tasks, testing.
Введение. В современном обществе одним из значимых личностных результатов образовательной деятельности школы является развитие творческих способностей учащихся. Творчество в педагогике рассматривается как личностная характеристика обучающегося и связывается с понятием творческих способностей.
Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, Л.С. Выготский указывает на воображение [5]. По мнению же А.М. Матюшкина, центральным компонентом творчества человека является его познавательная активность, благоприятно влияющая на создание новых идей и различных продуктов деятельности. (А.М. Матюшкин) [12]. Развить же творческие способности, а также воспитать духовно-нравственную личность возможно через искусство. Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-образная модель мира, в которой отражаются актуальные грани, части, аспекты мира и его основных элементов: истории, человека, природы, общества, цивилизации, народа, обычаи и традиции» [4, с. 294].
В Конвенции о правах ребенка особо подчеркивается, что образование ребенка должно быть направлено на «развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме»; «воспитание уважения к правам человека и основным свободам... его культурной самобытности... к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» [8].
Проблема развития способности к народному творчеству младших школьников в разное время находила отражение в работах А.Н. Афанасьева, Л.И. Божовича, Ф.И. Буслаева, А.В. Василенка, В.Е. Гусева, В.А. Левина и др. [1], [2], [3], [4], [6], [10]. Все они отмечали необходимость развития способности к народному творчеству подрастающего поколения и предлагали решать эту проблему различными средствами (через формирование эстетического и художественного сознания, через деятельность и др.), но, к сожалению, практически никто из авторов не упоминал о возможности развития способности к народному творчеству подрастающего поколения средствами на занятиях в ДШИ, а также не разрабатывали диагностический инструментарий по исследованию уровня развития способности младших школьников к народному творчеству.
Изложение основного материала статьи. Высокая потребность в развитии данного качества наблюдается у детей младшего школьного возраста, поскольку младший школьный возраст является сенситивным для развития познавательных и творческих способностей.
В.Н. Дружинин понимает творчество как активность личности. Индивидуальные особенности приводят к доминированию либо над ситуативной (творческой), либо адаптивной (не творческой) активности, что позволяет делить людей на более и менее творческих [7].
А.М. Матюшкин подчёркивает обязательное наличие высокой познавательной мотивации и исследовательской активности у детей с развитыми творческими способностями [12].
А.Н. Лук, в определение творческих способностей уделил большое внимание приёмам мышления, особенностям восприятия памяти и мотивации. Творческие способности присущие каждому, однако? уровень их развития зависит от индивидуальных особенностей, среды, в которую заключён индивид, воспитательных воздействий и личности воспитывающего [11].
Народное творчество, как особое и специфическое явление культурной жизни людей, на каждом историческом отрезке времени представляло собой многогранный спектр видов и форм человеческой деятельности в сфере художественно-образного отражения окружающего мира [4].
По мнению Некрасова А.И., народное творчество - это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его основные ценности жизни, воззрения, идеалы. Зародившееся в глубокой древности, оно является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания [13].
Анализ различных подходов к пониманию таких понятий как «творческие способности» и «народное творчество» дает нам основание уточнить и сформулировать рабочее определение понятия «способность к народному творчеству».
Способность к народному творчеству - это свойства личности, являющиеся условиями успешного изготовления продуктов народного творчества, включающие в себя: интерес к народному творчеству, систему представлений и знаний о народном творчестве, способность применить творческие навыки в процессе создания продукта народного творчества.
Необходимо уточнить данное понятие относительно детей младшего школьного возраста, не имеющих полноценного опыта общения с народным творчеством и не владеющих способами создания различных продуктов народного творчества.
Способность к народному творчеству у детей младшего школьного возраста трактуется нами как положительное и заинтересованное отношение к народному творчеству, знания о народном творчестве и его видах, способность изготавливать продукты народного творчества.
В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена начальная диагностика способности к народному творчеству у обучающихся в ДШИ младших школьников. Исследование осуществлялось на базе МАУ ДО « Омутинская детская школа искусств» с. Омутинское, с учащимися в возрасте 9-10 лет. Всего в исследовании приняли участие 14 школьников.
Целью данной статьи является описание диагностического инструментария по изучению исследуемого качества младших школьников, а также анализ и подведение итогов начальной диагностики.
На основе уточнённого определения понятия нами выделены три составляющих его компонента: когнитивный, деятельностно-творческий и эмоционально-ценностный, а так же соответствующие каждому компоненту показатели, диагностические методы и задания для школьников.
Компоненты, показатели и диагностические методы исследования способности к народному творчеству у младших школьников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты, показатели и диагностические методы исследования способности к народному творчеству у младших школьников
Компоненты Показатели Диагностические методы
Когнитивный компонент знания о народном творчестве и его видах Диагностический тест «Что ты знаешь о народном декоративно-прикладном искусстве?» (В.В. Буткевич, Б.С. Любимова) [9].
Деятельностно-творческий компонент способность изготавливать продукты народного творчества Метод творческого задания
Эмоционально-ценностный компонент Заинтересованное и положительное отношение к народному творчеству «Опросник «Отношение к народному творчеству» Авторский
Для каждого показателя были определены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах, а также три уровня развития способности к народному творчеству у младших школьников. Уровни «способности к народному творчеству у младших школьников» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни «способности к народному творчеству у младших школьников»
Уровни Компоненты Низкий (1 Балл) Средний (2 Балла) Высокий (3 Балла)
Когнитивный компонент Имеет представления о народном творчестве, но не знает его виды Имеет определенные представления о народном творчестве, знает его виды Четко понимает смысл и содержания народного творчества. Знает основные виды народного творчества и может их отличить
Деятельностно -творческий компонент Не получается создать продукт народного творчества Способен создать только индивидуальный продукт народного творчества с некоторой помощью учителя, (нарисовать орнамент) Способен создать качественный как индивидуальный, так и коллективный продукт народного творчества (нарисовать орнамент и сделать коллективную аппликацию о народном празднике)
Эмоционально -ценностный компонент Отношение к ценностям народного творчества как к культуре наследия отрицательное. Проявляет минимальный интерес осознанию важности народного творчества. Имеет сомнения по отношению важности и ценности культуры народного творчества Проявляет заинтересованность к народному творчеству. Имеет положительное отношение к культурному, народному наследию. Осознает сущность, важность и ценность народного творчества.
Исходя из количества баллов по уровням каждого компонента, обозначим общий уровень «способности к народному творчеству у младших школьников»: Низкий уровень - 3-5 баллов Средний уровень - 6-7 баллов Высокий уровень - 8-9 баллов
Обратимся к описанию диагностики исследуемого качества младших школьников по компонентам (и показателям).
Когнитивный компонент, показатель «знания о народном творчестве и его видах» оценивался с помощью диагностического теста В. В. Буткевич, Б.С. Любимовой. «Что ты знаешь о народном декоративно-прикладном искусстве?». Тест можно проводить как устно, так и письменно. В процессе проведения педагог может использовать изображения, образцы для показа ребятам и описания предметов ДПИ (глиняные горшки, образцы резьбы по дереву, карточки с изображением продуктов народного творчества, народные костюмы и т.д.) Школьникам необходимо было ответить на вопросы с выбором ответа, а так же на открытые вопросы (без вариантов ответа). Часть 1
1) Выберите один вариант ответа: Народное творчество - это:
A) любое живописное творчество выполненное русским человеком
Б) художественная коллективная работа отражающая ценность жизни
B) старый давно забытый вид искусства
2) Выбери несколько вариантов
Какие виды искусства относятся к народному декоративно-прикладному искусству?
A) рисунок Б) живопись
B) роспись Г) ткачество
Д) гончарство (керамика)
3) Выбери один вариант ответа
Что создают мастера народного декоративно-прикладного искусства:
A) иллюстрации
Б) предметы быта
B) картины
4) выберите один вариант ответа
На картинках изображена посуда, какая указывает на изделия народного творчества
A) фарфоровая кружка Б) деревянный ковш
B) железная фляжка
5) Выберите один вариант ответа
Какая картинка указывает на предмет быта народного творчества:
A) патефон Б) плуг
B) прялка
6) Выберите один вариант ответа
Какие символы земли изображались на поверхности лопасти прялки?
А) овалы, круги
Б) треугольники
В) ромбы, квадраты
Часть 2
На вопросы необходимо ответить письменно, 1- 2 предложения.
6. Перечислите любые народно декоративно-прикладные виды искусства, которые вы знаете?
7. Какое значение имеет народное творчество в вашей жизни?
8. Какие предметы быта народного творчества вы можете перечислить?
9. Почему люди стали забывать о народном творчестве?
Критерии оценки теста в баллах:
Часть 1
0 б. - нет верного ответа
1 б. - ответ выбран верный
Для вопросов, где присутствует несколько ответов, а именно номера 2, 3
0 б. - нет верных ответов
1 б. - присутствует хотя бы один верный ответ
2 б. - все ответы выбраны верно
Максимально школьник по 1 части теста может набрать 6 баллов.
Часть 2
Максимум за ответ можно получить 3 балла, минимум 1 балл.
(1 балл) - ребенок называет хотя бы по одному виду творчества и предмету быта, кратко описал другие вопросы.
(2 балла) - ребенок указал более 2-х видов творчества и предметов быта, ответил хотя бы на один вопрос развернуто.
(3 балла) - ребенок указал более 2-х видов творчества и предметов быта, ответил на 2 вопроса развернуто.
Максимально по 2 части теста школьник может набрать 12 баллов. По 2- м частям теста дети могли набрать максимально 18 баллов.
Таким образом, были определены следующие уровни показателя «знания о народном творчестве и его видах».
(1-6 б.) Низкий уровень (приравнивается к низкому уровню когнитивного компонента - 1 балл).
Имеет представление о народном творчестве, но не может выделить понятие народного творчества. Не знает виды народного творчества и предметы народного быта. Скудные ответы на открытые вопросы, на некоторые вопросы не может ответить.
(7-12 б.) Средний уровень (приравнивается к среднему уровню когнитивного компонента -
2 балла).
Имеет определенные представление о народном творчестве, может выделить понятие народного творчества. Знает некоторые виды народного творчества и предметы народного быта. Скромные ответы на открытые вопросы, на некоторые вопросы отвечает с подсказкой.
(13-18 б) Высокий уровень (приравнивается к высокому уровню когнитивного компонента -
3 балла).
Имеет четкое, осмысленное представление о народном творчестве, может выделить понятие народного творчества. Знает виды народного творчества и предметы народного быта и может их обозначить. Развернутые ответы на открытие вопросы, с четким обозначением своей позиции.
Оценка результатов учащихся проводится по количеству правильных ответов, а также по уровню активности при выполнении заданий.
Для оценки деятельностно-творческого компонента, показателя «способность изготавливать продукты народного творчества» применялся метод творческого задания. Содержание задания:
1) Школьникам даны бумажные силуэты народных кукол, им необходимо нарисовать орнамент, опираясь на знания по народному творчеству.
2) Детям коллективно, командой от 4 до 6 человек, нужно сделать аппликацию о любом народном празднике, используя знания о традициях народа.
Критерии оценки компонента по уровням представлены в таблице 2.
Для исследования эмоционально-ценностного компонента, показателя «заинтересованное и положительное отношение к народному творчеству», нами был составлен опросник на выявления отношения у младших школьников к народному творчеству. Детям необходимо выбрать один из вариантов ответа. Школьникам были заданы следующие вопросы:
1. Должно ли подрастающее поколение знать традиционное народное наследие?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
2. Существует ли у вас семейные традиции?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
3. Как вы относитесь к тому, что школа знакомит детей с музыкальными, поэтическими, эпическими духовными, художественными произведениями эмоционально-эстетического, нравственного характера?
а) Положительно
б) Отрицательно
в) Мне все равно
4. Играете ли вы дома в народные игры?
а) Да
б) Нет
в) Мне это не интересно
5. Согласны ли вы, что народное творчество расширяет знания о народной жизни, обогащает словарь и внутренний мир ребенка, дает возможность самовыражаться?
а) Да
б) Нет
6. Интересно ли вам слушать рассказы о народной культуре?
а) Да
б) Нет
7. Знаете ли вы свою родословную?
а) Да
б) Нет
8. Интересно ли вам знать, изучать предметы старинной утвари?
а) Да
б) Нет
9. Как Вы считаете, необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
а) Да
б) Нет
Выводы. Анализ начальной диагностики уровня способности к народному творчеству у младших школьников показал следующие результаты.
По первому показателю «знания о народном творчестве и его видах» низкий уровень обнаружился у 30% младших школьников (4 человека), средний - у 60% младших школьников (8 человек), высокий уровень - у 10% младших школьников (2 человека).
По второму показателю «способность изготавливать продукты народного творчества» низкий уровень обнаружился у 50% младших школьников (7 человек), средний - у 40% младших школьников (5 человек), высокий уровень - у 10% младших школьников (2 человека).
По показателю «заинтересованное и положительное отношение к народному творчеству» низкий уровень проявился у 40% младших школьников (5 человек), средний - у 60% обучающихся (9 человек), высокий уровень выявлен не был.
Можно сделать вывод, что по всем трем показателям уровня развития способности к народному творчеству у младших школьников на начальном этапе диагностики преобладают низкий и средний уровни, что ставит перед нами следующие задачи:
- необходимо познакомить младших школьников с историей народного творчества его видах и формах, технологией создания;
- продолжить работу над способностью создавать продукт народного творчества, используя различные средства ДПИ;
- поддерживать положительное отношение к народному творчеству, знакомить детей с обычаями, традициями своего народа.
Поставленные задачи будут осуществляться на развивающем этапе урока в ДШИ при условии выполнения необходимых условий, а также рационально подобранных форм и методов работы с младшими школьниками, направленных на развитие способностей к народному творчеству.
Литература:
1. Афанасьев. А.Н. Народные поэтические представления радуги // Филологические записки. - 1865.
2. Божович. Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М. - Воронеж, 1995. - 520 с.
3. Буслаев. Ф.И. Летописи русской литературы и древностей, издаваемые Н. Тихонравовым. М., 1859. - Т. 1.
4. Василенко. В.М. Народное искусство // Избранные труды / В.М. Василенко. - М.: Совет. художник, 1974. - 294 с.
5. Выготский. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.
6. Гусев. В.Е. Русские революционные демократы народной поэзии. М., 1955. - 143 с.
7. Дружинин. В.Н.Психология общих способностей. - СПб: Питер, 2008.
8. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения 10.04.2020).
9. Косминская. В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей / В.Б. Косминская. - М.: Дрофа, 2008. - 111 с.
10. Левин. В.А. Воспитание творчества. - М.: Педагогика, 1977.
11. Лук. А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976.
12. Матюшкин. А.М. Развитие творческой активности школьников. - М.: Педагогика, 1991.
13. Некрасов. А.И. Русское народное искусство / А.И. Некрасов. - М.: Гос. изд-во, 1924. - 212 с.