Научная статья на тему 'Изобразительное искусство и художественное творчество как одно из важнейших средств развития творческого мышления у младших школьников'

Изобразительное искусство и художественное творчество как одно из важнейших средств развития творческого мышления у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостилович Татьяна Кузьминична

The article is devoted to the development of creative thinking among the children of primary school age in the process of a child's artistic and creative activity and the stimulation of this activity by means of development the skills to perceive and understand works of art. Teacher's role in this process is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fine art and children's artistic creativity as one of the major means of development of creative thinking among primary schoolchildren

The article is devoted to the development of creative thinking among the children of primary school age in the process of a child's artistic and creative activity and the stimulation of this activity by means of development the skills to perceive and understand works of art. Teacher's role in this process is considered.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство и художественное творчество как одно из важнейших средств развития творческого мышления у младших школьников»

ские черты человеческой деятельности. Вся человеческая культура может быть понята как деятельность по организации пространства. Вся деятельность людей включается в культурное пространство, где идет создание данного культурного пространства, которое оказывает воздействие на формирование человеческой личности.

Приближение учащихся к народному творчеству на занятиях декоративно-прикладным искусством в учреждениях дополнительного образования позволяет восстановить преемственность в развитии отечественной культуры, понять ее место в мировой культуре, найти современные технологии в решении нынешних социально-исторических, экологических, нравственных, эстетических и других проблем.

1. Мердок П.Д. // Антология исследования культуры. СПб., 1997. Т. 1. Интерпретация культуры. С. 50.

2. Лотман Ю.М. // Языки культуры и проблемы современности. М., 1987. С. 4.

3. ГирцК. Интерпретация культур. М., 2004. С. 65.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 11 февраля 2002 г. № 393, принята распоряжением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2001 г. № 1756-р.

5. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. М., 1950. С. 111.

6. Ганополъский М.Г. Региональный этнос: истоки, становление, развитие. Тюмень, 1998. С. 11.

Поступила в редакцию 5.06.2007 г.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Т.К. Гостилович

Gostilovich T.K. Fine art and children’s artistic creativity as one of the major means of development of creative thinking among primary schoolchildren. The article is devoted to the development of creative thinking among the children of primary school age in the process of a child’s artistic and creative activity and the stimulation of this activity by means of development the skills to perceive and understand works of art. Teacher’s role in this process is considered.

Современному обществу необходима система интеллектуального и психологического развития, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления - умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений и т. д. Личность с таким стилем мышления не только готова к постоянным изменениям в технологиях, но, наоборот, рассматривает их как возможность получить жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач.

Для развития у детей творческого мышления возникает необходимость воздейство-

вать на их творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность. Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление.

Развитие творческого мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства опирается на широкий круг творческой деятельности ребенка. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью учится воспринимать произведения искусства, такие как живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн и т. д.

Изобразительное искусство с древности являлось одним из универсальных способов конкретно-чувственного выражения духовного опыта, прежде всего эстетического. Со-

временная наука относит происхождение искусства как специфической человеческой деятельности к временам формирования человека как homo sapiens, а некоторые ученые даже и саму причину появления и развития этого вида человека усматривают именно в искусстве. Значительно позже, в древнем мире (древних Китае, Индии, Египте, Греции) предпринимаются попытки и теоретического осмысления этого феномена.

Исследования психологов, физиологов, социологов искусства показывают, что в процессе восприятия художественного произведения человек активно переживает события, состояния, ритмы и все другое, заключенное в произведении.

Известный психиатр В. Райков на Международном конгрессе по проблемам бессознательного в Тбилиси рассказывал о лечебном воздействии на психику человека живописи при условии, если больной сам создает живописные произведения.

Исследователи отмечают изменение кровообращения в эмоциональных состояниях человека. Такую же активизацию испытывает индивид на уровне психики.

Профессор, доктор философских наук Ю.А. Огородников выделяет специфические и неспецифические функции искусства.

К специфическим функциям он относит те функции, которые позволяют искусству иметь свои преимущества, то, в чем его не может заменить никакая другая человеческая деятельность. «Если искусство есть не воспроизведение жизни с определенных оценочных позиций (хотя в нем могут содержаться и изображение жизни и ее оценки как элементы художественной системы), а есть создание самостоятельных духовных гармоничных образований, красоты, точнее, воплощенного прекрасного, которые становятся частью мира, входят в нашу жизнь, существуют вместе с нами, то, может быть, создание таких явлений или образований и есть главная функция искусства» [1].

К неспецифическим функциям философ относит такие, которые может выполнять искусство попутно, если человек не выходит из целостности проживания художественным произведением, но те функции, что выполняют и другие виды человеческой деятельности.

Искусство, прежде всего, способно создавать благоприятный фон для формирова-

ния творческого стиля мышления. Увлекая в духовные высоты ребенка, искусство дает духу такие масштабы обзора бытия, что невольно возникает и мысль о значительности жизни. Искусство является незаменимым в формировании творческого мышления младших школьников. Оно порождает в детях любовь к людям, природе, миру, что является центром духовности. Искусство формирует культуру чувств. Постоянное общение с искусством способствует развитию гражданских качеств, стремления к творческой деятельности. Общение с искусством - это всегда творчество. Поэтому искусство способствует развитию интуиции и других психических способностей, необходимых для развития творческого мышления. В процессе общения с художественным произведением ребенок в короткий период времени переживает самые разнообразные чувства. Благодаря этому искусство способствует развитию пластичности психики, ее восприимчивости и гибкости.

Искусство невольно вызывает усиленную работу воображения, чем развивает его. Воображение лежит в основе творческого подхода к жизни. Искусство обладает психотерапевтической способностью. Существует артотерапия, артопсихотерапия и т. д. Наконец, искусство, будучи эмоционально насыщенным, снимает внутреннее напряжение, психический дискомфорт, возможности агрессивного поведения.

Сегодня наука объективно подтверждает подобные реакции на искусство. Исследователи с помощью датчиков и других методов обнаруживают эту активную работу всего индивида во время восприятия им искусства. Социологи искусства фиксируют целостное переживание художественного произведения человеком.

Ю.А. Огородников определяет следующий механизм воздействия искусства на человека:

- реципиент реально проживает духовно-психические состояния, заключенные в произведении искусства;

- человек не просто рассудочно познает единство, взаимосвязанность, целесообразность и гармонию мира, он проживает это единство и гармонию в момент общения с художественным произведением всем своим существом:

сознанием и подсознанием, чувством и телесными состояниями, т. е. целостно;

- индивид действительно становится существом духовным и гармоничным на время общения с произведением искусства.

И если такое общение с искусством происходит систематически, то указанные состояния закрепляются в нем и становятся чертами его характера.

«Искусство создает то в человеке, что называют цельным характером... Поскольку гармония содержит в себе глубочайшую содержательную сторону бытия человек, развитый цельно и гармонично, естественно, без принуждения, входит в гармоничные творческие отношения с другими людьми, социальными группами, природой и миром в целом. Только такие состояния делают человека счастливым, радостным и удовлетворенным жизнью. Искусство позволяет тем, кто стремится к полноте существования, избежать ущербности, односторонности, дисгармоничности» [1, с. 54].

Основой развития творческого стиля мышления у младших школьников является формирование у них базовых качеств личности творческой, что невозможно без умения воспринимать и понимать произведения искусства.

Однако одного умения воспринимать и понимать искусство недостаточно для формирования творческого стиля мышления у ребенка. Важна систематическая и постоянная включенность в творчество и поиск новых решений при выполнении всех видов деятельности, не позволять стандарту и шаблону проявляться нигде. Ребенок должен и может сохранить свою индивидуальность, если он будет верно понимать свои возможности в окружающем мире.

Учителям изобразительного искусства необходимо на уроках больше внимания уделять раскрытию личностных особенностей детей, помочь им познать себя. Классики по психологии творчества утверждают, что гением в любом виде творчества становится только такой человек, который нашел свой индивидуальный стиль деятельности.

В настоящее время в различных видах творческой деятельности ребенка применяются методы стимулирования творческого процесса, позволяющие повысить его эффективность.

Через ряд творческих заданий и упражнений можно определить, как ребенок воспринимает окружающий мир и населяющих

этот мир взрослых, как он относится к своей семье и самому себе, какой его творческий потенциал, какие у него возможности и желания. Эти исследования необходимы для гармонического познания и развития личности ребенка, его духовно творческого становления под чутким руководством учителя изобразительного искусства.

Нежелание, с которым дети вербально выражаю свои мысли, часто противоречит непринужденности, с которой ребенок управляется с цветными карандашами и бумагой, невольно выражают то, что он не может высказать словами.

Согласно С.Л. Рубинштейну, личность определяется по трем основным параметрам: что хочет, что может и что есть в реальности. Что может ребенок, каковы его природные способности и возможности для достижения желаемого?

Кроме природных задатков, не меньшую роль играют социальные факторы, которые тормозят, блокируют творческое начало или способствуют их проявлению.

Для успешного развития способностей необходимо наличие у ребенка стремления узнавать новое. Демократичная система обучения и воспитания способствует развитию познавательных процессов и личностных качеств детей. Для развития творческого стиля мышления необходима деятельность. Чтобы у ребенка развивались творческие способности, нужно, чтобы он рисовал. Для развития интеллектуальных способностей необходимо предлагать ребенку соответствующие задания и упражнения. Но следует подчеркнуть, что деятельность должна быть эмоционально приятной. Из-под палки развить творческие способности нельзя.

Для успешного развития творческого стиля мышления важно создавать ситуацию успеха. Ситуация успеха ведет к росту самооценки у ребенка. Как утверждают многие наши психологи, школа, какова она сейчас есть, недостаточно развивает способности, т. к. для многих детей не создается ситуация успеха, а следовательно, самооценка остается низкой и не обеспечивает развития. Помочь в этом может правильно организованная художественная деятельность детей на уроках изобразительного искусства.

Рисование - прекрасный способ самовыражения, способ развития творческого мыш-

ления. Способность мыслить творчески предполагает полное раскрытие индивидуальности ребенка, через черты, одни из которых надо учитывать, другие - воспитывать, а третьи - развивать в творческой деятельности. Главная задача учителя изобразительного искусства - помочь детям пробудить и реализовать творческие задатки, которые присутствуют в каждом человеке, но подавляются необходимостью адаптации к стандартным условиям и требованиям.

Важна роль рисования в формирование высших чувств - моральных, эстетических, интеллектуальных, которые являются важными компонентами творческого стиля мышления. Моральные чувства - регуляторы поведения. Интеллектуальные чувства - это острый эмоциональный отклик на процесс познания и творчества. Все высшие познавательные акты - виденье с новой стороны объектов и явлений реальности, рождение идеи и замысла, открытие закономерностей, ясность мысли, чувство свободы и вдохновения в процессе ее воплощения одновременно является переживаниями, которые со времен Вундта называют интеллектуальными чувствами. Эстетическое чувство - это переживание удовольствия, радости, восторга при восприятии красоты природы, человека и его творений. Без наличия этих чувств развивать творческое мышление у младших школьников невозможно.

Учителям изобразительного искусства необходимо на уроках больше внимания уделять раскрытию личностных особенностей детей, помочь им познать себя. Классики по психологии творчества утверждают, что гением в любом виде творчества становится только такой человек, который нашел свой индивидуальный стиль деятельности.

В большинстве новейших теорий, разрабатывающих проблему интеллекта, творческое мышление рассматривается как система интеллектуальных операций, генетически связанных с практическими действиями. Решающее значение в процессе мышления играет субъективный фактор, т. к. мыслит реальный человек, для деятельности которого характерно единство эмоционального, волевого и интеллектуального начал. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая

охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши чувства.

XXI в. стремительно совершенствует технологии практически во всех отраслях науки и техники. По данным ученых, количество информации каждые 15 лет удваивается.

Такой темп научно-технического прогресса предъявляет очень жесткие требования к уровню подготовки и развития младших школьников. Старые знания и навыки оказываются недостаточными, и возникает постоянная потребность приобретения новых знаний и навыков.

Ориентирование современной педагогики на формирование уже с раннего детства творческого стиля мышления меняет формы и принципы педагогической деятельности. Ключевая фигура учебного процесса - преподаватель. Преподаватель должен не учить, т. е. передавать знания, а помогать учиться и развиваться, быть не столько источником информации, сколько организатором творческой мыслительной деятельности ребенка.

Таким образом, способность преподавателя творчески мыслить выступает как решающий фактор перестройки учебного процесса. Для этого учитель сам должен быть творческой личностью и владеть той методологической основой, при помощи которой эта творческая мыслительная деятельность проявляется у детей [2-7].

Интересны мнения выдающихся мыслителей и писателей, позволяющие понять, насколько тесна взаимосвязь выше сказанного в творчестве и ученого, и художника.

«В наслаждении красотой есть элемент наслаждения мышлением» (Аристотель).

«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» (Эйнштейн).

«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать» (Л. Толстой).

Подобное цитирование можно было бы продолжить, добавив, что, например, французы давно рассматривают художественный вкус как свойство ума.

Исследования психологами природы творческого мышления позволило выяснить, что творческие способности имеют одинаковую природу как для естественных, так и для

гуманитарных направлений. Так сформировалась задача: тренировать и развивать осознанные элементы процесса мышления. Будущее любого государства начинается с его системы образования, с формирования нравственного и интеллектуального потенциала общества.

Известный педагог-новатор

Ш.А. Амонашвили отмечал, что «дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу» [2, с. 11].

Поэтому педагогу необходимо создавать такие условия, которые помогли бы реализовать весь положительный потенциал ребенка как творческой личности. Умение ребенка

творчески мыслить поможет ему адаптироваться в социальной жизни, раскрыть свои дарования.

1. Огородников Ю.А. Литература как искусство. М., 1998. С. 48.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

3. Багаутдинова Н.Г. Эффективность подготовки кадров высшей квалификации: проблемы и решения. К., 2001.

4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2003.

5. Иванов С. П. Психология художественного действия субъекта. М., 2002.

6. Меерович М.И, Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Мн., 2003.

7. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.

Поступила в редакцию 21.05.2007 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ НА НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И.В. Ельчанинов

Yelchaninov I.V. Educational influence of educational process on normative behaviour of learning youth. The article deals with the theoretical analysis of influence of educational process on behaviour of learning youth which is reflected in its educational environment, in contact with other young people of the same age and adults of various generations. On the basis of the theoretical analysis the methodological apparatus which has defined directions of scientific and experimental research is elaborated.

Воспитательное влияние рассматривается как изучение и применение учащейся молодежью «идеальных представлений и привлекательности общения, (взаимодействия) и готовности к выбору позитивных форм поведения и правовой культуры» [1] в условиях образовательного процесса. Успешная подготовка подрастающего поколения к нормативным условиям жизни приобретает особую актуальность для стабилизации современной жизни и реализации национального проекта «Образование - для всех» по программам «Школа будущего», «Образование через всю жизнь», «Здоровое образование», принятым в числе 12 базовых элементов Конгрессом российского образовательного сообщества 22 апреля 2006 г. [2].

«Поиск новых резервов становления и возможностей оптимизации воспитательного влияния социальных институтов» на учащуюся молодежь по актуальности входит в состав двадцати приоритетных направлений развития психолого-педагогических исследований Российской Федерации, рекомендованных ВАК (Д.И. Фельдштейн).

Условия воспитательного влияния в совокупном словарном определении - «это составные части и характеристика среды, в которой развиваются учащиеся» в «системе правового (социального, культурного, эстетического физического, трудового и др. форм) воспитания». Условия воспитательного влияния тем эффективнее, чем активнее осуществляется «ориентация на усвоение специального объема знаний, умений и опы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.