Научная статья на тему 'Формирование мотивационно-ценностньгх ориентации учащихся в художественно-эстетической деятельности'

Формирование мотивационно-ценностньгх ориентации учащихся в художественно-эстетической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Е. Н.

The author of this article shares her experience in the field of the artisitical aesthetic education of pupils on the example of the integrative course "Art", in the base of which lies the principle of ax logics, integration, individualization, which stimulates pupils to the artisti-cal creation activity, the development of associative artistic thinking, the formation of the firm necessity to communication with art on the base of the active perception, motive and valuable attitude to it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационно-ценностньгх ориентации учащихся в художественно-эстетической деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Н. Тимофеева, Чебоксаркий государственный институт культуры и исскуства

Сегодня как никогда своевременна трактовка цели школьного художественного образования, появившаяся в гумани-

стических концепциях школы 2-ой половины XX века (Д.Б.Кабалевского, В.М. Немен-ского, Ю.Б.Алиева, Б.П.Юсова) - воспитание человека культуры.

Преподавателю на уроках искусства необходимо выстраивать образовательную траекторию художественного развития, максимально сокращая путь от простого потребления искусства к художественному творчеству, в процессе которого рождается новое, ценностное, личностно-эстетическое отношение человека к окружающему миру.

Для решения этой проблемы нами была разработана и реализована программа интегрированного курса «Искусство», основной целью которой является активизация процессов и механизмов мотивациионно-ценностных ориентаций школьников в художественно-эстетической деятельности.

Программа направлена на развитие более глубокого, осмысленного духовного мира учащихся, их эстетического вкуса через комплексное воздействие различных видов искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства, декоративно-

прикладного искусства, пластики), где принцип интеграции на первом этапе реализуется во взаимодополнении, взаимопроникновении различных искусств.

В нашей работе мы использовали такие подходы и методические приемы, которые показали наибольшую эффективность на уроках художественно-эстетического цикла.

Предмет «Искусство» рассчитан на 2 года обучения, 2 спаренных академических часа в неделю (70 занятий, 140 часов). На

уроках «Искусство» учащимся предлагаются задания, разработанные в программах

Н. Горяевой [1], Е. Коротеевой [4], В. Полуниной [2] и др., также задания, используемые в авторском курсе «Искусство». Учебно-тематический план программы имеет общие и конкретные темРаздатийВ иды искусства» включает в себя на 1-ом году обучения темы: «Настроения осеннего пейзажа», «Натюрморт -тихая жизнь», «Графика», «Образы животных» (книжная графика в творчестве Е. Чарушина), «Скульптура - волшебная пластика», «Древнерусское зодчество»,

«Храмы Древней Руси», «Я - архитектор», на 2-ом году обучения: «Городской пейзаж», «Образ человека и его характер», «Женские образы» (портрет), «Натюрморт как часть жанровой картины», «Книжная графика», «Чувашская народная игрушка» (мелкая пластика), «Русский кремль»,

«Древний город Шупашкар, современные Чебоксары».

Тема «Времена года, пейзаж» рассматривается на уроках: «Волшебный мир звуков, слов и красок», «Настроения осеннего пейзажа», «Зимние пейзажи», «Как красиво в природе весной», «Весне - дорогу», «Морские образы», «В сиянье майских, теплых дней», «Рисуем лето» (1-ый год обучения), на 2-ом же году обучения: «Под впечатлением лета», «Осенние образы», «Здравствуй, гостья зима», «Зимние мечты», «Первые проталинки», «Многообразие весеннего цветения», «Звонче жаворонка пенье», «Ожидание лета».

Большое внимание в программе уделено сказкам, легендам и мифам народа: «Сказка - сказание народа», «Лесные ска-

зочные персонажи», «Новогодние чудеса», «Природа просыпается» (1-ый год обучения), «Сказка А.С. Пушкина», «Добро и зло», «Чувашские легенды и мифы», «Подводное царство» (2-ой год обучения).

Опыт обращения к традиционной художественной культуре того ли иного народа на основе интеграции разных видов детского художественного творчества, вариативности, импровизации позволяет детям понять национальное и общечеловеческое в культуре народа на занятиях: «Волшебные узоры», «Во всех нарядах ты красива», «Ах! Это народное искусство», «Святки - от Рождества до Крещения», «Широкая Масленица», «Светлая Троица» (1-ый год обучения), «Чувашия - страна ста тысяч вышивок», «Чувашский нацио-

нальный костюм», «Чувашская народная игрушка», «Пришла коляда - отворяй ворота», «Новогодний праздник - Сурхури», «Масленица - Саварни», «Троица. Песня о березе», «Акатуй» (2-ой год обучения).

Не остались без внимания и светские праздники: «О новогодней елке», «Образ матери в искусстве» (1-ый год обучения), «Герои земли русской», «Женские образы в искусстве» (2-ой год обучения).

Первый год обучения предполагает через искусство во взаимосвязи его видов заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей жизни. В конце этого года обучения учащиеся начинают понимать, что внутренние связи произведений различных видов художественного творчества заключаются не столько в тематическом единстве, а сколько в эмоциональном, и что задача художника состоит не только в изобра-жении какого-либо объекта, а в выражении собственного отношения к нему.

На протяжении двух лет обучения по данной программе, параллельно с развитием эмоционально-чувственного восприятия произведения искусства, внимание уделяя-ется и пониманию специфического языка отдельно каждого вида искусства. Здесь большую помощь оказывает принцип интеграции, основанный на взаимопро-

никновении специфического языка одного искусства в другой.

Комплексность предметов искусства, используемых на занятиях, оказывает воздействие на эстетическое чувство ребенка, которое позволяет включать все формы чувственного восприятия (зрительные, слуховые, эмоциональные, двигательные) в активную деятельность.

На уроке, сравнивая язык отдельно каждого искусства, учащиеся начинают понимать, что между ними много общего:

- мелодия в музыкальном произведении соответствует линии, силуэту, штриху в художественном творчестве;

- музыкальный лад схож с колористическим настроением живописного произведения искусства;

- ритм, темп, динамика имеют важное место в развитии художественного образа практически каждого вида искусства.

В результате проделанной работы учащиеся начинают осознавать, что в искусстве сокрыта активная созидательная сила, направленная на воспитание чувств, на развитие образного мышления, художественного воображения, способности к восприятию нового. Знания, полученные на уроке, помогают самостоятельно выбирать художественные средства выразительности в собственном творчестве.

Показывая детям перспективы культивирования собственного мира эстетических ценностей, мы логически построили свою программу так, чтобы у ребенка появился целенаправленный интерес к активному общению с искусством, выработалось эстетическое отношение, творческий подход к любому делу.

Творческому отношению к жизни младшего школьника побуждает игра, так как именно в ней воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Приобщая младшего школьника к искусству через игру, формируются такие духовные способности, без которых нет эстетического мировосприятия. Именно игра является деятельностью, в которой формируются все стороны личности, где ребенок

без принуждения, естественно стремится к самопознанию, самовыражению, самодеятельности. Уникальность игры состоит еще и в том, что она является деятельностью, где формируется человеческое воображение, без которого невозможно творческое проявление личности.

Художественная игра является формой усвоения социального опыта людей, опыта общения. Именно игровой подход успешно решает проблемы, связанные с развитием мотивационно-ценностных ориентаций в области искусства, художественно-

эстетических способностей детей.

Использование на уроке элементов игры ведет к возникновению проблемных ситуаций, которые могут вызвать состояние эмоционального подъема, активность

школьника, интерес к обучению.

Внедряя в занятия сюжетно-ролевую игру, использовался метод «вживания» ребенка в художественный мир, возбуждающий детскую фантазию и способствующий рождению новых образов, проявлению детского творчества, что является непосредственной связью игры с познанием мира.

Как известно, введение в учебный процесс элементов проблемности повышает активность учащихся, способствует развитию у них мотивационно-ценностных ориентаций. В проблемно-модулирующих играх большое внимание мы уделили самостоятельному творческому решению заданий (игра-викторина, «Художественный салон», «Найди ошибку», «Лучший оформитель», «Музыкальная сказка» и т.д.).

Следует уделить внимание тому, чтобы ребенок научился высказывать, выражать свое отношение к жизни и искусству. Такой подход позволяет ребенку не только развить интерес к искусству, но и сформировать первоначальные основы мировоззрения, ценностное отношение к миру.

Если на уроке «Искусство» большое внимание отводится живописи, в частности, пейзажу, то преподаватель большее внимание уделяет не сюжету картины, а его настроению, в связи с чем, ученики начинают

чувствовать соответствие между красками природы и состоянием души, появляется желание понять настроение автора. Поэтому при рассматривании детьми произведений живописи учащиеся начинают понимать гармонию природы, у них закладываются первоначальные основы формирования ценностных ориентаций через умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, обогащается опыт оценивания явления отраженному на полотне или в наблюдаемой детьми реальной жизни.

Таким образом, учащиеся учатся не только описывать изображенное на полотне, но и выявлять состояние происходящего на картине, и в результате - делают вывод о настроении произведения. Тем самым возникает повышенный интерес к живописи, воспитывается активное ценностное эстетическое отношение к искусству.

Доступный и понятный мир детей младшего школьного возраста связан с определенной системой деятельности: сказкой, игрой, игровым общением, искусством, учебой и познанием, природой, художественным творчеством.

Использование устного фольклора, в частности, сказок, закладывает в человеке нравственный фундамент: так рельефно и ярко очерчены в ней полюсы тьмы и света, что, вырастая вместе со сказкой, именно в ней ребенок учится различать добро и зло, ему открывается справедливость, милосердие, жестокость и коварство.

Эпос того или иного народа обращает детей к глубокой старине, постигаемой взглядом из нашего времени, что позволяет перекинуть мост, объединяющий прошлое и настоящее.

Театрализация самого сказа на уроках «Искусство» предполагает пение песенок, подражание голосам животных, изображение действием, жестом, мимикой и пр. Учащиеся с большим удовольствием инсценируют сказки, поют, пляшут, играют на музыкальных инструментах, тем самым

дают выход неуемным эмоциям и фантазии.

Школьник активно интересуется различными видами эстетической деятельности: музыкой, рисованием, танцами, конструированием, лепкой и не боится пробовать себя в той или иной деятельности. В силу возрастных психологических особенностей младшего школьника главным является возможность выражения своих чувств и эмоций через данный вид деятельности, познание мира звуков, красок, пластики и т.д.

Так, для лучшего восприятия образов народной игрушки используются беседы-пересказы древних обрядов (которые, кстати, всегда построены на синтезе фольклора музыкального, поэтического, изобразительного), прослушивание частушек, дразнилок, потешек и небылиц.

Объектами прикладной, продуктивной деятельности на уроке являются элементы украшения костюма к празднику: кокошники, кушаки, реквизиты для представлений: расписные блюда, рушники, детали интерьера избы и т.д. Дети практикуются в сочинении малых фольклорных форм. Все это активизирует творческую деятельность учащихся.

Изучая народные обряды и обычаи, учащиеся напрямую соприкасаются с миропониманием предков русского и чувашского народа. Расшифровывая символику орнаментов, космогонических знаков в убранстве дома, утвари, обрядовой пищи, костюме, школьники сравнивают современные представления мироздания с древними и на основе этого создают собственную образную картину мира.

Важную роль в проведении народного праздника играют выставки детского прикладного творчества, которые обогащают эмоциональное воздействие атмосферы праздника на ребенка, развивают эстетический вкус, вызывают стремление к дальнейшему творчеству.

Таким образом, основными показателями, характеризующими качественный уровень художественно-эстетической деятельности, по-нашему мнению, являются:

- наличие устойчивого активного интереса к восприятию произведений искусства и самостоятельной творческой деятельности (активность, мотивированность, степень увлеченности художественноэстетической деятельностью);

- умение оперировать художественным языком («чтение» авторского замысла, выражение своего собственного мнения по поводу художественных произведений с опорой на выразительные средства, умение отобрать средства выразительности для воплощения в собственной творческой деятельности).

На основе анализа современных программ «Музыка» [3],[6], «Изобрази-

тельное искусство» [4], [5], [7], положенных в основу массового художественного воспитания учащихся, собственного опыта работы по программе «Искусство» в системе дополнительного образования (школе искусств) можно сделать вывод о том, что процесс формирования мотивационно-ценностных ориентаций учащихся, обусловливается такими параметрами, как непрерывность, постепенность, комплексность. При этом действенность процесса обеспечивается реализацией принципов аксиологичности, интегративности, индии-видуализированности. Данный подход стимулирует учащихся к художественнотворческой деятельности, развивает ассоциативное художественное мышление, формирует устойчивую потребность к общению с искусством на основе активного восприятия и мотивационно-ценностного отношения к нему.

Литература:

1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы: кн. для учителя / Н.А. Горяева. - М.: Просвещение, 1991. - 159с., ил.

2. Искусство и дети: из опыта работы учителя.-М.: Просвещение, 1982. - 191с., ил.

3. Искусство слышать / Авт.-сост.: Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В. - М.: Радуница, 1994. - 36с.

4. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 кл.

начальной школы / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2003. - 71с.

5. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.: программы общеобразовательных учреждений / под общ. ред. Б.М. Неменского. -М.: Просвещение, 1994. - 176с.

6. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 кл.: программы общеобразовательных учреждений. / Авт.-сост. Н.А. Терентьева. - М.: Просвещение, 1994. - 78с.

7. Программа общеобразовательных учреждений: сб. программ интегрированных курсов «Искусство». - М.: Просвещение, 1995. - 223с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.