Педагогика
УДК 37.03
студентка 4 курса Заровняева Агафия Иннокентьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной компетентности младших школьников в процессе народного декоративно-прикладного творчества во внеучебное время.
Ключевые слова: формирование, этнокультурная компетентность, народное декоративно-прикладное творчество, младший школьник.
Annоtation. The article addresses the problem of the formation of the ethnic and cultural competence of junior pupils in the process of folk decorative and applied art outside school hours.
Keywords: formation, ethnocultural competence, folk arts and crafts, junior school student.
Введение. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической и национальных ценностей народа. В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 г. от 4 октября 2000 г. № 751 стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, развитием у подрастающего поколения культуры межэтнического общения.
Проблема формирования и развития этнокультурного компетентности в педагогике исследовалась многими учеными, большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Вопросы этнокультурной компетентности личности исследуются в трудах Е.М. Алифановой, Н.И. Белоцерковец, М. Беннет, Л.А. Парамоновой, А.А. Пинского, Т.В. Поштаревой, Л.В. Свирской, И.Д. Фрумина, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и др. Этнокультурная компетентность - это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности русского представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладевания этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в полиэтнической среде. Она предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни, направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности народного декоративно-прикладного творчества в формировании этнокультурной компетентности младших школьников. Задачи исследования: на основе изучения и анализа теоретического материала выявить педагогические возможности народного декоративно-прикладного творчества в формировании этнокультурной компетентности учащихся, раскрыть виды народного декоративно-прикладного искусства Якутии, разработать содержание внеклассных занятий по формированию этнокультурной компетентности. Методы исследования: изучение психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент. Достигнутые результаты: в результате исследования нами были достигнуты все цели и задачи. Народное декоративно-прикладное искусство положительно влияет на формирование основ этнокультурной компетентности младших школьников.
Изложение основного материала статьи. С раннего возраста нужно уделять внимание на формирование этнокультурной компетентности, т.е. создавать условия для осознания младшими школьниками своей принадлежности к определенной культуре, выбора и осуществления культуросообразного образа жизни, способствующего самоопределению, доброжелательному отношению к другим людям вне зависимости от национальности, вероисповедания, готовности к диалогу культур [2, c. 187].
Под этнокультурной компетентностью мы понимаем, свойство личности, которое выражается в наличии представлений и знаний о культуре, традициях, обычаях своего народа; сформированности умений и навыков поведения; готовности детей к взаимопониманию и взаимодействию, направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.
Этнокультурное воспитание определяется введением в воспитательный процесс знаний родной народной культуры, норм поведения, духовно-нравственных знаний ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью своей развития определенного интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [1, с. 80].
Этнокультура включает в себя комплекс элементов (традиции, нормы, обычаи, обряды, ценности и т.д.), образуя систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию. Формируясь на протяжении веков, народы выработали уникальную материальную и духовную культуру.
Этнокультурная компетентность - это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладевания этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в полиэтнической среде. Она предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни, направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.
Младший школьный возраст - период интенсивной социализации усвоения деятельности различных нравственных норм. Поэтому именно в этом возрасте правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций
младшего школьника в соответствии с благотворными устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое.
Благодаря изучению народного прикладного искусства в начальной школе решается ряд воспитательных и развивающих задач:
- знакомство с историей народа и развитие исторической памяти;
- формирование интереса к искусству родного народа;
- расширение кругозора и творческих способностей учащихся;
- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности в работе на примере традиций и произведений народного прикладного искусства.
Практическая часть исследования была проведена в МБОУ «Кептинская средняя общеобразовательная школа» Горного улуса, Республики Саха (Якутия), во 2 классе. Внеклассная деятельность младшего школьника является неотъемлемой частью обучения в школе. Школа является ядром образовательного процесса, и на нее возлагается основная организующая деятельность на протяжении всего срока обучения в ней детей.
Народное декоративно-прикладное искусство - это область художественного творчества, которая изначально связана с историей народа, с его традициями, обычаями, обрядами, с хозяйственно-промысловой деятельностью (постройкой жилья, изготовлением одежды, утвари, орудий труда и т.д), а также является феноменом национальной культуры, и его традиционность и инновационность, креативность, устремленность в перспективу развития не исключают, а делают ее важной составной частью социологической характеристики общества. Чтобы углубить знания, заинтересовать ребят, стимулировать их стремление к собственным исследованиям, были предложены письменные творческие работы - рефераты, которые им предстояло защитить.
Успешная реализация процесса этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста зависит от создания оптимальных социально-педагогических условий, связанных с согласованностью воспитательной деятельности семьи, школы и культурно-досуговых институтов; использованием многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы; этническим творческим участием в народных праздниках, и участием народных умельцев и мастеров в работе воспитания коллективов декоративно-прикладного творчества по национальным видам ремесел и спортивных секций; подготовкой родителей к этнокультурному воспитанию детей в семье [3, с. 14].
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап.
1. Подобрать диагностический инструментарий.
2. Провести первичный замер, направленный на выявление уровня компетентности у младших школьников.
3. Разработать и реализовать на практике систему форм внеклассных занятий, направленную на формирование этнокультурного компетентности средствами ДПИ у младших школьников.
4. Провести вторичный замер, направленный на выявление сформированности этнокультурного компетентности младших школьников.
Работа проводилась с февраля до марта в количестве 8 занятий. С целью выявления этнокультурной компетентности использовали метод опроса и тестирования.
Методика 1. Опрос. Учащимся предлагались бланки, на которых написаны вопросы и три варианта ответа (да, знаю; не знаю, затрудняюсь ответить).
Вопросы:
1. Знаете ли вы традиции своего народа?
2. Соблюдает ли ваша семья национальные традиции и обряды?
3. Какие якутские блюда вы знаете?
4. Знаете ли вы что такое «Дьоhогой Айыы», «салама», «дэйбиир»?
5. С каким прикладными искусствами якутского народа вы знакомы?
6. Какое животное у якутов считается божественным?
7. Есть ли у вас дома изделия из конского волоса?
8. Что еще можно сделать из конского волоса?
9. Считаете ли вы, что конский волос является лечебным?
10. Какие методы вы знаете по плетению из конского волоса?
Методика 2. Тестирование на выявление первоначальных знаний и представлений об якутских традициях и культуре.
Вопросы теста:
1. Национальный праздник у народа саха?
A) День Республики Саха (Якутия)
Б) Ысыах
B) День Хомуса
2. Основатель первого ысыаха народа саха?
A) Эллэй
Б) Ньургун Боотур
B) Урун Аар Тойон
3. Сколько мира в Олонха?
A) 1
Б) 3
B) 7
4. Что такое Аал Луук мас?
A) Сэргэ
Б) Священное дерево
B) Дары дерева
5. Священное животное народа саха
A) корова
Б) Бык
B) Лощадь
6.Какое народно-прикладное искусство является основным для народа саха?
А) Плетение из конского волоса
Б) Резьба из кости
Таким образом, выявлено, что на констатирующем этапе результаты показали, что из 12 учеников четверо получили высокий уровень этнокультурной компетентности, что в процент соотношении составляет 33,3%, а у троих средний уровень этнокультурной компетентности -25%, у пятерых низкий уровень - 41,6%. В основном испытали трудность при выполнении опроса о якутском декоративном искусстве.
На формирующем этапе нами были проведены внеклассные занятия:
Беседы о якутском народном декоративно-прикладном искусстве. Виды ДПИ. Внеклассное занятие проводилось в форме игры. Ознакомление с традиционным ремеслом предков, блиц-игра для закрепления знаний. Беседы о средствах выразительности в декоративно-прикладном искусстве цвете, формах, пропорциях, ритмах, масштабах, силуэтах, симметриях, фактурах. Как например, основными принципами народного искусства являются традиционность, коллективность, вариантность. Народное искусство располагает прочными традициями цельной художественной культуры, а также устойчивой эстетической программой.
Также нами проводились мастер-классы по изготовлению якутских оберегов из конского волоса. Дети были очень заинтересованные и погруженные в творческую атмосферу, так как ранее именно такие мероприятия не проводились.
Занятие «Якутская береста». Знакомство детей с особенностями прикладного искусства народа саха (альбома Б.Ф. Неустроева - Мандар Уус «Узоры и орнаменты саха»), развитие бережного отношения к природе, прикладному искусству народа.
После контрольного этапа провели повторную диагностику по методикам, после проведенных занятий заметила, что ученики стали заинтересованы в декоративном прикладном искусстве своего народа. И результаты показали следующее: из 12 ученика 8 получили высокий уровень готовности к обучению - 66,6%, и 4 учеников показали средний уровень - 33,3%.
Результаты исследования подтвердили предположение о том, что проведение занятий по народному декоративно-прикладному творчеству являются эффективной формой формирования этнокультурной компетентности младших школьников.
Выводы. Исследование показало, что ознакомление детей с исконно народными ремеслами, усвоение ими основ народного мастерства повышает общий и культурный уровень учащихся и в целом содействует формированию их национального самосознания, способствует развитию мышления. Таким образом, те учащиеся, для которых проводились подобные занятия, относительно глубоко разбираются в вопросах и заданиях итоговой контрольной работы. Данные результаты также показывают, что система внеклассных занятий, с использованием народных традиций по своему содержанию достаточно доступны для детей.
По итогам проведенного теоретического и практического исследования нами разработаны следующие рекомендации:
1. В совершенствовании развития формирования этнокультурных знаний младших школьников одним из наиболее целесообразных условий является внеклассное занятие.
2. Отбирать и применять такие методы и приемы, упражнения и игры, которые будут способствовать у обучающихся по развитию формирования этнокультурных знаний младших школьников.
3. Формы занятий должны быть разнообразны и включать элементы игровой технологии обучения.
Литература:
1. Ангархаева Е.А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Ангархаева. - Иркутск, 2003.
2. Буровкина Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования в системе дополнительного образования как средство приобщения учащихся к национальной культуре. - М., 2010.
3. Волков Г.Н. Национальные культуры и языки в школе / Г.Н. Волков // Педагогика. 1992. - №5. -С. 14-21.
4. Оконешникова Н.В. Технологическое образование в начальной школе: учебное пособие / Н.В. Оконешникова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. - 88 с.
5. Оконешникова Н.В. Народное и декоративно-прикладное искусство в начальной школе: учебное пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. - 84 с.
Педагогика
УДК 378.2
студент Иванова Марина Вячеславовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО
ПЕДАГОГА В ДОО
Аннотация. После окончания учебных заведений выпускник сталкивается с проблемой, как адаптация к новой роли работника. Каждый выпускник в первые годы своей трудовой деятельности испытывают затруднения. Трудности бывают разного рода, например, личностные отношения с коллегами, в непосредственно в организации учебной деятельности, заполнения планов, изменения режима дня педагога. Как правило, производственные практики во время обучения в профессиональных учреждениях недостаточны для формирования компетентного педагога. Для этого мы предлагаем кейс задания старшим воспитателям дошкольной образовательной организации. Каждое задание включает в себя разные темы, которые помогают моделировать действия в тех или иных ситуациях.