Научная статья на тему 'Реализация принципа преемственности при обучении детей технологии плетения изделий из конского волоса'

Реализация принципа преемственности при обучении детей технологии плетения изделий из конского волоса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ / ТЕХНОЛОГИЯ ПЛЕТЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСКОГО ВОЛОСА / CONTINUITY / EXTRACURRICULAR WORK / TRAINING OF CHILDREN / TECHNOLOGY OF WEAVING WARES FROM HORSEHAIR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бортник Александра Федоровна, Соловьева Алёна Прокопьевна

В данной статье рассмотрены вопросы реализации принципа преемственности при обучении детей технологии плетения изделий из конского волоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бортник Александра Федоровна, Соловьева Алёна Прокопьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY IN TEACHING CHILDREN THE TECHNOLOGY OF WEAVING HORSE WARES

In this article, the question of the realization of the principle of continuity in the teaching of children of technology of weaving wares from horsehair is considered.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа преемственности при обучении детей технологии плетения изделий из конского волоса»

Литература:

1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Просвещение, 1989. - 156 с.

2. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. - 2005 - № 10. С. 34-35.

3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел мастеров. - М.: Педагогика, 1989. - 250 с.

4. Кругликов Г.И Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2007. - 480 с.

5. Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус — М.: Академия, 2014. — 624 с.

6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980. - 96 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск);

студентка Педагогического института Соловьева Алёна Прокопьевна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПЛЕТЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСКОГО ВОЛОСА

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы реализации принципа преемственности при обучении детей технологии плетения изделий из конского волоса.

Ключевые слова: преемственность, внеклассная работа, обучение детей, технология плетения изделий из конского волоса.

Annotation. In this article, the question of the realization of the principle of continuity in the teaching of children of technology of weaving wares from horsehair is considered.

Keywords: Continuity, extracurricular work, training of children, technology of weaving wares from horsehair.

Введение. В последнее время идет рост национального самосознания всех наций и народов. В связи с интересом народа к своим истокам, значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально. Особый интерес для детей представлят те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой природных материалов.

Прикладное народное творчество - это наши корни, и жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни.

Преемственность является одним из важнейших условий не только профессионального обучения, которая проявляется, прежде всего в опоре каждой новой ступени обучения на предыдущую, выстраивании взаимодействия с ней посредством создания преемственных образовательных программ (общеобразовательная школа - начальное профессиональное обучение - среднее - высшее), но также одним из важных условий при передаче традиций народа из одного поколения в другое [1].

Изложение основного материала статьи. Проблема преемственности всегда была и остается важнейшей педагогической проблемой. Анализу основных проблем, активизации практических умений и навыков личности и поиску путей её решения посвящены труды исследователей, исследованы труды известных ученых и педагогов, работников искусства. По педагогике и технологическому обучению в Российской федерации имеются труды - Атутова П.Р., Кругликова Г.И., и др., в Республике Саха (Якутия) -Неустроева Н.Д., Акимова В.В., Татарникова А.В. и др.

Народное искусство создавалось и видоизменилось на протяжении столетий. В непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа Саха.

Традиционное искусство наших предков является частью нашей материальной культуры, имеет тесную связь с верованием, окружающей природой. Художественный вкус якутского народа проявляется, прежде всего, в декоративно - прикладном искусстве в предметах быта и орудия, изготовленных из кожи, дерева, бересты, меха и волоса домашних животных, народные умельцы выражают свои мировоззрение и представление о красоте.

Начиная с древности человек создавая бытовые изделия, не только удовлетворяет свои насущные утилитарные нужды, но и одновременно свои эстетические потребности, делает красивым свой быт. Конский волос является уникальным природным поделочным материалом, который с давних пор широко употребляется в быту.

Издревле скотоводы и охотники саха изготовляли из волос якутской лошади необходимую для жизни хозяйственную утварь, обрядовые принадлежности, одежду и детские игрушки. Каждая семья передавала секреты плетения из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Конский волос - это местный, бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много цветовых гамм. В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства.

Изделия из конского волоса создает тепловую изоляцию, согревая больные органы, а выступающие кончики жесткого ворса, раздражают кожные покровы и через нервные окончания, связанные с внутренними органами, помогают проникать в тело человека.

Ныне искусство плетения из конских волос считается почти утраченным. В настоящее время им виртуозно владеют всего несколько женщин - народных мастериц Республики Саха, создающих из грубого конского волоса настоящие шедевры сюжетных композиций, передающих красоту природы родного края.

Работа с конским волосом - одна из самых древних техник изготовления изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.

Работа с конским волосом как вид рукоделия позволяет развивать творческие способности и художественный вкус учащихся, формировать моторные навыки.

Отличительная особенность конского волоса - необычная прочность и практичность в быту. Конский волос у якутов имел и ритуальное, и хозяйственное употребление. Таким уникальным материалом является конский волос - натуральный, эластичный, вечный.

Часто героями сюжетов являются лошади, к которым якуты испытывают особое трепетное отношение и неизменное восхищение красотой и грацией их стремительного полета.

Сплетая тонкие нити, умельцы создают ковры, сумки и даже украшения. По словам мастеров, кроме красоты, полученные изделия обладают лечебным свойством. Ковры, шляпки, сумки и украшения можно сделать из конского волоса.

Циновку из конского волоса стелили, на нарах где она влагу не пропускает, имеет лечебное свойство и параллельно была магическая защитная функция от негативного влияния Нижнего мира, так как конский волос во всех ритуальных обрядах имел сакральное значение.

Кисти (комаромахалка) служащей, как для сметания пыли, да к защите от укуса насекомых, который очищает и освещает человека.

Особое место в традиционной системе обрядности занимали плетка (кымньыы) широкое применение которых в ритуальной практике было обусловлено их высоким семиотическим статусом.

Волосяные сети легки, прочны, быстро сохнут, мало преют и мало заметны в воде. Илим (рыболовные сети), мунха (невод), куйуур (кукла), туьах (петли для уток и зайцев), чарапчы (волосяные очки), мамыл (оленьи веревки), и т. д.

Полезные вещи для домашнего обихода. Ситии (веревки для шитья берестяных посуд), сито (большая для мерки, маленькая для молока), чарапчы (волосяные очки), тэьиин (повод), кентес (подпруга), цепочки для часов, для набивки седла, головные уборы [3].

Наша республика славится своими самобытными мастерами, которые в свою очередь переняли опыт у известных мастериц и мастеров народного декоративно-прикладного творчества.

Творчество якутских мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Изучая изделия народных мастеров, подростки внутренне восхищаются или, проникают в историю своего народа [5].

Из современных мастеров можем выделить мастерицу Куннэй Яковлеву. Ее авторские головные уборы отличаются тонкостью работы. Секреты плетения передала ей мать, народная мастерица Анна Яковлева.

Художник по образованию Жанна Хунгеева, участница многих Всероссийских выставок. Её гобелены из конского волоса приобретены многими галереями и частными коллекционерами из разных стран мира. Один из них украшает штаб-квартиру «Юнеско» во Франции.

Художественные полотна Ефима Осипова заметно отличаются от работ других художников. Вместо привычных глазу красок и масел в своих произведениях мастер использует только конский волос. Тысячи оттенков волоса на гобеленах художника сливаются в единый сюжет. В основном это тема родного края, традиции и обычаи.

Мария Михайловна Ноговицына - народная мастерица, член Союза мастеров «Уус» Республики Саха (Якутия), участник многочисленных республиканских и всероссийских выставок, победитель республиканского конкурса «За здоровый образ жизни», автор более 20-ти видов массажеров из конского волоса.

Степанида Даниловна Борисова - мастерица из Вилюйского улуса. Всю жизнь проработала учителем математики, выйдя на пенсию, организовала кружок прикладного творчества. Для нее плетение из конского волоса стало возвращением к корням. Все азы мастерства ей передали мать и бабушка.

Мастерица Ирина Каратаева. Мужские и женские шляпы, плетенные из отборного конского волоса ее руками, отличаются аккуратностью и высокой технологией изготовления. Она является ученицей Степаниды Даниловны Борисовой.

Каждый мастер является учеником не только известного мастера, но и учеником своих матерей и бабушек. Таким образом, плетение изделий из конского волоса передается из поколения в поколение применяя принцип преемственности.

Каждый ребенок от природы наделен чувствами, от развития и воспитания которых зависит его способность к эстетическому восприятию действительности [4].

Привлечение учащихся в творческий процесс, раскрыть творческий потенциал обучающихся на уроках технологии средствами декоративно-прикладного искусства, где конский волос имеет большую магическую силу и в настоящее время применяется в обрядовых и ритуальных целях.

Работа с конским волосом помогает развитию творческого потенциала учащегося, а также развивает техническое мышление. Нужно сохранить обычаи предков, не потерять традиции национального шитья, знать и помнить все богатства народного промысла.

Работая с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ. А почувствовав себя частицей прекрасной и вечной природы, они по - новому, более эмоционально, «сердечно» начинают воспринимать ее, бережно к ней относиться [2].

Знакомство с народным прикладным искусством начинается с рассказов об этнических традициях, бытовых обычаях, тесно связанных с естественными условиями существования народа, во многом определяющими мотивами происхождения видов и жанров национального прикладного творчества, выбор материалов, пластических форм, средств художественной выразительности.

Занятия декоративно - прикладным искусством в общеобразовательных школах не носят ярко выраженного профориентационного характера. Они осуществляются в кружках, студиях, на факультативах и проводятся в основном с целью нравственно - эстетического и трудового воспитания учащихся.

Изготовление изделия из конского волоса занимает немало времени. Работа с конским волосом является трудоемкой и требует от учащихся усидчивости, аккуратности, терпеливости. На занятиях кружка для изготовления изделий, надо постараться использовать бросовый материал, чтобы снизить себестоимость изделия или можно заказать родственникам, знакомым в сельской местности.

Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторим сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни.

Выводы. Таким образом, можно утверждать, что благодаря мастерам преемственность при обучении детей технологии плетения из конского волоса продолжается из поколения в поколение. Литература:

1. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные трудв в 2-х томах. - М.: 2001. - 368 с.

2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. Высш.учебн. заведений. - М.: 2007.- 480 с.

3. Мир саха: народное искусство / авт.-сост. С.В. Никифорова, И.В. Покатилова. - Якутск: Бичик, 2014. - 136 с.

4. Неустроев Н.Д., Акимов В.В., Егоров В.Н. Декоративно-прикладное искусство народов Севера в трудовом воспитании школьников. - М.: Академия, 2001. - 136 с.

5. Татарников А.В. Совершенствование трудового воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства народов Севера. - Якутск, Сайдам, 2005. - 96 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Цветкова Ксения Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ВЫПУСКНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос формирования исследовательской компетентности обучающегося как выпускника профессиональной образовательной организации. При этом делается акцент на том, что исследовательский компонент становится наиболее важным в структуре подготовки будущего специалиста. Было отмечено также, что воплощение компетентностного подхода является способом поддержания единого культурного, образовательного, ценностного, профессионального и квалификационного пространства. Статья дает определение понятиям «компетентность» и «исследовательская компетентность». Отмечаются элементы исследовательской компетентности, подходы к ее структуре и сама структура.

Ключевые слова: компетентность, исследовательская компетентность, обучающийся, профессиональная образовательная организация, выпускник.

Annotation. In this article, the question of forming the research competence of the student as a graduate of a professional educational organization is considered. At the same time, emphasis is placed on the fact that the research component becomes one of the main components in the training structure of the future specialist. It was also noted that the implementation of the competence approach is a way of maintaining a single educational, cultural, value, professional and qualification space, as well as a factor of merging with the world educational space. The article defines the concepts of "competence" and "research competence". The elements of research competence, approaches to its structure and the structure itself are noted.

Keywords: competence, research competence, trainee, professional educational organization, graduate.

Введение. Происходящие в российском обществе социально-экономические преобразования способствуют комплексной модернизации системы профессионального образования, направленной на повышение качества образовательного процесса, предполагающее формирование готовности у обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим изменяются требования к результатам образования и уровню подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций [2, с. 21]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования третьего поколения профессиональная образовательная организация составляет требования к результатам освоения программы в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников, которые реализуются через:

- осуществление системного и критического мышления;

- разработку и реализацию проектов;

- командную работу и лидерство;

- коммуникацию;

- самоорганизацию и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение).

Перечисленные требования реализуются в условиях включения обучающихся в исследовательскую деятельность, которая призвана повысить качество образовательного процесса в профессиональной образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Образовательную деятельность, как и любую другую деятельность можно представить в виде взаимодополняющих процессов, которые определяются в достижении поставленных целей, а также в способности развиваться с помощью инновационного потенциала [4, с. 13].

Чтобы соответствовать современным условиям развития общества следует исходить из принципов опережающего профессионального образования, которое определяется, во-первых, потребностью в развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.