8. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Учет особенностей контингента студентов-заочников с целью развития познавательной активности при обучении иностранным языкам // Вестник Мининского университета. - 2017 г. - № 4.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск); студентка Педагогического института Боёкова Аина Дмитриевна
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)
ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ВЫШИТЫХ ИЗДЕЛИЙ
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы организации коллективной работы обучающихся в процессе изготовления вышитых изделий.
Ключевые слова: коллективная работа, внеклассная работа, изготовление вышитых изделий.
Annotation. In this article questions of the organization of collective work of students in the process of manufacturing embroidered products are considered.
Keywords: collective work, extra-curricular work, manufacturing of embroidered products.
Введение. Коллективная учебная деятельность в образовании как самостоятельная организационная форма обучения является предметом исследования ведущих ученых и педагогов, которые определили основные ее черты. Разрабатывая основные положения оптимизации учебного процесса, известные педагоги Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин и другие также уделяли большое внимание к данному вопросу. Огромную роль коллективным формам организации учебной работы, их видам, параметрам организационной структуры учебного процесса отводят в своем исследовании В.К. Дьяченко, А.В. Золотова, И.П. Иванов и другие.
Изложение основного материала статьи. Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «Объединяю», а латинское collectivus - «собирательный». Таким образом, это понимание указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений.
Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллективами. В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.
Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые коллективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям относятся различные кружки, создаваемые для решения отдельных задач, бригады, коллективы художественной самодеятельности.
Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга.
Следует отметить что, кружковая работа - это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. Коллективная работа осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования.
Коллективные творческие дела на кружковых занятиях одна из форм работы, способствующая созданию комфортной психологической атмосферы в коллективе кружка, которая является необходимым условием эффективности воспитания и обучения, саморазвития и самореализации педагогов и учащихся.
На внеклассных занятиях учитель имеет значительно больше возможностей, чем на уроках технологии, разнообразить виды работы, содержание и объем выполняемых детьми трудовых заданий, методы и организационные формы проведения каждой отдельной работы.
Главным достижением внеклассной работы является всемерное развитие интересов, склонностей, способностей школьников и разумная организация их свободного времени. За рамками учебной деятельности продолжается духовное развитие учеников, раскрываются неизвестные ни учителю, ни родителям потенциальные возможности детей, обнаруживаются особые свойства их личности.
Внеклассные занятия по технологии имеют большое воспитательное значение. Правильно поставленный педагогический процесс вырабатывает у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд и одновременно - уважение к труду других. Параллельно формируется интерес к различным профессиям, к истории народного творчества.
Изготовление изделий из разных материалов - прекрасное средство развития умственных творческих способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления учащихся. Из доступных, легко обрабатываемых материалов учащиеся могут изготавливать много интересных и полезных вещей.
Основоположник теории коллективного способа обучения, известный педагог В.К. Дьяченко дал определение: «Коллективное обучение - это только такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе» [1].
А.В. Золотова считает, что коллективные виды работ делают занятия более интересными, живыми, воспитывают у обучающихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно
контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя [2].
Доказано, что совместная деятельность в коллективе самих обучающихся, учителя и обучающихся является исходной формой индивидуальной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обуславливает овладение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.
И. П. Иванов, создатель методики КТД (коллективной трудовой деятельности), отмечает, что КТД дают ученику возможность:
- реализовать и развивать свои способности;
- расширить знания об окружающем мире;
- приобрести навыки проектирования;
- проявить организаторские умения;
- закрепить коммуникативные навыки [3].
В трудах П.И. Пидкасистого, коллективная работа обучающихся подается как групповая (звеньевая) форма организации учебной работы обучающихся. Главными признаками групповой работы обучающихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы [5].
Подлинная коллективность предполагает не только наличие чётких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел. Но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном сознании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:
- общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
- неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого - гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищённость личности от произвола;
- доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);
- сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.
Современные изделия с вышивкой занимают видное место в искусстве декоративно-прикладного
искусства России. Народ создавал это искусство веками. Каждое поколение мастеров вводило новые материалы, совершенствовало технику выполнения узора. С начала зарождения этот вид рукоделия был «семейным», т.е. секреты вышивания передавались из поколения в поколение. И на современном этапе возрождения вышивание является одним из видов рукоделия, который сплачивает людей, занимающихся вышивкой. И поэтому, нами для исследования организации коллективной работы был выбран именно этот вид рукоделия.
Экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 10 обучающихся в контрольной группе и 10 обучающихся в экспериментальной группе, которые посещали кружок «Радужная вышивка».
Целью проведения опытно-экспериментальной работы, была разработка программы кружка по обучению различной технике вышивки, направленной на организацию коллективной работы обучающихся.
Задачами опытно-экспериментального исследования были:
- определить критерии и показатели, подобрать методы и методику исследования развития теоретического и практического знания различных техник вышивки, коллективной сплоченности;
- сделать анализ результатов исследования обучающихся, разработать и внедрить программу кружка по вышивке;
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были использовали такие методы исследования как беседа, анкетирование, наблюдение. Работа по определению уровня сформированности исполнительских навыков и умений обучающихся проводилась на основе анализа их работ, наблюдения за деятельностью обучающихся.
Нами отмечено, что занятия детей в кружках декоративно-прикладного творчества обогащают стремления преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
В процессе создания изделий в различных техниках вышивки, у детей закрепились знания эталонов формы и цвета, сформировались четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Примененная нами методика проведения кружковых занятий способствовала развитию навыков вышивания обучающихся, улучшению коллективной атмосферы, вызвало у них эмоциональный отклик, положительное отношение к декоративно-творческой деятельности.
Сравнительный анализ результатов проведенного исследования показал, что уровень развития теоретических знаний, исполнительских умений и навыков, коллективной сплоченности обучающихся повысился по сравнению с результатами, показанными этими обучающимися на констатирующем этапе.
Члены кружка стали ориентироваться в свойствах и качествах материала, овладели различной техникой вышивки, и в будущем, могут в своём творческом проекте выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманного изделия и в соответствии с его назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы. Обучающиеся стали намного открытыми и активными, наблюдается взаимная поддержка, стали инициативными в придумывании новых идей, появился интерес к вышивке.
Выводы. Таким образом, можно утверждать, что проведенная нами в рамках исследования, кружковая работа по обучению детей технологии изготовления изделий способствовала развитию их теоретических знаний, практических умений и навыков, а также поспособствовала коллективной сплоченности.
Литература:
1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Просвещение, 1989. - 156 с.
2. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. - 2005 - № 10. С. 34-35.
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел мастеров. - М.: Педагогика, 1989. - 250 с.
4. Кругликов Г.И Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2007. - 480 с.
5. Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус — М.: Академия, 2014. — 624 с.
6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980. - 96 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск);
студентка Педагогического института Соловьева Алёна Прокопьевна
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПЛЕТЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСКОГО ВОЛОСА
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы реализации принципа преемственности при обучении детей технологии плетения изделий из конского волоса.
Ключевые слова: преемственность, внеклассная работа, обучение детей, технология плетения изделий из конского волоса.
Annotation. In this article, the question of the realization of the principle of continuity in the teaching of children of technology of weaving wares from horsehair is considered.
Keywords: Continuity, extracurricular work, training of children, technology of weaving wares from horsehair.
Введение. В последнее время идет рост национального самосознания всех наций и народов. В связи с интересом народа к своим истокам, значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально. Особый интерес для детей представлят те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой природных материалов.
Прикладное народное творчество - это наши корни, и жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни.
Преемственность является одним из важнейших условий не только профессионального обучения, которая проявляется, прежде всего в опоре каждой новой ступени обучения на предыдущую, выстраивании взаимодействия с ней посредством создания преемственных образовательных программ (общеобразовательная школа - начальное профессиональное обучение - среднее - высшее), но также одним из важных условий при передаче традиций народа из одного поколения в другое [1].
Изложение основного материала статьи. Проблема преемственности всегда была и остается важнейшей педагогической проблемой. Анализу основных проблем, активизации практических умений и навыков личности и поиску путей её решения посвящены труды исследователей, исследованы труды известных ученых и педагогов, работников искусства. По педагогике и технологическому обучению в Российской федерации имеются труды - Атутова П.Р., Кругликова Г.И., и др., в Республике Саха (Якутия) -Неустроева Н.Д., Акимова В.В., Татарникова А.В. и др.
Народное искусство создавалось и видоизменилось на протяжении столетий. В непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа Саха.
Традиционное искусство наших предков является частью нашей материальной культуры, имеет тесную связь с верованием, окружающей природой. Художественный вкус якутского народа проявляется, прежде всего, в декоративно - прикладном искусстве в предметах быта и орудия, изготовленных из кожи, дерева, бересты, меха и волоса домашних животных, народные умельцы выражают свои мировоззрение и представление о красоте.
Начиная с древности человек создавая бытовые изделия, не только удовлетворяет свои насущные утилитарные нужды, но и одновременно свои эстетические потребности, делает красивым свой быт. Конский волос является уникальным природным поделочным материалом, который с давних пор широко употребляется в быту.
Издревле скотоводы и охотники саха изготовляли из волос якутской лошади необходимую для жизни хозяйственную утварь, обрядовые принадлежности, одежду и детские игрушки. Каждая семья передавала секреты плетения из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Конский волос - это местный, бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много цветовых гамм. В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства.
Изделия из конского волоса создает тепловую изоляцию, согревая больные органы, а выступающие кончики жесткого ворса, раздражают кожные покровы и через нервные окончания, связанные с внутренними органами, помогают проникать в тело человека.
Ныне искусство плетения из конских волос считается почти утраченным. В настоящее время им виртуозно владеют всего несколько женщин - народных мастериц Республики Саха, создающих из грубого конского волоса настоящие шедевры сюжетных композиций, передающих красоту природы родного края.
Работа с конским волосом - одна из самых древних техник изготовления изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.
Работа с конским волосом как вид рукоделия позволяет развивать творческие способности и художественный вкус учащихся, формировать моторные навыки.