Выводы. Установлено, что наиболее эффективными методами с употреблением допинга в современном спорте являются совершенствование процедуры допинг-контроля; активизация антидопинговой пропаганды СМИ и образовательные методики. Совершенствование данных методов и их использование наряду с уже существующими мерами наказания, исключительно повысит эффективность противодействия допингу в спорте. Употребление допингов имеет много частных причин, однако в их основе лежат механизмы нарушения морально-этического и мотивационного компонентов развития личности тренера и спортсмена.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что допинг наносит вред спортивному движению, ставя спортсменов в неравные условия борьбы, порождая многочисленные скандалы на уровне национальных сборных команд и спортивных федераций.
Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы показал, что социально-педагогические факторы антидопинговой политики в спорте как отечественными, так и зарубежными учеными системно не рассматривались. Отдельные аспекты антидопинговой политики представлены в научных трудах, которые приведены в списке цитируемой литературы при подготовке статьи.
Результаты статистических данных наглядно свидетельствуют о необходимости дальнейших научных исследований по выработке межведомственных мер противодействия употреблению, распространению и склонению к употреблению допинга, а также программ антидопинговой профилактики и антидопингового образования. Очевидно, необходимо признать приоритетным направлением научных исследований формирование антидопинговой культуры в целом, которое объединит в себе все вышеперечисленные аспекты.
Литература:
1. Андреас Кригер: "Я был чемпионкой Европы" режим доступа: https://www.sport-express.ru/doping/reviews/785558/
2. Бадрак, К. А. Первичная педагогическая профилактика нарушений антидопинговых правил среди спортсменов: автореф. дис.... канд. пед. наук / К. А. Бадрак. - СПб., 2012. - 21 с.
3. Макаров, А. В. Проблема нарушения антидопинговых правил в контексте дисквалификации российских спортсменов / А. В. Макаров, Н. В. Макарова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: мат. Всеросс. с межд. уч. науч.-практ. конф. В 2 т., Т. 1. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2018. -С. 175-179.
4. Макарова, Н. В. Методика тренировки высококвалифицированных легкоатлеток в годичном цикле подготовки после рождения ребенка : монография / Н. В. Макарова, Т. М. Мелихова. - Челябинск, 2018. - 175 с.
5. Российское антидопинговое агентство РУСАДА. Режим доступа : http://rusada.ru/
6. Солдатенков, Ф. Н. Формирование ценностных ориентаций антидопинговой направленности в образовательном процессе студентов вуза физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ф. Н. Солдатенков. СГАФКСТ. - Смоленск, 2011. - 19 с.
7. Kennedy, M. C., Lawrence, C. Anabolic steroid abuse and cardiac death. Med J Aust. - 1993, vol.158. - №5. - pp. 346-348.
8. Kierzkowska, B., Stanczyk, J., Kasprzak, J. D. Myocardial infarction in a 17-year-old body builder using clenbuterol. - Circ J. - 2005, vol. 69. - pp.1144 -1146.
Педагогика
УДК 373.1
старший преподаватель кафедры «Технология» Маркова Оксана Ильинична
Педагогический институт
Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (г. Якутск); педагог дополнительного образования Максимова Эмилия Андреевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания» «Айылгы» (г. Якутск)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ СЕВЕРА
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена новыми требованиями к технологическому образованию и широким интересом к декоративно-прикладному искусству как эффективному средству обучения учащихся. Показана роль декоративно-прикладного искусства народов Севера в технологическом образовании школьников на основе анализа работ якутских ученых по данной проблеме: сформированное в течение тысячелетий декоративно-прикладное искусство народов Севера как форма народной культуры этносов, населяющих республику, обладает значительным педагогическим потенциалом для общего развития детей. Предмет технология существует для передачи молодому поколению не только накопленные знания о материальной культуре, но и богатство умений старшего поколения, которыми веками гордился народ, как ценностью для существования поколений. Декоративно-прикладное искусство содержит сокровенные умения, имевших место в предыдущих поколениях, а так же совершенно новые, современные технологии. В статье поставлены следующие задачи: выделить понятие «технология» в области технологического образования; проанализировать роль декоративно-прикладного искусства в образовательной области «Технология»; представлен философско-психологический анализ трудового воспитания народов Севера. Цель исследования - раскрыть эффективность использования видов декоративно-прикладного искусства в процессе технологического образования школьников.
На сегодняшний день среди основных видов декоративно-прикладного искусства народов Севера можно назвать следующие: пошив национальной одежды, обуви; художественная обработка кости; создание художественных изделий из меха, кожи, конского волоса, сукна и бисера; резьба по дереву; художественная обработка бересты; художественная обработка металла. Это все широко пропагандируется народными мастерами - учителями технологии. В процессе обучения учащихся они опираются на декоративно-прикладное искусство, которое изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления. Одна из
ведущих задач декоративно-прикладного искусства — творческое развитие личности ребёнка, и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей.
Ключевые слова: технология, технологическое образование, декоративно-прикладное искусство, образовательная область «Технология», виды техник.
Annotation. The relevance of the study is due to the new requirements for technological education and a wide interest in arts and crafts as an effective means of teaching students. The role of arts and crafts of the peoples of the North in the technological education of schoolchildren based on the analysis of the work of Yakut scientists on this issue is shown: the arts and crafts of the peoples of the North formed over thousands of years as a form of folk culture of the ethnic groups inhabiting the republic have significant pedagogical potential for the overall development of children. The subject of technology exists to transfer to the younger generation not only the accumulated knowledge of material culture, but also the wealth of skills of the older generation, which people have been proud of for centuries, as a value for the existence of generations. Decorative and applied art contains hidden skills that have occurred in previous generations, as well as completely new, modern technologies. The article has the following objectives: highlight the concept of "technology" in the field of technological education; analyze the role of arts and crafts in the educational area "Technology" a philosophical and psychological analysis of the labor education of the peoples of the North is presented. The purpose of the study - to reveal the effectiveness of the use of decorative arts in the process of technological education of schoolchildren.
Today, the main types of arts and crafts of the peoples of the North include the following: the tailoring of national clothes and shoes; artistic bone processing; the creation of artistic products from fur, leather, horsehair, cloth and beads; wood carving; artistic treatment of birch bark; art processing of metal. This is all widely promoted by craftsmen - technology teachers. In the process of teaching students, they rely on decorative and applied art, which is initially focused on the development of the child's personality and, in particular, on the disclosure of such qualities as initiative, self-expression, creativity and flexibility of thinking. One of the main tasks of the arts and crafts is the creative development of the child's personality, and special attention is paid to the development of imagination and fantasy, the ability to custom solutions and creative possibilities.
Keywords: technology, technology education, arts and crafts, educational area "Technolog", the types of techniques.
Введение. В России образовательная область «Технология» была введена в 1993 году. Она ориентирована на формирование практических умений и навыков в процессе технологической (трудовой) подготовки школьников. Этот предмет ориентирован на индивидуальность каждого ребенка. Конечная цель технологического образования - формирование общей трудовой и технологической культуры, практических умений и навыков, обеспечение профессионального самоопределения.
Технология это многоаспектное понятие, сочетающее в себе четыре сущностных составляющих: объект, знание, процесс и волю (мотивация, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в тесном взаимодействии, результатом которого является созданный человеком материальный мир.
Технология - образовательная область, в основе которой лежит преобразовательная деятельность человека в материальном мире, нацеленная на создание обучающей среды, для развития у учащихся способностей в области дизайна, и изготовления посредством работы с различными материалами информацией и другими ресурсами в ответ на потребности людей [5].
Одним из требований к организации образования сегодня является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе. Это в полной мере касается и дополнительного образования, которое помогает обучающемуся серьезные позиции в определении своего дальнейшего пути. Занятия творческой деятельностью позволяют обучающимся осваивать метапредметные компетенции, такие как умение ставить цель, искать и применять необходимые средства ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов [6, с. 341].
Технология это интегративный предмет. Он связан со многими учебными дисциплинами например, математика, черчение, история, химия, физика, изо и другие.
В программный материал «Технология» включен блок «Декоративно-прикладное искусство. Он включает в себя различные виды художественно-декоративной обработки материалов. Следует отметить, что по вариативным программам, особая роль по сохранению традиций и богатства народного декоративно-прикладного искусства его развития, отводится к школам с этнокультурными компонентами.
Корни декоративно-прикладного искусства народов Севера уходят глубоко в историю. Из поколения в поколение передается это искусство и занимает значительное место в жизни Якутского народа и малочисленных народов Севера [7].
Изложение основного материала статьи. Предмет технология существует для передачи молодому поколению не только накопленные знания о материальной культуре, но и богатство умений старшего поколения, которыми веками гордился народ, как ценностью для существования поколений. Декоративно-прикладное искусство содержит сокровенные умения, имевших место в предыдущих поколениях, а так же совершенно новые, современные технологии.
Рассмотрим теоретические положения и исследования авторов по данной проблеме. Так, в монографии Н.Д. Неустроева, В.В. Акимова, В.Н. Егорова показана роль декоративно-прикладного искусства народов Севера в трудовом обучении и воспитании школьников, организации производительного труда учащихся. Описаны технологии изготовления изделий: художественной обработке древесины и бересты, резьбе по кости, аппликациям и вышивке, ткачеству, изготовлению гобелена из конского волоса, национальное шитье из меха и шкуры [5, с. 10]. А.В. Татарников, рассматривая проблему совершенствования трудового воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства народов Севера отмечает, что пути и педагогические условия использования средства якутского народного искусства в трудовом воспитании школьников, включая содержание, формы, методы организации занятий, совершенствование соответствующей курсовой подготовки и переподготовки учителей трудового обучения и изобразительного
искусства. Так же автор отмечает, что школьный возраст важный этап в формировании личности ребенка, и от учителя зависит во многом судьба художественного, эстетического, трудового воспитания и этнокультурного образования детей во всех последующих этапах. Поэтому он должен понимать значение народного искусства в процессе развития детей, быть готовыми способным к самостоятельному духовному освоению различных художественных ценностей, созданных прежде всего родным народом [7, с. 82].
В монографии Д.А. Данилова рассматриваются теоретико-методологические основы совершенствования технолого-трудовых умений учащихся школ. Раскрывается философско-психологический анализ трудового воспитания сельских школьников в современных условиях [2].
Научно-педагогические основы и технология подготовки сельских школьников Крайнего Севера к труду в современных условиях рассмотрена в диссертационном исследовании А.А. Баишева [1].
В рамках нашего исследования обратимся к традициям и регионально-национальным особенностям прикладного искусства народов Севера Республики Саха (Якутия).
Суровые природно-климатические условия Севера определили у коренных народов, в том числе малочисленных, ряд значимых для выживания качеств: осторожность, замедленность действий, наблюдательность, умение принимать тщательно обдуманное решение, тихое говорение, постепенный переход на резкий и категорически требовательный голос, даже крик, но в зависимости от обстоятельств. Как отмечают многие исследователи, некоторые качества опосредованно отражаются и на декоративно-прикладном искусстве [3, с. 128].
В силу территориальной протяженности Республики Саха (Якутия), захватывающего арктическое побережье таежные зоны, лесотундру, тундру, каждая территория имеет свои особенности, отразившиеся в видах прикладного творчества и использовании тех или иных материалов. Так, в зоне арктического побережья, кроме материалов, связанных с оленеводством (замша, мех, кожа, рог оленя) большое применение в прикладном искусстве нашли материалы, связанные с промыслом на морского зверя и находками останков мамонта (шкура нерпы, кость, клык моржа, из бивня мамонта). В таежной зоне для прикладных целей активно использовались дерево, береста, травы, железо, серебро. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (горностай, бурундук, белка), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра).
На сегодняшний день среди основных видов традиционных народных художественных промыслов и ремесел Якутии можно назвать следующие: пошив национальной одежды, обуви народов; художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога; создание художественных изделий из меха, кожи, сукна и бисера (обрядовые и праздничные изделия).
Резьба по дереву; художественная обработка бересты; художественная обработка металла, которые активно практикуются в учебном процессе и в кружковых занятиях школьников с 5-11 классы. Введение в образовательную деятельность «Технология» блок декоративно-прикладного искусства, на сегодня имеет важную роль в формировании национального самопознания, путем сохранения и развития декоративно-прикладного искусства, обрядов и традиций народа накопленных веками и являющихся частью культуры народов Севера и Якутии [4, с. 33].
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что декоративно-прикладное искусство как народная культура особенно очевидна в широком и высокопрофессиональном освоении природных материалов: якутским ремесленникам были подвластны и дерево, и кость, и металл; они - творцы великолепных вышивок и аппликаций из сукна, ровдуги, меха, бересты. Высокое техническое мастерство и художественное чутье, отразившееся в красоте пропорций, пластическом совершенстве форм, своеобразии цветовых и ритмических построений, сделало простые предметы быта подлинными произведениями народного прикладного искусства, при создании которых якутские мастера показывают не только эстетическую ценность, но и свое мастерство, умения и навыки, использование многих сфер бытия человека в экстремальных условиях Севера (Неустроев, Акимов, Егоров). Поэтому сформированное в течение тысячелетий декоративно-прикладное искусство народов Севера как форма народной культуры этносов, населяющих республику, обладает значительным педагогическим потенциалом для общего развития детей.
Декоративно-прикладное искусство изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, Одна из ведущих задач декоративно-прикладного искусства — творческое развитие личности ребёнка, и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей. Поскольку в младшем подростковом периоде свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, наблюдательность, активность, стремление к деятельности.
Литература:
1. Баишев, А.А. Совершенствование технолого-трудовых умений старших подростков в современных условиях: На материале сельских школ Якутии: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. - Якутск, 2001. - 19 с.
2. Данилов, Д.А. Совершенствование технолого-трудовых умений старших подростков в современных условиях: (на материале сел. шк. Респ. Саха (Якутия)) / Данилов Д. А., Баишев А. А.; М-во образования Рос. Федерации, Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. - Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 2003. - 101 с.
3. Маркова О.И. Особенности декоративно-прикладного искусства народов Севера. Вестник научных конференций. 2016. № 11-6 (15). С. 128-129
4. Маркова О.И. Изучение этнических традиций посредством декоративно-прикладного искусства. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 41. С. 32-34
5. Неустроев Н.Д., В.В. Акимов, В.Н. Егоров; Декоративно-прикладное искусство народов Севера в трудовом воспитании школьников / М-во образования Рос. Федерации. Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова М.Academia 2001, 170 с.
6. Романова М.Н., Маркова О.И. Формирование метапредметных компетенций у учащихся в системе дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования: Издательство: Издательский Дом "Академия Естествознания" (Пенза). - № 3. - 2016. - С. 1
7. Татарников А.В. диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Якутск, 2004. - 152 с.
Педагогика
УДК 378.4
кандидат педагогических наук Масленникова Надежда Николаевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); старший преподаватель Гибадулина Ильзира Ильсуровна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Рассматриваются условия поэтапного введения студентов в научно-исследовательскую деятельность в процессе обучения в вузе: активизация познавательной деятельности учащихся, повышение проблемности обучения, создание условий для развития теоретического и эмпирического мышления, введение в процесс обучения профессионально-ориентированных индивидуальных учебных исследовательских заданий с постепенным увеличением уровня их сложности и доли самостоятельности учащихся.
Ключевые слова: учитель-исследователь, профессиональное обучение, научно-исследовательская деятельность студентов.
Annotation. The conditions for the graduai introduction of students into research activities in the process of learning at the university are considered: activization of students' cognitive activity, increasing the problem of learning, creating conditions for developing theoretical and empirical thinking, introducing vocationally oriented individual educational research tasks into the learning process with a gradual increase in their level the complexity and proportion of student autonomy.
Keywords: teacher-researcher, vocational training, research activity of students.
Введение. Формирование и становление будущего учителя-исследователя, как и любого другого специалиста, представляет собой продолжительный и трудоемкий процесс, поэтому начинать его необходимо с первого семестра обучения бакалавров в вузе.
Быть исследователями студенты учатся, реализуя себя в научно-исследовательской деятельности, которая, помимо формирования у них умений и навыков исследователей, способствует развитию их профессиональной самостоятельности, видению ими способов выполнения своего будущего дела через призму творческого подхода, а также потребности в постоянном учении и самосовершенствовании [1].
В связи с вышесказанным становится интересным рассмотрение условий поэтапного введения учащихся в научно-исследовательскую деятельность в процессе их обучения в вузе и формирование из них учителей-исследователей, что и выступит целью данной статьи.
Изложение основного материала статьи. В соответствии со стремлением воспитания в вузе будущих учителей-исследователей, обозначим основные цели научно-исследовательской подготовки студентов в вузе. Это:
- формирование у них стойких мотивов и личностных потребностей к самообразованию, а также ведению научно-исследовательской и экспериментальной работы;
- развитие гибкого методического и экспериментального мышления;
- выработка научно-творческого подхода к будущей профессиональной деятельности в роли учителя, основанной на умелом использовании навыков осуществления научно-исследовательской деятельности.
Однако до начала включения бакалавров в научно-исследовательскую работу, требуется привить им привычку ведения системной умственной работы. Ее же формирование напрямую связано с развитием у них умения регулировать свое поведение. Если же все это конкретизировать, то готовность у обучающихся к научно-исследовательской деятельности потребует наличия у них:
- достаточно глубоких, системных знаний в определенной научной области (в нашем случае, в педагогике и психологии);
- развитой мотивации, побуждающей их к непрерывному самообразованию;
- умений и навыков самостоятельного освоения нового знания, определения источников познания, форм организации познавательной деятельности;
- умений вычленять и описывать проблему исследования, видеть возможные пути ее решения;
- умений осуществлять мысленный эксперимент и подбирать методы осуществления научного исследования;
- умений проводить саморегуляцию и самоконтроль этой деятельности и ее результатов [2].
Основная функция преподавателя, в соответствии с вышесказанным, видится в активизации им
познавательной деятельности будущих специалистов. Однако развитие познавательной активности студентов, призванной решить проблему формирования у них профессионально-исследовательских навыков, также является одной из основных психолого-педагогических проблем всего процесса обучения, поскольку выступает основой формирования познавательных умений и умственных способностей учащихся, воспитания их самостоятельности, инициативности, ответственности, самокритичности. Таким образом, активизируя познавательную деятельность учащихся, педагог сможет одновременно, и создать условия для формирования их исследовательской активности, и повысить эффективность процесса обучения в целом.
На первых этапах вузовского обучения активизация познавательной деятельности будущих учителей возможна только в процессе их учебной деятельности как основного вида деятельности в вузе. Именно учебная работа позволяет учащимся усваивать новые теоретические знания и использовать их впоследствии в решении учебных задач, она способствует развитию теоретического мышления и формированию научной картины мира; в учебной деятельности формируются и развиваются умения формулировать научную (учебную) проблему, подбирать общие или частные (специальные) способы ее решения, контролировать, оценивать и корректировать свои действия и др.
Стандартно выделяют следующую структуру учебной деятельности: потребность - задача - мотивы -действия - операции. Потребность - есть стремление обучающегося к получению определенных теоретических знаний, представленных в виде законов и закономерностей, без которых невозможно понимание и освоение определенной научной области. Эти знания студенты получают в ходе аудиторной