б.Какое народно-прикладное искусство является основным для народа саха?
А) Плетение из конского волоса
Б) Резьба из кости
Таким образом, выявлено, что на констатирующем этапе результаты показали, что из 12 учеников четверо получили высокий уровень этнокультурной компетентности, что в процент соотношении составляет 33,3%, а у троих средний уровень этнокультурной компетентности -25%, у пятерых низкий уровень - 41,6%. В основном испытали трудность при выполнении опроса о якутском декоративном искусстве.
На формирующем этапе нами были проведены внеклассные занятия:
Беседы о якутском народном декоративно-прикладном искусстве. Виды ДПИ. Внеклассное занятие проводилось в форме игры. Ознакомление с традиционным ремеслом предков, блиц-игра для закрепления знаний. Беседы о средствах выразительности в декоративно-прикладном искусстве цвете, формах, пропорциях, ритмах, масштабах, силуэтах, симметриях, фактурах. Как например, основными принципами народного искусства являются традиционность, коллективность, вариантность. Народное искусство располагает прочными традициями цельной художественной культуры, а также устойчивой эстетической программой.
Также нами проводились мастер-классы по изготовлению якутских оберегов из конского волоса. Дети были очень заинтересованные и погруженные в творческую атмосферу, так как ранее именно такие мероприятия не проводились.
Занятие «Якутская береста». Знакомство детей с особенностями прикладного искусства народа саха (альбома Б.Ф. Неустроева - Мандар Уус «Узоры и орнаменты саха»), развитие бережного отношения к природе, прикладному искусству народа.
После контрольного этапа провели повторную диагностику по методикам, после проведенных занятий заметила, что ученики стали заинтересованы в декоративном прикладном искусстве своего народа. И результаты показали следующее: из 12 ученика 8 получили высокий уровень готовности к обучению - 66,6%, и 4 учеников показали средний уровень - 33,3%.
Результаты исследования подтвердили предположение о том, что проведение занятий по народному декоративно-прикладному творчеству являются эффективной формой формирования этнокультурной компетентности младших школьников.
Выводы. Исследование показало, что ознакомление детей с исконно народными ремеслами, усвоение ими основ народного мастерства повышает общий и культурный уровень учащихся и в целом содействует формированию их национального самосознания, способствует развитию мышления. Таким образом, те учащиеся, для которых проводились подобные занятия, относительно глубоко разбираются в вопросах и заданиях итоговой контрольной работы. Данные результаты также показывают, что система внеклассных занятий, с использованием народных традиций по своему содержанию достаточно доступны для детей.
По итогам проведенного теоретического и практического исследования нами разработаны следующие рекомендации:
1. В совершенствовании развития формирования этнокультурных знаний младших школьников одним из наиболее целесообразных условий является внеклассное занятие.
2. Отбирать и применять такие методы и приемы, упражнения и игры, которые будут способствовать у обучающихся по развитию формирования этнокультурных знаний младших школьников.
3. Формы занятий должны быть разнообразны и включать элементы игровой технологии обучения.
Литература:
1. Ангархаева Е.А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Ангархаева. - Иркутск, 2003.
2. Буровкина Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования в системе дополнительного образования как средство приобщения учащихся к национальной культуре. - М., 2010.
3. Волков Г.Н. Национальные культуры и языки в школе / Г.Н. Волков // Педагогика. 1992. - №5. -С. 14-21.
4. Оконешникова Н.В. Технологическое образование в начальной школе: учебное пособие / Н.В. Оконешникова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. - 88 с.
5. Оконешникова Н.В. Народное и декоративно-прикладное искусство в начальной школе: учебное пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. - 84 с.
Педагогика
УДК 378.2
студент Иванова Марина Вячеславовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО
ПЕДАГОГА В ДОО
Аннотация. После окончания учебных заведений выпускник сталкивается с проблемой, как адаптация к новой роли работника. Каждый выпускник в первые годы своей трудовой деятельности испытывают затруднения. Трудности бывают разного рода, например, личностные отношения с коллегами, в непосредственно в организации учебной деятельности, заполнения планов, изменения режима дня педагога. Как правило, производственные практики во время обучения в профессиональных учреждениях недостаточны для формирования компетентного педагога. Для этого мы предлагаем кейс задания старшим воспитателям дошкольной образовательной организации. Каждое задание включает в себя разные темы, которые помогают моделировать действия в тех или иных ситуациях.
Ключевые слова: кейс технологии, кейс задания, кейс, педагог, компетентный педагог, молодой педагог, дошкольная образовательная организация.
Anrntation. After graduation, the graduate faces the problem of how to adapt to the new role of an employee. Every graduate in the first years of their work experience difficulties. Difficulties can be of various kinds, for example, personal relationships with colleagues, in particular in the organization of educational activities, filling out plans, changing the teacher's daily routine. As a rule, industrial practices during training in professional institutions are not sufficient for the formation of a competent teacher. To do this, we offer a case study for senior teachers of preschool educational organizations. Each task includes different topics that help you model actions in different situations.
Keyword: case technology, case assignments, case study, teacher, competent teacher, young teacher, preschool educational organizations.
Введение. В современных условиях стремительно возрастают требования к качеству подготовки специалистов. На рынке труда конкурентоспособными оказываются выпускники, обладающие не только высоким уровнем профессиональных навыков, но и такими важными личностными качествами, как инициативность, мобильность, гибкость, потребность к саморазвитию. Между тем в начале трудовой деятельности выпускники ВУЗа оказываются неготовыми проявить свои деловые качества в реальной деятельности, не могут «перестроиться на работу в стремительно изменяющейся профессиональной среде, не желают проявлять инициативу и не готовы рефлексировать результаты своего труда» [2].
Слово «кейс» (с англ. — случай, ситуация) следует понимать, как разбор, анализ конкретного случая, как деловую игру. Анализируемая ситуация отражает реальное, существующее в жизни положение вещей и содержит в себе проблему — затруднение, противоречие или скрытую задачу. Интерактивный характер технологии позволяет проявлять активность, инициативу, самостоятельность, сотрудничать с товарищами и формировать собственное мнение, развивает коммуникативные навыки и умение четко выражать мысли. И самое важное: кейс-метод направлен на сферу профессиональных решений и мотиваций [1].
Кейс - многозначное понятие, которое трактуется как:
- «случай», «казус» (лат. casus), в соответствии с чем кейс-методом называют обсуждение разнообразных казуистических жизненных или профессиональных случаев. Иногда в русской литературе вместо кейс-технологии употребляется понятие «метод анализа конкретной ситуации» [3];
- описание реального случая;
- демонстрация реально произошедшего события в той или иной сфере деятельности, используемая для провоцирования дискуссии, стимулирования ее участников к обсуждению, анализу и принятию решения;
- учебный материал, в котором словесно, в письменной форме или с помощью технических средств обучения, представлена ситуация, которая содержит актуальные экономические, личные, нравственные, социальные или политические проблемы [5].
В нашем случае case-study - педагогическая технология, в основе которой моделирование профессионально значимой ситуации в целях выявления существенных проблем и поиска альтернативных решений их устранения.
Кейс-метод раскрывает творческий потенциал, учит думать и действовать по-иному не только студентов, но и педагога. Этот метод способствует демократизации учебного процесса, формированию у преподавателей прогрессивного мышления, повышает мотивацию педагогической деятельности [4].
Изложение основного материала статьи. В начале планирования работы с кейсом необходимо четко определить ее последовательность. Для придания динамики обсуждению проблемы может предложить несложную схему вопросов, например:
- о чем повествует конкретная ситуация? (суть ситуации нужно сформулировать одной фразой);
- в чем проблема, представленная в данной ситуации?;
- кто виноват? (на этот вопрос необходимо ответить, придя к общему мнению);
- что теперь делать? (предлагают свои варианты решения проблемы).
В обобщенном алгоритме работы с кейсом выделяются шесть этапов.
1. Введение в проблему. Предлагается кратко описать ситуацию и изложить суть проблемы в одном предложении.
2. Сбор информации. Необходимо описать всех существенных лиц, вовлеченных в ситуацию, сопоставить аспекты, которые важны при решении обсуждаемой проблемы, найти и оценить информацию.
3. Рассмотрение альтернатив. На этом этапе идет разработка различных решений и изучение их альтернативных вариантов.
4. Принятие решения. Происходит оценка вариантов решения проблемы и выбирается оптимальное решение.
5. Презентация решения. Это этап представления решения и аргументация выбора.
6. Сравнительный анализ. Разбор стратегии поиска решений, сравнение начальных и промежуточных вариантов с фактически принятым решением и анализ плана мероприятий по его реализации [5].
В нашем исследовании было проведено анкетирование среди молодых педагогов дошкольных образовательных организаций г. Якутска с целью выявления их субъективного взгляда об отношении к кейс технологиям, как метода формирования компетентного педагог. В опросе участвовали педагоги со стажем не более трех лет в должности воспитатель в детском саду. Охватили 40 человек в возрасте до 30 лет выпускников 2016-2019 годов высшего профессионального образования, а также среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия).
Эксперимент состоял из трех последовательных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе исследования велись по следующим направлениям:
1) изучение состояния процесса профессионального мышления молодых педагогов;
2) определение уровня развития творческих способностей педагогов;
3) изучение условий для эффективного развития креативных способностей.
На формирующем этапе нами было предложены специально разработанные кейс задания для молодых педагогов Республики Саха (Якутия), которые использовались в период процесса профессиональной
адаптации в детских садах. Кейс задания представлены в виде сборника в количестве 50 заданий с вариантами решений.
Например: Ребенок в группе каждый день кусает детей, родители начали жаловаться воспитателю, а воспитатель на своем месте проводила беседу с ребенком, но это ничего не меняло в его поведении. Тогда родители из этой группы обратились к администрации детского сада. В чем ошибка воспитателя? Этапы построения работы, чтобы отучать ребенка кусать детей?
Решение:
Работа должна проводится комплексно это:
- дать установку воспитателю, что нельзя игнорировать ситуацию;
- работа с родителями ребенка, который кусается;
- беседу с родителями группы;
- работа психолога с ребенком, устранение причины, по которым он кусается;
- посоветовать воспитателю провести беседу для детей правила поведения в детском саду.
Вывод: не оставлять ситуацию на самотек, потому что для ребенка кусать станет единственным способом выражать свои эмоции и в будущем не сможет разъяснять свои мысли и находить компромисс с окружающими.
Каждый кейс имеет способ решения, но в ходе обсуждения можно найти альтернативу, который изложен в сборнике. Предложенные нами задания использовали старшие воспитатели в процессе адаптации молодых педагогов в трудовой деятельности на протяжении года.
Контрольный этап состоял из обработки результатов эксперимента и их анализа, а также разработки рекомендаций по использованию методики обучения с применением кейс-технологий.
Перед экспериментом в зависимости от степени выраженности показателей творческой активности педагогов были условно дифференцированы по трем уровням.
На низкий уровень попали педагоги, у которых отсутствует интерес к выбранной профессии, нет привычка доводить начатое дело до конца.
К среднему уровню включили педагогов, которые предпочитают действовать по определенному, заранее известному алгоритму.
Высокий уровень показали педагоги способные быстро и логично мыслить, умеющие обнаружить и раскрыть внутренние связи между явлениями.
Для измерения творческой активности педагогов был использован метод тестирования. Разработанный тест включал задания для каждого уровня усвоения, чем обеспечивалась необходимая надежность измерительных материалов. Оценка «отлично» выставлялась, если в работе допускалось 0-1 ошибок, «хорошо» - при 2-3 ошибках, «удовлетворительно» - при 4-6, «неудовлетворительно» - более 6 ошибок. Полученные результаты в процентном выражении представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ творческой активности педагогов на констатирующем этапе
Оценка усвоения материала %
«3» - удовлетворительно 0%
«4» - хорошо 80%
«5» - отлично 20%
Анализ констатирующего этапа эксперимента позволил сделать следующие выводы: оценку «неудовлетворительно» не получил ни один педагог. Большой процент показал результат «хорошо» 80 % (32 педагогов), 20% (8 педагогов) получили наивысшую оценку «отлично», что говорит о хорошем усвоении теоретической части обучения и не хватку практических знаний.
Контрольный этап, на котором анализировались изменения уровня знаний и умений молодых педагогов после применения кейс технологий, динамика развития их активности, проводился через небольшой промежуток времени после формирующего. Снова было организовано тестирование, результаты которого показали успешность использования кейс технологий в период адаптации молодых педагогов в ДОО. Результаты опроса приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа
Оценка усвоения материала Исходные результаты % Конечные результаты %
«3» - удовлетворительно 0% 0%
«4» - хорошо 80% 20%
«5» - отлично 20% 80%
В таблице 2, где размещены для сравнения исходные и конечные результаты, мы видим, что в 80% (32 педагогов) показали отличные результаты выполнения заданий теста, 20% (8 педагогов) получили хорошую оценку, их показатели не поменялись. Таким образом, положительные оценки после формирующего этапа составляет в сумме 60%, что составляет 24 педагога.
Эксперимент подтвердил, что использование кейс заданий не только позволяет повысить уровень знаний молодых педагогов, но и способствует развитию профессионального мышления, креативных способностей и творческой активности. Это происходит за счет непосредственного включения в педагогический процесс, активизации его умственной деятельности при самостоятельном поиске ответов на вопросы на занятии.
Выводы. Использование кейс технологий в дошкольной образовательной организации для формирования компетентного педагога будет успешной, если учитывать последовательность работ. Мы разделили на три этапа, это подготовка педагогов, практическая (освоение схем и анализа ситуации), анализ.
I этап включает в себя:
1. ознакомление молодых педагогов в начале работы с основными сведениями о детском саду.
2. Показать слайд-шоу об истории создания и развития учреждения, его сегодняшнем положении.
3. Организовать встречу молодых педагогов с одним из опытных педагогов данного учреждения.
4. Предоставить молодому педагогу возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные ответы от заведующей ДОО, старшего воспитателя, наставника.
5. Организация школы молодых педагогов внутри детского сада, чтобы каждый чувствовал комфортно.
II этап освоение схем и анализа:
1. Практический анализ ситуаций письменном виде, проводится индивидуально.
2. Проведение семинаров-практикумов с использованием кейс технологий в подгруппах (3-5 человек) на 60 минут.
3. Межгрупповая сессия включает в себя серию последовательных докладов рабочих групп, ответы на вопросы, поставленные в кейс заданиях.
III Этап анализ:
1. Обсуждение в подгруппах.
2. Организовать рефлексию с педагогами в формате круглого стола.
3. Подведение итогов плюсы и минусы результатов анализа ситуаций.
В настоящее время актуальность использования кейс технологии становится все более очевидной. Введение кейсов в процесс профессионального становления дает возможность молодым специалистом погрузиться в мир реальной профессиональной практической деятельности, что заметно повышает квалификацию выпускников вузов и позволяет им впоследствии быстро адаптироваться на рабочих местах.
Литература:
1. Андюхов Б. Кейс-технология-инструмент формирования компетентностей // Директор школы. -2010. - №. 4. - С. 61-65.
2. Иванова, Н.В. Развитие представлений о среде в педагогической науке / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 4. - Т. 3. -С. 150-154.
3. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. 1999. № 1. С. 39-44.
4. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
5. Царапкина Ю.М. Использование кейс-технологий при обучении студентов // Образование и наука. -2015. - №. 3 (122).
Педагогика
УДК 371.485
кандидат педагогических наук, доцент Каменева Елена Григорьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Силкина Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК БАЗОВОГО РЕГУЛЯТИВА СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия социальной компетентности как процесса, который формируется последовательно и поэтапно в рамках личностных приращений в ходе жизнедеятельности субъектов образования и зависит от интеграционного единства влияний семейных традиций, норм и установок образовательных организаций (детских садов, школ, учреждений дополнительного образования). Отмечено, что формирование социальной компетентности необходимо современным подросткам для достижения социальной успешности в рамках оптимального моделирования и апробирования успешного социального поведения, развитых умений социального взаимодействия, согласованных с набором личностных и социально востребованных качеств в постиндустриальном социуме.
Ключевые слова: социальная компетентность, общеобразовательные организации, социальная успешность, подросток, социальное взаимодействие, базовый регулятив.
Annotation. The article reveals the content of the concept of social competence as a process that is formed consistently and gradually within the framework of personal increments during the life of the subjects and depends on the integration unity of influences of family traditions, norms and attitudes of educational organizations (kindergartens, schools, institutions of supplementary education). It is noted that the formation of social competence is necessary for modern teenagers to achieve social success within the framework of optimal modeling and testing of successful social behavior, developed skills of social interaction, agreed with a set of personal and socially demanded qualities in post-industrial society.
Keywords: social competence, general education organizations, social success, adolescent, social interaction, basic regulation.
Введение. В российской педагогике понятие социальной компетентности стало рассматриваться в ходе споров о качестве социального образования на данный момент, выдвижении новых требований и обновленного социального заказа к взрослеющему человеку со стороны социума для активного функционирования в обществе как существа социального, ориентированного в будущем на решение глобальных социальных проблем. При этом в обобщенном виде данное явление описывается как базовый регулятив, отвечающий за социокультурный иммунитет общества, развитие жизнеспособного и