Педагогика
УДК 373.31
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Начальное образование» Оконешникова Надежда Владимировна
Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса кафедры «Начальное образование» Сигаева Любовь Дмитриевна
Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития познавательной активности младших школьников посредством кейс-технологии. Познавательная активность младших школьников является основой и одновременно признаком продуктивности и результативности учебной деятельности. Наиболее современной формой организации образовательного процесса для формирования познавательной активности младших школьников является использование на уроках кейс-технологии.
Ключевые слова: познавательная активность, образовательные технологии, кейс-технология, кейс-метод, младшие школьники, процесс обучения, учебная деятельность, технология.
Annоtation. The article considers the possibilities of developing the cognitive activity of primary school children through case technology. Cognitive activity of primary school children is the basis and at the same time a sign of productivity and effectiveness of educational activities. The most modern form of organizing the educational process for the formation of cognitive activity of younger students is the use of case technology in the classroom.
Keywords: cognitive activity, educational technologies, case technology, case method, primary school children, learning process, educational activities, technology.
Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться. Одной из наиболее значимых задач педагогов на современном этапе - создание всевозможных условий для развития у младших школьников познавательной активности и интереса. Исходя из вышесказанного, кейс - это разбор конкретного случая или ситуации, содержащих одну или ряд проблем, когда учащийся стоит перед необходимостью принятия альтернативного решения. Это связано с введением в учебную деятельность образовательных программ, сосредоточенных на развитие плодотворного развития школьников, а также на формирование у них умения рассматривать процесс собственной познавательной деятельности, способности к интеллектуальной саморефлексии.
Познавательная активность младших школьников является главным фактором улучшения и одновременно признаком продуктивности и результативности процесса обучения, поскольку она включает в себе стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, что говорит о направленности этого свойства на достижение образовательной цели и напряжении интеллектуальных сил. По утверждению Л.И. Божович, познавательная активность младшего школьника тесно связана с познавательным интересом. Познавательный интерес - это основа образовательного процесса.
Согласно точке зрения Мещерякова И.Н. под познавательной активностью обучаемого следует понимать личностное свойство, проявляющееся в творческом объективном отношении к содержанию и процессу обучения, обеспечивающим продуктивное усвоение знаний и способов обучения, в мобилизации нравственно-волевых усилий, направленных на достижение образовательной цели [5, с. 15].
Одной из новых форм эффективных технологий проблемного обучения является жизненно-ситуативное обучение с использованием кейс-метода. Данный метод доказывает дидактическую значимость и важность использования на уроках кейс-технологии как эффективного средства в образовательном процессе младших школьников. Введение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма востребованной задачей. Кейс представляет собой описание определенной, действительной ситуации.
По мнению О.Г. Толочиной кейсовая технология (метод) - это обучение практикой. Суть кейс-технологии состоит в том, что необходимо рассмотреть ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить всевозможные решения. Решение кейса включает указание последовательности действий, указание на всевозможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения [6].
Главная особенность метода - изучение слушателями прецедентов, ситуаций из деловой практики, имевших место в прошлом. Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая реальная или моделированная ситуация должна иметь несколько вариантов решений, мнений, точек зрений и быть максимально приближена к личному опыту детей.
Кейс-метод - вариативный инструмент в общении с учащимися и предполагает использование различных средств:
1. Социальные проблемные ситуации;
2. Словесные и иллюстративные сюжеты, события рассказы и игры с проблемными содержанием;
3. Фото и видеоролики;
4. Объекты и явления окружающей действительности.
Кейс - это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Кейс-технологии имеют очень широкие образовательные возможности. Проектирование кейс-ситуации - процесс творческий. Данная технология позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с учителем учащиеся анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают различные способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант. Данная технология способствует активному учебно-познавательному деятельности.
Следовательно, можно сказать, что с помощью кейс - метода учителя смогут моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание
образовательной деятельности, а еще помогут выявить актуальные интересы и мотивы учащихся, обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Очевидно, что Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) требует от учителей строить образовательный процесс в современном формате, отличительной особенностью которого является деятельностно - поисковый характер, ставящий важнейшей целью развития учащегося, как личности. Один из эффективных и результативных методов, которые способствуют самостоятельному проектированию учебной деятельности, - кейс- технология.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время становится очевидным, что проблема познавательной активности углубленно исследуется. Наряду с традиционными методами обучения стали широко использоваться принципиально современные, ориентированные на развитие личности со всех сторон обучаемого, его познавательной активности, основанные на использование кейс-технологии на уроках.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Тянская средняя общеобразовательная школа» Олекминского района» Республики Саха (Якутия).
Цель нашего исследования состоит в развитии познавательной активности младших школьников посредством кейс-технологии на уроках технологии.
Эксперимент состоял их трех этапов:
1. Констатирующий этап эксперимента;
2. Формирующий этап эксперимента;
3. Контрольный этап эксперимента.
С целью исследования познавательной активности учеников была проведена диагностика по методике А.А. Горчинской - «Познавательная активность младшего школьника».
Методика сконцентрирована на оценку уровня выраженности познавательной активности младших школьников. Описание задания: стандартизированная анкета с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов. Здесь учащимся предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.
Используемый материал: бланк ответов, анкета.
Анкета.
1. Нравится ли тебе выполнять творческие задания?
а) да; б) иногда; в) нет.
2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?
а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как; в) получить готовый ответ от других.
3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?
а) постоянно много; б) иногда много, иногда ничего не читаю; в) читаю мало.
4. Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы?
а) всегда нахожу на них ответ; б) иногда нахожу на них ответ; в) не обращаю на них внимания.
5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?
а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями); б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь; в) ты не станешь об этом рассказывать.
Критерии оценивания познавательной активности:
Если преобладает большинство ответов с буквой «а», то это свидетельствует о высоком уровне познавательной активности.
Если преобладает большинство ответов с буквой «б», то это свидетельствует о среднем уровне познавательной активности.
Если преобладает большинство ответов с буквой «в», то это свидетельствует о низком уровне познавательной активности.
Вторая методика «Диагностика конструктивной деятельности» включает четыре раздела: конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов, конструирование из бумаги, конструирование из природного материала. В ходе учебного процесса учитель оценивает уровень развития у учащихся навыков конструирования. В процессе педагогической диагностики педагоги оценивают степень достижения учащимся планируемых результатов освоения образовательной программы.
Высокая познавательная активность возможна только на занимательном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Уроки должны содержать творческий характер, при этом должны формировать у учащихся основательный интерес к знаниям, развивать личностные качества, пробудить самостоятельность мысли, потребность в самообразовании, укрепить веру в самого себя.
Педагоги довольно часто отмечают у младших школьников нежелание учиться, узнавать что-то новое, низкий уровень познавательной активности. Исследования педагогов ещё раз доказывает, что особо интересным предметом в учебной программе начального общего образования оказался урок технологии.
Предмет «технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии и др. и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Успешное осуществление даже простейшего технологического процесса во многом зависит от опыта созидательной деятельности. Он представляет собой знание о технологическом процессе, средствах и организации труда, способность человека сопоставить свои знания и навыки с заданными условиями и средствами труда. Поэтому, чтобы такой занимательный предмет оставался интересным для учеников, следует организовывать учебный процесс и проводить уроки технологии с целью развития познавательной активности младших школьников с помощью современных технологий [6, с. 12].
К современным педагогическим технологиям проблемного обучения являются разные методы кейс-технологий. Они направлены на развитие у детей любознательности, критического мышления, коммуникативного навыка, потребности и умению работать в команде, способность находить и решать сложные задачи, разумно мыслить в неожиданной ситуации.
Существует различные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением. Например, на уроках технологии нами были применены такие методы кейс-технологии, как кейс-инцидентов, игровое проектирование, кейс-дискуссия.
Кейс-инцидентов. Цель метода: поиск правильного решения самим учеником, и результат - обучение его работе с обязательной информацией, её сбором, классификацией и анализом. Учащиеся получают кейс не в
полном объеме. Ситуация, которую предлагает учитель, должна не просто дать информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению, научить способности анализировать, строить гипотезы, предполагать. Поэтому сообщение бывает по типу: «Случилось...» или «Произошло». Хотя существуют различные кейсы, которые требуют не рассуждений, а аргументированного пошагового алгоритма действий.
К примеру, на уроке технологии по теме «Волшебное дерево» в начале урока было объявлено, что мы мастера. Наша цель - изготовить обучающую, развивающую игру для детей. Поэтому нами была поставлена задача изготовить своими руками обучающую игру для малышей. Учащихся разбиваем на группы. Каждая группа выбирает назначение «Волшебного дерева». В подсказку им дали несколько определений: алфавит, геометрические фигуры, обучение чтению, цвета радуги, умение застегивать и расстегивать пуговицы. Здесь учащимся дается возможность разобраться в обстановке, подумать и определить проблему. Распределить обязанности. Составить и записать план своей работы. Изготовить изделие.
Игровое проектирование. Цель: процесс создания или совершенствования проектов. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Здесь учащихся нужно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Процесс разработки проекта несёт в себе все субъекты творческого отношения к действительности, что дает возможность основательно понять явления сегодняшнего дня, увидеть способы развития.
Разберем более подробно урок на тему «Парад военной техники». Ситуация: представьте, что вы работаете на заводе военной техники. Вам надо усовершенствовать конструкцию одной из военных машин (на выбор).
Ваше техническое задание:
1. Распределить роли в групповом проекте: главный конструктор, инженер-конструктор, рабочие-изготовители, рабочие-сборщики.
2. Найти в различных источниках информацию об этой машине, её изображения. Узнайте о её назначении.
3. Подумайте, какие новые функциональные возможности можно ей придать. Фантазия приветствуется.
4. Обсудите, из каких материалов вы будете изготавливать свою модель.
5. Изготовьте изделие.
6. Защитить проект.
Кейс-дискуссия. Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процесса. Основная задача учителя сформировать у учащихся компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты окружающей действительности, в т.ч. и фантастические. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Главное научить учеников свободно аргументировать свое мнение, при этом отстаивать его, видеть ситуацию с разных сторон.
Отсюда следует, что любой кейс можно использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Идеи для кейсов можно брать из реальных жизненных ситуаций, произведений художественной литературы, мультфильмов с проблемным содержанием. Работа над каждым учебным кейсом занимает много времени, но результаты оправдывают усилия. Данный метод актуален, однако вводить его в образовательный процесс следует с первого класса. Это необходимо, чтобы ученики накапливали опыт по решению кейсов. При этом педагог сможет разнообразить материалы и виды деятельности с каждым годом, тем самым накапливая себе опыт.
Выводы. Развитие познавательной активности младших школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Её характеризуют, как поисковую направленность в учении. Она направлена на познание мира, окружающих людей и себя самого, обогащает и формирует сознание, способствует развитию творческой личности. И именно она способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятную атмосферу для формирования психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т.д.).
Преимущества кейс-технологии:
1. Кейс-метод повышает интерес к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, формирует активность.
2. Развивает коммуникативные навыки младших школьников, учит умению слушать и правильно излагать свои мысли, вести диалог со взрослыми и сверстниками, получать и обрабатывать необходимую информацию.
3. Использование на уроках кейс-технологии решает ряд педагогических задач и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Он сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с учащимися.
4. Технология дает возможность формировать у воспитанников умение работать в команде, оценивать альтернативы и коллективно решать неоднозначные задачи и находить на них ответы.
5. Кейс-метод дает возможность учащимся знакомства с реальной жизнью, задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, не останавливаться на достигнутом.
6. Упор учебной деятельности переноситься не на изучении готового знания, а на его продуктивности, на сотворчества учащихся и педагога.
7. Кейс хорош тем, что он как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Сегодня проблема развития познавательной активности имеет особую востребованность.
2. Познавательная активность - это личностное качество индивида, которая проявляется в творческом объективном отношении к учебной деятельности, гарантирующим продуктивное усвоение знаний и способов обучения направленных на достижение образовательной цели.
3. Кейс-технологии - это техника анализа практической ситуации (case - от англ. «портфель, чемоданчик»). Суть технологии заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность учащихся через практическую деятельность.
4. Развитие познавательной активности требует подготовленной, специальной работы, таковой является учебная деятельность на уроках технологии с использованием кейс-технологии.
Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: развитие познавательной активности младших школьников на уроках технологии возможно, если знать и учитывать уровни познавательной активности учащихся; систематически использовать кейс-технологии на уроках; кейс-технологии позволяют самостоятельно проектировать образовательный процесс.
Литература:
1. Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. №4, 2010. с. 61-69.
2. Антипова, М.В. Метод кейсов. Методическое пособие для преподавателей филиала Мар ГТУ // ФГБОУ ВПО «Мар ГТУ», 2011. — 20 с.
3. Гумметова, А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения // Образование в России. 2010. № 5.
4. Елфимова М.М. педагогическая психология: сборник кейсов: учеб.-метод.пособие // ФЛИНТА, 2016, - 5 с.
5. Мещерякова И.Н. Развитие познавательной активности студента в условиях информатизации обучения. // ФЛИНТА, 2016. - 15 с.
6. Оконешникова Н.В. Методика преподавания предмета «Технология» в начальной школе. // СВФУ, 2018. - 12 с.
7. Толочина (Демьямчук) О.Г. Кейс-технология как один из инновационных методов образовательной среды [Электронный ресурс] Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2013, - URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov (Дата обращения: 24.04.2020)
8. Шадрина, С.Н., Борисова, Л.П., Неустроева, М.И. Кейс-технология как средство развития мотивации к учению у младших школьников. // СВФУ ПИ. г. Якутск, 2017.
Педагогика
УДК 371.48
кандидат педагогических наук, доцент Олесов Николай Петрович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Здоровое подрастающее поколение является главным фактором государства, определяющим благосостояние, перспективность страны. В любом государстве сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, их физическое здоровье, являются приоритетными задачами направлениями государственной политики. Реформы в сфере образования напрямую зависят от состояния здоровья обучающихся, направлены на оптимизацию процессов укрепления психического и физического здоровья обучающихся.
Во многих регионах России отмечается отвыкание от привычного уклада жизни своих предков. Это приводит к ухудшению состояния здоровья. Данная проблема усугубляются социальной глобализацией, ускоряющимся темпом жизни. Несомненно, медицина, образование, спорт являются важными направлениями в решении данной проблемы. Исходя из этого, стоит задача создания регионального образовательного пространства, в котором интегрируются все вышеуказанные направления для формирования культуры здорового образа жизни обучающихся.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, воспитание, обучающиеся, региональное образовательное пространство, народные игры, физические упражнения и национальные виды спорта.
Annotation. Healthy younger generation is the main factor of the state that determines the well-being and prospects of the country. In any state, the preservation and promotion of the health of the younger generation, their physical health, are priorities of state policy. Reforms in the field of education directly depend on the state of health of students, aimed at optimizing the processes of strengthening the mental and physical health of students. In many regions of Russia, there is a marked withdrawal from the usual way of life of their ancestors. This leads to poor health. This problem is compounded by social globalization and the accelerating pace of life. Undoubtedly, medicine, education, and sports are important areas in solving this problem. Based on this, the task is to create a regional educational space in which all the above-mentioned directions are integrated to form a culture of healthy lifestyles of students.
Keywords: healthy lifestyle, education, students, regional educational space, folk games, physical exercises and national sports.
Введение. Формирование здорового образа жизни имеет огромное значение в организации продуктивного творчества, труда и самосовершенствования человека. Особенно актуально формирование здорового образа жизни в связи с динамичным развитием общественной жизни.
Достаточное количество исследований посвящено проблеме формирования навыков здорового образа жизни обучающихся в учебных заведениях. В современной педагогической науке и практике данная проблема занимает одно из приоритетных мест. Однако, не раскрыты в полной мере и возможности использования и внедрения этнокультурных традиций народа саха в педагогическом процессе для формирования навыков культуры здорового образа жизни у обучающихся общего и профессионального образования.
Как показывает практика, долгое время здоровый образ жизни рекомендовался как норма соблюдения гигиены в рамках классных и кураторских часов. Эта форма, безусловно, положительно повлияла на формирование культуры соблюдения здорового образа жизни, однако, ее эффективность в настоящее время является не вполне достаточной. В век информатизации, глобализационных изменений к системе