Научная статья на тему 'Познавательные (дидактические) игры и упражнения для учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении имени существительного'

Познавательные (дидактические) игры и упражнения для учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении имени существительного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2183
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / УМЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / COGNITIVE ACTIVITY / ACTIVITY / COMPETENCE / SKILLS / YOUNGER STUDENTS / RUSSIAN LESSON / NOUN / GAME TEACHING METHODS / DIDACTIC GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калиткина Ольга Владимировна

В данной статье рассматриваются дидактические игры как средство активизации учебно-познавательной компетенции младших школьников. Представлены некоторые виды дидактических игр, описаны конкретные примеры их применения на уроках русского языка. Обосновано использование дидактических игр для повышения уровня познавательной активности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения имени существительного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the didactic game as means of activization of educational and cognitive competence of primary school students. Some types of didactic games are presented, specific examples of their application in Russian lessons are described. The use of didactic games to increase the level of cognitive activity of younger students in the lessons of the Russian language in the process of studying the noun is justified.

Текст научной работы на тему «Познавательные (дидактические) игры и упражнения для учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении имени существительного»

УДК 8-81-13

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ) ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Калиткина Ольга Владимировна, Научный руководитель: Цой Людмила Петровна, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

E-mail: tsoylp@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются дидактические игры как средство активизации учебно-познавательной компетенции младших школьников. Представлены некоторые виды дидактических игр, описаны конкретные примеры их применения на уроках русского языка. Обосновано использование дидактических игр для повышения уровня познавательной активности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения имени существительного.

Abstract. This article examines the didactic game as means of activization of educational and cognitive competence of primary school students. Some types of didactic games are presented, specific examples of their application in Russian lessons are described. The use of didactic games to increase the level of cognitive activity of younger students in the lessons of the Russian language in the process of studying the noun is justified.

Ключевые слова: познавательная активность, деятельность, компетенция, умения, младшие школьники, урок русского языка, имя существительное, игровые методы обучения, дидактическая игра.

Key words: cognitive activity, activity, competence, skills, younger students, Russian lesson, noun, game teaching methods, didactic game.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из ценностных ориентиров в современном образовании становится развитие умения самостоятельно учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

Ввиду этого обучение русскому языку в начальной школе ориентировано не только на формирование определённого набора знаний, умений и навыков по предмету, но и на познавательное развитие обучающихся, которое обеспечивает умение учиться, готовность к саморазвитию и непрерывному образованию [1].

Вооружение познавательными умениями также способствует развитию и укреплению познавательного интереса, созданию положительной мотивации к учению [2, с. 7]. Активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках русского языка может творческий подход учителей к

подготовке и проведению уроков, использование нестандартных форм, приемов работы, игровые технологии.

Как показывает практика, обучение русскому языку младших школьников будет эффективным и качественным, если в учебном процессе использовать познавательные (дидактические) игры и упражнения, направленные на развитие познавательного интереса и формирование познавательных умений у обучающихся [3, с. 154].

Следует отметить, что формы организации дидактических игр и упражнений могут быть фронтальными, групповыми, индивидуальными. Кроме того, можно осуществлять их реализацию и во внеурочное время, что не только будет способствовать развитию познавательной компетенции ученика, но также усилит интерес к предмету.

Подбор дидактического материала, направленного на активизацию познавательной деятельности младших школьников в процессе изучения имени существительного, обусловлен объёмом и последовательностью работы по данной темой в начальных классах, а также задачами изучения имени существительного в начальной школе [4, с. 385].

Рассмотрим некоторые дидактические игры и упражнения в аспекте изучения имени существительного в начальных классах.

Ряд познавательных игр и упражнений направлен на формирование лексико-грамматического понятия «имя существительное». Например, игра «Поиск имени существительного». Целью данной игры является развитие знаний о существенных признаках имени существительного.

Организация игры: в игре принимают участие несколько команд по 3-4 человека. На доске даны несколько столбиков с предложениями (количество столбиков соответствует количеству команд). В каждом столбике несколько пар предложений со сходными по форме существительными и глаголами.

Задача каждого игрока - рассмотреть одну пару предложений и определить, которое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква ^ (мы ели суп у бабушки; мы видели ели в лесу; рой пчел вылетел из улья; рой яму аккуратно; вода начала течь и др.)

Игра «Одним словом» направлена на развитие знаний о существенных признаках имени существительного и логической операции обобщения.

Организация игры: педагог зачитывает группы слов, предлагая заменить группу одним словом. Каждый ученик самостоятельно записывает обобщающее слово в тетрадь (пример языкового материала: ясень, ель, клён, берёза; белка, заяц, волк, барсук; снегирь, ворона, чибис, чайка; смородина, малина, земляника, черника; машинка, кукла, мяч, юла).

Следующая познавательная и занимательная игра «Третий лишний» развивает у учащихся способности к абстрагированию.

Организация игры: учитель зачитывает группы слов, предлагая каждому ученику выявить и записать лишнее слово из каждой группы в тетрадь. По итогам проводится обсуждение и определение победителя (победителей).

Примеры: (желтизна, белый, синева; синеть, синева, синичка; жёлтый, желток, желтизна; бег, прыгать, полёт; ходьба, ходить, поход).

Данные игры способствуют расширению и углублению знаний о сути имени существительного как части речи, его существенных признаках, а также на осознание номинативной функции имени существительного и его отличий (лексических и грамматических) от других частей речи.

Следующий цикл познавательных игр и упражнений направлен на отработку понятия рода имени существительного у учащихся младших классов.

Игра «Бюро находок». Суть игры состоит в том, что детям предлагается поставить мягкий знак у записанных на доске существительных с шипящим согласным звуком на конце при необходимости. Каждому ученику вручается карточка с изображением «Ь», чтобы школьники, используя знания о роде существительного и правило правописания мягкого знака у существительных с шипящими на конце, смогли сделать свой выбор: «возвращать» ь слову или нет.

Языковой материал:

мяч плющ речь душ ноч врач манеж

рож нож борщ вещ доч силач мыш

чиж ключ ёж печ камыш помощ ландыш

По итогам проводится обсуждение и обобщение, озвучивается вывод (правило правописания ь у существительных с шипящими на конце).

Игра «Загадки». Суть игры состоит в следующем: детям предлагаются дефиниции слов существительных, оканчивающихся на шипящий согласный. Написание отгадки провоцирует ученика воспользоваться правилом правописания ь у существительных с шипящими на конце (пример: место, где купаются и загорают -...; артист цирка -...; человек, который играет на скрипке -... и др.).

Игры этой группы способствуют закреплению умения правописания мягкого знака у существительных с шипящим на конце. В процессе отработки данного умения происходит закрепление понятия рода имен существительных, а также осознание практической значимости данного знания.

Приведем примеры познавательных игр и упражнений на развитие умения изменять существительные по числам.

Игра «Поединок». Содержание игры заключается в закреплении умения изменять существительные по числам. Элемент соревновательности данного упражнения не только повышает положительную мотивацию, но также способствует развитию само- и взаимоконтроля.

Организация игры: устная работа в парах. Один из пары учащихся получает карточку с существительными в единственном числе, второму достаются существительные во множественном числе.

Ученик №1 читает существительное в единственном числе, а ученик №2 называет множественное число предложенного существительного. Затем ученик

№2 читает существительные во множественном числе, а ученик №1 должен произнести их в единственном числе. Класс оценивает работу игроков.

Такие игры помогают ученикам легче усвоить запомнить полученные знания о категории числа имени существительного.

Для закрепления знаний падежей и навыка правописания падежных окончаний имён существительных подходит познавательная игра «Лотерея».

Организация игры: учащиеся по очереди выходят к доске, вытягивают «лотерейный билет» (карточку, на которой записано существительное с пропуском безударного окончания). Учащийся должен объяснить, какую букву необходимо вставить.

Данная игра способствует усвоению, закреплению знаний о падежах имени существительного и умений их определять, а также на развитие умения правописания безударных падежных окончаний в именах существительных.

Следует отметить, что описанные выше игровые технологии можно использовать в начальных классах на любом этапе урока. Самое важное, что учащиеся охотно принимают участие в играх, что в конечном результате способствует лучшему освоению материала.

Таким образом, познавательные (дидактические) игры и упражнения можно рассматривать, во-первых, как специфическое средство активного овладения учащимися предметным содержанием курса «Русский язык» по теме «Имя существительное», во-вторых, как средство активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников, связанное с развитием интереса к предмету, а также с развитием логического и творческого мышления.

Следовательно, можно утверждать, что познавательные игры и упражнения, применяемые в процессе изучения имени существительного на уроке русского языка в начальной школе, положительно влияют на формирование познавательной компетенции младшего школьника.

Список использованных источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.

2. Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников // Начальная школа. - 2016. - № 6. - С. 6-9.

3. Рыльщикова Т.В. Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальных классах с помощью дидактических игр // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: сборник материалов межвузовской Web-конференции. - Елец: Изд -во ЕГУ им. И.А. Бунина. 2015. - С. 153-155.

4. Султанова Т.Ю., Сантуева Э.З. Реализация принципа преемственности при обучении имени существительному учащихся начальных классов // Современные наукоёмкие технологии. - 2016. - № 10-2. - С. 383-387.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.