ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_
Реализация педагогических условий развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка
Коваленко Е. Г.
Коваленко Екатерина Георгиевна / Kovalenko Ekaterina Georgievna - кандидат филологических
наук, доцент,
кафедра педагогики и методики начального образования, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена потребностью педагогов начального образования в поиске оптимальных педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка. В статье рассматриваются задания проблемного и творческого характера, дидактические игры.
Abstract: relevance of the topic chosen due to the need of primary education teachers to find the optimal pedagogical conditions of development of informative interest of younger pupils at the Russian lessons. The article deals with the problematic and creative tasks, didactic games.
Ключевые слова: педагогические условия, познавательный интерес, дидактические игры, проблемные и творческие задания.
Keywords: pedagogical conditions, cognitive interest, didactic games, problematic and creative tasks.
Основной задачей современной начальной школы в свете федеральных государственных образовательных стандартов является формирование и развитие личности младшего школьника. При этом особую значимость приобретает развитие у учащихся потребности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному самообразованию. Актуальной остаётся задача развития у каждого школьника познавательного интереса, стойких познавательных мотивов для учения, постоянного стремления обновлять свои знания, «погружаться» в область познания. Познавательный интерес необходимо постоянно инициировать, поскольку познавательные мотивы оказывают большое побудительное влияние и на процесс, и на результат учения школьников. Поэтому педагоги заняты поиском таких оптимальных научных подходов, которые позволят обучение превратить из сложной и изнурительной необходимости в увлекательное путешествие в мир знаний [ 1; 2].
С целью активизации познавательного интереса младших школьников и повышения уровня развития всех типов познавательного интереса нами были разработаны и предложены для реализации в начальной школе следующие педагогические условия:
1) использование занимательного материала и дидактических игр, стимулирующих положительные эмоции по отношению к учебной деятельности;
2) применение заданий проблемного и творческого характера;
3) осуществление дифференцированного подхода в обучении.
Для реализации первого условия используются дидактические игры, метаграммы, ребусы, кроссворды, шарады. Представим некоторые из них.
Игра дидактическая - специально созданная игра, выполняющая определенную
21
дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.
Тема урока: «Имя существительное».
Игра «Клички». Ход игры: образуйте клички животных от следующих слов, выделите суффиксы: шар, стрела, рыжий, звезда, сон.
Игра «Кем? Чем?». Ход игры: прочитайте слова и ответьте на вопрос: Кем раньше были эти животные?
Цыплёнок - ... (яйцом) Конь - ... (жеребёнком)
Бабочка - ... (куколкой) Овца - ... (ягнёнком)
Бык - ... (телёнком) Кошка - ... (котёнком)
Игра «Одним словом». Ход игры: замените словосочетания одним словом, определите часть речи: 1) промежуток времени в 60 минут; 2) ребенок, любящий сладкое; 3) очень смешной фильм; 4) человек, который выращивает цветы.
Для реализации второго условия применяются задания проблемного и творческого характера.
Тема: «Род имен существительных».
Задание. Прочитайте предложение. Найдите слово - подлежащее и определите его род.
С самого утра Саша пишет письмо.
Тема: «Число имен существительных».
Задание. Запишите данные имена существительные в форме множественного числа.
Дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта.
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Задание. Прочитайте слова.
Машина, самолет, Даша, Жучка, Омск, лопата, Мурка, Москва.
Ответьте на вопросы: Можно ли данные существительные разделить на две группы? Если можно, то по какому принципу? По какому еще основанию можно разделить слова?
Тема: «Роль имён прилагательных в речи».
Задание. Сочините небольшой рассказ о русской зиме. Используйте прилагательные: морозный, снежный, ранний, свежий, холодный.
Для реализации третьего условия применяется дифференцированный подход в организации учебного процесса.
Учителю необходимо выявить индивидуальные возможности учащихся, развить их способность мыслить глубоко, оригинально, эмоционально, помочь справиться с трудными заданиями и тем самым освоить программный материал. Учащимся предлагаются (на выбор) карточки с двумя уровнями сложности.
Тема урока. «Однокоренные слова».
Карточка 1 (базовый уровень сложности).
Задание. Выпишите однокоренные слова, выделите корень.
Горный, горка, горевать, горочка, гора.
Карточка 2 (повышенный уровень сложности).
Задание. Подберите к данным словам однокоренные.
Гора - ... , ... , ... , ... Горе -..., ... , ... , ...
Тема урока. «Падеж имён существительных».
Карточка 1 (базовый уровень сложности).
Задание. Спишите. Выделите окончания имен существительных, определите падеж существительных.
К остановке подъехал автобус. Мальчик поднялся на вершину горы. Сын написал письмо матери. Кот гулял по крыше нового дома.
Карточка 2 (повышенный уровень сложности).
Задание. Спишите, дописывая окончания и выделяя их. Укажите падеж имен существительных.
К остановк... подъехал автобус. Мальчик поднялся на вершин... горы. Сын написал письмо матер... Кот гулял по крыш... нового дома.
22
Таким образом, реализация на уроках русского языка предложенных педагогических условий приведёт к повышению уровня развития познавательного интереса у младших школьников.
Литература
1. Ермакова Т. Л. Учить мыслить // Проблемы педагогики. № 1 (2), 2015. С. 31-33.
2. Малаева Т. X. Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики // Проблемы педагогики. № 10 (11), 2015. С. 13-15.
Задача о списывании Попов А. М.
Попов Александр Михайлович /Popov Aleksandr Mihajlovich - кандидат технических наук,
доцент, кафедра высшей математики, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье изучается оптимальное поведение учащихся в ходе проведения группового тестирования.
Abstract: this article examines the optimal behavior of students during group testing.
Ключевые слова: теория игр, групповое тестирование. Keywords: game theory, group testing.
Пусть N студентов пишут тестовое задание. Исследуем оптимальное поведение студентов, когда каждый из них имеет два варианта поведения: списать или не списывать, при условии, что тяжесть наказания С за списывание обратно пропорциональна числу списывающих. Построим математическую модель задачи в терминах статической игры с полной информацией, на случай двух студентов и затем обобщим результат.
Определение. Декартовым произведением N множеств 51( ...,SW называется множество
^ = ПГ=1S = {(Si,..., SW)|S1 6 Si,..., sw 6 Sw}.
Если / = {1, ...,N} - множество игроков, S1, ...,SW - множества стратегий игроков, то множество профилей стратегий, есть S = Пг^1 S£. Для случая двух игроков множество профилей имеет вид
S = {(0,0), (0,1), (1,0), (1,1)}, где каждый игрок выбирает одну из двух стратегий списать (Sj = 1) или не списывать (Sj = 0). Любой элемент sj 6 Sj называется стратегией игрока i, любой элемент s 6 S - профилем стратегий игроков.
Обозначим через S_j = П/^Sj множество всех возможных профилей стратегий для всех игроков, кроме игрока i. Соответственно, s_j 6 S_j, будет профилем стратегий всех игроков, кроме i.
Функция выигрыша игрока i присваивает каждому профилю стратегий s 6 S некоторый выигрыш В зависимости от выбранной стратегии выигрыш
игрока i при сделанных предположениях составит