Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе
Спиридонова Т.В.
Спиридонова Т.В. Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе
Спиридонова Татьяна Васильевна / Spiridonova ТаГуапа Vasilievna - учитель начальных классов, МОУ лицей, г. Маркс, Саратовская область
Аннотация: учебные пособия по русскому языку предполагают ряд упражнений по морфемному составу (непосредственно приставки) и предлогам. Но учитывая сложность этой темы для младших школьников, автор обратился к теме: «Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе». Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка. Ключевые слова: приставка, предлог, особенности работы, сравнение.
Целесообразность начать работу над предлогами в первом классе обусловлена потребностями самой учебной практики первоклассников. Уже в букварный период дети составляют предложения из разрезной азбуки или пишут их. Это ставит учителя перед необходимостью познакомить детей с раздельным написанием предлогов, наиболее употребительных в речи первоклассников. Кроме того, при чтении букваря у детей накапливается некоторый запас наблюдений над предлогами. Полезно упорядочить эти наблюдения, создав тем самым основу для работы над предлогами в дальнейшем.
Из школьной практики известно, что учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов: 1) слитное написание предлога со следующим за ним словом («кморю», «срадостью»); 2)графически неправильное написание предлога («ис кувшина», «бес пальто»); 3)пропуск предлога («прыгнул воду»), «подошёл костру»).
Наличие в письме учащихся ошибок того или иного из указанных видов часто зависит от фактической ситуации, в которой оказывается предлог. Поэтому фонетическим трудностям уделяется особое внимание в работе над предлогами в первом классе.
В практике обучения нужно создавать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. С этой целью каждый «новый» предлог, который встречается в тексте букваря или в упражнении, записывается на отдельную карточку и выставляется на наборное полотно. К концу букварного периода на наборном полотне окажутся карточки с предлогами у, на, за, в, во, с, со, к, из, под, над, про, до, без, по, для, о, об. Это элементарная таблица предлогов. К ней учащиеся обращаются во время упражнений, особенно когда нужно записать предложение, в котором написание предлога расходится с произношением. Таблица используется и для составления устных предложений с тем или иным предлогом. Чтобы облегчить первоклассникам запоминание графического образа предлогов, во втором полугодии можно провести классификацию предлогов: предлоги с буквой а, предлоги с буквой о.
на, за а над
во, со, про, до о по, о об
Знакомство с предлогами целесообразно начать с наблюдения предлогов в предложении, тексте. Например в предложении «Люблю смотреть на синее море» дети видят, что предлог «на» напечатан отдельно, как и другие слова. Ставится вопрос: «Люблю смотреть на что? - на море. Море какое? - синее».
Нужно не забывать, что любой материал лучше усваивается детьми, если он преподносится в игровой форме. Вот здесь можно использовать такое занимательное стихотворение:
Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит - «ПО»? Что значит - «ЗА»? И «ЗА» и «ПО» - предлоги.» А хорошо бы - ЗА порог И мчаться ПО дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?
Приведу фрагмент урока по теме «Предлоги».
Цель: познакомить детей с понятием «предлог»; выучить правило о раздельном написании предлогов, выяснить назначение предлогов в речи Ход урока.
Подготовительные упражнения
Учитель: Составьте предложение по картинке (Птичка сидит на ветке). Ответы детей. Учитель открывает заранее записанное предложение.
Учитель: Прочитайте. Сколько слов в этом предложении?
4слова.
Учитель: Найдите слова, которые обозначают действия.
сидит
Объяснение нового материала
Учитель: Какое слово из этого предложения мы не отнесли ни к какой группе?
на
Учитель: Это маленькое слово предлог. Оно хоть и маленькое, но очень важное. Запишите это предложение, выделив предлог.
Предложение записывается в тетради
Учитель: Предлоги очень часто встречаются в нашем языке. Составьте предложения по картинкам и выделите предлог.
Устная работа с картинками, составляются предложения типа:
Мальчик идет в школу.
На клумбе цветут розы.
Девочка сидит за столом.
Лодка плывет по морю.
2 предложения записать в тетради.
Учитель: Все предлоги мы записали отдельно. Почему?
Это хоть и маленькое, но слово, а слова в предложениях пишутся отдельно.
Чтение правила в учебниках.
Учитель: Какие предлоги встречаются в русском языке?
к, на, от и т.д.
Учитель: Как предлоги пишутся с другими словами?
Учитель: А знаете ли вы как предлоги стали отдельными словами?
Учитель рассказывает сказку.
Жили в стране Слов предлоги. Они были такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те обиделись на задир. Предлоги смеялись над словами. Когда с предлогами рядом ставили существительные и местоимения, то они так сильно отодвигались от них, что между ними умещались прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Теперь она стали жить в разных домах. Они не стали разговаривать с бывшими соседями.
Предлоги стали отдельными словами.
Тогда решили записать в книгу Правил то, что предлог - это слово; с другими словами он всегда пишется раздельно.
Учитель: Вот так и стали предлоги отдельными словами.
На протяжении многих лет в практике работы находит своё применение метод дидактических игр. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. В игре ребенок выступает активным преобразователем действительности.
Существует большое разнообразие таких игр: различные лингвистические, игры-путешествия, головоломки, лингвистические сказки и др.
Вот пример одной из сказок.
В далекой-далекой стране, в городе Предложенск жили-были слова. Слова были разные и старались между собой не ссориться, но держаться как-то поодаль. Так слова, обозначающие предмет, жили на Предметной улице, слова, обозначающие действие, на Глагольной улице, слова обозначающие признак предмета, на Признаковой улице. Каждое слово что-то обозначало и отвечало на какой-то вопрос. И лишь на маленькой безымянной улице жили маленькие слова: «в», «на», «за» и др. Всего около двухсот. Они не знали, что обозначают, не отвечали ни на какие вопросы. Другие слова над ними смеялись. Как-то на площади встретились слова «книга», «стол», «лежать». Смотрят друг на друга, косятся. А тут из-за угла вывернуло маленькое слово «на». «Книга», «стол», «лежать» начали над ним смеяться: «Что ты такое? Что ты обозначаешь?» Маленькое слово бегало между ними и просило замолчать. И тут неожиданно оказалось оно между словами «лежать» и «стол». Все замолчали: слова поняли, что они не должны ссориться, что они все связаны и помогают им в этом маленькие слова, которые с тех пор стали называться предлогами, а улица -Предлоговая.
Рассказывание сказки целесообразно сопровождать показом красочных иллюстраций. В конце составляется предложение: «Книга лежит на столе».
Детям предлагается ответить на вопросы к сказке:
- О какой новой части речи мы узнали из сказки? (О предлогах)
- Что такое предлог? (Это слово)
- Для чего служит предлог в предложении? (Для связи),)Чтобы помогать)
- Как пишется предлог с другими словами? (Отдельно)
Когда учащиеся познакомятся с буквами, можно использовать следующий прием работы: дерево с кармашками и отдельно слова: над, на, под, у (предлоги в виде листиков, грибочка, птички, ежика).
Вынимая из кармашка, вставляя и располагая вокруг дерева маленькие слова дети убеждаются, что они «живут» самостоятельно, отдельно от предмета. Затем предлагается записать слова с предлогами и с некоторыми из них составить предложения.
Вторая ступень работы - конструктивная: школьники сами вводят предлоги в составляемые по картинке словосочетания и предложения: птичка - клеткой (над) птичка - клетке (в) птичка - клеткой (под) птичка - клеткой (за) мальчик вышел - леса (из) мальчик вошел - лес (в)
Для закрепления материала целенаправленно использовать такие упражнения: еще один вид упражнения «Помощник». Задание: Помогите вернуть предлоги на свои места.
Я утра лесу гуляю
росы я весь промок Но зато теперь я знаю березку и мох, малину, ежевику, ежа и ежиху, которой ежат Все иголочки дрожат
В работе с детьми можно использовать и такой занимательный материал: Я колобок, колобок амбару метен сусекам скребен, сметане мешен, печку сажен окошке стужен, Я дедушки ушел, Я бабушки ушел, А тебя, зайца, Не хитро уйти.
Еще вариант конструктивного упражнения: Добавьте необходимые предлоги. Прочитайте, что получилось. голову плечи
НАДЕВАЕТ
ноги пальто
ведра лейки
ПОЛИВАЕТ
шланга цветы
лото лапту
мяч ИГРАЕТ гитаре
скрипке пластинке
В дальнейшем, когда школьники будут учиться различать предлоги и приставки, понимание функций предлогов поможет им. Пока они не изучат состава слова и приставок, целесообразно больше работать с предлогами в готовом тексте.
Можно использовать в работе и другой дидактический материал.
1. Покажи маленькие слова (показываем на грибах)
в под за над
У
С полученными словами составьте предложения и запишите их. подчеркните предлоги.
2. Найдите предлоги, которые можно употреблять с каждым словом (с двумя, одним). Придумайте свои предложения.
на от
у к
дом девочка стол
с в перед под от без за
Придуманные предложения записываем в тетрадь.
Основная задача обучения родному языку в начальных классах - научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, т.е. научить их мыслить. В настоящее время чувствуется снижение интереса у младших школьников к уроку русского языка. Это вызвано, на наш взгляд, прежде всего тем, что при обучении родному языку используются в основном репродуктивный тип деятельности и работа по заданному алгоритму, что не дает простора для творчества, не способствует развитию мышления.
Благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся является словообразование. Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя - это эффективное средство семантизации (объяснения значения) производных слов, встречающихся в тексте на уроках чтения.
Приставки вносят в смысл слова что-то свое [26, 146], это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга. Исследования и школьная практика убеждают в том, что усвоение младшими школьниками словообразовательной роли приставок происходит наиболее успешно при условии раскрытия их семантического значения.
С семантической ролью приставок удобнее всего познакомить учащихся на примере глаголов, поскольку для глаголов префиксальный способ образования является наиболее типичным. При этом приставочные глаголы образуются от бесприставочных. Последнее обстоятельство имеет большое дидактическое значение: возникает возможность сравнения однокоренных глаголов без приставки и с приставкой и, таким образом, создаются условия, в которых семантическая роль приставок выступает особенно отчетливо (например: везти, но вывезти за город, перевезти с одного берега на другой).
В начальных классах не ставится задача специального изучения смыслового значения приставок, а тем более систематизация и обобщение знаний о многообразном значении приставок. Наблюдение над семантикой приставок -это не самоцель уроков, на которых изучаются приставки, с помощью которого формируется понятие о приставке как морфеме и развивается умение осознанно употреблять слова с приставками, в этом и заключается особенность изучения приставок. Здесь важно знание того, приставка не механически присоединяется к слову, а «включает» в его лексическое значение свой смысловой оттенок и вследствие этого создается новое слово.
Фрагмент урока
Учитель: Для того, чтобы вам было понятно, что такое приставка, выполните следующее упражнение: из предложений, которые я вам буду читать, выпишите слова. обозначающие действия. (Работа ведется коллективно, слова записываются на доске и в тетрадях).
«Мы ехали по городу на машине. Потом выехали из города и поехали по проселочной дороге. Мы заехали в небольшое село и подъехали к маленькому аккуратненькому домику моей бабушки»
Запись на доске. ехали выехали поехали заехали подъехали
Учитель: Внимательно прочитайте записанные слова. Что общего в этих словах? (У них общий корень. Это однокоренные слова) Учитель: Выделите корень. Чем отличаются эти слова?
(Перед корнем есть часть слова, которая в каждом случае звучит по-разному.)
Учитель: Это приставка - часть слова, которая служит для образования новых слов. Подумайте, получившиеся слова одинаковые по значению или чем-то отличаются? Чтение правила.
Для закрепления материала можно ввести игровой момент.
Рифмовки
1. У-, Вы-, При-, По-, До-, На-, ПереПеред корнем пишут, перед!
Под-, За-, Об-, Со-, В-, С-, От-
Знаем мы наперечет. Перед корнем подставляем И приставкой называем.
2. Зачитался, засмеялся, нагулялся, наигрался -
здесь в приставках За- и На-Буква А стоять должна!
3.Подумал, долил, добежал, сосчитал, Отвесил, вогнул, обошел, подписал -в словах здесь приставки на О отыщи, Запомни и правильно их напиши.
4. Поиграл да поплясал, почитал да пописал,
приготовился, поел, полежал, пошил, попел,
кошку Мурку рисовал,
а потом пошел поспал...
Все приставки ты узнал?
Можно использовать и такую игру:
- Представьте, что вы сидите перед телевизором.
- Представили.
- Я вам скажу «В». Что вы сделаете?
- Включим телевизор.
- А если я скажу «Пере»?
- Переключим на другую программу.
- А если я скажу «Вы»?
- Значит, надо выключить!
- Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях, на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо»?
- Пододвинемся к вам вместе со стульями.
- А если я скажу «Ото»?
- Тогда отодвинемся.
В результате дети подводятся к выводу, что каждая приставка имеет свое значение.
Навык закрепляется при выполнении упражнения на различение приставок-антонимов.
Так предлагается подобрать слова с приставками с противоположными значениями.
Выехать - въехать
взбежать - сбежать
входить - выходить
завязать - развязать
уплыть - приплыть
унести - принести
запереть - отпереть.
Значения слов с разными приставками сравниваются.
Для обобщения полученных знаний можно предложить такую работу. На доске записывается стихотворение.
Заболел сегодня слон,
Написал записку он,
Небольшой листок бумаги
Обписал со всех сторон:
Записал температуру,
Попросил прислать микстуру
Подписал конверт с тревогой
И отправил в путь-дорогу.
Слон письмо отдал Кроту,
Чтоб отправили Коту,
Кот послал Слону пакет,
Отписал ему ответ,
Что лекарство посылает
И ещё большой привет.
Подписал, устал немножко,
Посмотрел потом в окошко,
Описал ещё погоду,
Прописал бочонок мёду
Дописал привет друзей,
Подписался
Кот Матвей
Детям предлагается прочитать его и выписать однокоренные слова с разными приставками. Корень и приставка выделяются. Получается следующая запись: Написал Обписал Записал
Подписал
Отписал
Описал
Прописал
Дописал
Подписался
Учащиеся объясняют, как изменилось значение слова с изменением только одной его части - приставки. [12,149]. (Написал - закончил писать;
Обписал - написал со всех сторон, не оставил свободного места;
Записал - написал о чём-то ещё;
Прописал - добавил к уже написанному и т.д.)
С 2-3 словами (по выбору) составляются предложения.
Чтобы облегчить детям запоминание приставок, целесообразно использовать рифмованные упражнения.
Например, такие:
При- или Пре-? Пре- или При-?
Это совсем не секрет.
Ты на значение слова смотри -
Сразу получишь ответ
Приставка При-
(приближение)
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход, Космонавт прилетел из Вселенной В словах придет, прилетит, приплывет Пишется при-, несомненно.
(присоединение)
Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело. Пишем мы при-, говоря обо всем, Что добрые руки приделали.
(нахождение около) На пригорке, придорожье, В пригороде приморском, На пришкольном участке пригожем Даже привередливому - приволье.
(незакончен, неполнота действия) Язык прикусил - не совсем откусил, Пригорело - не значит сгорит. Помни - что сделано, но не совсем, Пишем с приставкой при-.
(объяснить правописание трудно - следует запомнить)
С детских лет, признаюсь вам,
Всё привык я делать сам,
Каждый день трудился,
И - скажу на милость-
В пятницу со мною
Чудо приключилось.
Приставка Пре-
( в значении очень)
Предлинный достанет до крыши рукой Прежадный не даст вам конфету. Если «очень такой» или «очень сякой», Пре- мы напишем при этом. (искл.: прискорбный, причудливый)
(сходна с пере-)
Дожди проливные льют в октябре, Но грамотный дождь - не преграда. Где очень похожи пере- и пре-, Писать только пре- там надо.
(объяснить правописание трудно - следует запомнить)
Словам преследовать, презрение Ты не найдешь здесь объяснения. Пренебрегать, преследовать, презрение. Запомнить их - разумное решение!
Учащиеся заучивают рифмовки наизусть.
Практика показала, что хороший результат дает такая форма работы: «Цветок»
В серединку цветка вставляются слова, при помощи данных приставок нужно образовать новые. Широкое распространение таких игр способствует повышению интереса к этой учебной работе. Формирование навыка правописания приставок сочетается с углублением знаний о приставке как морфеме слова, с развитием умения осознанно и точно употреблять в речи слова с приставками. Поэтому необходимым является использование различного занимательного материала. Покажем это на примере фрагмента урока.
Объяснение нового материала можно начать с наблюдения над омонимичными предлогами и приставками. Птичка влетела в клетку. На деревьях набухли почки. От ветки оторвался листок.
Вопросы и задания для наблюдения.
- Разберите предложения по членам.
- Выделите приставки, подчеркните предлоги.
- Что вы можете сказать о предлоге и приставке в каждом предложении?
- Почему они написаны по отношению к словам по-разному?
На уроке целесообразно составить алгоритм различения предлога и приставки. Алгоритм распознавания предлога
1 шаг Обозначает предмет, признак или действие Д2 Д2: это не предлог
2 шаг X Можно ли поставить вопрос от предлога? / Да: это предлог Нет: это не предлог
3 шаг ^ Указать какие слова связывает предлог
Образец рассуждения: Проверим написание слов «влетела в комнату». Слово «влетела» обозначает действие, предлог при таком слове не употребляется, писать надо слитно.
«В комнату» - обозначает предмет, значит «в» может быть предлогом. Проверим, поставим вопрос: во что? - «в комнату»; в какую комнату? - «в большую». «В» - это предлог, отдельное слово; оно связывает слова «влетел» и «комнату».
Второй алгоритм позволяет проверить написание предлога:
1 шаг Есть ли ударение на предлоге, или он безударный? Без ударения Под ударением. Пиши как слышишь.
2 шаг ^ Проверь написание предлога по словарю
Вариант алгоритма для случаев типа «от дома»
1 шаг Произнеси отдельно «слово-предмет» и предлог; поставь вопрос от предлога к «слову»
2 шаг Проверь предлог, его написание по словарику предлогов. Напиши предлог и «слово-предмет».
В подобных случаях довольно часто допускаются ошибки, т.к. согласный [т] и [д] уподобляется следующему согласному и при произношении предлог как бы сливается с существительным. Как и в любой теме, высшей формой упражнения в использовании и в написании предлогов служит собственная речь-сочинение, изложение, составление предложений. В обычном сочинении или изложении, наряду с другими задачами (например, активизация словаря, деление текста на абзацы) детям предлагается подчеркнуть предлоги, проверить, правильно ли они написаны (можно пользоваться словариком).
По характеру задач, решаемых в процессе закрепления, тренировочные упражнения можно классифицировать следующим образом.
1. Упражнения на выделение в связном тексте или отдельных предложениях предлогов и приставок.
2. Упражнения на раскрытие скобок.
3. Упражнения на вставку предлогов и приставок.
4. Переконструирование и конструирование.
5. Обучающие диктанты.
6. Сочинения по опорным словам, изложения.
7. Исправление неправильно написанного.
Можно дать учащимся следующие упражнения. «А по двору метелица ковром шелковым стелется». Проверяем орфограмму - слитно или раздельное написание «по двору». Суть задачи: выяснение, является ли «по» предлогов ( в этом случае писать раздельно), или же «по» - приставка (н её следует писать слитно). Правило построено на лингвистическом эксперименте: учащийся должен попытаться расширить предложение, ввести между предполагаемым предлогом «по» и существительным «двору» какое-либо прилагательное. Как видим, решение опирается на чувство языка. Главный «шаг» - подстановка имени прилагательного: «по широкому двору». Лингвистический эксперимент дает результат положительный: прилагательное можно вставить, смысл предложения при этом не теряется, не искажается. Значит, «по» - предлог, и писать следует раздельно. Задача решена: ученик пишет, осуществляет самопроверку.
Теперь покажем ступени сжатия алгоритма
1-я ступень.: «По двору». «По» - предлог или приставка? Пробуем вставить прилагательное: «по широкому двору», вставить можно, значит, «по» - предлог, пишем раздельно.
2-я ступень: «По двору» - предлог? «По широкому двору», по - предлог, раздельно.
На 2-й ступени действие становится почти автоматизированным - к этому мы и стремимся.
Фрагмент урока изучения темы «Предлоги».
Ход урока
Постановка лингвистической задачи.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны познакомится с новой частью речи, научится узнавать в предложениях и какую функцию в речи выполняют. Прочитайте слова, записанные на доске. Летний, ночь, дети, ловить, рак, на, песчаный, отмель, в, пруд. Учитель: Укажите известные части речи.
- В каких словах вы не сумели этого сделать?
- в, на.
- Если мы их не знаем, может их убрать и они не нужны совсем?
- Нет. Если их убрать не получится предложения.
- Составьте предложение и запишите его.
- Прочитайте следующий ряд слов:
Ствол, старый, липа, огромный, солнце, поднимается, земля.
- Составьте предложение.
- Не получается. Не хватает слов.
- Добавьте. Какие слова вы добавите и какое предложение получится. Запись нового предложения.
Учитель: Определите части речи. В каких словах не смогли?
- За, над.
- Вспомните тему сегодняшнего урока. К какой части речи относятся слова «в», «над», «за», «на»?
- Предлог.
- Приведите ещё примеры предлогов.
- Какую работу выполняют предлоги?
- Служат для связи слов в предложении.
- Как пишутся предлоги с другими словами? Почему?
- Они пишутся отдельно, потому что все слова в предложении пишутся отдельно.
- Прочитайте предложение на доске. Дети шли по улице.
- Назовите предлог. Какие слова он связывает
- Шли, улица.
- Добавьте в предложение прилагательное: по какой улице?
- Дети шли по широкой улице (по главной, по асфальтированной). Учитель: Какие изменения произошли в предложении?
- Как теперь вы ответите на поставленный вопрос?
Упражнения по закреплению навыка правописания предлогов/приставок проводятся на протяжении всего курса обучения в начальной школе. Особое внимание этим темам уделяется при изучении местоимений. здесь невозможно использование известного уже алгоритма, так как, в отличие от сочетаний «предлог + существительное», ввести в сочетание «предлог + местоимение» какое-либо прилагательное или другое слово невозможно. Дети запоминают: приставок у местоимений не бывает, только предлоги, и они пишутся раздельно.
Фрагмент урока по теме «Правописание предлогов и приставок»
Цель: развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их. Ход урока
I. Выборочный диктант на правописание гласных и согласных в приставках.
Сошлись как-то четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше нарисует? Спорили-спорили и порешили в судью выбрать Красное Солнышко. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима. Покрыла Зима землю свежим пушистым снегом. Побелели поля. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
- Напишите только слова с приставками. (Повторно читает текст) Последние три предложения записывают полностью.
- Что вы знаете о правописании приставок?
- Что вам известно о предлогах?
Сообщение о цели урока: сравнение приставки и предлога. Почему их нужно уметь различать?
II. Сравнение предлогов и приставок.
1. Образуйте слово с корнем -кат- и приставкой с-. Слово должно отвечать на вопрос что делали? или что сделали?
2. Составьте предложение с этим глаголом и употребите предлог с. Запишите предложение. (Например: Дети весело скатились с горы).
Аналогичное задание: 1) корень -бег-, приставка по-, предлог по; 2) корень -лёт-, приставка в-, предлог в. Вывод по вопросам:
1. Что такое предлог? Что такое приставка?
2. Как пишется предлог со словом? Как пишется приставка?
3. Перед какими словами предлог никогда не стоит?
4. Можно ли вставить слово или вопрос между предлогом и словом? А между приставкой и корнем?
III. Для закрепления игра ТЫ - ВОЛШЕБНИК
Преврати слова с приставками в слова с предлогами.
нарукавная повязка -► повязка на руке
настенный календарь -► календарь на стене
подземный переход -► переход под землёй
подводные камни -► камни под водой
предрассветный час -► за час до рассвета
Составьте предложения со словами с предлогами.
Закреплению изученного материала способствуют следующие упражнения.
1. Найдите в стихотворении С.Есенина слова с приставками и запишите их в тетрадь. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.
Приставки выделите. С 1-2 словами составьте предложения. Выпишите из текста слова с приставками.
В далёкие времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмет. Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы и лапы, и уверяла, что она зверь и зверей любит.
2. Пользуясь «колесом приставок» образовать возможные слова от корней, которые вставляются в центр круга: «плыл, бросил, качает, клею, свистеть, копать, грузить, смотреть».
В центр колеса поочередно вставляются слова, а учащиеся при помощи приставок образуют новые слова. Занимательный материал по данной теме.
Вставь предлоги
Слезть . . . крыши Полезный . . . здоровья Автобус . . . кондуктора Отрывок . . . рассказа Смеяться . . . клоуном Ах, эти приставки
Работа над предлогом в связи с изучением падежей [8, 417]
В русском языке предлоги уточняют, дополняют, делают более разнообразными значения косвенных падежей; например, предлоги в, за, на, под в сочетании с винительным падежом, указывающим направление движения, точнее устанавливают конечную точку движения по отношению к предмету: положить в коробку, на коробку, за коробку. Те же предлоги с предложным и творительным падежами выражают аналогичное положение по отношению к предмету: лежит в коробке, на коробке, за коробкой, под коробкой. Предлоги органически связаны с падежной формой и без неё не употребляются. Отдельные предлоги употребляются с определенным падежом. Большая часть предлогов требует одного падежа. Родительного падежа требуют: без, близ, вне, для, до, из, от, ради, у; дательного: к; винительного: про, через (чрез); творительного: над, перед (пред); предложного: при. Несколько предлогов употребляются с двумя падежами. С винительным и предложным: в (в деревню, в деревне), на (на крышу, на крыше), о (об, обо) (ударился о камень, об стол, рассказывал о поездке, об урожае); с винительным и творительным: между (между двух стульев, между стульями). Два предлога употребляются с тремя падежами: с родительным, винительным, творительным - с (упал с лошади, величиной с лошадь, работал с лошадью.); с винительным, дательным и предложным: по (вода по колено, по грудь, шёл по бревну, вернулся по прошествии двух недель).
Поскольку между предлогом и падежом существует определенная взаимосвязь, целесообразно в начальных классах постепенно подводить детей к пониманию близости синтаксических функций предлогов и падежных окончаний, а также к пониманию зависимости падежной формы от предлога и другого слова.
Связывая главный и зависимый компоненты словосочетания в единое целое - в словосочетание, предлог вместе с падежным окончанием зависимого компонента играет роль показателя грамматической формы этого компонента, а тем самым - и грамматической формы всего словосочетания. Тесная связь предлога и падежной формы закрепилась в языке как корреляция: каждый предлог употребляется, как уже говорилось, с одним или несколькими определенными падежами.
Преимущественное большинство предлогов употребляется с формами одного падежа. Так, родительного падежа требуют предлоги от, до, без, из, у, для, около.
Рассмотрим фрагмент урока по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных в родительном падеже с предлогами».
Цель: развитие у учащихся осознанного выполнения действий, необходимых для правильного написания окончаний имен существительных, закрепление знаний о предлогах, которые определяются с существительными только в родительном падеже (от, до, из, без, у, для, около).
Ход урока
I Работа со словами из словаря. Запись существительных под диктовку. Учитель называет существительное в именительном падеже, учащиеся записывают его в родительном падеже с подходящим по смыслу предлогом. Например, деревня (до деревни) и др.
- Какого склонения имена существительные?
- Какие окончания у них в родительном падеже?
II Игра «Нужный предлог»
- Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с существительными в родительном падеже
уехал
позвонил
доехал
пришёл
стоял
мамы города деревни тетради дороги
посылка . . . друга стоял . . . электровоза
С полученными словосочетаниями составьте предложения.
Дательного падежа требуют предлоги к, по. Рассмотрим занимательное упражнение по этому вопросу. Игра «Кто первый достигнет вершины?»
Учащимся раздаются карточки (отдельно: существительные в разных формах и различные предлоги). Задание такое: кто первый выберет все слова и предлоги, стоящие в дательном падеже. (Например):
в на за по
по парку к по о
по суше от до
к маме для
к дороге к другу
по улице маме суше парку
алле папы улице другу
дороге
Тот, кто первый достиг вершины, составляет словосочетания с данными словами с предлогами. И ему, как покорителю вершины, вручается карточка-приз с предлогами. в, за на,по от,до для
Винительного падежа требуют предлоги про, через (чрез).
При изучении этой темы можно использовать такой занимательный материал: «Собери букеты». Задание: Соберите нужные «цветы» в вазу.
- С 2-3 существительными с предлогами составьте предложения. С формой творительного падежа употребляются предлоги над, перед (пред), с. Можно в этой теме использовать такой игровой материал. Игра «Найди нужного жителя»
Дан домик, в котором живут предлоги, найди слова в творительном падеже и посели в домик.
над
перед
морем другом мамой лесом судьбой ракета река утку родиной
с
С формами предложного падежа употребляется предлог при, а также на, в, о. Рассмотрим фрагмент урока. Тема: Предложный падеж. Ход урока
Запись под диктовку с комментированием.
В Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки находится музей-квартира А.С.Пушкина. Здесь в январе 1837 года скончался великий поэт.
- В каком падеже я употребила слово (о) поэте, чтобы спросить вас? Узнали о ком? - о поэте. (Предложный падеж.) С предлогом О употребляются существительные только в предложном падеже.
- Прочитайте записанные предложения. Поставьте вопрос к существительным в предложном падеже. Выделите окончания.
- С какими предлогами они употреблены? Какое значение имеет предложный падеж? (Находится где? в чём? - в Санкт-Петербурге - место; где? на чём? - на набережной - место; скончался когда? - в январе - время).
- Почему падеж называется предложный? (Существительные в предложном падеже употребляются только с предлогом.)
Когда учащиеся изучат все падежи можно для закрепления использовать упражнения-рифмовки. В процессе работы с таким дети под руководством учителя выделяют предлоги, а также прослеживают взаимосвязь предлогов и окончаний существительных
Мы играем, мы читаем и предлоги изучаем: к Коле, к Кире, к Оле, к Ире, к Миле, к Сане, к Юле, к Тане -приходил приятель Ваня.
у Коли, у Киры, у Оли, у Иры, у Милы, у Сани, у Юли, у Тани -есть лыжи, коньки и хорошие сани.
с Колей, с Кирой, с Олей, с Ирой, с Милой, с Саней, с Юлей, с Таней-мы играли на баяне.
За Колей, за Кирой, за Олей, за Ирой, за Милой, за Сашей, за Юлей, за Таней -зашли их знакомые утром заранее.
По Коле, по Кире, по Оле, по Ире, по Миле, по Сане, по Юле, по Тане -скучала подружка их верная - Маня.
Для Коли, для Киры, для Оли, для Иры, для Милы, для Сани, для Юли, для Тани -купили сегодня красивые ткани.
На Коле, на Кире, на Оле, на Ире, на Миле, на Сане, на Юле, на Тане. Придумать попробуйте что-нибудь сами.
Работа с рифмами облегчает запоминание графического образа предлогов. Рифмовки заучиваются наизусть. Нецелесообразно требовать механического запоминания предлогов, которые употребляются только с одним падежом. Для сознательного усвоения полезно сопоставить все предлоги по таблице предлогов и выделить предлоги, употребляющиеся только с одним падежом. Кроме того, нужно чаще предлагать склонять имена существительные с предлогами.
Основная задача обучения родному языку в начальных классах - научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить: чтобы процесс усвоения материала по теме «Приставки и Предлоги» был успешным и дал положительные результаты, необходимо стремиться к использованию самых разнообразных приемов и методов в работе. Учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их. Кроме того, работу по предлогам и приставкам нужно проводить не только на уроках русского языка, но и на уроках чтения.
Литература
1. Попов Р.Н., Валькова Д.П., Моловицкий Л.Я., Фодоров А.К. Современный русский язык. - М., 1978.
2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1979.
3. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Под ред. Т.А.Ладыженской. -М., 1990.
4. Рубцов Н.Г. Словосочетания в русском языке. - А., 1996.
5. Репкин В.В. Развивающее обучение и проблема работы с приставками в начальной школе// Начальная школа - 1999-
№ 7