philological sciences
УДК 81.25
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МОРФОЛОГИИ
© 2017
Назари Фатеме Тораб, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры «Русского языка» Университет Шахид Бехешти (1983969411, Иран, Тегеран, Данешджо бульвар, Влинджак, e-mail: [email protected])
Аннотация. Словоизменение изучается в разделе морфологии «Части речи». Здесь ему отводится много внимания. Студенты должны знать способы словоизменения, для того чтобы в дальнейшем не иметь проблем с синтаксисом. Ведь образование словосочетаний и предложений основано на словоизменении, а именно склонении, спряжении и т.д. Способы склонения и спряжения определяют различные орфографические правила. Для того чтобы разобраться в данных правилах, необходимо знать основные сведения о грамматической природе частей речи. Части речи являются лексико-грамматическими разрядами слов. Вследствие этого, у них есть не только грамматические и формальные признаки, но и лексические. Именно поэтому здесь необходима работа со словарем. Изучение частей речи подготавливает учащихся к прохождению систематического курса синтаксиса, обусловливает изучение правил правописания и открывает возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи студентов. К тому же, происходит обогащение словаря и усвоение ряда правил словоупотребления. В статье рассматривается словоизменение частей речи. Даны характеристики существительному, прилагательному, числительному, глаголу, предлогам, союзам частицам. Описаны изменения данных частей речи по существующим признакам. Приведен анализ затруднений, которые испытывают студенты при изучении частей речи.
Ключевые слова: морфология, части речи, имя существительное, имя прилагательное, числительное, глагол, предлоги, союзы, частицы
ON SOME ISSUES IN THE METHODOLOGY OF TEACHING MORPHOLOGY
© 2017
Nazari Fateme Torab, candidate of philological sciences, senior lecturer of the Department "Russian language" Shahid Beheshti University (1983969411, Iran, Tehran, Daneshjou Boulevar, Velendjak, e-mail: [email protected])
Abstract. Inflection is explored in section morphology "part of speech". Here he is given much attention. Students need to know ways of word inflection, so that in the future not to have problems with the syntax. After the formation of phrases and sentences based on the inflection, namely, declination, conjugation, etc. Methods of declension and conjugation define the different spelling rules. In order to understand these rules, you need to know basic information about the nature of grammatical parts of speech. Parts of speech are lexico-grammatical categories of words. Because of this, they have not only the grammatical and formal features, but also lexical. That is why it is necessary to work with a dictionary. The study of parts of speech prepares students to undergo a systematic course of syntax makes learning spelling rules and opens up opportunities to use the grammar lessons in the development of speech of students. Moreover, the enrichment of vocabulary and the mastering of a number of rules of usage. The article discusses the inflected parts of speech. The characteristics of the noun, the adjective, kilitleme, verb, prepositions, conjunctions, particles. The described changes of these parts of speech existing features. The analysis of difficulties faced by students when studying parts of speech.
Keywords: morphology, part of speech, noun, adjective, numeral, verb, prepositions, conjunctions, particles
Изучение частей речи развивает логическое мышление учащихся. Это происходит посредством логических операций. К ним относятся выделение грамматических признаков слов, относящихся к разным частям речи, разграничение видовых и родовых понятий, классификация явлений по тем или иным признакам. Даже при изучении первого параграфа учебника, посвященного частям речи, студент сталкивается:
-с делением частей речи на самостоятельные, служебные и междометия;
-с делением их на такие, которые являются членами предложения и которые членами предложения не бывает [4].
Освоив данный материал, учащиеся знакомятся с делением частей речи еще по следующему признаку. Это признак их изменяемости и неизменяемости. Существует ряд трудностей, которые возникают у студента при изучении частей речи. Задача преподавателя - помочь обучающимся разобраться с материалом. Рассмотрим более подробно, какие же затруднения испытывают студенты:
1) смешение учащимися понятий «часть речи» и «член предложения»;
2) неразличение частей речи в случаях переходности слов из одной части речи в другую (типа столовая, заведующий, боком, возле, мимо и т.п.);
3) неразличение внешне сходных форм (дательного и предложного падежей существительных женского рода с окончаниями -е и -и: стране, воде, линии, тетради, соли; сравнительной степени прилагательного и наречия: был красивее и делал красивее и т.п.) [1].
Данные трудности вполне реально преодолеть на
занятиях. Необходимо раскрывать грамматические понятия, отчетливо усваивать признаки каждого из них, запоминать определения и правила. Всего этого можно достичь при помощи выполнения различных упражнений, как дома, так и в аудитории.
Изучая имена существительные на начальных этапах, преподаватель должен рассматривать в первую очередь следующие аспекты:
1) значение имен существительных;
2) изменения (склонения)
3) способы образования существительных (при помощи суффиксов, приставок, путем сложения основ и т.д.) [5].
Все эти сведения важны не только сами по себе с точки зрения изучения грамматики но они теснейшим образом связаны со многими важнейшими правилами правописания (правописания падежных окончаний -е, и -и, -ом и ем после шипящих; правописание суффиксов -чик, -щик, -ск, -ик, -иц, -ец; слитное и раздельное написание слов типа неправда -не правда, недруг- не друг и т.п.). Поэтому изучение теоретических сведений по разделу «Имя существительное» должно быть организовано так, чтобы грамматические знания учащихся в максимальной степени были использованы в целях формирования и закрепления орфографических и речевых навыков.
В связи с изучением раздела «Имя прилагательное» учащиеся обогащают свои знания в области грамматики, узнают новые важные правила правописания, закрепляют и совершенствуют орфографические и речевые навыки. Необходимо обратить особое внимание на ту роль,
какую играют прилагательные в речи в качестве определений (простых и художественных). С этой целью на уроках литературного чтения преподаватель должен показать учащимся, как при помощи прилагательных достигается более полное и более точное описание явлений природы, характер и поведение людей, их деятельность и т.п. С той же точки зрения на уроках должны быть рассмотрены и письменные работы самих учащихся (изложения и сочинения).
Грамматическая характеристика имени прилагательного по степени ее полноты не может быть одной и той же на разных этапах изучения этого раздела. В ходе занятий по теме она должна постепенно развертываться (усложняться).
При изучении имен числительных, помимо теоретического материала, данного в учебнике, необходимо учитывать - два обстоятельства:
а) большая устойчивость ряда типичных орфографических ошибок, допускаемых студентами при написании числительных
б) широко распространенное в речи учащихся неправильное употребление падежных форм числительных [2].
Работу по усвоению учащимися навыков употребления и правописания числительных надо начинать на начальных этапах обучения и вести ее систематически. Необходимо, чтобы числительные включались в тексты различных письменных работ (диктантов, изложений, сочинений, упражнений по грамматике и орфографии), в устные ответы учащихся. Во время обобщающего повторения пройденного по разным разделам должны быть повторены и числительные (например, при прохождении наречий, при изучении связей слов в предложении). Числительные не должны исключаться и при проведении словарной работы.
Изучение числительных дает преподавателю возможность организовать интересные для студентов наблюдения над языком, работу по анализу состава слов, обогащению словаря учащихся. Так, например, учащихся обычно заинтересовывает рассказ о том, что числительное восемь образовалось из осьм один из един: что и в современном русском языке есть слова в составе которых сохранились эти старые слова (осьминог, единица, единый, единство); что сорок обозначало в прошлом мешок (ср. современное сорочка) с 40 беличьими шкурками меха и служило мерой счета в торговле и т.д. Можно дать учащимся задание подобрать однокоренные слова к числительным и записать их в свои словарики.В работе над числительными необходимо использовать разнообразные письменные и устные упражнения в том числе такие:
1) склонение числительных (в устной и письменной форме);
2) чтение вслух и запись словами на доске и в тетрадях;
3) составление предложений с числительными в разных падежах.
Глагол - один из основных, наиболее важных, трудных и больших по объему материала разделов программы по русскому языку. И не случайно, что на глагол, как и на имя существительное, отводится самое большое количество времени. Без хорошего знания глагола невозможно в дальнейшем усвоение синтаксиса простого предложения, успешное овладение навыками устной и письменной речи; с изучением глагола связано усвоение ряда важных правил правописания.Изучение глагола предполагает усвоение учащимися значительного количества грамматических понятий и определений, частично известных им и частично новых. К знакомым уже понятиям относятся: понятие о глаголе, лице, времени, спряжении, к новым понятиям переходные и непереходные глаголы, виды, неопределенная форма наклонения: изъявительное, сослагательное повелительное, понятие о двух основах глагола, о суффиксе прошедшего време-
ни -л, о суффиксах -ть, ти в неопределенной форме глагола, возвратные глаголы будущее простое и сложное, разноспрягаемые глаголы, безличныеглаголы.
Служебные части речи. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Роль этих частей речи в грамматическом строе русского языка чрезвычайно велика, и изучение их имеет большое значение как с точки зрения изучения грамматики, так и с точки зрения формирования орфографических и речевых навыков. Задачей изучения предлогов является обобщение и закрепление ранее пройденного, т.е. правил о раздельном написании предлогов с другими частями речи, о различении омонимичных предлогов и приставок, о правильном употреблении предлогов в речи.
В порядке углубления сведений о предлогах более обстоятельно освещается вопрос о значениях предлогов и употреблении их с существительными в разных падежах. Это прежде всего предлоги в, на (употребляются с винительным и предложным падежами: в клуб, на столе), с (употребляется с родительным, винительным и творительным падежами: с крыши, с крышу и с крышей), за (с винительным и творительным падежами: за дерево и за деревом) и др. Уроки, посвященные изучению предлога, надо использовать в целях:
-развития речи;
-углубления грамматических значений;
-усовершенствования орфографических навыков учащихся [3].
Учитывая, что в речи многих студентов имеются случаи неправильного употребления некоторых предлогов, преподаватель обязан провести ряд специальных тренировочных упражнений (устных и письменных) на употребление этих предлогов. Ошибки учащихся обычно заключаются:
а) в замене одних предлогов другими («расскажи про меня» вм. Обо мне «думаю за тебя» вм о тебе, «соскучился за тобой» вм. по тебе);
б) в неправильном построении сочетаний с предлогами (не с тем падежом которого требует данный предлог: «согласно правила» вм. согласно правилу, «благодаря хорошей погоды» вм. благодаря хорошей погоде.
в) в неразличении многозначных предлогов («просила за тебя» в значении о тебе и «кричал за тебя» в значении вместо тебя).
При устранении названных речевых и орфографических ошибок существенную помощь могут оказать упражнение типа:
1)Выписать из книг и придумать по два своих примера на употребление предлогов в, на, за, с, под с разными падежами;
2)Из данных преподавателем примеров-предложений выписать сочетания слов с предлогами и придумать с теми же предлогами свои примеры.
3)Выписать из данного преподавателем текста сочетания с предлогами, указать, какого падежа требует каждый из предлогов в данном случае и с какими падежами он может еще употребляться.
4)Выписать из текста слова с одинаковыми предлогами и приставками и придумать собственные примеры на каждый случай.
Союзы. На материале раздела «Союзы» должны быть построены и проведены специальные упражнения по орфографии и и развитию речи. Эти упражнения должны выполнять роль связующего звена между теми, которые выполняются в начальном этапе обучения с последующими.
Здесь в большей мере, чем прежде, должны быть осмыслены понятиях о союзах сочинительных и подчинительных, их различиях в значении и синтаксической роли, проведены упражнения, преследующие цели предупреждения ошибок стилистического характера, связанных с употреблением союзов. Эти упражнения подготавливают студентов к усвоению ими раздела о союзных связях в сложном предложении. Большое значе-
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
79
philological sciences
ние с точки зрения обучения орфографии имеет та груп- тегорий в грамматическом учении В. В. Виноградова -па правил правописания, которой регулируется слитное Красноярск, 1997а. - С. 15-18. написание союзов типа тоже, также, итак, чтобы, зато и
раздельное написание омонимичных сочетаний местои- Статья поступила в редакцию 17.07.2017. мений и наречий с частицами то же что бы, так же, и так Статья принята к публикации 23.09.2017. и предлогами за то).
Серьезно и настойчиво проводимые систематические упражнения в грамматическом разборе предложений с этими словами и сочетаниями должны приучить студентов различать по смыслу значения таких противопоставляемых друг другу пар, как: чтобы и что бы, зато -за то и т.п., что будет способствовать и правильному осмыслению их как частей речи, и более прочному усвоению их правописания.При этом могут быть использованы в качестве вспомогательных методических приемов такие, как: 1) перестановка или опущение слов в предложениях. 2) сопоставление союзов с омонимичными сочетаниями.Следует научить студентов употреблять союзы (в начале абзацев) в качестве способа связи частей сочинения: итак следовательно (при выводе или следствии), которое вытекает из предыдущего изложения); однако, но (при противопоставлении) хотя, как ни, несмотря на... (при определении условия или указания на уступку) и т.д.
Такая работа будет способствовать и развитию навыков речи, и развитию логического мышления учащихся, что является одной из основных целей занятий русским языком.
Частицы, входя в разряд служебных частей речи, занимают среди них особое положение. Это объясняется и особенностями происхождения частиц (выделения их из знаменательных частей речи), и их ролью в словообразовании и формообразовании, и, наконец, особенностями их правописания, многообразием правил правописания и трудностью усвоения многих из этих правил (имеется в виду разнообразие правил правописания частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
В ходе анализа и беседы по теме необходимо показать, что частицы: а) это служебные слова; б) употребляются только с другими словами; в) придают отдельным словам и речи в целом определенные оттенки значения; г) значения частиц разнообразны и устанавливаются из контекста; д.) что среди них нужно различать частицы, которые выражают отношение говорящего к тому, что говорится в предложении, и частицы, при помощи которых образуются новые слова или их формы, и, наконец; е) что частицы по их значению группируются в разряды. Выяснение этих признаков можно начать с известных уже учащимся частиц- то, -либо, -нибудь, бы, ли, же, с которыми они знакомы. Когда изучали местоимения и наречия (неопределенные местоимения типа кто-то, что-либо, кто-нибудь; неопределенные наречия типа куда-то, где-либо, когда-нибудь). Глаголы (образование сослагательного наклонения с частицей бы: сделал бы, пришел бы), союзы (также, тоже, чтобы) и.т.д.
В заключение хотелось бы отметить, что словоизменение является важнейшим разделом морфологии. Обучающимся необходимо тщательно изучать части речи, их признаки и свойства. Это обогащает их словарный запас и дает возможность правильно составлять словосочетания и предложения. Задача же преподавателя - помочь преодолеть трудности в освоении раздела путем различных упражнений и заданий.
СПИОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Виноградов В.В. Русский язык 2-е изд. - М., 1972;
2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М., 1986.
3. Ермакова О.П. Морфология // Под ред. В. А. Белошапковой. - М.,1990. С.219.
4. Милославский И.Г. Морфология // Современный русский язык: Учебник / - М., 1997.
5. Ким И.Е. Морфология классов и морфология ка-_